Что означает выражение на паперти

Обновлено: 28.09.2024

Па́перть, или внешний притвор (греч. ἄτριον, лат. atrium, impluvium, pars aperta) — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки прежде, чем входили в церковь.

Первой в публикации к первоначальному строительству отнесла паперти собора Спасского монастыря в Ярославле Е. М. Караваева [2]. Однако в русле ошибочной и уже устаревшей теории при реставрации Преображенской (Троицкой) церкви в Больших Вяземах (ВПНРК-ЦНРПМ) первоначальные столбы с крышей были разобраны [3]. В 1970-х годах к первоначальному строительству отнесены паперти церкви Вознесения в Коломенском [4]. В 1974 году В. И. Федоров снова вернулся к первоначальной султановской датировке папертей Благовещенского собора Московского Кремля [5]. Но в 1975 году вышел Каталог памятников Московской области [6], в котором снова опубликованы неверные датировки папертей.

В 1976 году комиссия архитекторов обследовала паперти церкви в Вяземах и установила факт недобросовестного исследования, приведшего к уничтожению второго яруса паперти Преображенской (Троицкой) церкви в Больших Вяземах. В 1976 году установлена первоначальность папертей Успенского собора в Дмитрове [7]. Затем паперти церкви Петра митрополита в Переславле Залесском [8], в начале 1980-х годов паперти Покровского собора и Успенской церкви Александровой слободы [9].

Инициатором исследования папертей с середины 1970-х годов и в последующие годы был архитектор В. В. Кавельмахер. Но С. С. Подъяпольский не признавал первоначальности второго яруса папертей церкви Вознесения в Коломенском. В 1998 году под редакцией Е. Н. Подъяпольской вышло второе издание «Каталога памятников архитектуры Московской области», где она пишет о первоначально построенных двухъярусных папертях, в частности на Успенском соборе в Дмитрове [10]. Но ученики С. С. Подъяпольского, архитекторы, проводившие работы на церкви Вознесения в 2001—2007 (ЦНРПМ), до сих пор относят первоначальные столбы с кровлями к поздним переделкам и сохранили их лишь из чисто практических соображений [11].

Читайте также: