Это экономический показатель нормы в натуральном или стоимостном выражении
Обновлено: 21.11.2024
18 февраля 2021
Ключевые экономические показатели предприятия: как рассчитать и анализировать
Специалист департамента внутреннего контроля аудиторско-консалтинговой группы «Листик и Партнеры»
Есть руководители, которые могут эффективно управлять своим бизнесом, руководствуясь только лишь своей интуицией, и решающие все проблемы с помощью денег. Есть руководители, которые, не имея достаточно собственных средств, берут кредиты в банке под большие проценты, влезают в долги и в последствии прогорают достаточно быстро. А есть руководители, которые умеют оперировать имеющимися данными об экономических показателях своего предприятия, с тем, чтобы грамотно планировать расходы, бюджет и дальнейшую деятельность предприятия в целом. Вот им и будет интересна эта статья, ведь в ней мы и поговорим об ключевых экономических показателях предприятия, о том, как их рассчитывать, анализировать и для чего нужен постоянный их мониторинг.Что такое ключевые показатели деятельности компании
Финансовый анализ предполагает наличие большого количества экономических показателей, которые позволяют оценить эффективность работы, финансовую устойчивость, платежеспособность и т.д. Однако, рассчитывать их все достаточно трудоемко, да и зачастую не имеет смысла. Поэтому и выделяют ключевые показатели эффективности деятельности компании. Следя за их динамикой и изменениями, мы можем делать выводы о работе предприятия в целом, о каждом сегментах отдельно.
Для начала определимся, что такое ключевой показатель деятельности? Иначе его называют KPI (или Key Performance Indiсatоrs) – показатель деятельности, который дает максимально точно оценить работу предприятия, подразделения, сегмента компании в достижении стратегических целей развития. С их помощью руководитель ставит реальные цели развития, может корректировать бизнес-процессы оперативно, мотивировать персонал, повышать качество продукции, увеличивать обороты и многое другое.
Для чего нужны ключевые показатели
Каждый пользователь может применить ключевые показатели в своей работе для оценки деятельности предприятия. Так, маркетологи оценивают эффективность рекламных проектов, состояние рынка потребителей, платежеспособность различных категорий покупателей и т. д, экономисты анализируют ликвидность, финансовую устойчивость предприятия, платежеспособность контрагентов, а руководители могут грамотно и максимально точно осуществлять стратегическое планирование деятельности, корректировать различные бизнес-процессы компании.
Видов показателей много: для каждого пользователя они определяются по своим признакам. Так, маркетолог использует показатели по прибыльности, эффективность ведения бизнеса интересна руководителю, То, что интересно экономисту – не заинтересует менеджера по персоналу, и наоборот. Одни показатели используются для планирования дальнейшей работы, другие – для анализа и оценки уже полученных результатов, что-то измеряется в числах или рублях, другие же дают качественные характеристики объекта.
Примеры видов КРI для бизнеса:
- чистая прибыль,
- себестоимость продукции (работ, услуг),
- показатели рентабельности,
- расчеты величин постоянных и переменных затрат и т.д.
Для менеджмента такими показателями будут различные показатели продаж, для финансиста – показатели маржи прибыли, ликвидности
Выбор показателя: что следует учитывать?
Для каждой конкретной цели выбирается конкретный показатель. Как его выбрать? Основной метод – применение критериев отбора показателя, а именно:
Также по времени можно выделить KPI запаздывающие (оценивающие уже полученные результаты, подводятся итоги работы за конкретный период времени) и оперативные (в режиме реального времени, что позволяет оперативно корректировать стратегию ведения бизнес-процессов, принимать управленческие решения).
Примеры ключевых показателей в различных сферах. Данные представим в таблице:
Показатели использования ресурсов: их стоимость и объемы потребления (например, коэффициенты оборачиваемости активов, запасов, основных средств предприятия, дебиторской задолженности, фондоотдача и фондоемкость).
Показатели производительности (показывают использование действующих мощностей).
Показатели отдачи производства, активов.
Показатели, отражающие итоги работы производства и т.д.
Эти показатели отражают, в первую очередь, результаты работы работников отдела продаж:
Показатели рентабельности, объема продаж, прибыльности, доходности.
Показатели клиентские – оценивают прост покупателей и их качественные характеристики (прирост новых покупателей, рост числа постоянных клиентов, минимизация негативных отзывов и работа с ними, увеличение положительных отзывов).
Денежные показатели (рост выручки по отделам, числа заказов, объемов производства по отдельным продавцам и т.д.).
Количественные (нормы выработки, переработка, работа в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время и т.д.).
Качественные (минимизация брака, положительные отзывы клиентов и их оценка работы сотрудников, отсутствие опозданий, выполнение работы в установленные сроки и т.д.).
Стимулирование работы персонала, поощрение лучших работников, премирование сотрудников и т.д.
Вы подобрали для своих конкретных целей набор ключевых показателей? Проверьте, отвечают ли они в действительности вашим требованиям. Для этого они должны отвечать на следующие вопросы:
- Какие результаты вы хотите получить и какие цели достичь?
- Есть ли все данные для расчета, анализа и оценки ключевых показателей?
- Какие меры возможно предпринять для улучшения результатов расчета показателей?
- Кто является пользователем этой информации?
Важно! Выбор KPI – процесс сложный и трудный. Главное – оперативно и качественно собрать данные для показателей. Ведь если исходная информация будет ошибочна или не актуальна на текущий момент, польза от использования результатов расчета KPI будет минимальна или вовсе отсутствовать.
Анализ ключевых показателей: примеры и выводы
Приведем в качестве примера самый используемый показатель деятельности для сегмента торговли – рентабельность продаж. Данный показатель рассчитывается как отношение прибыли от продажи произведенной продукции к величине полученной выручки. Формула имеет вид:
Рентабельность продаж = (Прибыль от продаж) / (Выручка от продаж) * 100%
При анализе этого показателя мы увидим, сколько же прибыли предприятие получит с каждого рубля проданной продукции. Чаще всего при расчете берутся данные финансовой отчетности предприятия, в этом случае формула рентабельности продаж будет иметь следующий вид:
Рентабельность продаж = (строка 2200 Форма 2 (ОФР)) / (строка 2110 Форма 2 (ОФР)) * 100%
Пример. Компания ООО «Авент» по итогам 2020 года получила прибыль от продаж товаров собственного производства (строка 2200 Отчета о финансовых результатах) 355 002 тыс. руб., в то же время величина полученной выручки за отчетный период составила 6 509 793 тыс. руб. (строка 2110 Отчета о финансовых результатах). Аналогичные показатели за прошлый отчет период (2019 год) составили:
- выручка от продаж = 6 698 050 тыс. руб.,
- прибыль от продаж = 494 769 тыс. руб.
- рентабельность продаж за 2020 год = 355 002 / 6 509 793 * 100%= 5,45%
- рентабельность продаж за 2019 год = 494 769 / 6 698 050 * 100% = 7,39%.
Мы наблюдаем негативную тенденцию – показатель рентабельности снижается, это происходит в результате того, что прибыль снижается более быстрыми темпами, чем общая выручка. Предприятию следует оперативно проанализировать вопросы ценообразования на имеющийся ассортимент продукции, маркетинговую политику, и усилить систему контроля за затратами предприятия.
Итоги
Мониторинг ключевых показателей – процесс постоянный. Его целью является соответствие целям, которое предприятия поставило для достижения запланированных результатов работы. Это результат текущей деятельности предприятия. Грамотный мониторинг ключевых показателей позволяет разрабатывать эффективную политику управления предприятием и план мероприятий по достижению поставленный руководством целей.
Например, для повышения оборачиваемости активов следует увеличить производственные мощности, корректируется или полностью меняется технология производства товара, закупается новое оборудование или модернизируется уже имеющееся, анализируются запасы, проводится работа с дебиторами и т.д. Для увеличения доходов следует расширить производство, выйти на новые рынки сбыта, увеличить число контрагентов-покупателей.
Читайте также: