Дорого богато откуда фраза
Обновлено: 04.11.2024
Дом у озера, говорите? Уберите поскорее это занудство на отшибе! Готичный замок? Получше, но черноты больно много, непрактично и ресторанов в округе маловато. Королевский дворец? Вот, это уже совсем другое дело, сразу видно, что уважаемый человек живёт! Как бы устроить то же самое, только ещё попышнее, посолиднее, чтобы все вокруг позеленели от зависти?
Итак, встречайте — типичное жилище нувориша, закомплексованного, тщеславного человека, чрезмерно озабоченного своим «статусом в обществе». Человека, чьи материальные возможности заметно обогнали дизайнерские, проще говоря, жлоба. Дорого-богато aka цыганское барокко aka необезвкусица aka быкоко, частный случай архитектурного и интерьерного гуро. Для пущей наглядности бескультурность нувориша будет почёркиваться акцентом из далёкой глубинки — и у условного русского это звучит как «дорохо-бохато».
Характерные стилевые особенности:
- Традиционно был расположен в центре города, на самой фешенебельной и престижной улице™. Но в последнее время земля в центре крупных городов сильно взлетела в цене, свободных участков не найти, да и городские архитектурные советы могут из зависти препятствовать смелым дизайнерским решениям. Поэтому все чаще предмет статьи возводится на выезде из города, между автостоянкой, ТЭЦ,
скотомогильникоми точкой местных проституток. - Архитектор? Пусть обманывает других — прораб ведь и так всё прекрасно знает. На сэкономленные деньги пристраивается второй бассейн.
- Качество строительных работ плачевное — проводка искрит, канализационные трубы забились еще во время постройки дома. Паркет, уложенный волнами, прячется под тигровыми шкурами. Рисунок на обоях не совпадает, но это наименьшая из проблем — их всё равно не видно за изобилием картин: рядом с подлинным Малевичем вешается Тициан с местной набережной (гарантия два года).
- Непродуманная планировка. Нормы инсоляции? Нет, не слышали. Дети ютятся втроем в десятиметровой комнатке (с витражом во всю стену), хотя владелец может обеспечить каждого из них двумя комнатами по 20 кв. м. Лестничные пролеты представляют нешуточную опасность для людей выше среднего роста. Зато в бильярдной можно репетировать парад Победы!
- Насилие внешнего вида над функциональностью — например, пресловутые золотые унитазы или наливные полы с пёстрыми картинками, от которых кружится голова.
- Гостиная — «шоб как в Зимнем, типа»: побольше буйства красок, позолоченных розочек, подсвечников, хрустальной посуды, красного дерева, страз Сваровски, купидончиков, денежных жаб и статуэток голых женщин. Над диваном самое ценное — ростовой портрет хозяина в петровском мундире (кисти Шилова или Никаса Сафронова).
- Библиотека: отсутствует как факт. Если наличeствует, то исключительно декоративна: приметна изобилием резного тёмного дерева, витражными лампами, большим камином, полками до потолка с дорогими томами, в кожаных переплётах с золотым тиснением (либо картонные болванки, либо — автор правки слышал о таком случае — настоящие книги, склеенные спинка к спинке, так что достать с полки можно только всю полку одновременно), и практически полным безлюдием. Хозяевам такого дома библиотека нужна ради «престижного» факта её существования, а не ради её содержимого которое для них, в буквальном смысле «закрытая книга».
- Спальня — как в любимом порнофильме владельца.
- Ценность на рынке недвижимости — околонулевая. Средней зарплаты по городу не хватит даже на серебряные часы из ванной, а богатые люди предпочитают строить свои аналогичные дома. Остается либо сдавать дом посуточно для цыганских свадеб, либо дождаться революции и толпы с вилами, норовящей устроить здесь какой-нибудь сиротский интернат.
«Дорого-богато» — частый гость в произведениях критических реалистов, любивших и умевших покритиковать безнравственных богатеев. Но может забрести и в нетленки МТА, не имеющего опыта проживания где-либо, кроме родного общежития, но живописующего жилище аристократа.
Родственный троп — Зловещая роскошь, когда владелец роскошного жилища не просто убог душой, а ещё и запродал эту самую душу тёмным силам (или, как минимум, капитально съехал с катушек).
Содержание
- Дж. Голсуорси, «Сага о Форсайтах» — Сомс мечтает отстроить особняк в стиле «дорого-богато», архитектор Босини ему препятствует и параллельно соблазняет его жену.
- Впрочем, тут субверсия: поскольку архитектор планирует дом для любимой женщины, дом получается хоть и много дороже, чем договаривались, но действительно стильным, удобным и очень красивым. Впоследствии, со вторым мужем, Ирэн долго и счастливо здесь живёт.
- «Финансист» — Фрэнк Каупервуд постоянно балансирует на грани, особенно при строительстве особняка в Чикаго и дворца в Нью-Йорке. Попадает ли под троп? Всё зависит от отношения читателя к его деятельности, считает ли он его бизнесменом или спекулянтом. А вот его вторая жена Эйлин никогда не была замечена ни в художественном вкусе, ни в материальной стесненности. Она, правда, никогда и не руководила строительством, ограничиваясь безвкусицей в интерьере. «Пышное нагромождение портьер, занавесей, безделушек и картин в ее комнате плохо сочеталось со всем остальным убранством дома».
- «Американская трагедия» — Клайд Гриффитс с восторгом взирает на дома местечковых богатеев. Однако особняк неких Трамбалов, «странное невысокое здание, без определенного стиля» всё же вызывает у него недоумение.
- До этого отель «Грин-Дэвидсон», в котором работал Клайд, «был воплощением той пошлой роскоши, назначение которой, как язвительно заметил кто-то, „внедрять изысканность в массы“».
Глядя на то, как быстро поднимаются стены, она с удовлетворением думала о том, что когда дом будет закончен, он станет самым большим и самым красивым в городе. Даже более внушительным, чем соседний особняк Джеймса, который только что купили для официальной резиденции губернатора Баллока.
Особняк губернатора мог гордиться своими кружевными перилами и карнизами, но все это в подметки не годилось затейливому орнаменту на доме Скарлетт. У губернатора была бальная зала, но она казалась не больше бильярдного стола по сравнению с огромным помещением, отведенным для этой цели у Скарлетт и занимавшим весь четвертый этаж. Вообще в ее доме было все, и даже в больших количествах, чем в любом особняке или любом другом городском доме, — больше куполов, и башен, и башенок, и балконов, и громоотводов, и окон с цветными стеклами.
Вокруг дома шла веранда, и с каждой стороны к ней вели четыре ступени. Двор был большой, зеленый, со старинными чугунными скамьями, расставленными тут и там, чугунной беседкой, названной модным словечком «бельведер» и, как заверили Скарлетт, построенной по готическому образцу, а также двумя большими чугунными статуями — одна изображала оленя, другая — бульдога величиной с шотландского пони. Для Уэйда и Эллы, несколько испуганных размерами, роскошью и модным в ту пору полумраком их нового дома, эти два чугунных зверя были единственной утехой.
Внутри дом был обставлен сообразно желаниям Скарлетт: толстые красные ковры покрывали пол от стены до стены, на дверях висели портьеры темно-красного бархата и повсюду стояла самая новомодная мебель из черного полированного ореха с затейливой резьбой, не оставлявшей и дюйма гладкой поверхности, обитая такой скользкой тканью из конского волоса, что дамам приходилось садиться крайне осторожно, дабы не соскользнуть на пол. Повсюду висели зеркала в золоченых рамах и стояли трюмо — такое множество только в заведении Красотки Уотлинг и можно увидеть, небрежно заметил как-то Ретт. Промежутки между ними заполняли офорты в тяжелых рамах — иные футов восемь длиной, — которые Скарлетт специально выписала из Нью-Йорка. Стены были оклеены дорогими темными обоями, и при высоких потолках и вишневых плюшевых портьерах на окнах, загораживавших солнечный свет, в комнатах всегда царил полумрак.
Так или иначе, дом производил ошеломляющее впечатление, и Скарлетт, ступая по мягким коврам, погружаясь в объятия пуховиков на кровати, вспоминала холодный пол и соломенные матрацы в Таре и чувствовала несказанное удовлетворение. Дом казался ей самым красивым и самым элегантно обставленным из всех, что она видела на своем веку, Ретт же сказал, что это какой-то кошмар. Однако если она счастлива — пусть радуется.
- Айн Рэнд, «Источник» — Говард Рорк тоже считает что так жить нельзя, отказывается от всех таких заказов и пытается переубедить клиентов. В один момент на грани банкротства почти соглашается, но когда богатый заказчик доходит до конюшни как у помещика-южанина посреди Нью-Йорка он решает что лучше пойти работать на каменоломню и попытать счастья с архитектурным бюро в следующий раз.
- И. Шоу, «Богач, бедняк». Дом Теодора Бойлана — огромный старомодный особняк, пришедший в запустение из-за привычки хозяина жадничать на прислуге.
- Фрэнсис Скотт Фицджеральд, «Великий Гэтсби» — вычурный дом Гэтсби, имитирующий нормандский замок, на контрасте со спокойной роскошью домов old money вроде Тома и Дейзи. Штрихи к образу: разбрасывание перед гостями дорогих английских рубашек и библиотека, забитая рядами книг с неразрезанными страницами, то бишь нечитанных.
- М. Дрюон, «Проклятые короли» — мягкая и скромная Клеменция Венгерская, потеряв мужа и сына, меняется характером и ударяется в массовую скупку золота, нарядов и безделушек.
- С. Лем, «Сказки роботов» и «Кибериада» - убранство во дворцах робомонархов. Архиторий (из «Урановых ушей») жил в замке, высеченном из платиновой скалы. Также богатства Бискаляра (из «Сокровища короля Бискаляра») и проч. Обычно подражая сказкам.
- Частично (учитывая реалии СССР) описано в рассказе Искандера «Бармен Адгур»: «Есть у нас такие, которые мебель меняют каждые три года. Китайцы тоже кое в чём правы: зажирели! Однажды один мой сосед говорит:
— Зайди, Адгурчик, посмотри, какая у меня обстановка! Захожу. В самой большой комнате справа книжные полки до потолка, слева книжные полки до потолка. Слева все книги красные, справа все книги зеленые. — Это что, — говорю, — кремлевский кабинет Ленина? — Нет, — говорит, — это зала. Сейчас мода. — Слушай, — говорю, — зачем тебе столько книг, когда ты такой малограмотный, что повестку из военкомата не можешь отличить от повестки в суд?»
Читайте также: