Фраза переход от обучения к учению

Обновлено: 04.11.2024

Принципы обучения – это основные дидактические положения как всей системы обучения, так и по отдельным учебным дисциплинам.

Они вытекают из общих принципов дидактики, то есть принципов, определяющих требования к содержанию, методам, средствам, организационным формам учебной работы в соответствии с общими целями и закономерностями процесса обучения.

Скаткиным М.Н. сформированы следующие дидактические принципы, которых придерживается большинство педагогов:

1) воспитания и всестороннего развития в процессе обучения;

2) научности и посильной трудности;

3) сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли преподавателя;

4) наглядности обучения и развития творческого мышления;

6) перехода от обучения к самообразованию;

7) связи обучения с реальной жизнью;

8) фундаментальности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся;

9) положительного эмоционального фона обучения;

10) коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Принципы обучения с годами непрерывно развиваются, так как зависят от теории и практики обучения и их целей и задач. Остановимся коротко на некоторых из перечисленных выше принципах обучения.

1. Принципы системы развивающегося обучения предложил и экспериментально доказал их эффективность Занков Л.В.

Эти принципы состоят в следующем:

1) обучение ведется на высоком уровне трудности;

2) изучение учебных дисциплин в процессе обучения осуществляется быстрым темпом;

3) ведущая роль при учебе отводится теоретическим знаниям;

4) проводятся мероприятия по осознанию обучающимися процесса учения;

5) ведется работа над развитием способностей всех обучающихся.

2. Особое значение имеет для химии принцип научности. Требования к обучению, вытекающие из этого принципа, Зорина Л.Я. объединила в три основные группы:

1) соответствие учебных и научных знаний;

2) ознакомление учащихся с методами научного познания;

3) создание у учащихся представлений о процессе познания.

3. Принцип активности выдвигает необходимость формирования научных знаний на основе самостоятельного анализа конкретных явлений, предметов, процессов. При этом следует стремиться к тому, чтобы учащиеся овладели логическими методами самостоятельного формирования понятия, чтобы каждое понятие и обобщение стали инструментом для дальнейшего познания окружающего мира.

Активное усвоение знаний и развитие самостоятельности мышления происходят тогда, когда в ходе учебного процесса ставиться познавательная задача, возникает проблема, обдумывание которой побуждает поиск новых решений.

4. Принцип наглядности. Наглядность и наблюдение натуральных объектов служат возникновению знаний об объективном мире, дают убежденность в их истинности. Кроме того, в любом акте наглядного обучения восприятие всегда связано с абстрактным мышлением. Это приводит к индивидуальным обобщениям, в которых учащиеся обычно активны.

5. Еще один важный принцип - принцип системности.

Зорина Л.Я. показала связь этого принципа с принципами научности, сознательности и в подчинении ему – принципа систематичности.

Под системностью знаний она понимает такое качество некоторой совокупности знаний, которое характеризует наличие в сознании ученика структурных связей, адекватных связям между знаниями внутри научной теории, а под систематичностью – "такое качество знаний, которое характеризует наличие в сознании обучающегося содержательно-логических связей между отдельными компонентами знаний".

6. Принцип перехода от обучения к самообучению важен именно потому, что в последние годы смена научных понятий происходит крайне быстро и если раньше прочность знаний связывалась с возможностью дословного воспроизведения текста, то в настоящее время – как понимание и овладение приемами мышления на основе развития познавательных сил учащихся при усвоении содержания обучения.

7. Зайцев О.С. считает, что в список принципов обучения должен быть введен принцип межпредметных связей. Он вытекает из требования научности обучения и формирования системных знаний.

Этот принцип связан с принципом связи обучения с жизнью. При обучении химии, как непрофилирующей дисциплины в высшей школе, этот принцип должен находить свое отражение и как определяющий содержание изучаемой дисциплины и, что не менее важно, как мотив для изучения непрофилирующей дисциплины.

Главная дидактическая функция межпредметных связей – последовательное отражение в содержании естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе. Поэтому в процессе обучения химии в средней школе межпредметные связи способствуют решению трех главных дидактических задач:

1) повышению научности и последовательности учебной информации;

2) стимулированию познавательных интересов и активного отношения к усвоению знаний;

3) воспитанию научных убеждений.

8. Принцип положительного эмоционального фона обучения близок по своему характеру с принципом мотивации – стимулированию положительного отношения учащегося к учению. Этот принцип предполагает создание преподавателем и всем ходом учебного процесса таких качеств обучаемых, как энтузиазм, увлеченность, потребность в знаниях, интерес к учению. При этом особая роль отводится личности преподавателя.

Зайцев О.С. особое внимание уделяет принципу гуманизации образования. Он рассматривает этот принцип, как совокупность содержания и методик обучения, учитывающих человеческую природу обучаемых, повышающих ценность обучаемого как личности, ставящих на первое место мотивы человеколюбия и справедливости.

Негуманным Зайцев О.С. считает:

1) ненаучное обучение;

2) легкое обучение, обучение должно быть трудным, но доступным;

3) обучение, которое не связано с жизнью, "не учит возможности приспосабливаться к постоянно и быстро изменяющимся условиям научной жизни", не учитывающее экологические проблемы.

Применительно к методам и формам обучения Зайцев О.С. высказывает следующие взгляды на этот принцип:

- Гуманистически ориентированная лекция это не чтение по конспекту, а монолог, переходящий в диалог или полилог с сидящими в аудитории.

- Гуманистически ориентированный семинар – не только решение задач, но и дискуссия о нерешенных проблемах.

- Лабораторный практикум – это практикум не по устаревшей прописи типа алгоритма, а научная работа, моделирующая современное научное исследование.

Негуманным является, по его мнению, и выполнение лабораторной работы в одиночку, так как человек приспособлен эволюцией к коллективной работе.

Читайте также: