Эта фраза существует значит существующее существует

Обновлено: 04.11.2024

"Cogito ergo sum" - "мыслю, следовательно, существую".(Рене Декарт).

Сегодня мы разберём высказывание знаменитого французского математика и философа Рене Декарта. Разбирать это высказывание и размышлять о нём (а я бы предпочёл именно эту формулировку) мы будем уже используемым нами методом, а именно, мы не будем давать типичный академический комментарий к труду великого философа. Мы будем давать размышления вне рамок академической традиции, взяв при этом одно единственное высказывание, ибо я считаю, что переворачивание и отбрасывание научного канона и традиции весьма полезны, ибо если мы, при составлении какого либо труда, будем давать типичный академический комментарий, то это будет лишь очередное переговаривание. Мы берём понятие как основу, но не как основную цель и предмет. Эдакий всем известный фон, на котором я буду строить уже в сильно большей степени свои рассуждения. Начнём!

Разум является отличительной чертой человеческого существования. Разумом человек создал понятие "существующее" тем самым определив его. Тут скорее надо говорить "мыслимо, следовательно, существует", ибо как я уже говорил в нескольких своих статьях до этого, мы не можем (что очевидно) ни поставить вопрос о существовании, ни дать ему определения, ни приписать ему термина, ни вывести никакого суждения, ни определить нечто как факт без разума. Он в данном случая является не источником сущего(как понятно), а инструментом, посредством которого мы воспринимаем феномен. Но это касательно больше внешнего человеку мира. По отношению же к самому человеку это высказывание верно. Но тут у нас встаёт довольно популярный вопрос: а существовал бы человек, если бы у него не было от рождения зрения, обоняния, возможности тактильных ощущений, соответственно, также и возможности говорить, то как бы он мыслил? И мыслил ли бы он вообще? Скорее всего нет. Разум не может давать определения без эмпирического опыта, таким образом, отсутствует "мыслимое существование". Такой человек и человеком то бы не был, ибо его личность без опыта попросту бы не возникла. Но ведь мы можем мыслить его. У нас есть понятия приписываемые ему, качества, коими мы его наделяем. Таким образом, мы можем положить, что он не существует своей субъективностью, но для нас, т.к мы можем помыслить его безразумное тело, он существует как объект, из чего мы получаем, что он ( если личные местоимения в данной ситуации вообще применимы) существует для нас своим несуществованием, ибо мы наделяем его, следуя вышеозвученному, теми качествами, кои можем объединить в один термин "несуществующий" . Но можем ли мы отказать ему в праве "существования несуществованием"? То есть, достаточно ли для существования его того, что мы его мыслим, а он себя не мыслит? Или немыслящий объект существует только через осмысление его через иной субъект? На вопросе мы, пожалуй, закончим.

Спасибо за внимание! Если вам понравилась статья, то оцените и распространите! До встречи!

Читайте также: