Это классика это знать надо откуда фраза

Обновлено: 22.11.2024

Когда дозвонившийся в студию программы «Zвездо4ат» телеканала «A-One» телезритель попросил присутствовавшего тогда в качестве гостя Владимира Епифанцева рассказать о фильме «Зеленый слоник», то актер, смутившись и подолгу подбирая слова, ответил невнятно. И первым, что отметил Епифанцев тогда, было: этот фильм вызывает чувство стыда после просмотра.

Действительно, снятый в 1999 году Светланой Басковой «Зеленый слоник» будто был создан специально для того, чтобы стать скандальным, вызывая у зрителей водопад разнообразных эмоций. Наблюдая за действием на экране, остаться равнодушным просто невозможно. Впрочем, обо всем по порядку.

«Зеленый слоник» не стоит рассматривать, как одну из картин Светланы Басковой — некий этап ее творчества, — поскольку фильм стал гораздо популярнее режиссера. Едва ли кто-то слышал о Басковой ничего при этом не зная о «Зеленом слонике». Да и сама картина не являет собой нечто выдающееся для своего режиссера. Все фильмы Басковой отличаются грязью и трэшем, не говоря уже о практически неменяющемся актерском составе.

«Зеленый слоник», как уже ясно, — трэш. Жесткий, кровавый, с обилием обсценной лексики и пошлости. В фильме затрагиваются не то чтобы запретные темы, но темы, которые в обычной жизни просто не придет в голову затрагивать. Вы часто думаете, например, о копрофагии? А в «Зеленом слонике» она присутствует.

Вообще, картину можно разделить на две части. Правда, нет четкой границы между двумя этими частями, но вот то, что первую из них часто называют «более-менее нормальным фильмом» — говорит о многом.

Поначалу фильм действительно более-менее нормальный. Происходящее на экране не несет какой-то особой смысловой нагрузки и почти не развивает сюжет. Герои фильма (в большей степени один из них) просто разговаривают, вспоминая истории из жизни. При этом рассыпают крылатые фразы с постоянством героев Ильфа и Петрова. Кстати, актеры очень здорово справляются со своими ролями, даром что все в этой картине актеры-любители, кроме Владимира Епифанцева, который, к слову, дебютировал тогда в кино. И пусть весомая доля абсурда и безумия присутствует уже вначале, все же фильм пока что более-менее нормальный. Особенно нормальный он на фоне того, что будет происходить дальше.

Начало второй части картины обычно определяют, как тот момент, когда начинается сцена с копрофагией. Фильм из веселой безумной матерщины превращается в мерзкое неприятное зрелище. И дальше все становится только хуже. Творящаяся на экране вакханалия безумства уже не выглядит смешной. Грязь и пошлость просто льются с экрана, заставляя зрителя брезгливо кривиться и усиливая желание «переключить канал». И так до самого конца.

Естественно, что, как и в любом артхаусе, в «Зеленом слонике» начинают выискиваться тайные смыслы, представление чего-либо через образы и остроумные метафоры на нашу действительность. Но вряд ли в этом фильме напрочь отсутствует грязь ради грязи. И пусть даже сама госпожа Баскова что-то говорила о том, что это протест против милитаризма и в частности против чеченской кампании, хотя первая, к моменту начала съемок, уже закончилась, а вторая — еще не началась; в фильме слишком много ненужной жестокости и чернухи. Кстати, стоит отметить, что все действие происходит на гауптвахте, а все четыре героя фильма — офицеры российской армии.

Есть в картине еще две очень слабые стороны: сюжет и операторская работа. Сюжета в принципе вообще нет. У зрителей в голове ни разу не возникает предположения относительно концовки, потому что просто не понятно к чему все идет. Нет и развития характеров персонажей, их отношения между собой просты как три рубля и практически никак не меняются от первой и до последней минуты. Зрителю остается просто сидеть и смотреть, преодолевая нарастающее желание выключить.

Что касается операторской работы, то ее даже слабой не хочется называть. Она никакая. Фильм позиционируется как любительский, но иногда родители детские утренники своих детей снимают профессиональнее. И дело совсем не в том, что «Зеленый слоник» снят именно на любительскую кинопленку. Он во многих сценах снят еще и «с руки». Даже больше — с трясущейся руки. А все эти планы: на подбородок актеров, на темный угол, в котором ничего не происходит, на спину кого-то из героев… Даже при наличии сильного желания оправдать оператора язык не повернется назвать все это хитрым термином «авторский замысел». А оператор еще и смех в некоторых сценах сдержать не может, вторгаясь в происходящее.

И вроде бы можно на этом закончить и просто похоронить картину, но есть один вопрос: откуда у фильма появилась армия поклонников? Причем, армия-то немаленькая. В Интернете фильм снискал огромную популярность, а фразы из него до сих пор часто можно встретить на просторах Всемирной паутины, а иногда и в реальной жизни. Есть люди, которые специально многократно пересматривали фильм и наизусть знают все реплики героев.

Ответить на этот вопрос трудно. У фильма есть положительные стороны, как то: уже названная хорошая игра актеров, достаточно живые диалоги, простота и ненавязчивость, что в данном случае тоже является плюсом. Но вот может ли это перевесить обилие минусов? Или все поклонники фильма психически нездоровые люди? Наверное, никто не решится точно ответить на этот вопрос. Тем более что и сами поклонники картины в большинстве своем пожимают плечами и отшучиваются фразой из фильма, отвечая на вопрос: что вам нравится в «Зеленом слонике»?

Как итог: «Зеленый слоник» — фильм, который не стоит советовать никому. Реакция на него неоднозначна и непредсказуема. Картина способна как понравиться врагу, так и разрушить многолетнюю дружбу. Если хотите посмотреть — смотрите. Но не говорите потом, что вас никто не предупреждал.

Поддержите DARKER!

Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!

Читайте также: