Для словесного выражения коммуникативной задачи текста в русском языке существуют
Обновлено: 04.11.2024
1. Укажите специфику интереса психолингвистов к тексту:
а) интерес к языковому сознанию;
б) вычленение языковых знаков; в) процесс кодирования речи;
г) интерес к мышлению;
д) выяснение языковой картины мира;
е) интерес к речевой организации индивида; ж) анализ структуры языковой личности.
2. Обоснуйте взаимосвязь слова, высказывания и текста.
Важной категорией текста служит его связность. Развернутое речевое высказывание является связным, если оно представляет собой законченную последовательность одиночных высказываний (предложений), связанных друг с другом по смыслу и грамматически в рамках общего замысла автора. Связность речевого высказывания (обозначаемая в лингвистике также термином «когезия») реализуется по двум каналам, в связи с чем выделяются два типа связи: формальная (эксплицитная) и смысловая (семантическая).
3. Найдите ошибки:
а) высказывание не учитывает коммуникативную ситуацию, а только системные отношения в языке;
б) высказывание осуществляется ради общения;
в) текст – речевая единица, обладающая связностью и смысловым единством;
г) текст может быть представлен одним словом;
Д) текст состоит из заголовка и сверхфразового единства.
4. Дайте определение:
Текст – это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные обшей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность.
5. Подчеркните основные свойства текста:
А) интонационная оформленность;
г) когнитивная направленность; д) скважность;
Е) информационность.
6. Продолжите фразы:
Семантическая связность - это смысловая связь составляющих его элементов на основе общности содержания последовательных фрагментов текста и отдельных, прежде всего смежных, фраз.
Показатели целостности текста – смысловая цельность заключается в единстве темы – микротемы, макротемы, темы всего речевого произведения. Сочетание есть еще одна причина указывает на правостороннюю связь (причина должна быть раскрыта); сочетание бросился в другую крайность тоже ориентирует на последующее разъяснение (правосторонне направленная связь).
Замысел текста существует в сознании автора в свёрнутом виде, он может полностью не осознаваться автором, здесь действует та же закономерность, что и в отношении высказывания: мысль оформляется в тексте. Замысел заведомо не совпадает с реализацией. Фаза контроля при производстве текста предполагает как отработку самого замысла текста (на этапе планирования), так и коррекцию вербализации замысла. При этом особую роль играет тот факт, что текст должен быть целостным, поскольку ассоциативность мышления может превратить текст в набор внешне связанных между собой высказываний, не составляющих единого семантического образования.
7. Проанализируйте текст с точки зрения связности и целостности.
Ночь. Луна. Кусочек мыла. Собака выла, выла, выла.
А в поле трактор «дыр-дыр-дыр». И все мы боремся за мир.
Ответ: текст был оформлен как осмысленное целесообразное структурное единство. Гиперсвязность текста достигается именно его коммуникативной (целевой) установкой.
8. Обоснуйте, почему в данном тексте возникает ложная целостность
Построены теннисные корты, бассейны, спортивные сооружения. Ответ: цельность текста ведет к его содержательной и коммуникативной организации. Ложная, так как нет полного описания происходящего, недостаточно информации.
9. Составьте модель производства текста и объясните ее.
Текст, представляя собой сложное семантическое образование, имеет ряд характеристик: цельность, связность, эмотивность, креолизованность, прецедентность, скважность. При этом d тексте имеются следы неречевого поведения коммуникантов.
Поставив определенную цель, говорящий старается выполнить ее наилучшим образом, наилучшим способом. Для этого нужно реализовать в тексте общий замысел, который говорящий может осознавать не очень четко, а может лишь смутно чувствовать. Но такой замысел обязательно существует, и именно он обеспечивает такое принципиальное, важнейшее свойство текста, как его цельность.
10. Перечислите структурные опоры понимания текста.
Лексические, лингвистические, логико-смысловые и жизненный опыт чтеца.
11. Почему ситуация (коммуникативная, речевая) является важнейшей опорой понимания текста?
Любой текст в процессе общения создается с учетом особенностей коммуникативной ситуации, тех явлений внеязыковой действительности, «в которых протекает речевое общение и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств»1. Коммуникативная ситуация, с одной стороны, учитывается при создании того или иного текста, с другой — отражается в нем в употреблении определенных языковых средств. Коммуникативная — или речевая — ситуация традиционно рассматривается как основная категория риторики, характер которой определяет выбор речевых средств при создании риторического текста.
12. Укажите основные элементы структуры коммуникативного акта:
Б) цель адресанта;
г) речевая организация индивида; д) реакция адресата;
е) психологические состояния коммуникантов.
13. Объясните, как происходит понимание одного текста разными реци-пиентами.
Читатель, воспринимающий текст, может создать для себя собственную проекцию, которая будет коренным образом отличаться как от проекций текстов других реципиентов, так и от авторской проекции. Таким образом, текст обладает большой степенью «интерпретативности» (то есть допускает варианты интерпретации смыслового содержания слушающим или читающим). Вариативность восприятия одного и того же текста может объясняться несколькими психологическими причинами, к которым следует отнести особенности мотивационной, когнитивной и эмоциональной сфер личности, а также те мотивы и установки, которые побудили человека обратиться к определенному тексту. Немаловажную роль играет и эмоциональный настрой реципиента в момент восприятия текста.
14. Укажите особенности коммуникативного аспекта изучения текста.
В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностям языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств. Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживая разные сферы общения, каждая из которых в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней, предъявляет к языку свои требования. Каждая сфера общения в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней, предъявляет к языку свои требования. То, что хорошо в одной функциональной разновидности языка, оказывается совершенно неприемлемо в другой
15*. Проанализируйте представления о ходе речемыслительного процесса. Сделайте выводы о характере данного процесса.[1]
Стадии | Процессы |
Идентификация значения | Порождается значение, которое должно быть передано. |
Выбор синтаксической струк-туры | Конструируется синтаксическая схема предложения с установ-лением слотов для слов. |
Порождение интонационного контура | Словам приписываются различные показатели характера и силы ударения (stress values). |
Вставление полнозначных слов | Нужные существительные, глаголы и прилагательные извлека-ются из лексикона и помещаются в соответствующие слоты. |
Добавление аффиксов и слу-жебных слов | Добавляются служебные слова (артикли, союзы, предлоги), пре-фиксы и суффиксы. |
Установление фонетических сегментов | В соответствии с фонологическими правилами предложение во-площается в фонетические сегменты. |
16*. Отразите специфику коммуникативного акта в схеме.
17*. Составьте таблицу «Общее и различия в звучащем и записанном тексте».
Сходство обеих форм речи заключается в том, что основу их составляет литературный язык. Следовательно, обе формы вынуждены придерживаться общепринятых норм русского языка. Однако устная форма речи, будучи привязанной, к разговорному стилю речи более свободна от нормирования и регламентации, чем письменная. Обе формы в практике занимают примерно равное место по своей значимости, проникая во все сферы человеческой жизнедеятельности, включая сферу производства, управления, образования, юриспруденции, искусства, в средства массовой информации и т.д.
Читайте также: