Фраза недирективной помощи детям сделай кораблик

Обновлено: 21.11.2024

Недирективная помощь – партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между воспитателем и детьми, пpинятиe их чyвcтв. Чаще всего она используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей. Понятие недирективной помощи первоначально рассматривалось в

контексте недирективной игровой психотерапии, методики которой разработали зарубежные исследователи (В. Экслайн и Г. Л. Лэндратом).

В каких ситуациях ребенку нужна недирективная помощь. Если понаблюдать за детьми в

группе, у некоторых из них можно заметить снижение эмоционального фона, скованность движений, ситуативную тревогу. Все это характеристики ситуативного дискомфорта.

Именно такое состояние требует недирективной помощи и поддержки со стороны воспитателя. Примеры ситуаций свидетельствуют о том, что недирективная помощь в

самостоятельной деятельности может быть направлена на то, чтобы ребенок осознал собственные интересы, вошел в уже возникшую совместную игру, понял причины ситуативного дискомфорта и определил, как из него выйти. Примеры ситуаций, когда детям нужна недирективная помощь

Жора П. (5,5 лет) пытается построить красивый замок из

настольного конструктора, но из - за несформированности конструктивных умений несколько раз терпит неудачу. Это вызывает насмешки нескольких мальчиков, которые рядом строят многоэтажный торговый центр.

Алена З. (4 года 2 месяца) стоит неподалеку от играющих в «Поликлинику» девочек и

с интересом наблюдает за ними. Воспитатель замечает интерес Алины и предлагает девочкам принять ее в игру. Девочки не слышат обращение взрослого.

Миша М. (3,5 года) в ходе самостоятельной деятельности подходит к игровым уголкам берет машинку, несколько раз прокатив по группе, бросает ее около кукольного уголка. Потом садится на стул, начинает рисовать. Через несколько секунд, увидев, что Женя К. взял брошенную им машину и начинает играть, бежит и пытается отнять игрушку.

Воспитатель, который видит подобные ситуации,может задаться вопросом: «Всегда

ли надо помогать ребенку?Не приведет ли это к обратному эффекту: росту зависимости от взрослого?». Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, многое зависит от

индивидуально - типологических особенностей, предыдущего социального опыта ребенка и самой образовательной ситуации. Чтобы выяснить, знают ли ваши воспитатели, когда нужно оказывать недирективную помощь ребенку, и правильно трактуют это понятие, проведите анкетирование.

Понятие «помощь» воспитатели ассоциируют с педагогическим воздействием и

прежде всего с предварительным обучением, передачей знаний, формированием навыков, которые обеспечивают успех ребенка в разных видах деятельности. На вопрос «Когда нужно оказывать недирективную помощь ребенку?», педагоги отвечают, что она нужна в

затруднительных для малыша ситуациях и адаптационный период.

Таким образом, анализ результатов анкетирования выявил противоречия в

том, как воспитатели понимают недирективную помощь. С одной стороны, они осознают значимость и отмечают ряд важных педагогических функций недирективной помощи детям, а с другой – не могут определить, когда и как ее оказывать.

Какие задачи решает воспитатель, когда оказывает недирективную помощь

Когда воспитатель оказывает недирективную помощь, прежде всего он развивает у

ребенка самостоятельность и инициативность.Самостоятельность в игровой деятельности проявляется в умении дошкольника организовать игру: придумать игровой замысел и

реализовать его, создать или изменить предметно - игровую среду, определить место и

время игры, выбрать партнеров и способы взаимодействия с ними. Кроме

того, самостоятельность проявляется в умении анализировать собственные возможности

и возможности партнеров по игре. Еще одна задача недирективной помощи предупредить возможные проблемные ситуации в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы, а также в ходе выбора и организации индивидуальной деятельности детей.

Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка. Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности. Какие приемы недирективной помощи и поддержки может использовать воспитатель Когда ребенок находится в

ситуации эмоционального дискомфорта, воспитатель должен выстраивать с ним педагогическое общение поэтапно. Такой подход имеет непосредственное отношение к

оказанию недирективной помощи и поддержке. С начала воспитатель выясняет значи

мые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру). Затем оказывает дошкольнику эмоциональную

поддержку – обсуждает совместно с ним возникшую ситуацию. На следующем этапе воспитатель обучает ребенка способам самостоятельного выхода из ситуации дискомфорта – предлагает поиграть с кем - то еще в группе (возможно, с тем, кто также находится в ситуации эмоционального дискомфорта).

Чтобы поддержать спонтанную игру детей, можно использовать несколько

приемов. Например, перед возникновением самостоятельной игры воспитатель совместно с детьми обсуждает ее тему и сюжет. Чтобы поддержать их интерес к игровой деятельности, педагог условно обозначает на «Доске желаний» кто, где и с кем хочет играть. Также можно обогатить предметную среду условными предметами, обсудить с

детьми и внести в нее маркеры пространства, макеты, которые они самостоятельно

В процессе проигрывания роли воспитатель может создать проблемную ситуацию, обратиться к детям за помощью или организовать неожиданное появление «волшебных многофункциональных предметов» в «Секретной коробке» или «Волшебном сундучке».

Обогатить впечатления детей, которые они потом отразят в игре, поможет эмоциональный рассказ воспитателя или кого - то из дошкольников на тему «Как я играю». После можно предложить детям обсудить с партнерами по игре дальнейшее развитие сюжета и нарисовать его. Также дошкольники могут оценить на «Доске желаний» свое участие в игре с помощью условных обозначений (кружков разного цвета, смайликов с разным эмоциональным состоянием). Шесть принципов, на которых строится недирективная помощь

1. Принцип диалогичности – совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.

2. Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил.

3. Принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.

4. Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать уверенность в

5. Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции

и ребенка от собственных усилий, когда он решает какую - либо образовательную ситуацию.

6. Принцип развивающейся субъектности. Девизом этого принципа может быть высказывание М.Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Детям о родном крае» Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Патриотизм.

Консультация для педагогов и родителей «Расскажите детям о терроризме» Что такое терроризм? Это одно из самых страшных преступлений. Цель террористов – убить за один раз как можно больше людей или захватить.

Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.

Консультация для родителей «Как рассказать детям о 12 июня — Дне России» Консультация для родителей: «Как рассказать детям о 12 июне?» -День России» День России — это один из самых «молодых» государственных праздников.

Консультация для родителей «Как читать детям» Консультация для родителей «Как читать детям». Выполнила: Евдокимова Ирина Николаевна, Воспитатель МБДОУ детский сад №176 г. Ульяновска.

Консультация для родителей «Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибок» Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибок Давайте вспомним себя в детстве. Наши бабушки и дедушки, мамы и папы постоянно заставляли нас.

Консультация для родителей «Как привить любовь к природе детям» Консультация для родителей на тему «Как привить любовь к природе» В настоящее время огромный интерес к изучению экологических процессов,.

Консультация для родителей «Как рассказать детям о Великой отечественной войне?» МБДОУ ДС № 46 «Светлячок» Консультация для родителей Как рассказать детям о Великой отечественной войне? Подготовила: Кузнецова Ирина.

Консультация для родителей «Как правильно читать детям» 1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на.

Читайте также: