Переход от односложных высказываний к развернутым одна из задач уровня работы по развитию речи

Обновлено: 04.11.2024

Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.

Особенности развития речи и мышления в период обучения грамоте:

Доминирует наглядно-образное мышление; обобщение основывается на выявлении существенных признаков; речь слабо организованна, отсутствует логика изложения.

Закономерности обучения младших школьников : обучение должно идти впереди развития; обучение должно учитывать реальные возможности каждого ребенка; учить ребенка тому чего он еще не знает. Задачи учителя: научить придерживаться определенного плана изложения; научить опережающему звуковому анализу: выделяют звук; обозначают буквы; определяют место изучаемого звука; анализируют все звуки в слове по порядку.

Изменения в речи ребенка с приходом в школу:

Возрастает волевой фактор (ребенок говорит, потому что его к этому побуждает учитель и учебный процесс); появляется письменная речь; вводится культура речи (ребенку необходимо говорить четко, ясно, понятно для других; самоконтроль и наблюдение за речью других).

Работа над словом в период обучения грамоте. Целесообразно в каждой теме выделять малознакомые, новые слова, которые объясняются: путем показа картинки или предмета; использовать новые слова в словарных играх - с помощью словесного лото, кубиков, скороговорок, считалок и так далее; включать новые слова в беседах, рассказах, стихотворениях и так далее.

Работа над предложением в период обучения грамоте.

С первого урока обучения грамоте дети учатся выделять предложения из речевого потока, отвечать на вопросы учителя, используя высказывания, предложения. Задачи, которые решаются на синтаксическом уровне:

Осознание предложения, как самостоятельной единицы речи; переход от односложных высказываний к развернутым; научить детей устанавливать связь между словами. Образцом построения предложений служат тексты, вопросы, речь учителя.

Работа над связной речью. Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.

Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и различные средства выразительности.

Техника речи – это умение характеризующее дыхание, голос, дикцию говорящего. Для этого проводятся дыхательные упражнения во время разминок.

Вдохнули – на выдохе счёт от1 до… Вдохнули – на выдохе чтение скороговорок. “Задуй три свечи”.

“ Согрей своим дыханием зверюшек” и т.д.

Голос – важный компонент техники речи. Он обладает целым рядом качеств: высотой, гибкостью, силой и т.д. Эти качества можно развить при помощи специальных упражнений:

1.Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением). 2.Инсценирование небольших отрывков. Дикция – чистота, правильность, чёткость произношения.

Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель при помощи специальных средств передаёт своё отношение и свою оценку читаемого .

Читайте также: