Что значит фраза масштаб и амбиции компании
Обновлено: 21.11.2024
Российское образование постепенно подходит к новому эволюционному витку: «зачистка» рынка от недобросовестных игроков вытесняется борьбой за места российских вузов в престижных мировых рейтингах. 2021 год стал для российской науки настоящим прорывом в формировании достойной репутации.
Индикаторы, по которым формируется рейтинг Times Higher Education, вполне традиционны: учитывается цитируемость научных статей, вклад вуза в инновации, доходы от исследовательской деятельности, качество преподавания, а также возможность привлекать лучших сотрудников и иностранных студентов. Неудивительно, что по всем этим показателям первую строчку шестой год подряд занимает Оксфордский университет, вторую в этом году разделили Калифорнийский технологический институт и Гарвардский университет, штат Массачусетс. Далее следуют калифорнийский Стэнфорд, Кембридж, Массачусетский технологический институт, Принстон (штат Нью-Джерси), калифорнийский университет в Беркли, Йель в штате Коннектикут и Чикагский университет.
Несмотря на результаты этого года, на мировой образовательной карте основательно заметен только МГУ: несколько последних лет он остается единственным представителем России топ-200 списка лучших университетов планеты. Для сравнения: вузы США занимают там 57 позиций, Великобритании — 28, Германии — 22.
В 2020 году МГУ стал и единственным российским вузом, попавшим в топ-40 лучших университетов мира, заняв 37-ю строчку в рейтинге Times Higher Education.
Как бы ни было, включение в любые престижные рейтинги — объективный показатель того, что и российские вузы все-таки научились отвечать на вызовы меняющейся реальности. Другое дело, что вряд ли такие индикаторы, как вклад вуза в инновации, доходы от предпринимательской деятельности и возможности для обучения студентов из-за рубежа, способствовали попаданию отечественных университетов в престижный рейтинг. Между тем тактические шаги именно в этих направлениях могут помочь дальнейшему прогрессу в образовательной индустрии, уверен Дмитрий Давыдов, автор проекта «Идеи по развитию России». Что же необходимо предпринять?
Университеты на вырост
«Много лет подряд странами — лидерами в области высшего образования являются США и Великобритания, — отмечает Дмитрий Давыдов. — Однако и в России можно в кратчайшие сроки создать образовательную среду, которая станет одной из самых привлекательных и конкурентных в мире».
Один из ключевых шагов — обратить внимание на тот огромный потенциал, что содержится в обучении иностранных студентов. Если в 2013 году доля иностранных студентов в России составляла лишь 3%, то в 2019–2020 году она выросла до 8%, составив 315 000 человек. По мнению Дмитрия Давыдова, студенты из-за рубежа не только обеспечивают вузам значительный объем инвестиций, но и способствуют развитию различной инфраструктуры в регионе присутствия вуза, по этой причине долю иностранных студентов необходимо наращивать и дальше. Какие шаги следует предпринять, чтобы стимулировать молодых людей приезжать учиться в Россию, а иностранные вузы — открывать в нашей стране свои филиалы?
Помогут нетривиальные меры, уверен Давыдов. В их числе введение на 30 лет налоговых льгот для российских и тех иностранных вузов, которые пожелают открыть свои филиалы в России. В проекте «20 идей по развитию России» предлагается установить налоговые ставки, практически равные нулю, на все виды налогов, связанных с образовательной деятельностью университетов. В том числе освободить их от уплаты налогов на имущество и землю, чтобы у администраций вузов не было «сдерживающего фактора строить просторные и комфортабельные образовательные и спортивные сооружения». Предлагается ввести и нулевые ставки на заработную плату, доходы академического и административного персонала. А основным условием для освобождения от уплаты налогов Давыдов предлагает рассматривать оборот, полученный от обучения иностранных граждан. Соответственно, чем их больше, тем выше шансы университета получить налоговые «каникулы».
Новые учебные заведения должны располагаться во вновь образованных студенческих городах в трех-четырех регионах, «остро нуждающихся в притоке инвестиций.
По мнению Давыдова, создание таких городков позволит остановить отток студентов в университеты Москвы и Санкт-Петербурга». Что до предложенных льгот, они должны существенно стимулировать интерес администраций иностранных университетов не только к открытию своих филиалов, но и к работе в России преподавательского состава. «Соответственно, отрасль получит приток квалифицированного академического персонала, бюджеты всех уровней — инвестиции, а региональные рынки труда — новые рабочие места», — полагает Давыдов. По его мнению, существует вероятность и того, что при таком сценарии иностранные вузы смогут обеспечить России наиболее конкурентоспособное соотношение цены и качества высшего образования, что и привлечет студентов со всего мира. В числе стран, которым могут быть потенциально интересны подобные предложения, — Индия, Китай, страны Восточной Европы, СНГ, Ближнего Востока и Африки.
Визы ждать не будут
В числе других потенциально значимых мер — визовая политика в отношении иностранных студентов. Давыдов предлагает заменить практику первоначального срока выдачи визы сроком на три месяца и ее дальнейшего поэтапного продления на многократную визу, выдаваемую на весь период обучения. Как, например, и делается в США или в отдельных странах Европы. Предлагается упростить и административные барьеры, предоставив полное право иностранным студентам быть трудоустроенными вне зависимости от времени и места работы и без необходимости получения рабочего разрешения.
В случае осуществления подобного сценария Россия обретет привлекательность для любых университетов мира, включая вузы, занимающие топ-20 позиций престижных рейтингов. «Так мы привлечем студентов из Англии, Западной Европы, ОАЭ, США, Южной Кореи и Японии», — прогнозирует Дмитрий Давыдов. В дальнейшем это повлияет и на развитие инфраструктуры тех регионов, в которых будут открыты филиалы западных вузов или будут функционировать студенческие городки. «Произойдет естественный рост предпринимательской активности в различных сферах малого и среднего бизнеса — от открытия магазинов и кафе до отелей и развития транспортной сферы, — резюмирует Давыдов. — Дополнительный стимул для развития получат индустрии туризма и медицинского страхования».
Одним словом, трансформация образовательной отрасли сама по себе способна стать эффективным драйвером перемен в экономическом устройстве России.
Читайте также: