Формы административной деятельности полиции как объективное выражение ее сущности
Обновлено: 22.12.2024
Административная деятельность полиции, как и любая другая деятельность, имеет определенное внешнее выражение, т.е. осуществляется в каких-либо формах.
Под формой административной деятельности полиции понимается внешне выраженное действие полиции или отдельного сотрудника полиции, осуществленное в рамках компетенции, определенной административным законодательством.
Многообразие задач и функций административной деятельности полиции обуславливает существование различных форм этой деятельности, предусмотренных правовыми нормами. Формы закреплены в законодательстве, которое определяет правовой статус полиции, в положениях, уставах, инструкциях и других актах, регламентирующих ее административную деятельность и ее субъектов.
Классифицировать формы административной деятельности полиции можно по различным основаниям. Наиболее важной является классификация форм административной деятельности по вызываемым юридическим последствиям. По этим основаниям их можно подразделить на правовые, неправовые, иные юридически значимые действия.
Правовые формы административной деятельности полиции вызывают наступление юридических последствий, т.е. возникновение, прекращение или изменение административно-правового отношения, под которым понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. К правовым формам относятся издание актов управления, совершение иных юридически значимых действий – документирование правонарушений, составление процессуальных документов. В отдельных случаях полиция участвует в договорных отношениях, и заключение договора (например, о совместной охране общественного порядка) выступает правовой формой деятельности.
Правовые формы классифицируются по содержанию, целенаправленности, способу выражения.
По содержанию правовые формы административной деятельности подразделяются на нормотворческую и правоприменительную.
Нормотворческая форма деятельности практически не применяется, т.к. нормотворчество относится к компетенции органов внутренних дел.
Правоприменительная форма административной деятельности заключается в действиях субъектов по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе нормы административного права конкретных вопросов и жизненных ситуаций. Она включает: а) установление субъектом применения нормы фактических обстоятельств дела; б) выбор, отыскание соответствующей нормы права; в) уяснение смысла и содержания нормы, т.е. её толкование; г) принятие по делу решения, индивидуального акта; д) исполнение акта применения нормы права.
Правоприменение, в зависимости от характера разрешаемых дел и вопросов, свойств правовых норм, может носит правоустанавливающий (регулятивный) характер или осуществляться в форме правоохраны.
Правоустанавливающая (регулятивная) форма используется для разрешения конкретных дел организационного, управленческо-распорядительного характера (например, назначение на должность), для реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц (например, выдача гражданину лицензии на право приобретения охотничьего оружия, регистрация автомототранспортного средства, и др.).
Правоохранительная форма осуществляется посредством охраны урегулированных юридическими нормами общественных отношений в сфере административной деятельности полиции, обеспечивается их неприкосновенность. Осуществляется охрана личности, ее прав и свобод, защита законных интересов граждан и юридических лиц. Применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовые иные юридические обязанности.
По способу выражения правовые формы делятся на:
– конклюдентные, например, жесты или указания регулировщика.
Словесные формы, в свою очередь, подразделяются на устные и письменные. Несоблюдение обязательной формы может повлечь признание действий субъектов недействительными или оспоримыми. В ряде случаев законодатель с использованием той или иной формы принятия управленческого решения связывает наступление определенных юридических последствий.
Основной административно-правовой формой решения стоящих перед полицией задач является издание правовых актов управления.
Правовой акт управления представляет собой одностороннее, властное, основанное на законе волеизъявление должностного лица полиции, направленное на установление административно-правовых норм или изменение административно-правовых отношений в целях достижения задач, стоящих перед полицией.
Управленческие акты органов внутренних дел (полиции) можно классифицировать по различным критериям.
По юридическим свойствам их можно подразделить на:
1) нормативные акты, рассчитанные на длительное применение и неопределенный круг лиц;
2) индивидуальные акты, рассчитанные на конкретное лицо и решающие индивидуальные административные дела, например, постановление о наложении административного наказания, носят ярко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) характер;
3) акты смешанного характера, содержащие в себе черты нормативного и индивидуального актов, например, приказ о создании отдела полиции в структуре соответствующего ОВД районного уровня, с одновременным назначением конкретного лица его начальником.
К неправовым формам административной деятельности полиции относятся действия, которые не влекут наступления юридических последствий. Они подразделяются на материально-технические (делопроизводство, материальное, информационное, правовое и иное обеспечение) и организационные формы (совещание, инструктаж, проведение занятий, налаживание взаимодействия, распространение передового опыта).
Посредством материально-технических действий производится подготовка всевозможных справок, обзоров, ориентировок, размножение различных материалов, хранение и оформление документов, ведутся картотеки на определенные категории лиц, осуществляется хозяйственное и техническое обслуживание подразделений и служб, выдача, прием табельного оружия, специальных средств принуждения и специальных технических средств. В большинстве случаев порядок осуществления перечисленных действий и операций урегулирован нормами права[30], а сами они входят в число служебных обязанностей сотрудников полиции.
В ходе внутриорганизационных действий до адресата доводится необходимая управленческая информация, осуществляется непосредственное взаимодействие субъекта и объекта управления. Сущность внешнеорганизационных действий состоит в привлечении граждан и общественных объединений к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности путем разъяснения сущности и значения правовых актов, проведения отчетов сотрудников перед населением, участия в собраниях трудовых коллективов.
Иные юридически значимые действия выступают в качестве необходимого условия для наступления указанных в законе правовых последствий. К ним можно отнести: проведение личного досмотра, изъятие вещей и документов, составление протокола об административном правонарушении, проведение контрольно-надзорных мероприятий и др.
По степени регламентации формы административной деятельности полиции можно разделить на:
а) процессуальные, т.е. такие действия, которые строго регламентированы процессуальным законодательством, например производство по делам об административных правонарушениях, лицензирование отдельных видов деятельности и предоставление государственных услуг (выполнение государственных функций);
б) непроцессуальные, т.е. действия, которые не требует строгой регламентации, например, проведение собраний, обобщение и распространение передового опыта и др.
По сфере применения формы административной деятельности полиции подразделяются на:
а) внешние формы, т.е. это действия, направленные в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от органов внутренних дел, например, составление протокола об административном правонарушении;
б) внутренние формы, т.е. действия, регулирующие внутриорганизационную деятельность аппаратов, служб, подразделений и отдельных сотрудников ОВД, например, издание приказа о назначении на должность.
Если внешневластная деятельность полиции осуществляется только в правовых формах, то внутриорганизационная деятельность может осуществляться как в правовых, так и в не правовых формах.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Читайте также: