Что такое сказочные устойчивые выражения в сказке
Обновлено: 22.12.2024
Сказкой, по определению ученых, называют прозаическое художественное повествование с авантюрной, бытовой или волшебной тематикой и сюжетным построением, ориентированным как вымышленное. У сказки специфическая стилистика, которая отсылает к ее истокам - древним обрядовым корням.
Определение
Сказочными формулами называют устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы, своего рода штампы, которые используются во всех фольклорных сказках. Эти фразы по месту их употребления в повествовании разделяют на зачинные (или инициальные), срединные (медиальные) и концовки.
Сказочные формулы в сказке выполняют функцию своеобразных композиционных элементов, мостиков повествования, переводя слушателя от одного сюжетного события к другому. Они помогают слушателю запомнить историю и облегчить ее пересказ, а также наполняют сказочное повествование напевностью.
Язык сказки в целом характеризуется формульным построением. Итак, сказочная формула - это особая условная речевая единица, принимаемая слушателями как данность.
Зачин (инициал)
Это сказочная формула, с которой начинается сказка. Он обычно состоит из сведений о существовании героев, в которых нам кратко сообщают о персонажах - действующих лицах сказки, месте, где они проживали (формулы с топографическим элементом), и времени действия.
Самый популярный и хорошо всем известный пример из народных сказок: "Жили-были. " (царь с царицей, старик со старухой и др.). Характерно, что это краткие предварительные данные, и для сюжета они не особенно важны.
Этот вид формул дает слушателю установку на вымысел, поскольку сообщает, что сказочное событие произошло не сегодня, не вчера, а когда-то "давным-давно", "в незапамятные времена".
В зачине может присутствовать не только временной, но и пространственный ориентир, например: "в одном царстве, тридевятом государстве. ", "в одном селе. " и др.
И временной, и топографический зачины сообщают неконкретные, неопределенные сведения, подготавливая слушателя (читателя), отрывая его от обыденной обстановки и указывая ему, что его вниманию предлагается именно сказка, то есть вымышленная история. События этой истории протекают в неведомом месте, в неведомое время.
Иногда для того, чтобы указать, что мир необычен, сказитель мог ввести даже дополнительные черты настоящего абсурда: "Это произошло, когда козлиные рога упирались в небо, а верблюжий хвост был короток и тащился по земле …" (тувинская народная сказка).
Но это не другой мир, поскольку он обладает многими признаками мира обыкновенного (день сменяется ночью, растут травы и деревья, пасутся кони, летают птицы и др.). Но это мир и не вполне реален - в нем "на березе сидит кот с самогудом", помогает исчезать герою шапка-невидимка, предлагает угощение скатерть-самобранка. В этом мире обитают особые существа: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Чудо-Юдо, Соловей-Разбойник, Кот-Баюн.
Многие авторы литературной сказки, строя свое произведение в народно-поэтической сказочной манере, с теми же целями активно использовали в качестве стилистически организующих элементов сказочные формулы. Вот хорошо всем известный пример зачина из "Сказки о Рыбаке и Рыбке" А.С. Пушкина:
"Жили-были старик со старухой
У самого синего моря. "
Присказка
Функцию другого, предварительного зачина порой исполняла и присказка - маленький текст, забавная небыличка. Она не была сюжетно привязана к какой-то конкретной сказке. Так же как и зачин, присказка призвана была увести слушателя из мира обыденности, сообщить ему сказочно-ирреальный настрой.
В качестве примера - присказка из тувинского фольклора: "Случилось это, когда свиньи вино выпили, мартышки табак сжевали, а куры его склевали".
Известную фольклорную присказку про Кота ученого, переложив ее в стихотворение, включил в свою поэму "Руслан и Людмила" Александр Сергеевич Пушкин.
Медиальные (срединные) формулы
Иногда срединная формула становилась некоей остановкой в рассказе, указывая на то, что история подходит к развязке: "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. "
Медиальная формула малого размера может указывать на место нахождения искомого героем предмета: "высоко ли - низко", "далеко ли - близко", "возле острова Буяна" и т. д.
Характерными для сказки являются и устойчивые обращения одного персонажа к другому. Например, в русскую сказку "Царевна-лягушка" сказочные формулы подобного вида также включены. Вот Иван-царевич говорит Избушке на курьих ножках: "А ну, избушка, стань по-старому, как мать поставила - ко мне передом, а к лесу задом!" А вот Василиса Премудрая, адресуясь к своим помощницам: "Мамки-няньки, собирайтеся, снаряжайтеся!"
Многие из сказочных формул имеют древнейшее происхождение. Хоть и схематично, но они сохраняют в себе ритуально-магические черты. Так, удивление стража Царства Мертвых из сказок индоевропейских народов угадываем мы в реплике Бабы-Яги, которая при встрече с Иваном-Царевичем не может не заметить: "Фу-ты, ну-ты, русским духом пахнет!"
Формулы-описания
Широко распространены в сказках портретные формульные фразы, которые служат для описания персонажей и явлений природы. Как и присказки, они так же мало привязаны к конкретной истории и кочуют из сказки в сказку.
Вот примеры сказочных формул, служащих для характеристики боевого богатырского коня: "Конь бежит, земля под ним дрожит, из обоих ноздрей пламенем пышет, из ушей дымом валит". Или: "Его ладный конь несется, горы и долы перепрыгивает, темны чащи между ног пропускает".
Лаконично, но емко и красочно описывает сказка бой богатыря и его сказочного могучего врага. Таковы включенные в рассказ о бое Чуда-Юда Шестиглавого и героя сказочные формулы в сказке "Иван Быкович". В тексте читаем: "Вот сошлись они, поравнялись - так жестоко ударились, что кругом земля простонала". Или: "Как взмахнул богатырь своим острым мечом - раз-два! - так и снес у нечистой силы все шесть голов".
Традиционны для сказки устойчивые формульные описания красавиц: "Была она так прекрасна, что ни в сказке сказать, ни пером описать" (из русской сказки). Или вот наверняка показавшийся бы многим сегодня сомнительным портрет очаровательной девушки из туркменской сказки: "Кожа ее была так прозрачна, что когда она пила воду, видно было сквозь горло, а когда ела морковь - было видно сбоку".
Концовка
У конечных (финальных) фраз сказки иные, нежели чем у начальных, задачи: они возвращают слушателя в реальный мир, порой сводя повествование к короткой прибаутке. Иногда концовка может содержать некую моральную сентенцию, поучение, содержать в себе житейскую мудрость.
Конечная формула может кратко сообщить о будущем героев: "Стали они жить, да поживать, да добра наживать. "
А самые известные концовки содержат сказки, где приключения героев заканчиваются свадебным пиршеством: "И я там был, мед-пиво пил - по усам текло, да в рот не попало. ". И слушатель понимает, что рассказчик-то на пиру и не был - ибо что ж это за пир, где ничем не угостили? А значит, и все предыдущее повествование - не более чем шутка.
Заканчиваться сказка может и иначе, когда сказитель, как бы ставя в повествовании точку, объявляет: "Вот вам сказка, а мне дайте бубликов связку". Или: "Вот и сказочке конец, подай водочки корец".
Читайте также: