Общение свойств теопасхитские выражения

Обновлено: 05.11.2024

Теопасхи́тские выраже́ния (от греч. Θεός [Тхео́с, позд­не­греч. Фео́с], Бог и πάσχω [па́схо], стра­даю) – веро­ис­по­вед­ные фор­мулы о стра­да­нии Бого­че­ло­века Иисуса Христа, в кото­рых усмат­ри­ва­ется вза­им­ное пере­ме­ще­ние имён, когда чело­ве­че­ское обо­зна­ча­ется как Боже­ствен­ное, а Боже­ствен­ное как чело­ве­че­ское (пример: «Бог стра­дал на Кресте»).

Напри­мер: «Слово Божие постра­дало плотию и было рас­пято плотию и смерть вку­сило плотию» (3‑й Все­лен­ский Собор) «Един из Троицы плотью постра­дал» (поло­же­ние скиф­ских мона­хов), «Ты был распят, Христе Боже» (тро­парь св. Юсти­ни­ана «Еди­но­род­ный Сыне…»).

Тео­пас­хит­ские выра­же­ния отра­жают вза­им­ное обще­ние свойств Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской при­роды в единой ипо­стаси Иисуса Христа.

Кто именно стра­дал на Кресте? Чело­век или Бог?

Пыта­ясь раз­ре­шить этот вопрос многие впали в ересь. Одни счи­тали, что стра­дал только чело­век, а Бог никак в этих стра­да­ниях не участ­во­вал, и тогда полу­ча­лось, что Иисус на самом деле не был Богом, а был лишь пра­вед­ным чело­ве­ком, отме­чен­ным особой боже­ствен­ной бла­го­да­тью. Такова ересь несто­ри­ан­ства. Другие утвер­ждали, что Гос­подь – это только Бог, чело­ве­че­ское в Нем только види­мость, и отсюда сле­до­вало, что Он на самом деле вовсе не стра­дал на кресте. А раз так – значит, и ника­кого искуп­ле­ния быть не может. Это ересь доке­тизма.

На IV Все­лен­ском Соборе (451 год по Р. Х.) Цер­ковь при­няла такое опре­де­ле­ние: единая Лич­ность Христа содер­жит в себя две при­роды — Боже­ствен­ную и чело­ве­че­скую, кото­рые соеди­нены в Нём «нес­литно, неиз­менно, нераз­лучно, нераз­дельно». Стра­дала не боже­ствен­ная или чело­ве­че­ская при­рода, а Лич­ность Христа по чело­ве­че­ской при­роде. Поскольку Лич­ность Христа есть Лич­ность вто­рого Лица Святой Троицы – Сына Божьего, постольку мы можем гово­рить, что стра­дал на Кресте, как это ни пара­док­сально, Сам Бог.

Исто­рия тео­пас­хит­ских формул

Исто­рия тео­пас­хит­ских формул свя­зана со скиф­скими мона­хами, кото­рые при­были в Кон­стан­ти­но­поль в 519 г. с обви­не­ни­ями в непра­во­сла­вии на своих епи­ско­пов. Между этими мона­хами были выда­ю­щи­еся бого­словы – Леон­тий Иеру­са­лим­ский и Иоанн Мак­сен­ций. Они тре­бо­вали при­со­еди­нить фор­мулу «Един из Троицы плотью постра­дал» (unum de Trinitate crucifixum esse) к опре­де­ле­ниям Хал­ки­дон­ского собора.

Пона­чалу их фор­мула встре­тила про­ти­во­дей­ствие со сто­роны импе­ра­тора Юсти­ни­ана. Но посте­пенно она была под­дер­жана епи­ско­пами и папой, а сам импе­ра­тор в 533 г. не только издал эдикт в ее под­держку, но и стал авто­ром тео­пас­хит­ского тро­паря «Еди­но­род­ный Сыне…». Юсти­ниан точно выра­зил учение об обще­нии свойств во Христе сло­вами: «ни чудеса без плоти, ни стра­да­ния без Боже­ства».

Клас­си­че­ский тео­пас­хизм: «ибо если бы познали, то не рас­пяли бы Гос­пода славы», ибо в Нём оби­тает вся пол­нота Боже­ства телесно… ( 1Кор. 2:8 ).

«3. Если кто-либо гово­рит, что Слово Божие, совер­шав­шее чудеса, не Тот Самый Хри­стос, Кото­рый постра­дал, или что Бог Слово соеди­нился с Хри­стом, рож­ден­ным от Жены, или что в Нем есть как бы бытие, в другом, отлич­ном бытии, и что это не Один и Тот же Гос­подь наш Иисус Хри­стос, Слово Божие, Вопло­щен­ный и став­ший чело­ве­ком, Кото­рому при­над­ле­жат чудеса и стра­да­ния, доб­ро­вольно пре­тер­пен­ные Им во плоти, да будет отлу­чен от сооб­ще­ства верных…
10. Если кто-либо не испо­ве­дует, что Тот, Кто был распят во плоти, Гос­подь наш Иисус Хри­стос, есть истин­ный Бог, Гос­подь славы и один из Святой Троицы, да будет отлу­чен от сооб­ще­ства верных».
Пятый Все­лен­ский Собор

«Если кто-либо не испо­ве­дует, что Тот, Кто был распят во плоти, Гос­подь наш Иисус Хри­стос, есть истин­ный Бог, Гос­подь славы и один из Святой Троицы, да будет отлу­чен от сооб­ще­ства верных».
II Кон­стан­ти­но­поль­ский Собор (V Все­лен­ский)

«Кто не испо­ве­дует Бога Слова постра­дав­шим плотью, рас­пя­тым плотью, при­няв­шим смерть плотью и, нако­нец, став­шим пер­во­род­ным из мерт­вых, так как Он есть жизнь и живо­тво­рящ как Бог, — да будет ана­фема».
cвт. Кирилл Алек­сан­дрий­ский. Изъ­яс­не­ние 12-ти глав, Ана­фе­мат­ство 12

«Хотя Слово Бога Отца бес­страстно и бес­смертно, потому что боже­ствен­ное и непо­вре­жден­ное есте­ство выше стра­да­ния и само все живо­тво­рит и выше тления и всего, что может стра­дать, однако же, будучи тако­вым по суще­ству, Слово Бога Отца усво­ило плоть спо­соб­ную к смерти, дабы посред­ством того, что может стра­дать, взяв на Себя стра­да­ния вместо нас и за нас, изба­вить всех нас и от смерти и от тления, ожи­во­тво­рив, как Бог свое соб­ствен­ное тело и нача­ток умер­шим быв ( 1Кор.15:20 ) и пер­во­рож­ден из мерт­вых ( Кол.1:18 ). Ибо подъ­яв­ший за нас чест­ной крест и вку­сив­ший смерть был не обык­но­вен­ный какой-нибудь чело­век, сам по себе и отдельно от Слова Бога Отца рас­смат­ри­ва­е­мый, но Сам Гос­подь славы стра­дал плотью, по Писа­ниям. А поскольку жела­ю­щие при­ме­ши­вать к правой и непо­роч­ной вере пустые и нече­сти­вые мнения гово­рят, что обык­но­вен­ный чело­век подъял за нас крест, то сде­ла­лось необ­хо­димо ана­фе­мат­ство, откры­ва­ю­щее вели­кость их нече­стия».
cвт. Кирилл Алек­сан­дрий­ский
Изъ­яс­не­ние 12-ти глав, изло­жен­ное в Ефесе, когда Святой Собор потре­бо­вал ясней­шего изло­же­ния их

«Итак, на самом деле были: зача­тие Бога от Девы, Его рож­де­ние, Его сход­ство с нами во всем, Его стра­да­ние, про­по­ведь во тьме и сени (сидя­щим), Его Вос­кре­се­ние и, нако­нец, воз­не­се­ние на небо. Невме­сти­мый, приняв плоть от Марии, опре­де­ляет заклю­читься в деви­че­ском чреве. Бес­пре­дель­ный содер­жится плотью. Неиз­ме­ня­е­мый при­ни­мает чело­ве­че­ский образ. Бес­страст­ный стра­дает по нас и за нас своею плотью. Нераз­лучно пре­бы­ва­ю­щий с Богом и Отцом на земли, по Писа­нию, явися и с чело­веки поживе ( Вар.3:38 ). Непри­кос­но­вен­ный про­бож­да­ется копьем от нече­сти­вых. Бес­страст­ный доб­ро­вольно пере­но­сит для нас крест. Бес­смерт­ный свет под­вер­га­ется смерти крест­ной. Бывши в лоне Отчем, не отка­зы­ва­ется воз­не­стись со Своею плотью на небо».
cвт. Кирилл Алек­сан­дрий­ский. О вопло­ще­нии Бога Слова

«Боже­ствен­ный Логос, будучи весь сущ­но­стью полной, ибо Он есть Бог, и весь – ипо­ста­сью, не име­ю­щей недо­статка, ибо есть Сын, но исто­щив Себя соде­ялся семе­нем Своей плоти, сло­жив­шись с ней неиз­ре­чен­ным зача­тием, и стал ипо­ста­сью для вос­при­ня­той плоти. И посред­ством этого нового таин­ства поис­тине непре­ложно весь став чело­ве­ком, явился Сам ипо­ста­сью из двух природ, нетвар­ной и твар­ной; бес­страст­ной же и страст­ной, и все без исклю­че­ния есте­ствен­ные законы природ, из кото­рых Его ипо­стась, явился при­ме­нив­шим к Себе. Если же суще­ственно принял Он все есте­ствен­ные (из кото­рых естеств Его ипо­стась) законы, при том, что Сам Он стал слож­ным по ипо­стаси от при­ня­тия плоти, весьма мудро учи­тель, дабы не напрас­ными счи­та­лись они, при­ло­жил стра­сти своей Ему плоти (ведь это Его соб­ствен­ная плоть) к сущему по ней поис­тине Богом, страж­ду­щим [в борьбе] против греха».
пре­по­доб­ный Максим Испо­вед­ник
O раз­лич­ных недо­уме­ниях у святых Дио­ни­сия и Гри­го­рия (Амби­гвы к Фоме)

«Пра­во­слав­ный тео­пас­хизм уко­ре­нен не просто в Хал­ки­доне, а в учении о вез­де­су­щих и все­про­ни­ка­ю­щих Энер­гиях Бога.
Ибо, так как Боже­ству свой­ственно про­ни­кать во все и срас­про­сти­раться с есте­ством существ во всякой части (ничто не может пре­бы­вать в бытии, не пре­бы­вая в сущем, соб­ственно же и пер­во­на­чально сущее есть Божие есте­ство, о кото­ром по необ­хо­ди­мо­сти при­нуж­дает верить, что Оно во всех суще­ствах, само пре­бы­ва­ние существ), то от креста, по наруж­ному своему виду раз­де­лен­ного четы­рех­частно, так что от сере­дины, в кото­рой сопря­га­ется он сам с собою, счис­ля­ются четыре конца, науча­емся тому, что во время смерт­ного домо­стро­и­тель­ства на нём рас­про­стерт был Тот, Кто все свя­зует и сооб­ра­зует с Собою, раз­лич­ные есте­ства существ при­водя Собою в единое согла­сие и строй­ность. Ибо в суще­ствах пред­став­ля­ется иное или вверху, или внизу, или мысль идет к тому, что на сто­рон­них пре­де­лах».
cвт. Гри­го­рий Нис­ский. Боль­шое огла­си­тель­ное слово, глава 32

«И тебе же самой душу прой­дет оружие, гово­рил далее Симеон Матери Деве: «яко да откры­ются от многих сердец помыш­ле­ния» ( Лук. 2:35 ), то есть: душу твою, пора­жен­ную изум­ле­нием и стра­хом, как бы прон­зит меч, когда ты уви­дишь Его доб­ро­вольно при­гвож­ден­ным ко кресту и вися­щим среди раз­бой­ни­ков, дабы умерт­вить смерть, коею умерщ­влены были мы, даро­вать нам жизнь и осво­бо­дить чело­века от уз греха, коими его издревле связал диавол. Ибо, как Бог, Кото­рый по при­роде не может ни уми­рать, ни стра­дать был распят на кресте? Как Тот, Кото­рый окру­жен посто­ян­ным сла­во­сло­вием анге­лов, ока­зался среди поно­ше­ний раз­бой­ни­ков? Как Тот, Кто дает пищу всем алчу­щим и питие жаж­ду­щим, пиет желчь и оцет? Каким обра­зом Сама Жизнь, дару­ю­щая жизнь всем любя­щим ее, при­ни­мает смерть, а потом и погре­бе­ние? Ты, Дева, будешь пора­жена, видя это, и твою душу прой­дет оружие. Но ты не оста­нешься в таком состо­я­нии, и меч весьма скоро будет исторг­нут из души твоей. Откро­ются же от многих сердец помыш­ле­ния те, кото­рые не могут вос­при­нять боже­ствен­ные и дивные Твои, Дева, таин­ства и созер­цать небес­ные доб­ро­де­тели».
cвт. Софро­ний Иеру­са­лим­ский († ок. 638 г.). Слово на Сре­те­ние Гос­подне

«Ибо если бы сами они искренно вникли умом в Боже­ство Хри­стово, то не стали бы столько насме­хаться; а напро­тив того, познали бы сего Спа­си­теля миру, познали бы, что в кресте – не вред, но вра­чев­ство твари. Если с явле­нием креста уни­что­жено всякое идо­ло­слу­же­ние, и крест­ным зна­ме­нием про­го­ня­ется всякое бесов­ское меч­та­ние; если еди­ному Христу покла­ня­ются, и чрез Него позна­ется Отец; если про­ти­во­ре­чу­щие посты­жда­ются, и Хри­стос с каждым днем неви­димо пре­кло­няет к Себе души пре­ко­сло­вов; то вправе мы ска­зать языч­ни­кам: как же можно это дело при­знать чело­ве­че­ским, а не испо­ве­дать паче, что Воз­шед­ший на крест есть Божие Слово и Спа­си­тель мира?».
свт. Афа­на­сий Вели­кий. Слово на языч­ни­ков

«Посему, суетна вера ваша; ибо муд­ро­ва­ние ваше подобно муд­ро­ва­нию нече­сти­вых ариан; и худо разу­ме­ете ска­зан­ное: Слово плоть бысть. Слово соде­ла­лось плотию не для того, чтобы Слову не быть уже Словом; но, чтобы Слову быть во плоти, соде­ла­лось Оно плотию: то-есть, чтобы Слову и всегда быть Словом, и иметь плоть, в кото­рой Бог-Слово приял в образе чело­ве­че­ском стра­да­ние и смерть, снис­шедши до гроба и ада, в кото­рой совер­шил Он и вос­кре­се­ние из мерт­вых, пред­ста­вив дока­за­тель­ство плоти, крови и души в соб­ствен­ной и неот­дель­ной плоти, по напи­сан­ному, от семени Дави­дова».
свт. Афа­на­сий Вели­кий
Против Апол­ли­на­рия. Книга 1‑я. О вопло­ще­нии Гос­пода нашего Иисуса Христа

«Нера­зу­мен тот, кто Царю – прис­но­су­щему Божию Слову не воз­дает равно Боже­ской чести с пре­не­бес­ным Отцем; нера­зу­мен и тот, кто Царю-Слову, на земле явив­ше­муся в образе чело­ве­че­ском, не воз­дает равно Боже­ской чести с небес­ным Словом, но отде­ляет или Слово от вели­кого Отца, или от Слова чело­ве­че­ский образ и нашу дебе­лость. Отчего слово было Бог, но стало нашим чело­ве­ком, чтобы, соеди­нив­шись с зем­ными, соеди­нить с нами Бога. Оно обоюду – единый Бог; пото­лику чело­век, поко­лику меня делает из чело­века богом. Будь мило­стив ко мне, язв­лен­ный за меня Все­выш­ний!».
свт. Гри­го­рий Бого­слов. О воче­ло­ве­че­нии

«По при­чине этого-то един­ства лица, кото­рое должно разу­меть по отно­ше­нию к тому и дру­гому есте­ству, и о Сыне чело­ве­че­ском читаем, что Он «сшел с неба», тогда как Сын Божий вос­приял плоть от Девы, от кото­рой родился; и обратно – о Сыне Божием гово­рится, что Он «распят и погре­бен», тогда как Он потер­пел сие не боже­ством, по кото­рому Еди­но­род­ный сове­чен и еди­но­су­щен Отцу, а немощ­ным чело­ве­че­ским есте­ством».
свт. Лев, папа Рим­ский
Окруж­ное или собор­ное посла­ние, писан­ное к Фла­виану, архи­епи­скопу Кон­стан­ти­но­поль­скому (против ереси Евти­хия)

Читайте также: