Односторонняя единица языка принадлежащая либо плану выражения либо плану содержания

Обновлено: 04.11.2024


сферы общения - быт, религия, культура, гос. устройство, право, образование, наука.

письменная речь присутствует, но не во всех сферах общения.

нет языкового единства, наблюдается сильное влияние диалектов, отсутствует единая форма языка.

охватывает все сферы деятельности человека.

существует во всех формах.

единый письменный и устный литературный язык, развившийся на исконной почве.

Территориальные Х обладают различиями в звуковом строе, грамматике, словообразовании, лексике. Эти различия могут быть небольшими, так что говорящие на разных диалектах данного языка понимают друг друга. Х других языков так сильно отличаются друг от друга, что общение между говорящими на разных диалектах затруднено или невозможно.

2) Соединённое написание двух и большего числа букв, передающих один звук, например польск. sz, cz, нем. sch.

К Х написаниям относятся:
1) написание приставок, оканчивающихся на з (из-, воз-, вз-, низ-, раз-, роз-, без-, чрез-, через-) с буквой с перед глухими согласными и с буквой з перед всеми другими согласными и перед гласными (издать - исписать, возносить - воспевать, вставать - взбираться, низложить - ниспровергнуть, раздать - распространить, бессловесный - бездорожье, чрезвычайный - чересполосица);

2) написание буквы А в безударной приставке раз- (рас-), несмотря на то, что под ударением в этой приставке пишется о (разда׳ть - ро́здал, расписа׳ть - роспись, рассказывать - россказни, рассы́пать - россыпь);

3) написание буквы ы после приставок на согласный (исключая приставки меж-, сверх- и заимствованные приставки) перед начальной буквой и корня (ср.: предыстория - поискать - сверхинтересный).

1) написание безударных гласных, проверяемых ударением: (в корнях слов: водный - вода - водяной - наводнение; в служебных морфемах: от-мель и от-бой, мудр-ец и стар-ец, на стол-е и на стул-е).

2) написание звонких и глухих согласных на конце слова (луг- луга, лук- лука) и в корне слова перед согласными (лавка - лавок, сковородка - сковородок);

3)написание проверяемых непроизносимых согласных (поздний - опоздать, лестный - лесть);

4) написание приставок на согласный, исключая приставки на з (отдать как отловить, надстроить как надломить и т. д.);

2) написание слов (чаще заимствованных) с непроверяемыми безударными гласными а, о, е, и, я (сапоги, лаборатория, панорама, коллектив, обоняние, винегрет, дирижер, дефицит, интеллигент, смятение, месяц, заяц и т. д.);

3) написание корней с чередующимися гласными а/о, е/и (заря - озарение - зори; загар - загорать - пригарь и др., кроме слов с разным значением, типа макать — вымокнуть, подровнять — выровнять);

4) написание букв и, е после букв ж, ш и ц (как известно, звуки [ж], [ш] были мягкими до ХІV века, а [ц] - до ХVІ века): шесть, жесть, лыжи, ширина, шиповник, цель, целый, квалификация, цитата, цирк и др.
написание двойных согласных в корнях заимствованных слов (килограмм, коралл, шоссе, барокко, антенна, ассимиляция и др.);

1) наличие или отсутствие буквы ь у слов с основой на шипящий (наличие ь у слов женского рода: дочь, печь, рожь, мощь; отсутствие ь у слов мужского рода: страж, марш, плащ);

2) написание букв о или ё для разграничения имен существительных и глагольных словоформ (ожог, поджог - имена существительные и ожёг, поджёг - глаголы в форме прошедшего времени мужского рода);

3) написание некоторых корней с чередующимися гласными, выбор которых определяется семантикой слова (ср.: макать перо в чернила - вымокнуть под дождем; подровнять (сделать ровным) - выравненный (сделанный равным);

4) написание приставок пре-, при- также зависит от семантики слова (ср.: предать друга - придать форму, преемник (последователь) - приемник (аппарат));

Читайте также: