Что было выражением идеи бессмертия власти фараона

Обновлено: 22.12.2024

Культура Древнего Египта -древнейшая культура человечества, существовавшая примерно с конца IV тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. Она прошла следующие этапы развития:

Древнее царство (XXXII – XXI вв. до н.э.)

Новое царство (XVI – XI вв. до н.э.)

Позднее царство (XI в. – 332 г. до н.э.)

• Основные принципы древнеегипетской культуры – традиционализм, консерватизм и уникальность.

• Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических представлений и культов:

культ многочисленных богов Египта (боги солнца Ра или Амон-Ра, бог Осирис, богини Исида, Сет, Маат);

культ обожествленного царя — фараона. Проведение установленных богами законов в жизнь, исполнительная власть находилась в руках царей. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали пирамиды;

культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых. В число священных входили: лев, корова, бык, кошка, козел, крокодил; птицы — сокол, ибис и коршун, а также пчела, змея, навозный жук-скарабей.

• Прослеживая эволюцию Египта, следует отметить, что уже в додинастический период он имел развитое земледелие и скотоводство, виноделие и ткацкое ремесло. Начинается изготовление папируса, что способствовало широкому распространению письменности.

• Культура Древнего Египта выросла из идеи вечной жизни.

• В бесплодной зоне пустыни основу богатого урожая составляли еже-годные разливы Нила. Египтяне объясняли их тем, что богиня Исида оплакивает своего супруга - бога растительности Осириса, убитого ко-варным богом пустыни. Осирис – бог возрождения, царь подземного мира. Осирис, ставший владыкой загробного мира, из глубин земли высылал урожай, заставляя поля плодоносить, или сдерживал её силы. Ту же власть над урожаем имели все покойники, находившиеся под землёй. Следовательно, забота о посевах становилась заботой об усоп-ших, которых нужно было поддерживать пищей, питьём и теплом. Сложился культ мёртвых – культ той жизни, которую дарует смерть умирающего и воскресающего бога.

• Жизнь в Египте зависела от чёткого функционирования ирригационной системы, которую регулировала верховная власть, т.е. фараон.По этой причине фараон приравнивался к богу, соединяя образ смертного царя и бессмертного бога Хора (сына Осириса и Исиды).

• Вера в то, что жизнь после смерти продолжается, но только в могиле, породила традицию сохранять тело, строить для него гробницы и выполнять магический ритуал, который гарантировал защиту от всех неприятностей в мире мёртвых. Ключевую роль играл обряд мумифи-кации, состоявший в особой консервации «священных останков» умер-шего путём удаления внутренностей, просушки и бинтования всех час-тей тела пеленами из полотна, пропитанными смолой. Для защиты мумии требовалось надёжное укрытие – гробница, в которой обитало множество душ покойного.

• Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, ибо там, за горизонтом, ежедневно скрывался солнечный бог Ра, чтобы наутро вновь родиться на востоке. Этот переход из бытия в небытие и снова в бытие отражали архитектура и изобразительное искусство, которое египтяне наделяли магическими свойствами.

• В I в. до н.э. пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина были названы одним из семи чудес света. И сегодня они поражают своим величием: «Всё боится времени, но время боится пирамид».

• Пирамида Хеопса имела вначале 146 м высоты, теперь она достигает лишь 137 м, а на месте её вершины образовалась площадка шириной в 10 м.

• В настоящее время пирамида Хефрена – единственная, сохранившая полированную облицовку, её высота меньше пирамиды Хеопса, но так как она стоит на более высоком месте, её вершина находится на том же уровне.

• Пирамида Микерина достигает 66 м в высоту.

• Пирамиды, будучи символами вечности, являются только частью нек-рополя наряду с погребениями цариц, сфинксов и заупокойными хра-мами. Сфинкс с туловищем льва и головой царя олицетворял сверхъ-естественную силу фараона, власть которого простиралась «над всеми существами, ходящими на двух или четырёх ногах, над всем, что лета-ет и порхает».


• Заупокойные храмы также символизировали вечность, воспроизводя в камне легенду о каждодневном умирании и новом рождении солнеч-ного бога Ра. Наиболее примечательны однотипные храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, возведённые по обеим сторонам Нила недалеко от города Фивы – бывшей столицы Египта.

• Большое место в искусстве Древнего Египта занимали рельефные и фресковые композиции, с помощью которых декорировались стены заупокойных храмов и гробниц. На рельефах и фресках обычно изобра-жали сцены загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умер-ших, обряды, совершаемые при погребении; чёткими, ритмичными ря-дами шествуют вереницы слуг, несущих дары покойному; жертвенные столы уставлены яствами; множество людей, работающих на полях и в садах, охотников и рыболовов, скотоводов и пастухов; бесконечный поток пленных с захваченными трофеями. Иногда в рельефах и фрес-ках представлены сцены повседневной трудовой жизни египтян: охота в нильских зарослях, рыбная ловля.

• Представления египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения ещё при жизни. Характерной особенностью египетской пластики стало изобра-жение человека в идеальном возрасте, т.е. достигшим расцвета духов-ных и физических сил.

• Египетская скульптура строго подчинялась канону – своду правил, сложившихся в процессе художественной практике и закреплённой традицией. В понятие канона входили определённость позы (стоящие фигуры с выставленной вперёд левой ногой, сидящие на троне или коленопреклоненные), чёткая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей. Лицо должно было воплощать отрешённость от всего земного, безразличие к радостям и печалям. Статуи смотрят в неведомую, бесконечную даль, в вечность.

• Для рисунков характерен принцип «распластывания» фигур на плоскости, т.е. голова и ноги изображались в профиль, а голова и глаз – в анфас.

• Письменность древних египтян из пиктографии преобразовалась в иероглифику. Материалом для письма был папирус. Самые древние письменные тексты: тексты пирамид, тексты саркофагов, книга мёртвых.

Читайте также: