Фразы на слух на детей с нарушением слуха

Обновлено: 21.11.2024

Основным средством развития слухового восприятия речи у слабослышащих школьников является работа над текстами, и проводится она в строгой системе в соответствии с аналитико-синтетическим методом. В подготовительном и 1 классе сначала необходимо воспроизвести те условия, в которых дети слушали тексты в дошкольном учреждении: их слуховое восприятие должно поддерживаться наглядным материалом картинками, макетами, игрушками и пр. Это будет полезно и для тех, кто не имел дошкольной подготовки. Такое начало станет в некотором роде подготовительным этапом для достаточно сложной работы в дальнейшем. С детьми, в самостоятельной речи которых связный рассказ вообще отсутствует, требуется большая предварительная работа.

Материал поможет, во-первых, выявить примерный уровень слухо-речевого развития ребенка, а во-вторых, с помощью этого материала, учитель начнет обучение ребенка восприятию на слух коротких текстов. На протяжении нескольких занятий в качестве наглядного материала применяется картинка (или их набор) с изображением трех-четырех сюжетов разного содержания. Например, «Мама моет посуду»; «Девочка вытирает посуду»; «Мальчик ставит посуду в шкаф». Эти сюжеты связаны между собой общностью темы (уборка после обеда).

Содержание текстов должно быть написано на отдельных карточках. Порядок работы при использовании такого приема напоминает обычную игру в лото. Перед ребенком располагают набор сюжетных картинок по одной теме. Табличка с текстом находится у учителя. Он на слух предъявляет ребенку слова, словосочетания или фразы, связанные с сюжетом. После верного воспроизведения услышанного и показа соответствующего изображения на одной из картинок, учитель дает ученику карточку, ею ребенок закрывает «отработанную» картинку. Начиная работу, учитель предъявляет на слух слова, как правило, обозначающие героев сюжета, например: мама, мальчик, девочка. На втором уровне на слух предъявляются короткие предложения (предварительно ребенок может сам составить их по картинке, и учитель будет уверен, что за этими фразами ребенок видит содержание).

Например: Мама шьет. Мальчик читает. Девочка пишет.

Далее на слух предлагаются фразы, более длинные и сложные по конструкции, например: Девочка сидит за столом и пишет. Самое трудное задание в такой работе воспринимать на слух фразовый материал, относящийся к нескольким наборам картинок, расположенных перед ребенком. При этом учитель может предлагать фразы, характеризующие не только действия героя, но и второстепенные детали сюжета: «У девочки короткие волосы» и т.п. Работа с этими же картинками (сериями картинок) может стать фрагментом работы первой половины занятия. При работе над произношением попутно можно уточнять словарь, помогать ребенку составлять предложения по содержанию картинки и, в конечном итоге, составить короткий рассказ. Однако текст, раскрывающий содержание картинки, с которой ребенок совсем недавно работал над коррекцией произношения, на слух можно предлагать только по прошествии какого-то времени. Не следует облегчать задачу! Если ребенок справляется с восприятием текстов без зрительной опоры, с ним следует работать без картинки. А если используется картинка, то можно предложить из нескольких картинок выбрать ту, которая иллюстрирует текст, после того, как ребенок услышал его по фразам или на этапе ответа на вопросы. В конце работы картинку можно рассмотреть вместе, чтобы еще раз убедиться в том, как точно ребенок все услышал и пересказал, и порадоваться этому. Предъявленный на слух текст ученик воспроизводит в форме пересказа, устного повторения каждого предложения, или записи под диктовку. При этом выявляются ошибки, которые должны исправляться педагогом на слух. Как правило, работа над текстом идет в течение двух занятий: целью первого является успешное освоение ребенком содержания текста, на втором педагог после напоминания содержания предлагает ответить на вопросы по тексту, выполнить задания, предлагаемые на слух. Особенно сложно воспринимать на слух тексты «трудным» детям. Для них мы описали этот процесс достаточно подробно, с указанием вспомогательных опор. Естественно, необходимо строго соблюдать этапы работы над текстом и с успешным ребенком. Конечно, ему не потребуется предварительная работа, можно не использовать таблички и иллюстрации. Обучение восприятию на слух текстов любой структуры и любого объема проводится в такой последовательности.

1. Текст 1-2 раза предлагается ученику на слух целиком. После каждого предъявления учитель выясняет, что услышал ребенок. При этом важно стимулировать его не бояться вслушиваться в материал любой сложности и, опираясь на узнанную ситуацию (контекст), стараться понять, о чем говорится в тексте. После глобального прослушивания текста выясняется, уловил ли ребенок его основное содержание.

2. Текст читается по фразам, которые, в свою очередь, могут делиться на словосочетания и слова. Ученик слушает текст, предъявляемый ему за экраном последовательно, предложение за предложением. После прослушивания каждого предложения ребенок должен точно, соблюдая данную последовательность слов, повторить фразу. Если ученик не решается полностью воспроизвести услышанное, но учитель понимает, что ребенок близок к точному восприятию, фразу можно повторять до 5 раз. При этом та часть материала, которая услышана и точно воспроизведена, может произноситься учителем без экрана. Например:

Учитель. На деревьях распустились первые листочки.

Ученик. На деревьях листочки.

Учитель. [На деревьях] распустились первые [листочки].

На данном этапе работы над текстом дети могут делать аппликации, зарисовки. В том случае, если используется серия картинок, последовательно располагать их. Подобным же образом предъявляются и другие фразы текста. Работа с каждым предложением, вне зависимости от успешности его восприятия на слух, заканчивается прочтением фразы по табличке. После того как перед ребенком открыт весь текст, педагог предлагает за экраном послушать его название и повторить его. Особо следует сказать о том, как должна выглядеть табличка с текстом. Каждая фраза должна быть написана с новой строки, так как в работе над текстом учитель последовательно открывает фразу за фразой, и та часть текста, которую ребенок не слушал, остается закрытой. Поскольку название текста может служить подсказкой, в большинстве случаев его предлагают на слух после того, как ребенок услышал весь текст. При подготовке таблички следует подумать, как до нужного момента закрывать название текста. Количество орфоэпических знаков в табличке определяется степенью сформированности произносительных навыков детей.

За экраном вновь целиком воспроизводится весь рассказ. На начальном этапе обучения ребенок слушает его, опираясь на лежащий перед ним текст. Поскольку важно и полезно, чтобы ребенок следил за чтением учителя, его нужно приучать к этому. Педагог может договориться с ребенком, что в случае паузы, он будет продолжать чтение сам. После прочтения текста табличка убирается, и ребенок целиком пересказывает текст.

На данном этапе на слух различаются фразы, слова, словосочетания текста в разных комбинациях. В некоторые предложения вносятся изменения (перестановки, дополнения и т.п.). Как обычно, каждая речевая единица повторяется несколько раз. При сохранении затруднений целесообразно либо ограничить «поле выбора» (показать на табличке предложение, из которого взято слово, словосочетание, предъявляющееся на слух), либо обозначить ситуацию, описываемую в предложении словами, указав на картинку, которой была заменена табличка с текстом.

Ребенку предлагается ответить на вопросы и выполнить задания по тексту, воспринятые на слух (при его предъявлении до 3-5 раз). Как обычно, в случае неудачи, вопрос (поручение) повторяется сначала для слухозрительного восприятия, а затем снова на слух. При восприятии на слух вопросов и заданий перед ребенком может быть опора в виде текста рассказа, или сюжетной картинки, макета. При первой возможности от опор в виде картинок, табличек и т.п. следует отказываться, и в этом случае этапы работы с текстом станут более компактными. В дальнейшем речевой материал, связанный с прослушанным текстом и чрезвычайно актуальный для речевого общения, полезно предлагать на слух среди различного по содержанию и объему речевого материала. Закрепление нового по звучанию материала в разнообразных комбинациях способствует обучению ребенка вслушиваться в образец, моделировать высказывание, а не пытаться запоминать его, чтобы потом восстанавливать по памяти.

Кузьмичева Е.П. «Развитие речевого слуха у глухих». М., 1983.

Лаговский Н.М. «Обучение глухонемых устной речи». М., 1911.

Багрова И.Г. «Развитие речевого слуха слабослышащих школьников.

Микаэлъян К.А. «Творческий путь школы» // Сб. Обучение и воспитание тугоухих и позднооглохших детей.

Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом». М., 2003.

Читайте также: