Этикетные выражения просьбы характерные для разговорного стиля

Обновлено: 04.11.2024

Слова речевого этикета

Общаясь с людьми, мы часто используем слова речевого этикета, которые употребляются во время приветственной речи, прощания или в момент принесения извинений. Они позволяют передать близким сердцу людям теплоту своих чувств, указывают на готовность человека находить компромиссы, выслушивать точку зрения окружающих и не чувствовать себя стесненно в обществе незнакомцев. Добрые и ласковые слова приятно слышать от любого человека.

О том, насколько дисциплинирован, образован, культурен, ответственен человек, можно судить по его речи. Этот признак дает представление о том, как человек относится к окружающим, к собственной персоне, к делам, которыми ему приходится заниматься. Важно помнить, что без проведения регулярной работы над собственной речью невозможно достичь взаимопонимания в общении с людьми. Только руководствуясь правилами речевого этикета, с которыми мы начинаем знакомиться еще в детстве, можно рассчитывать на грамотное и доверительное выстраивание взаимоотношений с людьми, а также чувствовать уверенность в обществе.

В обыденной жизни нам приходится очень много контактировать с людьми и обращаться к так называемым заготовкам, определенным формулам, которые более всего подходят в конкретных обстоятельствах. Эти формулы включают в себя слова речевого этикета , которые мы произносим на интуитивном уровне, не задумываясь. По мере взросления человек впитывает в себя культуру своей страны, правила, которые необходимо соблюдать в обществе. Словарный запас постоянно пополняется, в том числе и этикетными словами. Поэтому выбор подходящих выражений обычно не вызывает проблем у взрослых и образованных людей. Вежливые слова, характерные для той или иной формулы, будто сами просятся на язык. Главное – выбрать из великого многообразия этикетных слов наиболее подходящие. Сделать свою речь вежливой и правильной может каждый. Все просто – нельзя нарушать правила речевого этикета ; слова вежливости, которые являются самыми популярными и общеизвестными, а также позволяют проявить свою воспитанность, представлены ниже.

Речевой этикет – слова приветствия, прощания, извинения

Общаясь с людьми, мы часто используем слова речевого этикета , которые употребляются во время приветственной речи, прощания или в момент принесения извинений. Они позволяют передать близким сердцу людям теплоту своих чувств, указывают на готовность человека находить компромиссы, выслушивать точку зрения окружающих и не чувствовать себя стесненно в обществе незнакомцев. Добрые и ласковые слова приятно слышать от любого человека. Главное – произносить их искренне. Реализация элементов и формул этикетных отношений может происходить на различных языковых уровнях:

  • лексическом, а также уровне фразеологии (путем использования специфических слов – «Спасибо!», «дамы/господа»);
  • грамматическом (за счет акцента на множественное число и постановки вопросительных предложений взамен повелительных – «Не могли бы вы…»);
  • стилистическом (благодаря употреблению уместных, точных, корректных слов);
  • интонационном (за счет сохранения спокойствия даже в момент выражения требования/недовольства);
  • орфоэпическом (при употреблении слов в полной, а не сокращенной форме – «Здравствуйте!» вместо «здрасьте»).

Речевой этикет – слова приветствия

Самым распространенным и уместным в любой ситуации является традиционное «Здравствуй(те)!». Его не зря считают волшебным. Это слово-пожелание: дословно «здоровья тебе». Эзотерики, например, уверены, что частое употребление слова «Здравствуйте!» дарует здоровье не только человеку, которому оно адресовано, но и тому, кто его произносит

Приветствовать знакомого, друга, родственника можно по-разному. Если в ряде государств допускается невербальное приветствие, то на территории российского государства предпочтительнее пользоваться определенным набором словесных форм. Давайте узнаем, какие слова речевого этикета используются для приветствия .

Самым распространенным и уместным в любой ситуации является традиционное «Здравствуй(те)!». Его не зря считают волшебным. Это слово-пожелание: дословно «здоровья тебе». Эзотерики, например, уверены, что частое употребление слова «Здравствуйте!» дарует здоровье не только человеку, которому оно адресовано, но и тому, кто его произносит.

Вторыми по популярности считаются слова-пожелания доброго времени суток, пришедшие в нашу речь с Запада («Доброе утро!/Добрый день (вечер)!»). Удивительная закономерность прослеживается, когда произносятся эти слова: люди, услышав «добрый», сами становятся чуточку добрее.

Слово «Привет!», этимология которого до конца так и не изучена, а также его производные («Приветствую вас!») употребляются во время приветствия знакомого человека (с кем говорящий состоит в дружеских отношениях). Принято считать, что произошло оно от древнерусского слова «привечать» (принимать, встречать), которое, в свою очередь, имеет общие корни со старославянским «ведать» (знать). Иными словами, человек, произносящий «Привет!», дает понять собеседнику, что он его заметил и знает.

Неожиданная встреча между приятелями может сопровождаться не только произношением стандартных приветственных слов. Допустимо употреблять такие выражения, как «Какие люди!», «Сколько лет…», «Какими судьбами?». Выбор слов приветствия огромен. Какие слова нужно использовать в тот или иной момент, зависит от обстоятельств, возраста адресата, его статуса, отношения к оппоненту и прочих нюансов.

Речевой этикет – слова просьбы и благодарности

Вежливость нужно стараться проявлять не только в момент выражения просьбы. Важно уметь правильно благодарить людей. Достигается это за счет употребления специальных слов благодарности. Самым распространенным и уместным в любой ситуации является «Спасибо!». Второе место принадлежит слову «Благодарю!». В русском языке просто огромен ассортимент благодарственных формул, которые предлагают правила речевого этикета, слова благодарности при этом принято произносить вместе с дополнительными положительными сочетаниями: «Спасибо!» + «Очень приятно!/Вы так добры!/Я тронут!». Произносить их рекомендуется с искренностью, чтобы придать словам определенную ценность. Через слова благодарности можно показать свое отношение к человеку и отметить важность того, что он сделал и пр.

Каждый день мы общаемся с огромным количеством людей. Возникают различные этикетные ситуации, требующие от нас знаний различных формул и умения применять их на практике. С людьми приходится не только здороваться и о чем-то беседовать, но и просить их удовлетворить какие-то наши потребности. Речь может идти о чем угодно: желании узнать дорогу у прохожего к интересующему объекту, необходимости получить консультацию у юриста , стремлении побудить человека к действию и пр. Существует масса этикетных выражений, позволяющих обратиться к кому-либо с просьбой. Чтобы корректно о чем-то попросить, следует использовать различные грамматические способы, то есть употреблять нужные формулы, выражающие просьбу, с глаголами определенной формы (используя будущее время, инфинитив, повелительное наклонение). Например: «Вы не подскажете…», «Если вас не затруднит, сделайте…», «Не могли бы вы уточнить…». Правильно подобранные слова – залог быстрого установления коммуникативного контакта с адресатом и побуждения его к действию (ответу на вопрос, выполнению поручения).

Вежливость нужно стараться проявлять не только в момент выражения просьбы. Важно уметь правильно благодарить людей. Достигается это за счет употребления специальных слов благодарности. Самым распространенным и уместным в любой ситуации является «Спасибо!». Второе место принадлежит слову «Благодарю!». В русском языке просто огромен ассортимент благодарственных формул, которые предлагают правила речевого этикета, слова благодарности при этом принято произносить вместе с дополнительными положительными сочетаниями: «Спасибо!» + «Очень приятно!/Вы так добры!/Я тронут!». Произносить их рекомендуется с искренностью, чтобы придать словам определенную ценность. Через слова благодарности можно показать свое отношение к человеку и отметить важность того, что он сделал и пр.

Речевой этикет – слова извинения и прощания

Ситуации, связанные с причинением мелких неприятностей, тоже заставляют нас действовать, руководствуясь правилами этикета. Умение просить прощение – искусство. Можно ограничиться культурным «Извините!/Простите!», а можно использовать дополнительные сочетания, например, употребляя вежливое «Пожалуйста!». Не все знают, но отвечать на извинения (если, например, посторонний человек нечаянно наступил вам на ногу) фразами «Ничего страшного» или «Не нужно приносить извинения» неэтикетно. В этом случае используется исключительно «Пожалуйста». Нередко слово «Извините» выбирается людьми в качестве «прелюдии» к тому, чтобы чем-то поинтересоваться у окружающих (спросить дорогу, узнать номер дома). Также важно помнить, что слово «Простите» и его производные в случае, если необходимо побеспокоить человека (поздним звонком домой, вопросом о том, как пройти куда-то), употреблять нельзя. Используется только «Извините», ведь человек не кается за что-то, а лишь признает вину (нарушил покой оппонента, сделав звонок в поздний час; отвлек прохожего, задав вопрос). Слово же «прости» является производным от «просто» и обычно произносится в качестве просьбы, делающей акцент на то, чтобы не усложнять между оппонентами отношения из-за какого-либо проступка. Проще говоря, в первом случае («извини») есть признание вины, во втором («прости») – признание и покаяние. Как правило, во время проигрывания этикетных ситуаций люди часто путаются и используют эти слова не по назначению.

Завершая разговор, мы тоже соблюдаем правила речевого этикета: слова , которые произносятся в момент расставания, могут выполнять различные функции. Например, намекать о желании встретиться вновь («До скорого!», «Увидимся!») или подчеркивать то, насколько приятным был разговор («Был очень рад нашей встрече!», «Было здорово повидаться!»). Можно завершить разговор универсальными фразами «До свидания !», «Пока!». Но не стоит акт прощания ритуализировать. Оно должно быть таким же коротким, как и встреча. Но прежде чем произносить заключительные слова, следует намекнуть собеседнику о том, что необходимо завершить разговор. То есть дать определенные указания, свидетельствующие о завершении общения (сослаться на необходимость уйти). Можно использовать различные слова речевого этикета, примеры , наиболее ярко отражающие суть вопроса, могут быть следующими:

  • «Уже поздно…»;
  • «С вами так интересно общаться, но мне пора…»;
  • «Нужно идти»;
  • «Был бы рад продолжить разговор, но…».

И лишь после этих вежливых фраз можно прерывать коммуникативный контакт. В противном случае собеседник может обидеться на резкое прерывание разговора и даже посчитать оппонента некультурным. Часто в конце диалога собеседники обмениваются репликами, в которых:

  • извиняются за отнятое друг у друга время («Прошу извинить, что отнял время»);
  • приглашают зайти в гости («Жду на выходных!»);
  • предлагают позвонить («Созвонимся!», «Звони!»);
  • передают весточку родным уходящего («Передавай привет сестре!»);
  • желают удачи («Счастливого пути!», «В добрый путь!»).

Суть всех этих слов – оказать знаки внимания собеседнику, проявить максимальную вежливость и доброжелательность.

Этикет общения – целая Вселенная, которая предоставляет людям широкий выбор выражения мысли. Использование тех или иных слов дает возможность нам говорить доходчиво и ясно, красноречиво и лаконично, просто и интересно. Грамотно подобранные слова речевого этикета помогают «достучаться» до сердец людей, указать на их ошибки, подчеркнуть достоинства. Главными критериями, определяющими выбор нужных слов, являются эффективность речи и ее уместность в конкретной ситуации. И не стоит забывать, что слово тоже обладает силой, как и любое человеческое действие. Им можно ранить и пожалеть, поддержать и упрекнуть. Но, как гласит известная цитата, в любой ситуации главное – оставаться человеком!

Читайте также: