Что значит выражение святые волосы

Обновлено: 22.12.2024

Волосы, отношение к которым принимает обычно ритуальную и символическую окраску, всегда играли в обществе значительную и неоднозначную роль, и Библия в этом вопросе не является исключением. Примерно сотня упоминаний о них делает волосы важным библейским образом, а широкий диапазон связанных с ними тем придает ему достаточно разносторонний характер. Кроме того, некоторые конкретные образы входят в число наиболее памятных библейских сцен.

На самом обыденном уровне волосы свидетельствуют о состоянии здоровья человека. В Лев. 13 – 14 приводится наводящий уныние и в конечном счете производящий отталкивающее впечатление перечень признаков, согласно которым волосы могут указывать на болезнь или нечистоту и на основании которых священники выполняли функции санитарных врачей. Равно неприятными выглядят древние обычаи рвать волосы на себе в знак скорби или опустошения ( Езд. 9:3 ; Иез. 23:34 ; Иер. 7:29 ) или на ком-то еще в личной схватке ( Неем. 13:25 ). Чрезмерный волосяной покров ассоциируется с варварством, как в случае с волосатостью Исава ( Быт. 25:25 ) или с состоянием Навуходоносора во время его помешательства, когда «волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы» ( Дан. 4:30 ).

Но по большей части волосы в Библии служат положительным образом, и эстетической нормой изображаются умеренно длинные и темные волосы. Красота Авессалома выражалась, в частности, в его густой шевелюре – настолько густой, что стрижка выливалась в ежегодное празднество с использованием весов для привлечения внимания к себе и придания харизмы его личности ( 2Цар. 14:25–26 ). В Песни песней волосы возлюбленной и их очаровательные переливы выглядят для влюбленного «как стадо коз, сходящих с горы Галаадской» ( Песн. 4:1, 6:6 ), – в этом сравнении выражается прежде всего оценка их красоты, а не зрительное соответствие. Невеста со своей стороны восхищается «кудрями его волнистыми, черными, как ворон» ( Песн. 5:11 ).

С учетом факта, что покрытая волосами голова считалась показателем здоровья, силы и красоты, не удивителен мотив бесчестья, связанного с отсутствием волос. В день суда, пишет Исаия, Бог станет небесным брадобреем: « В тот день обреет Господь бритвою. голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду» ( Ис. 7:20 ). В сюрреалистической манере Михей использует образ «лысины, как у линяющего орла» при описании детей Иудеи, отправляющихся в плен ( Мих. 1:16 ). В видении Иеремии сокрушенных людей тоже присутствует образ оголенных у всех голов ( Иер. 48:37 ). Исаия предсказывает наступление времени, когда у женщин Иудеи будет «вместо завитых волос плешь. вместо красоты клеймо» ( Ис. 3:23 ). А непослушные дети насмехались над Елисеем, провожая его криками: «Иди, плешивый!» ( 4Цар. 2:23 ).

Длина волос человека часто служит выражением его отношения к более серьезным вопросам, и намеки на это мы видим в Библии. Ветхозаветный запрет стричь волосы на голове «кругом» ( Лев. 19:27 ) имел целью отделение Израиля от обычаев окружавших его языческих народов ( Иер. 9:26, 25:23 ). Предписание Иезекииля священникам будущего века состояло в том, что «головы своей они не должны брить и не должны отпускать волос, а пусть непременно стригут головы свои» ( Иез. 44:20 ). В Новом Завете Павел считал длинные волосы нормальными для женщины и бесчестьем для мужчины ( 1Кор. 11:14–15 ). Чрезмерное внимание к уходу за волосами, например, плетение волос, свидетельствовало о мирском расположении ума с его внешними проявлениями ( 1Пет. 3:3 ; 1Тим. 2:9 ).

В ряде случаев отношение к волосам было напрямую связано с религиозными обрядами. Для очищения, например, требовалось состригать и сбривать все волосы ( Лев. 14:8–9 ; Чис. 6:18–19 ). Назореям же вообще запрещалось стричь волосы в течение всего времени обета ( Чис. 6:5, 18 ) – они служили символом отделения в святости, знаком аскетического самоотречения, а не физической привлекательности.

Помазание волос елеем тоже было обрядом, но не религиозным. Оно было ритуальным средством выражения красоты ( Руф. 3:3 ), праздничной атмосферы ( Еккл. 9:8 ) или гостеприимства ( Пс. 22:5 ).

В картинах, связанных с концом жизненного пути, мы видим откровенно символические образы. Белые или седые волосы служат в Библии показателем преклонного возраста ( Втор. 32:25 ; Пс. 70:18 ; Ис. 46:4 ), зрелости, удостоенной чести и красоты ( Притч. 20:29 ). С другой стороны, старики вызывают жалость и они более уязвимы, поэтому печаль человека с седыми волосами кажется особенно острой ( Быт. 42:38, 44:29, 31 ). Будучи крайне незначительной частью человеческого тела, один волос или прядь волос на голове символизируют степень, до которой Бог защищает или бережет человека ( 1Цар. 14:45 ; 2Цар. 14:11 ; Лк. 21:18 ; Деян. 27:34 ). Крошечные размеры волоса послужили основанием для характеристики отборных воинов, которые, «бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо» ( Суд. 20:16 ). С другой стороны, большое количество волос на голове человека служит обозначением чего-то значительного и многочисленного, в том числе бедствий, обрушивающихся на него ( Пс. 39:13 ), противостоящих ему врагов ( Пс. 68:5 ) или масштабов знаний Бога о человеке и заботы о нем ( Мф. 10:30 ; Лк. 12:7 ). Наконец, образ белых волос как символа древности приобретает трансцендентное значение в изображениях Бога с белыми и пламенными волосами ( Дан. 7:9 ; Откр. 1:14 ).

Можно также припомнить несколько памятных библейских рассказов и сцен, важную роль в которых играют волосы. В одной из таких сцен изображен Самсон, лежащий на коленях Далиды, волосы которого сначала заплели в семь кос, а затем остригли их все ( Суд. 16:15–21 ). В том же рассказе рост остриженных волос символизирует возрождение души и тела ( Суд. 16:22 ). В евангелиях мы видим, как Мария помазала ноги Иисуса и отерла их своими волосами в знак полной преданности ( Лк. 7:38, 44 ; Ин. 11:2 ).

Какую же роль играет в Библии образ волос? Обычного материального явления, предмета, отношение к которому указывает на взаимосвязь с другими более серьезными нравственными и духовными вопросами, и определенного символа.

См. также: ГОЛОВА, КРАСОТА, ПЛЕШИВОСТЬ, САМСОН, ЧЕСТЬ.

Читайте также: