Фразы для начала тренинга

Обновлено: 22.12.2024

Приветствие – неотъемлемая часть общения с людьми, а в тренинге и вовсе обязательный зачин. От того, каким образом в нем будет сказано первое «здравствуйте», зависит, возникнет ли доверие и взаимопонимание в группе, смогут ли ее участники адаптироваться в новой среде и включиться в работу.

С особой тщательностью стоит продумать начало тренинга для сотрудников. Что греха таить - те часто бывают принудительно «пригнаны». Без создания располагающей к обучению атмосферы «пленные» сразу проявят сопротивление и попытаются сорвать занятие. Первые упражнения тренинга - на приветствие участников – помогают снять эмоциональное напряжение и оказывают профилактическое действие, предотвращая развитие «острых состояний» в самом начале обучения.

Способы приветствий

Процесс приветствия и его содержание должны быть интересны участникам, и не производить впечатления формальной и скучной процедуры. Обычно его проводят в игровой форме и совмещают с представлением участников. Даже если все они между собой знакомы, так они узнают интересы друг друга и быстрее сближаются. Да и тренеру тоже нужно познакомиться с командой - чтобы дать старт процессу создания позитивных эмоциональных установок.

По содержанию приветствия бывают речевыми и неречевыми. Среди последних выделяют бесконтактные (жест рукой, кивок головой, поклон, реверанс) и контактные (рукопожатие, объятие). В упражнениях техники часто совмещают – участники тренинга озвучивают приветствие, одновременно демонстрируя приветственный жест. Зоркий глаз тренера тем временем подмечает - кто был инициатором более тесного контакта, проявлял изобретательность, а кто попытался самоустраниться.

Порядок выполнения упражнений может быть разным. В малочисленных группах приветствия передают по общему кругу. Большую аудиторию объединяют в малые команды, каждый участник которой по очереди приветствует остальных.

На первом занятии

Перед продолжительной и серьезной работой необходимо создать комфортные условия - представить участников друг другу и немного расслабить их.

Яркие бейджи. Всем участникам предлагается вырезать цветные карточки, и яркими маркерами или фломастерами написать на них свои имена - так, как они желают, чтобы к ним обращались на протяжении всей сессии, и закрепить их на одежде. Имена могут быть настоящие (Миша, Михаил), или придуманные (Нео). Можно использовать прозвища – так, как называют друзья (Михалыч). Форма карточек может быть любой – ромб, облако, сердце и пр.

Затем каждый участник по очереди произносит свое имя – как ему нравится, и демонстрирует жест руками. Остальные хором называют его и приветствуют, копируя движение рук.

Парное интервью. Разные вариации этого упражнения помогают узнать интересы товарищей по обучению и сократить дистанцию между ними.

Вариант 1. Участники объединяются в пары (можно по принципу «карусели») и расспрашивают товарища о том, что он рассчитывают получить от участия в тренинге, какие свои качества ценит, что у него лучше всего получается, что он любит, какие у него устремления, предмет его гордости, о чем никому не рассказывает.

Затем один из пары усаживается на стул, а второй, стоя у него за спиной, «играет» его – рассказывает о партнере от первого лица (по 1 минуте). Остальные могут задавать уточняющие вопросы стоящему. По окончании каждого выступления тренер уточняет у сидящего – верно ли угадал ответы «двойник», и просит описать чувства, испытанные во время высказываний партнера.

Вариант 2. Ведущий записывает имена обучаемых на доске (неплохо - интерактивной).

В течение 1,5 минуты участники общаются между собой (в паре), изучая интересы товарища по обучению и пытаясь найти между собой что-то общее. Затем каждый выходит к доске, соединяет свое имя с именем партнера линией, записывает над ней слово, обозначающее общий интерес (например, оба играют в футбол). Желательно провести 3-4 раунда общения.

«Здравствуй, ты представляешь…» С этой фразы можно начать приветствие на тренинге для сотрудников одной организации – она отлично снижает уровень сопротивления. Пускай каждый по очереди обратиться с ней к своему соседу, описывая какой-нибудь связанный с работой занимательный и забавный эпизод.

«Мое герб». Упражнение на самопрезентацию участников – также неплохой и достаточно показательный вариант начала корпоративного тренинга.

Все обучаемые получают по листу бумаги (А4) – его нужно разделить на 4 части и заполнить каждую символами, которые будут обозначать ответы на 4 вопроса:

  1. Что я ценю в себе.
  2. Чем горжусь.
  3. Что делаю лучше всего.
  4. Мое увлечение.

Излагать свои мысли нужно с помощью сочетаний различных символов, эмблем, фигур, предметов и прочих опознавательных знаков, которые, по мнению каждого конкретного участника, лучше всего выражают его особенности.

По окончании творческой части упражнения (а она займет не более 10 минут) участники берут готовые плакаты и расходятся по аудитории – чтобы представиться и рассказать о себе и своем гербе партнерам по обучению.

Чтобы между собой пообщалось наибольшее количество людей, каждый участник, закончивший общение с предыдущим товарищем, ищет другого, выкрикивая «Свободная касса!» и выбрасывая правую руку вверх. Продолжительность общения с каждым партнером - 30 секунд.

По завершению все рисунки размещаются на доске.

«Мое дерево». Напоминает предыдущее упражнение, но вместо герба участникам предлагается изобразить дерево, плоды которого символизируют цели, стволы – достижения, а корни – события, приведшие на настоящее место нынешней работы (можно - к выбору нынешней профессии).

«Барахолка». Вполне обычные на вид предметы помогут получить первое впечатление друг о друге. Каждый участник выбирает один предмет из набора (слайд), предложенного ведущим.

Затем по очереди называет свое имя и выбранный предмет, и отвечает на вопросы:

  • почему выбран именно этот предмет;
  • какое он имеет к нему отношение;
  • как этот предмет связан с темой занятия.

Связи могут быть самыми смелыми - фантазии участников никак не ограничиваются.

Многонациональный привет. Здесь много места фантазии.

Совсем юным и молодым участникам можно предложить стать в круг и разделиться на 3 равные группы – «европейцы», «японцы», «африканцы». Далее представители каждой этнической группы по одному обходят круг и приветствуют другие народности своим способом:

  • европейцы жмут руки;
  • японцы кланяются,
  • африканцы трутся носами.

Более зрелую возрастную группу можно взбодрить приветствиями на разных языках. К этому моменту тренеру нужно подготовиться заранее, и написать карточки с подсказками.

Каждый член группы тянет карточку и приветствует своих соседей слева и справа на иностранном языке. Можно выполнить упражнение и в другом режиме – участники тренинга свободно бродят по аудитории, здороваются за руку и произносят выпавшее приветствие.

Необычные рукопожатия. Типичный способ приветствия деловых людей в тренинге имеет много модификаций. Можно предложить членам группы:

  1. пожать руки как можно большему числу людей за фиксированное время, и определить чемпиона по рукопожатию (называет тренер);
  2. поздороваться двумя руками с двумя участниками одновременно, так, чтобы руки все время были в работе: опустить руку разрешается только тогда, когда найдется тот, кто тоже готов поздороваться. Пожать руки друг другу должны все участники группы. Выполняется без слов;
  3. побродить по комнате, приветствуя каждого встречного - пожимая руку и называя свои имена. Важно, чтобы все участники подошли друг к другу – потом каждый должен будет назвать своих партнеров по имени.

Локотки, коленки, поцелуи. В группе знакомых между собой участников простое русское пожатие рук можно дополнить взаимным касанием:

  • правых локтей;
  • левых коленок;
  • затылков;
  • спин.

Если позволяет программа дня и целевая аудитория, можно задать «карнавальное» настроение и продолжить приветствие:

  • реверансом – как французские короли;
  • громким топотом ног – как африканские слоны;
  • подмигиванием друг другу;
  • трехкратным поцелуем с фразой «Ба! Какие люди!».

После упражнения желательно выяснить, как изменилось эмоциональное состояние членов группы.

Пожелание на сегодняшний день. Стоя в кругу, участники бросают мяч тому, кому хотят что-то пожелать, и высказывают свое пожелание – короткое, в одно слово. Важно, чтобы мяч «облетел» всех.

В последующие дни

Во второй (а в больших группах – и в третий) день командной работы участники продолжают узнавать друг о друге все новые сведения. В группе устанавливаются более доверительные отношения. Самое время вспомнить имена всех присутствующих и то, что происходило на первом занятии – чтобы усилить групповую сплоченность.

«Здравствуй, уважаемый…» Этими словами, с улыбкой и чувством радости, первый участник обращается к соседу справа, называет его по имени, и дополняет приветствие любым движением. А тот приветствует и называет уже своего соседа с правой стороны, повторяет жест предыдущего участника, и дополняет его своим, и так по кругу.

«Кто говорит?». Выбирается доброволец, который становится спиной к группе. Остальные свободно расходятся по залу в разных направлениях, и по очереди задают ему любые интересующие вопросы. Тот по голосу узнает говорящего – называет его имя, и отвечает на вопрос. Это упражнение целесообразно, когда все имена уже выучены.

Хорошо знакомым участникам можно предложить угадать друг друга по рукопожатию. Водящий игрок усаживается в центре, закрывает глаза, кладет руки на колени раскрытыми ладонями вверх. Остальные подходят к нему в свободно порядке, кладут руки ему на ладони. Задача добровольца не из легких – узнать, чья рука.

«Поймай мяч». Группа вместе с ведущим становятся в круг. Тренер «держит» в руках воображаемый мяч; демонстрируя его вес и размеры, перебрасывает кому-то из участников, приветствуя его и называя по имени: «Привет, Таня, поймай мой мяч!». Поймав мяч, Таня бросает его товарищу: «Привет, Миша, лови мой мяч», а тот передает дальше.

Когда мяч побывает у каждого, участники начинают «перебрасывать» друг другу разные предметы – конфету, горячую картошку, апельсин, шоколадный батончик и пр. По характеру выбранного объекта вполне можно судить об отношении участников друг к другу. Важно, чтобы движения бросающего и ловящего соответствовали называемому предмету.

«Что нового?» Это упражнение полезно проводить в начале нового дня тренинга. Сидя в кругу в кругу, участники всматриваются один в одного - что изменилось в облике товарища в сравнении со вчерашним днем, в каком он расположении духа, как проявляют себя. После 3 минут сравнений первый участник бросает мяч одному из партнеров и озвучивает, что нового он в нем увидел. Мяч должен побывать у всех участников.

В тренинге с продолжительностью более двух дней и перерывами между занятиями стоит выработать коллективный ритуал приветствия. Например, открывать каждый новый день образовательного мероприятия хоровым проговариванием речевок. Можно комбинировать их с невербальным действием (рукопожатие каждого с каждым), или начинать занятие просто - с подъема сцепленных рук, касания плеч или ступней друг друга.

В длительно работающей группе можно придумать два взаимодополняющих ритуала, например, раскрывающее движение рук в начале, а смыкание ладоней «по-восточному» - по завершению дня. Они будут символически отделять занятие от предыдущего и последующего «кусочка» жизни группы, и поддерживать общность участников.

Таким образом, упражнения на приветствие помогают участникам тренинга познакомиться, разговориться и немного раскрыться – насколько они сами того желают. Тем самым они, помимо прямого предназначения, развивают некоторые важные навыки, в частности коммуникабельные. А если еще кого-то или что-то изображать надо – способствуют активизации навыков креативности и подключению «творческого» полушария. Возможность задавать вопросы побуждает быть внимательными друг к другу. Сближаясь, расслабляясь и настраиваясь на творческую волну, участники обучения «разминают» мозги и заряжают «батарейки», настраиваясь на плодотворную работу.

Читайте также: