Донские слова и выражения
Обновлено: 22.12.2024
Алахарь – беспорядочный, распущенный, бесшабашный человек.
Алтын – от татарского «алты» — шесть; старинная монета в шесть «денег» или три копейки. До революции сохранялась еще память в «пятиалтынном» — 15 копейках.
Аль – альбо или, может быть
Антирес – интерес, прибыль
Анчибел – ечистый дух
Арапник – длинный кнут
Арба – воз с драбинами для воловьей запряжки
Аскаляться – улыбаться, смеяться.
Атаман – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» – отец, «ман» – мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 года – наказными, то есть назначенными, с 1738 года – вновь войсковыми) и походными. Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (в Донском, Кубанском, Терском, Амурском, и Уссурийском казачьих войсках – отделы). Атаманы были также станичные, хуторские, поселковые (в уральском казачьем войске) и полковые (у сибирских городовых казаков).
Атаманово слово – разрешение.
Ащеле – если же, в том случае, если.
Баба – бабаня, бабушка
Бабайки – весла на лодке, с противовесом для облегчения гребли
Бабник – вид женской прически
Баглай – лентяй, лежебок.
Багмут – северо-западный ветер у населения Приазовья
Баз – двор или огороженный загон для скота.
Базавлук – татарское слово, в разных произношениях означает «телячий». Отсюда казачье «бузивок» — годовалый теленок. Распространенное географическое название в районах исторического пребывания татар. Остров Базавлук — место расположения Запорожской Сечи от 1593 по 1709 гг., после чего ее укрепления были разрушены русскими войсками, а Кош перешел на земли Крымской орды в Алешки. На Дону слово Базавлук сохраняется в названиях речки Бузулук, Усть-Бузулуцкой станицы и растения «бузлучек».
Базыга – старый хрыч
Байбак – степной зверек, сурок
Байдак – килевое судно с одним парусом
Байдик – пастушеский или стариковский посох, палка для опоры
Бакчя / бакша – огород в поле, чаще всего – из арбузов, дынь и кабаков
Балахон – домашнее платье казачки
Балберка – плечевой ремень у пики
Балка – пологая долина в степи, иногда с болотистой речкой
Балык – просоленная и провяленная хребтовая полоса крупной рыбы (в основном осетрины или сомятины)
Банить – мыть, стирать
Баниться – мыться, купаться, «пойду побанюсь»
Банник – щетка для чистки орудийного ствола
Бартыжать – идти на парусах против ветра зигзагами, лавировать
Батяня, Батяшка – отец, батюшка
Баять – разговаривать, рассказывать
Бережь – экономность, бережливость
Беспереводно– постоянно, непрерывно
Бирчить – помнить, забирчить – запомнить
Блазниться – показаться, померещиться, причудиться
Братина – большая чаша для пития вкруговую
Бок – сторона. Напр.: «С боку Москвы добра не жди»
Браться оружием – биться с оружием в руках
Бузовать – основательно выпить и поесть, израсходовать много напитков и пищи
Бурлак – неженатый, бессемейный казак, без дома и хозяйства
Бывалыча– когда-то, некогда, бывало
Велие – большое множество
Великатный – вежливый, хорошо воспитанный
Ветхий годами – очень старый, преклонного возраста
Взгалчиться – протестовать, поднять шум по пустякам
Взгальный – несолидный, взбалмошный
Вилюжить – продвигаться по зигзагу, лавировать
Вкупе – вместе, сообща
Вназирку– наблюдая издали, не теряя из виду
Вовзят, вовзятки – совершенно, совсем, полностью
Водворил – дочь, муж которой принят в дом тестя
Водночас – сразу, тотчас
Вокат – как раз, точно по размеру
Ворощать – вернуть, возвратить
Враз – тотчас, сейчас же
Вскагакались – заволновались, всполошились
Втымеж – в то время
Галмат – плохой человек, ненадежный
Гальмовать – сдерживать движение, тормозить
Гладкий – полный, упитанный, жирный
Глухая спень – полночь
Годок – сверстник, одного года рождения
Грамотка – письмо, записка
Гребовать – брезгать, пренебрегать
Громный – подобный грому
Грядка – боковой край саней
Грядушка – спинка кровати
Гутарить – говорить, беседовать, разговаривать
Десно – на правой стороне
Десница – правая рука
Детоумный – глупый, неразвитый умственно
Дикое поле – историческое название не разграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских южнорусских степей между средним и нижним течением Днестра на западе, нижним течением Дона и Северским Донцом на востоке, от левого притока Днепра – Самары и верховьев притоков Южного Буга – Синюхи и Ингула на севере, до Чёрного и Азовского морей и Крыма на юге, где проживали казаки.
Казачество проживало вне пределов России, на достаточном удалении от её рубежей, на свободной земле, – на просторах Дикого Поля – в лесостепной и степной частях Восточно-Европейской равнины, на берегах Дона, Днепра, Волги, в причерноморских и приазовских степях. Когда и как появились казаки как организованная сила на этих землях, сказать определённо трудно. Но «Гребенская летопись» упоминает: «Там, в верховьях Дона, народ христианский воинского чина, зовоми казаци, иже имеху у себя чудотворные иконы в церкваз своих».Речь идёт о значительных казачьих поселениях, где «казаци» уже имели церкви, то есть образованых много лет ранее. Кроме того достоверно, что низовые казаки основывали свои поселения южнее «за Полем» и значително ранее, о которых говорит летопись. Просто до нас не дощли о ранней истории казачества, а первые упоминания о казаках появились в государственных документах, когда с казаками устанавливались сношения на уровне посольств, как иностранными государствами, что говорит о многом - в том числе и о полной автономии казачества. В отличие от других стран, где огнём и мечём насаждалась чуждая религия и чуждый уклад жизни, казаки, защищая свою свободу, земли и веру, никому не навязывали её насильно, даже при завоевании чужих территорий. Захват и освоение новых земель казаками сопровождались не только военным подавлением, часто даже жестоким, коренного населения, но и привнесением культурного влияния, веротерпимостью и уважительным отношением к обычаям подчинившихся народов. Здесь корни казачьего феномена во всемирной истории. В границах Дикого поля сейчас располагаются Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская, Полтавская, Николаевская, Одесская, Харьковская и Херсонская области Украины, а также Тульская, Липецкая, Воронежская, Орловская, Курская, Белгородская и Ростовская области России
Доброличный человек – человек с приятным и красивым лицом
Довести – дать знать, уведомить
Досить жить – жить до этого времени, до этой поры
Дочиста – все целиком
Друзек – друг, приятель
Дубочки стоять – стоять навытяжку, выпрямившись
Дуван – военная добыча
Дуванить – делить добычу
Дурно – бесплатно, даром
Дурноед – дармоед, человек, живущий за чужой счет
Егупетка – подхалим, подлиза
Ежелеть – каждый год
Ей-правнушки! – утвердительное восклицание: «Конечно!», «В самом деле!»
Ентот – тот, этот
Жалковать – жалеть, сочувствовать
Жалочка – дорогая, милая
Жармелка – жена казака, ушедшего на службу в полк
Жидковатый – слабого сложения
Жухлый – потускневший, увядший
Заберечь гостя – хорошо принять и угостить посещающего дом
Зазирать – осуждать, злословить
Зазря – напрасно, без всякого повода
Закличка– объявление, анонс
Закутать дверь – закрыть дверь
Зальян – противник, неприятель
Замордовать – затравить (на охоте)
Замурил – быстро скрылся, убежал
Замуроветь – зарасти травой
Запорожская Сечь – организация казачества за Днепровскими порогами. Казаки колонизовали степные пространства к югу от Днепровских порогов, создавая здесь «городки» (укрепления) или «сечи» (засеки) еще с ХIV века. В 1540-х годах они объединились в Запорожскую Сечь. Название центрального укрепления – Запорожская Сечь – перешло на всю организацию запорожского казачества. Окончательно как своеобразная организация казачества Запорожская Сечь сложилась во второй половине ХVI века. С конца XVII в., с усиления России на южных рубежах, отношения к ней Запорожской Сечи ухудшились. При Петре I за измену при гетмане Мазепе Сечь была разрушена. Петр объявил ее уничтоженной. Запорожцы приютились, в так называемой Новой Сечи, которая была ликвидирована в 1775 году Екатериной II после подавления восстания Пугачёва
Заранка – раннее утро
Зарас – сейчас, сию минуту, тотчас
Зареть – гореть ярким пламенем
Зарьять – задохнуться, надорваться с перегону (о борзой собаке)
Зась! – Замолчи! Перестань!
Захолонуть – похолодеть от страха
Знамя – символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, поход, присяга и похороны атамана)
Игрец – злой дух, нечистая сила
Иначий – другой, непохожий, иной
Искусить – попробовать, откусить
Исть – есть, кушать
Казак – взрослый представитель особого многоплеменного этноса – казачьего этноса (казачьего народа). Казак родовой (природный) – знающий не менее трех поколений предков-казаков по мужской линии (отца, деда и прадеда). Казак, знающий четыре и более поколений, является казаком старинного рода. Казак потомственный – взрослый казак, имеющий (знающий) хотя бы одного из своих родителей (включая крестного отца) из родовых казаков. Казак приписной (повёрстанный) – взрослый мужчина неказачьего происхождения, принятый в казачью станицу (в общину, в реестровое казачество) и берущий на себя, соответствующие Уставу обязанности. До 1917 г. – представитель одного из многочисленных племен, населяющих Российскую империю, наряду с великороссами, малороссами, татарами, алеутами, тунгусами и пр. В настоящее время обозначение особой национальности в общем перечне национальностей при проведении переписи в РФ; представитель особого казачьего сословия, существовавшего в Российской империи до 1917 года; рядовой казачьих войск; член казачьей общественной организации (общины, станицы, объединения); вольный, свободный, никому неподвластный человек (в фольклоре)
Казаки (казачий этнос, казачий народ) – исторически сформировавшаяся общность различных племен, объединенных: Казачьим Присудом (территорией, войсковым Кругом, Радой) и общей культурой – религией, языком (фольклором), музыкой. Корни казачьих племен (казачьего этноса) – скифские (алано-готские) . Скифские племена издавна (до новой эры) существовали на землях Приазовья и северного Причерноморья. Со времен Киевской Руси (с XI века) земли Приазовья и Причерноморья начали мощно усиливаться славянством. Азовская Русь (княжество Тмутаракань) стала одной из провинций Киевской Руси, то есть входила в состав «Всея Русь». В годы владычества Золотой Орды (XIII-XV века) к казачьим племенам стала активно подмешиваться татарская кровь (булгарская, огузско-печенегская, горская, ногайская и пр.). Начиная с XVI века, то есть со времен царя Ивана Грозного и даже немного ранее, казачьи племена существенно «ославянились» по численности. В казачество пошел славянский поток великоросской, поморской, малоросской и польской крови. Славяне, которые устремились на земли Казачьего Присуда, стали интенсивно «оказачиваться», то есть приобретали и укрепляли в себе дух вольнолюбия и свободы. Слияние природных казаков со славянской и татарской и «прививкой» дало тот чрезвычайно крепкий сплав, который называют «русскими казаками»
Казаки донские, а также кубанские, уральские, терские, сунженские, кизлярские, волжские, азовские, черноморские, запорожские, приднепровские, уфимские, касимовские и пр.: 1) территориальный признак проживания казачьего этноса, территориальное расположение казачьих станиц, хуторов и юртов; 2) принадлежность к казачьему сословию, состоявшему к 1917 г. из одиннадцати казачьих Войск (Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское)
Казаки ордынские – казаки, служившие в XIII-XVI вв. Золотой Орде под началом ханских ставленников в качестве воинов, а также работники, обслуживающие транспортную сеть Орды. До принятия Ордой ислама (XIV век) могли быть православными, то есть «русскими»
Казаки реестровые – в XIV-XVII вв. приднепровские (черкасские) казаки на службе Польско-литовскому государству под началом шляхетских офицеров. Позже (XVII-XVIII вв.) на службе московскому царю (слободские казаки); в настоящее время граждане РФ, принявшие на себя обязательства по тому или иному виду государственной службы и вступившие в соответствующую общественную организацию
Казачонок – подросток до 18 лет, родившийся и воспитанный в казачьей семье, до 7 лет – «малец». После 18 лет казачонок верстается (принимается) в родовые или потомственные казаки на общем (валовом) станичном Круге
Казачье сословие. Начиная с петровских времен XVIII века вплоть до революции 1917 г. казаки образовали в Российской империи основу отдельного сословия (совместно с другими племенами – осетинами, калмыками, бурятами, якутами и др.) Казаки охраняли государственные и внутренние границы, в качестве иррегулярных войск участвовали во множестве войн – с Турцией, на Кавказе, с Наполеоном, с японцами, в Первой мировой войне, служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, выборность атаманов низшего и среднего звена, плодородные земли в общинной собственности. Казачье сословие освобождалось от государственных налогов, однако с казаков взимали станичные сборы. Революция 1917 года уничтожила бывшее сословное деление Российской империи
Казачьи войска. С XVIII века территориальное обозначение одиннадцати казачьих Областей (Войск) – Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. До 1917 г. составная часть Российских вооруженных сил. Подразделялись на иррегулярные (резервные) и действующие (срочные) части. Состояли из кавалерийских частей (80% всех казачьих войск), основная структурная единица – полк, артиллерийских – основная структурная единица батарея, пехотных (пластунских) – основная структурная единица сотня, батальон. Комплектовались исключительно из представителей казачьего этноса, с 1909 года также представителями других народностей (калмыки,буряты и пр.). Офицерский состав – исключительно казачий. Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака) и Дальнего Востока. В 1645 русский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск. В 1648 русский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697–1699 русский казак Владимир Васильевич Атласов (1661–1711) исследовал Камчатку
Калгата, калгатня – беспокойство, забота, хлопотливая суета
Карачун – мрак, темнота, смерть
Катух – свинарник (где содержались свиньи)
Квелый – хилый, слабый, болезненный
Киммерийский пролив – Керченский пролив
Клейноды – войсковые знаки отличия (знамена, бунчуки, трубы, литавры и т.д.) и символы атаманской или гетманской власти (булавы, палицы, перначи)
Читайте также: