Философия является теоретическим выражением культуры общества

Обновлено: 22.12.2024

Слово «философия» образовано от двух греческих корней. «Филио» означает любовь, устремление, а «софия» – знания и мудрость. То есть, философия – это любовь и стремление к мудрости и знаниям.

Философия - это наука, которая занимается поиском и исследованием этих общих черт всего окружающего мира в целом. Если любая другая наука изучает определенную область или часть мира, философия охватывает весь мир. Поэтому мы и говорим, что она - наука обо всем. Но не обо всем вообще, а только о самых главных чертах, основных признаках мироздания. Таким образом, философия - это наука обо всем, наука о главном.

Она рассматривает бытие человека и его взаимоотношения с окружающим миром, формирует мировоззрение людей. Это своеобразное познание мира, которое позволяет выработать направление того, куда дальше двигаться, в том числе и всем другим отраслям человеческого знания.

В чем заключается специфика философского знания и ее отличие от научного?

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

1. имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

2. однако не является научным знанием в чистом виде.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

· имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

· носит предельно общий, теоретический характер;

· содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

· во многом субъективно - несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

· Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.

· является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

· изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

· имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

· испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

· в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

· опирается на категории - предельно общие понятия;

· неисчерпаемо по своей сути;

· ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

Какие основные вопросы составляют проблему «смысла жизни»?

Проблема смысла жизни стала, по словам Г. Гейне, «проклятым» вопросом философии и истории. Человека всегда интересовала проблема поиска смысла жизни. Ответ на этот вопрос пытались предложить и религия, и философия, и психология. Но всегда, когда казалось, что ответ на этот вопрос найден, появлялась иная проблема. А как, и при каких условиях человек может достичь вершин развития своих духовных, интеллектуальных и физических возможностей. Сегодня на пороге третьего тысячелетия человечество вновь задается этими вопросами: в чем смысл жизни человека и человечества? Зачем мы приходим в этот мир – чтобы сделать его лучше и осмысленней или увеличить своей индивидуальной судьбой бессмыслицу окружающей жизни?


Как Вы понимаете смыслообразующую роль философии в культуре?

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Философия является теоретическим фундаментом культуры и в то же самое время - ее, культуры, наивысшим осознанным выражением. Не случайно Гегель, а за ним и Карл Маркс называли философию "цветком культуры нации".

Под культурой понимается вся совокупная творчески созидательная деятельность человека и продукты этой деятельности, т. е. все то, что не является чисто природным предметом и явлением, а так или иначе преобразовано, видоизменено человеком. В состав культуры входит весь мир преобразованных либо заново созданных самим человеком предметов, орудий и средств, в окружении и с помощью которых протекает человеческая жизнь, в отличие от образа жизни и среды обитания всего остального живого мира. Культура — это все то, что отличается от естественного, природного мира, что несет на себе больший или меньший отпечаток следов и продуктов человеческого воздействия на естественный, природный мир, в котором разворачивается жизнедеятельность человека, в том числе его разумно-волевой активности.

С этой точки зрения предметом философии является анализ так называемых универсалий культуры, т. е. ее всеобщих характеристик, свойств, выражаемых в предельно общих понятиях — категориях или универсалиях. Этот подход весьма продуктивен, так как открывает новые горизонты развития философской мысли. Он только начал формироваться и потому еще не приобрел систематически продуманного и развернутого обоснования. Здесь прежде всего необходимо пояснить, что мир человеческой культуры при всем его несомненном своеобразии — это все-таки, грубо говоря, некоторая надстройка над природным миром, вырастающая из его глубинных оснований и питающаяся ими. Поэтому философия и при новом подходе в конечном счете как была, так и остается учением о предельных основаниях бытия вообще и человеческого бытия в первую очередь. Нецелесообразно ограничивать ее только рамками сферы человеческой культуры. Природа всегда была и остается предпосылкой и фундаментом всей человеческой активно-преобразовательной деятельности. С учетом этого сохраняет всю свою значимость традиционное понимание философии как особой формы духовной деятельности человека, претендующей на выработку целостной универсальной картины бытия, теоретического ядра мировоззрения, взгляда на мир в целом. Орудием, средством и мостиком, ведущим к достижению этой цели, является культурно-творческая деятельность человека во всем ее богатстве и многообразии.5

Читайте также: