Два выражения характеризующих письменный источник
Обновлено: 21.11.2024
Письменные источники
1. Что такое письменный источник.
Как мы узнали из прошлого занятия два вида исторических источников - вещественные и письменные.
Письменные источники - это написанные или напечатанные тексты.
Письменные источники изучает несколько наук и в том числе:
Эпиграфика - изучает надписи на твёрдых материалах камне, металле и т.д. (надписи обычно современны содержащимся сведениям).
Палеография - историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности.
Дипломатика – наука, изучающая документы, грамоты, договоры и др.
Слева направо: надпись на камне, египетский папирус, средневековая грамота
2. Какими могут быть письменные источники
Письменные источники могут быть…
Рукописными - все исторические источники, написанные от руки ручкой или карандашом, фломастером, пером или другим средством, а также напечатанные на пишущей машинке или компьютере. Это:
Рукописные книги, свитки: религиозные записи, научные труды, летописи, хроники, литературные произведения и др.; а так же эпитафии.
Письма. Среди них бывают очень важные: письма знаменитых ученых, изобретателей, полководцев.
Дневники. Многие люди описывали свои впечатления того, что видели вокруг себя, заносили на страницы дневника собственные размышления.
Черновики. Прежде чем написать статью или книгу, авторы работают на черновиках, многое исправляют, делают пометки. Изучая их, можно видеть, как трудился автор.
Приказы и распоряжения, деловые бумаги, договоры, указы.
Рукописные письменные источники появились с момента изобретения человеком письменности (об этом мы поговорим на следующем занятии).
Рабочее место переписчика книг. Рукописные книги
Печатными – все исторические источники, напечатанные в типографиях с помощью специальных печатных (полиграфических) машин в сотнях, а то и миллионах совершенно одинаковых экземпляров.
Миниатюра с изображением средневековой типографии. Одна из первых печатных книг.
Посмотрите видео "Печать книг на станке Гуттенберга" в плеере или нажав на значок.
В последнее время появился новый вид письменных источников: тексты, написанные при помощи компьютера, и хранящиеся в электронном виде.
Письменные источники могут быть на…
Камне – наиболее древние и зачастую лучше всего сохранившиеся надписи, высеченные на стенах пещер, гробниц, каменных плитах, к ним можно отнести и надписи на глиняных табличках и др.
Надпись на стене гробницы в Египте. Лист глиняной «книги».
Папирусе - папирус изготавливали из тростника растущего в Египте. Он был похож на тонкий сероватый картон. Длинные исписанные листы папируса склеивали и скручивали в свитки.
Тексты на папирусе. Древний Египет.
Пергаменте - кожа телят или овец, выделанная особым способом, гладкая, тонкая и очень прочная. Благодаря пергаменту на смену свиткам пришла сшитая из листов книга. Но пергамент чрезвычайно дорог. Ведь на одну только книгу требовались шкуры целого стада животных.
Бересте – данный материал для письма применяли в Древней Руси. При раскопках в Новгороде найдены сотни берестяных грамот и в том числе школьная тетрадь мальчика Онифима. Берестяные грамоты обнаружены так же в Смоленске, Пскове, Старой Руссе, Твери и других городах.
Берестяная грамота. Рисунки мальчика Онифима.
Бумаге – известно, что первыми бумагу в виде листов стали изготавливать китайцы около 2 тысяч лет назад. Примерно 1000 лет назад она появилась в Европе. Благодаря дешевизне изготовления (бумага в разное время изготовлялась из растительных волокон, тряпья, древесной целлюлозы) она быстро стала самым распространенным материалом для письма вытеснив пергамент, увеличилось количество книг, появились печатные станки.
3. Как изучать письменные источники
Вы должны научиться описывать письменные источники, с которыми познакомитесь на уроках.
Запомните
Описание источника нужно делать последующему плану:
1. Определи название источника, его вид, автора, место и время создания.
2. Прочти текст по абзацам, выдели незнакомые слова и названия, выясни их значение.
3. Сформулируй основную идею всего текста (о чем в нем идет речь).
4. Выдели главные мысли текста, определи его план.
5. Извлеки последовательно из текста всю возможную информацию.
6. Оцени, можно ли считать его сведения достоверными. Подумай, как их можно использовать в изучении истории.
Попробуйте описать по данному плану письменный источник приведенный ниже. После проверьте, правильно ли вы выполнили описание.
Читайте также: