Фраза единый план ада уже есть плод высокого гения принадлежит

Обновлено: 04.11.2024

На сломе тринадцатого и четырнадцатого веков Флоренция подарила миру двух величайших гениев, Данте и Джотто, поэта и художника, которые кординально изменили всю мировую литературу и искусство.

Данте в своей «Божественной комедии» изобразил ад, чистилище и рай, как если бы он сам там побывал и видел всё своими собственными глазами. А Джотто в свою очередь изобразил евангельские события так живо и точно, как если бы он был их свидетелем.

Это было невероятно ново и смело. Однако оба сделали это настолько гениально, что им нельзя было не поверить. Наверно, поэтому их не сожгли. Их творчество стало рождением в недрах средневековья будущей литературы, живописи, театра и кино, точнее их главных принципов.

Так что Данте и Джотто это "патриархи", потомками которых стали творцы ренессанса, барокко, классицизма, романтизма, синтементализма, реализма и сюрреализма, а "Божественная комедия" и падуанская капелла дель Арена*, расписанная Джотто - являются двумя священными "инкунабулами" последующего культурного развития человечества.

"Божественную комедию" будут иллюстрировать Сандро Боттичелли, Густав Доре, Эжен Делакруа, Уильям Блейк, Вильям Бугро, Сальвадор Дали. Огюст Роден создаст "Врата ада", которые будут отлиты в 1917 году.

А.С. Пушкин, выучит итальянский, чтобы прочитать "Божественную комедию" и напишет два подражания дантовскому «Аду» : «И дале мы пошли…» и «Тогда я демонов увидел чёрный рой.» «Единый план Дантова «Ада» есть уже плод высокого гения» - скажет русский поэт.

Н.В. Гоголь замыслит композицию своей поэмы "Мёртвые души" по принципу дантовской. Первый том будет аналогом "Ада". Второй том, аналог "Чистилища", сгорит в огне, что само по себе очень символично.

Оноре де Бальзак, под влиянием Данте, назовёт свои романы "Человеческой комедией".

П. И. Чайковский создаст симфоническую фантазию «Франческа да Римини». Скульптура «Поцелуй» Родена будет навеяна тем же сюжетом.

Ференц Лист сочинит симфонию «Данте», а так же «Фантазию-сонату по прочтении Данте».

Ю.К. Олеша напишет поэму "Беатриче", по мотивам этого великого произведения.

Чтобы показать живую связь Данте с последующими поколениями литераторов, в качестве примера приведу восхищённое описание Олеши одной из сцен дантовского «Ада»:

«Будем помнить: Данте спускается в Ад живой — не в качестве тени, а именно живой, таким же человеком, каким был у порога Ада, на земле. Все остальные — тени, Данте — человек. <. >

Бесы, то и дело попадающиеся на пути Вергилия и Данте в виде отдельных групп — своего рода пикетов, дозоров, — сразу же замечают, что Данте живой, что он человек. У-у, как им хочется его схватить! Однако не решаются: мешает присутствие Вергилия — для них загадочное, неясное, но какое-то, безусловно, ответственное, властное. Если бы не Вергилий, Данте несдобровать! Данте это понимает и смертельно боится бесов, которые на него прямо-таки ярятся.

И вот оба они, и мертвый поэт, и живой, вдруг сбились с пути. Вергилий встревожен, что касается живого поэта, то тот в ужасе: в самом деле, ведь провожатый его, в любую минуту отозванный почему-либо высшей силой, — может исчезнуть! Он останется один! Один в Аду — где сами имена ужасающи: город Дит, «злые щели»!

Так сказать, ориентиром для Вергилия служил мост. Вот тут он и должен быть, этот мост. Моста, однако, нет. Может быть, с самого начала было взято неверное направление? Пикет бесов — просто подлая пьяная банда — оказывается тут как тут.

— Тут есть поблизости мост? — спрашивает Вергилий.
— Есть! — отвечает один из бесов.
Надо помнить, между прочим, что они крылатые. Представьте себе эту дюжину крылатых уродов, которые, отвечая Вергилию, перемигиваются. Да, да, именно так Данте и пишет: они перемигиваются!
— Есть мост! Вот там! Туда идите!

Моста нет и там (он вообще разрушен), но бесам хочется навести на обоих путников панику, окончательно сбить их с пути. У бесов, кстати говоря, имеются клички. Как у воров и убийц — клички! И они издают похабные звуки. Изображают, говорит Данте, «трубу из зада».

Данте видит эти перемигивания бесов, точно оценивает смысл их поведения — однако что поделаешь! Вергилий следует по пути, указанному бесами, и не находит моста…
У меня нет под рукой книги, и я не могу вспомнить, чем окончилось приключение… Я только приведу ту необычайную мотивировку, которую изобрел автор для объяснения, почему не оказалось моста. Он обвалился во время того землетрясения, которое произошло в Аду, когда туда спустился Христос!

Какая мощь подлинности!

Неудивительно, что, встречая Данте на улицах Флоренции, прохожие отшатывались в священном страхе:

— О, Боже мой, он был в Аду!» (Ю. К. Олеша)

«Боже мой, здесь целый пожар фантазии! Уже не говоря о точной и нежной поэзии, о грустных фразах, об удивительных эпитетах… » (Ю. К. Олеша)

Что касается Джотто, то о нём очень хорошо рассказала Паола Волкова в цикле передач "Мост над бездной" (Джотто "Поцелуй Иуды"). Она есть на Youtube.


-------------------
* Другие названия: Капелла Скровеньи, церковь Святой Марии Милосердной.

© Copyright: Владислав Плеханов, 2021
Свидетельство о публикации №221061500826 Рецензии

Какое красочное произведение - «Божественная комедия»! А я ее не читал. Надеюсь, она есть в аудио варианте. Хотелось бы послушать в качественном исполнении. Читать глазами утомительно, они у меня, бедные, не знают отдыха. Спасибо, Владислав, за то, что напомнили о шедевре Данте!

Вы мне подбросили интересную мысль. Я сам уже давно хочу не почитать, а послушать Данте. Тем более, что "томика" Данте у меня дома нет. Жаль, что Олеша не пересказал "Божественную комедию" полностью. Без его помощи трудно увидеть и прочувствовать всю красоту и тайный психологизм этого произведения.

С теплом и уважением.

это ссылки на скачивание и прослушивание в онлайн.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: