Формирование вопросительных высказываний у детей с онр

Обновлено: 04.11.2024

В дошкольном возрасте происходит количественная и качественная динамика развития детских вопросов. По тому, как ребенок задает вопросы можно судить, какие стороны действительности доступны детскому мышлению, выявляют уровень его осведомленности, являются важнейшим средством активного приобретения новых знаний. Поэтому важно поддерживать у детей стремление задавать вопросы и развивать умение их задавать.

В старшем дошкольном возрасте ребенок способен задавать не только устанавливающие вопросы, но и вопросы-гипотезы, обращать их как к другому лицу (взрослому, так и самому себе. Они задают вопросы, отражающие интерес к слову, языку, проявляя лингвистические интересы.

Однако ученые отмечают, что познавательная активность в форме вопросов к этому возрасту снижается, т. к. дети не владеют способами формулирования произвольных вопросов. Особенно это проявляется в ситуациях, требующих познавательной активности, где часто вместо вопросов следует описание ситуации.

Поэтому необходимо не только дать детям модели вопросительных предложений, но и ввести их в различные коммуникативные ситуации (разные условия общения, разные виды деятельности, виды деятельности, собеседники).

Свою работу по формированию вопросительных высказыванийстрою следующим образом:

1. Ввожу в активный и пассивный словарь слово «вопрос». Даю детям инструкции типа «задай вопрос», «спроси», «узнай».

Играем в игру «Узнай, что в коробке?: «Ты хочешь узнать, что лежит в коробке? Чтобы узнать, какой предмет находится в коробке, нужно задавать вопросы. Можно задавать вопросы, какие захочешь, я на них буду отвечать, и ты сможешь догадаться, что там лежит». Если ребенок действовал методом перебора вариантов (выдвижения конкретных гипотез относительно помещенного внутрь коробки предмета, предлагаю перечень вопросов,представляющих собой готовый алгоритм поиска ответа: «Спроси у меня – для чего нужен этот предмет? что с ним делают? из чего он сделан? какой формы? какого размера? какого цвета?».

2. Учу различать «вопрос» и «не вопрос».

Играем с детьми в такие игры, как "Вопросительный знак"

Цель. Закреплять навыки узнавания вопросительных предложений с вопросительным словом, знакомить с вопросительным знаком.

Материал. Карточки с изображением вопросительного знака.

Педагог произносит текст. Дети, когда слышат вопросительное предложение, показывают карточку.

Описание. Педагог произносит текст. Каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько вопросительных предложений он отметил в тексте.Использую такие тексты:

- Кто там бродит у реки?

- Это наши кулики.

- А чего они хотят?

- Накормить своих ребят.

У сынка на горлышке Все промокли перышки, От того, что, не спросясь, Сунул клювик прямо в грязь---

«Лиса и собаки»

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.

Собаки её догоняли, но она ушла в нору.Сидит лиса в норе и говорит:

- Ушки, ушки, что вы делали?

- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

- Ножки, ножки, что вы делали?

- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

- Глазки, глазки, что вы делали?

- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

- А ты хвост, что делал?

- Я по пням, по кустам цеплялся.

- А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.

Яма. Автор О. Григорьев

— Ну, я пошел домой!

Конфеты. Автор О. Григорьев

А тут навстречу мне

А они из шоколада?

- Да, они из шоколада.

- А вон ту, а ту, а эту…

А вот эта, а вон та…

Игру "Вопрос-ответ" провожу с целью совершенствования навыков выделения вопросительных предложений без вопросительного слова, а также для того, чтобы учить дифференцировать на слух различные виды мелодики.

Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака - по количеству детей.

Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга - "точки", другая - "вопросительные знаки". Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки.

При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово.Например: "Кошка поймала мышку?" -"Кошка поймала мышку".

3. Далее необходимо научить детей использовать в речи вопросительную интонацию. С этой целью мы играем в такие игры как «"Вопросы", "Составь схему"

«Вопросы»

Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка.

Описание. Педагог произносит вопросительные предложения, а дети, дирижируя рукой, показывают повышение мелодики на вопросительном слове и ее понижение к концу предложения.

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики, развивать речевой слух.

Материал. Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной вверх из верхнего левого угла, - по количеству детей.

Описание. Педагог произносит текст, каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько вопросительных предложений он отметил в тексте.

4. Затем необходимо тренировать детей в постановке общих вопросов.Для этого играем с детьми в такие игры как:

Все ли мы увидели?

Материал: картинка с изображениями различных предметов, фишки (пуговицы, мелкие предметы и т. п.).

«Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Задавать вопросы мы будем по картинке. Посмотрите внимательно на нее. Подумайте, какие вопросы можно задать по этой картинке, чтобы не упустить ничего из того, что на ней изображено.Только действует такое правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается».

Дается время на обдумывание (1-2 минуты). Далее дети задают вопросы. Педагог включается в процесс, если они задают в основном стереотипные вопросы, - это делается для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать, что педагог – равноправный участник игры («Можно я тоже задам вопрос?»). Дальше дается формулировка вопроса по картинке.

По окончании подводится итог: кто больше получил фишек, тот и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участников, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что в следующий раз у них все получится.

Вопрос – ответ.

Материал: две разные игрушки, незнакомые детям, фишки.

Дети делятся на две команды. Каждой дают игрушку и одинаковое число фишек (10-15). Педагог инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование. Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить ее детали.Потом команды обмениваются игрушками: одна будет спрашивать об игрушке все, что захочет; другая – отвечать. Если команда не сможет ответить на какой-то вопрос, я забираю фишку. Выиграет команда, у которой останется больше фишек».

Время для рассматривания – 3-4 минуты. Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями. По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы, ни в коем случае не порицать. В конце игры подсчитывается оставшееся число фишек.

Учимся задавать вопросы

Материал: карточки с символами, обозначающими ту или иную формулировку вопроса, фишки, какой-нибудь предмет, например, машина (у предмета должны быть части разной формы, разного цвета).

Педагог привлекает внимание детей: «Посмотрите, какая у меня машина. Сегодня мы будем задавать вопросы, но непростые, а по карточкам. Когда я покажу вот эту карточку (что, нужно задать вопрос, который начинается со слова «Что?». Когда покажу карточку с контуром треугольника, нужно спрашивать, какой формы. Если покажу карточку с цветным треугольником,спросите у меня: «Какого цвета?». За каждый вопрос дается фишка. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. Всем понятно? Если что-нибудь забудете, я буду напоминать».

Далее педагог по очереди поднимает карточки с разными символами. В конце подводится итог. Отмечаются успехи всех детей, даже если они не смогли набрать очень большое число фишек. В этом случае желательно выразить уверенность в том, что в следующий раз они обязательно смогут задать много вопросов.

В ходе игр с детьми выясняется, понимают ли они различные вопросительные слова. Если работа ведется в системе и целенаправленно, то как правило, дети не испытывают затруднений. Важна также совместная работа логопеда, воспитателя и психолога. Воспитатель закрепляет полученные навыки в процессе повседневного общения. Во время прогулок воспитатель проводит подвижные игры, направленные на развитие слухового и зрительного внимания. Это такие игры,как:

Игра «Самые внимательные»: взрослый произносит команды, которые дети должны выполнить. К примеру, «земля» - руки вниз, «вода» - руки в стороны, «воздух» - руки вверх, «огонь» - руки вытянуты вперед.

Игра «У кого колокольчик?»: дети передвигаются по кругу, звоня в колокольчик. В центре круга находится ребенок с завязанными глазами. Он должен внимательно прислушиваться, откуда доносится звук?Взрослый командует: «Колокольчика не слышно!». После этого, дети останавливаются, и ребенок с завязанными глазами показывает направление, где сейчас находится колокольчик.

Игра «Съедобное и несъедобное»: взрослый называет предмет и бросает мяч ребенку. Если предмет съедобный, ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбивает.

Игра «Летает, плавает или прыгает»: взрослый называет животное, птицу или рыбу, а ребенок должен своими движениями их изобразить.

Игра «Запретное движение»: взрослый показывает движения, которые дети должны повторять. Кроме одного, показанного заранее. Ребенок, который повторит «запретное движение», прекращает игру.

Игра «Поезд»: дети, выстроившись по кругу, изображают движение поезда. Взрослый управляет «поездом» при помощи карточек. Красная – остановка, синяя – движение в обратную сторону, желтая – авария, зеленая – «поезд» ускоряет ход.

Игра «Хлопки» : дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог условливается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2 – 3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

Психолог занимается с детьми психогимнастикой, направленной на развитие чувства эмпатии, отношений партнерства.

Таким образом, специально организованная работа, создание мотивационной базы, развитие внимания, использование невербальных компонентов высказывания, позволяют стать ребенку более инициативным, что в свою очередь позволит полноценно сформировать в речи детей вопросительные высказывания и использовать их в общении со взрослым и сверстниками как в детском саду, так и в школе.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста Многие исследователи (Алексеева М. М., Бородич А. М., Максаков А. И., Ушакова О. С.) выделяют воспитание звуковой культуры, как одну из важных.

Формирование мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста Проблема подготовки детей к школьному обучению является в настоящее время одной из актуальных в педагогической теории и практике. Всё больше.

Формирование предложно — падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР У детей с нормальным речевым развитием предлоги в устной речи особых затруднений не вызывают. У детей с ОНР предложно - падежные конструкции.

Формирование проектных умений у детей старшего дошкольного возраста Концепция модернизации современного образования определяет обеспечение качества образования как основную главную задачу образовательной.

Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР Папка передвижка для родителей. 1 лист Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.

Консультация «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Дети 5-6 лет должны знать и уметь: 1. Количество и счет *знать образование чисел второго пятка; *знать что такое порядковый счет и считать.

Формирование гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ. Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем. Бездумное потребительство природных.

Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать представления о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста посредствам проблемного.

Читайте также: