Экстремизм как социально подростковая форма выражения протеста
Обновлено: 22.12.2024
Актуальность выбранной темы: статистические данные по привлечению молодежи к административной и уголовной ответственности за экстремизм.
Цель: воспитание у подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
Задачи: формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; формирование уважения и признания культуры других народов; развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию; развитие способности к толерантному общению, к взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения; формирование умения определять границы толерантности.
Вступительное слово: (мастер п/о Турцева М.В.):
Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. Более 70 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил.
Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы.
2 вопрос: (докладчик Ольховская Д.):
Экстремальное поведение – это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий, как для себя, так идепривированных (социальное сиротство, низкий уровень жизни, группы риска и т.д.) социальных групп. Профилактика экстремизма – это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т.д.).
Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.
Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.
3 вопрос: (докладчик Шаповалова Д.):
К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:
-это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями.
-это нарастание социальной напряженности.
-это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.
-это бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.)
Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.)
От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать надежный заслон распространению экстремизма.
4 вопрос: (докладчик Денисов Д.) :
Терроризм и экстремизм это стихийное действие или за этим кто-то стоит?
Кого бы мы не взяли – афганских и иранских бойцов «Аль – Каиды», палестинских смертников, выходцев из Сомали, взрывавших себя в лондонском метро, чеченских боевиков, пакистанцев и алжирцев, плетущих террористические сети в Европе, - все они происходят из самых отсталых государств, у которых сегодня нет шансов хоть как-то приблизится к развитым. Но всегда надо помнить, что любой террористический акт или угроза его совершения, чем бы это не пытались оправдать, несут зло, представляют собой преступление. Угроза террористических актов может возникнуть практически везде.
В этой жесточайшей атаке, в попытке завладеть мировым сообществом, осуществляя захватнические войны, самым слабым звеном оказывается молодое поколение, подвергающееся зомбированию сознания в интернет-пространстве.
Факторы молодежного экстремизма :
влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями;
влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов;
влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.);
стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе;
собственные представления и моральные установки;
личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость);
5 вопрос: (докладчик Давыденко Н.):
Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма.
В качестве проявления экстремизма можно рассматривать хулиганство, публичную демонстрацию нацистской символики, распространение экстремистских материалов, вандализм, осквернение мест захоронения и многое другое. За различные проявления экстремизма предусмотрена как административная ответственность, так и уголовная.
Уголовная ответственность по праву считается наиболее суровым видом ответственности, которая предусмотрена за совершение преступлений. В качестве наказания за уголовное преступление может быть предусмотрен штраф, обязательные работы, лишение свободы вплоть до пожизненного. Так же УК РФ предусмотрен такой вид наказания как смертная казнь за наиболее тяжкие преступления. Однако в РФ пока смертная казнь на практике не применяется. Конституционный Суд РФ указывает на невозможность применения смертной казни даже на основании обвинительного приговора, вынесенного на основании вердикта присяжных заседателей.
Административная ответственность предусмотрена за менее тяжкие правонарушения. И соответственно, административные наказания не такие суровые как уголовные. Например, за совершение административного правонарушения может быть предусмотрен штраф (для граждан – до 5000 рублей), конфискация определенных предметов , арест до 15 суток (за некоторые правонарушения – до 30 суток), предупреждение и др.
Перечень административных правонарушений и наказаний предусмотрен Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).
Перечень уголовных преступлений и наказаний предусмотрен уголовным кодексом РФ (УК РФ).
Административная ответственность за проявления экстремизма
Прежде чем начать обсуждение конкретных административных правонарушений, хотелось бы отметить, что административную ответственность несут граждане, достигшие 16 лет.
1. Одним из самых распространенных видов правонарушений является хулиганство. Причем за мелкое хулиганство предусмотрена административная ответственность. За более тяжкое – уголовная.
Разберемся сначала с тем, что такое мелкое хулиганство.
Согласно ст. 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство – это нарушение общественного порядка, которое выражает явное неуважение к обществу. Это может быть:
нецензурная брань в общественных местах;
оскорбительное приставание к гражданам;
• уничтожение или повреждение чужого имущества.
Все эти действия влекут за собой:
либо наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей. Штраф может быть увеличен до 2500 рублей, если хулиганство сопровождалось неповиновением законному требованию представителя власти.
либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. Следующим административным правонарушением является пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, предусмотренное ст.20.3 КоАП РФ. Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты.
Этот запрет связан с тем, что он оскорбляет память о жертвах Великой Отечественной Войны.
За такое нарушение предусмотрен:
либо штраф в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией атрибутики или символики.
либо арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией атрибутики или символики.
Изготовление, сбыт нацистской атрибутики или символики влекут за собой ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Круг экстремистских преступлений достаточно широк. В соответствии с примечанием 2 к ст. 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. По общему правилу к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие возраста 16 лет. Однако за некоторые, особенно тяжкие преступления (убийство, вандализм, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, причинение тяжкого и среднего вреда здоровью и некоторые другие) ответственность несут граждане, достигшие 14 лет. Если за мелкое хулиганство нарушителю грозит лишь небольшой штраф либо арест до 15 суток, то при совершении преступления возможно даже лишение свободы на срок до 5 лет. Возраст ответственности в обоих случаях составляет 16 лет.
Если хулиганство совершено группой лиц либо связано с сопротивлением представителю власти, то в этом случае срок тюремного заключения может быть увеличен до 7 лет. Кстати, в этом случае снижен возраст ответственности до 14 лет.
6 вопрос: (докладчик Ковалева А.):
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, концессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Толерантность - это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Заключительное слово (мастер п/о Турцева М.В.):
Как мы видим, экстремизм среди подростков и молодёжи — действительно очень сложное социальное явление, приносящее большой вред родной стране.
На данный момент отмечается растущая угроза вербовки юношей и девушек террористическими организациями.
В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться по следующим направлениям:
тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями;
повышение квалификации педагогического персонала по данному вопросу;
включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма;
внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи (профилактика правонарушений, насилия и беспризорности);
непрерывный мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди молодежи; анализ процессов, происходящих в молодежной среде, а также их философский и социокультурный аспекты;
обеспечение доступности культурных благ для молодежи;
реализация потребности в самореализации и самовыражении;
организация досуга учащихся (волонтерских проектов, социальных программ).
Читайте также: