Формы выражения гражданского общества

Обновлено: 21.11.2024

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Формы государственного правления


Парламентская
Парламентская
Дуалистическая

Монархия– форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Признаки:

- Существование единоличного главы государства, пользующегося своей

властью пожизненно (царь, король, император, шах).

- Наследственный порядок преемственности верховной власти.

- Представительство государства монархом по своему усмотрению.

- Юридическая безответственность монарха.

Абсолютная монархия – форма правления, при которой все ветви власти сосредоточены в руках монарха, чья власть ничем не ограничена (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ).

Петровский воинский устав: «… Самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен».

Конституционная(парламентская) монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена парламентом (конституцией).

(Англия, Дания, Испания, Швеция, Норвегия, Япония).

Характерные черты парламентской монархии:

- правительство формируется из представителей определённой партии (партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- власть монарха является символической;

- правительство несёт ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Дуалистическая монархия характерна для стран, в которых молодая буржуазия вынуждена делить власть с феодалами (практически изжила себя)

(Кайзеровская Германия 1871 – 1918 гг.).

Характерные черты дуалистической монархии:

- юридически и фактически власть разделена между

правительством, формируемым монархом, и парламентом;

- правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним;

- монарх выражает интересы феодалов, а правительство – интересы буржуазии и других слоёв населения (Иордания, Кувейт, Марокко).

Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Признаки:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

- преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Президентская республика – разновидность формы государственного правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства (США, Мексика, Колумбия, Венесуэла).

Парламентская республика – форма государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту(ФРГ, Италия, Индия, Турция, Ливан).

Смешанные формы правления сочетают в себе признаки президентской и парламентской республик (Франция, Россия, Польша, Болгария).

Своеобразная форма правления сложилась в Швейцарии: функции главы государства и правительства осуществляются коллегиальным органом – Федеральным советом, который избирается парламентом в составе 7 членов. Председатель совета – президент, избираемый сроком на 1 год поочерёдно из состава его членов. Высшая законодательная власть принадлежит Федеральному собранию (Национальный совет и Совет кантонов). Законы принимаются только с согласия обоих советов.

Правовое государство – реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе – идея ограждения человека от насилия со стороны государства, гарантирование индивидуальной свободы и основополагающих прав человека.


В правовом государстве исключается диктатура какого–либо класса, партии, группировки, бюрократии; происходит свободное соревнование общественно-политических организаций в конституционных рамках. Здесь высшим авторитетом является закон. Его соблюдение должно быть свято, а наказание за пренебрежение им неотвратимо. Вся сила государственной власти, вся мощь общественного мнения, все возможности средств массовой информации направляются на защиту закона.

Черты правового государства:

1. всеобщность права, его распространение на всех граждан, на все организации и учреждения;

2. свобода и права других как единственный ограничитель свободы индивида;

3. мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучии;.

4. правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;

5. разделениезаконодательной, исполнительной и судебной властей приединстве их действий;

6. наличие развитого гражданского общества;

7. взаимная ответственность государства и личности (разрешено всё, что не запрещено).

Условия, необходимые для создания правового государства:

1. демократичность и открытость законодательного процесса;

2. общественный контроль в рамках закона за деятельностью исполнительной власти;

3. независимость суда и прокуратуры, повышение их статуса в обществе;

4. создание современного государственного аппарата, формируемого на конкурсной основе, подконтрольного в рамках закона представительным органам и общественности.

Правовое государство – составная часть гражданского общества.

В гражданском обществе действуют нормы общечеловеческой морали и моральных заповедей, отдающих приоритет добру, справедливости, состраданию, милосердию, благотворительности. Преодолеваются искусственные барьеры между людьми различных убеждений. Развивается идейный плюрализм, соревнование мысли.

Гражданское общество – это общество, в котором есть ответственность власти и народа по выполнению взаимных обязательств поддерживать закон и порядок, соблюдать при обоюдном согласии сторон права государства, граждан и их объединений.

Гражданское общество есть вся совокупность межличностных, семейных, общественных, культурных, религиозных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвлённая система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

Характерные признаки гражданского общества:

1.наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

2. развитость и разветвлённость демократии;

3.правовая защищённость граждан, равенство всех перед законом;

4.высокий уровень гражданской культуры.

Формы выражения гражданского общества:

1. политические партии и лоббистские организации, создаваемые при законодательных органах;

2. общественно - политические организации и движения;

3. союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды;

4. научные и культурные организации, спортивные общества;

5. муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы;

6. Независимые средства массовой информации.

Функции гражданского общества:

1. независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан;

2. гражданское общество способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы;

3. защита граждан и их объединений, их интересов и потребностей от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов.

Идея гражданского общества восходит к Древней Греции и Риму, но возникает оно в эпоху промышленной цивилизации в рамках развития западной демократии.

Этапы развития гражданского общества:

1.Либерально - демократическая концепция:

- отстранённость государства от социальных проблем;

- жёсткое противоборство основных классов буржуазного общества;

- использование государственной власти в интересах могущественных финансовых и промышленных групп.

2. Социал-демократическая концепция:

- государство ориентировано на социальную сферу;

- осуществление через социальную политику социальной защиты малообеспеченных слоёв населения, перераспределения доходов и т.п.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое государство? Каковы его признаки?

2. Охарактеризуйте признаки государства и факторы его возникновения.

3. Каковы функции государства?

4. Охарактеризуйте формы государственного правления, их основные признаки.

5. Сравните абсолютную и конституционную монархию, президентскую и парламентскую республику. В каких странах они существуют?

6. Что такое правовое государство? Каковы его черты и условия для его создания?

7. Что такое гражданское общество? Каковы его характерные признаки и формы выражения?

Литература:

1. Азаров А. Я. Права человека. Новое знание.– М., 1995.

2. Боер В. Я. и др. Правовое государство: Идея, концепция, реальность. – СПб., 1996.

3. Борисов Л. П. Политология. Учебное пособие. – М., 1994.

4. Гордон Л. А. Социально–экономические права человека: содержание, особенности, значения для России. //Общественные науки и современность, 1997, № 2.

5. Каменская Г. В., Родионов А. Н. Политические системы современности. – М., 1994. Гл. 3.

6. Общая теория прав человека. Отв. ред. Е. А. Лукашёва. – М.,1996.

7. Поздняков Э. А. Философия политики. Ч.1. – М.,1994. Гл.II.

8. Политология. Учебник для вузов. Под ред. М. А. Василика. – М., 1999. Гл. 10.

9. Права человека: История, теория и практика. – М., 1995.

10. Президент – Правительство – исполнительная власть: Российская модель. – М., 1997.

11. Социальное государство и защита прав человека. – М., 1994.

12. Тихомиров В. А. Государство на рубеже столетий. //Государство и право, 1997. № 2

13. Унпелев А. Г. Политология: власть, демократия, личность. – М., 1994. Ч. VI. Гл. I.

14. Чиркин В. Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. – М., 1995.

Читайте также: