Чтение с выражением упражнения

Обновлено: 04.11.2024

Учимся понимать прочитанное и искать информацию. Чтобы решить эти задачи, нужно, во-первых, заранее объяснить детям, какова конечная цель чтения текста. Зачем читаем? Что ищем? На какие вопросы хотим найти ответ? Во-вторых, нужно создать условия, при которых ребенок может остановиться на незнакомом слове: поднять руку и спросить, что обозначает слово, заглянуть в словарь. Совершенно неважно, какую именно работу он сейчас проводит: даже на ВПР уместно спросить, что означает то или иное слово.

Литературное чтение. 200 заданий по литературному чтению для тематического контроля. Литературные игры и творческие задания. 4 класс

Литературное чтение. 200 заданий по литературному чтению для тематического контроля. Литературные игры и творческие задания. 4 класс Пособие предназначено для организации тематического контроля при работе по учебнику Э.Э. Кац «Литературное чтение». Оно дополняет комплект по курсу Литературному чтению для 4 класса, включающий учебник (в 3-х частях), рабочие тетради, методическое пособие, контрольные и диагностические работы, тесты и самостоятельные работы для текущего контроля, обучающие комплексные работы. В пособие включены задания и орегинальные литературные игры, позволяющие роверить знания текста литературных произведений, изучавшихся школьниками в течение 4 лет обучения.

Работаем со словарем. Многие слова в учебнике отмечены звездочкой: это слова, которые, вероятно, для многих детей окажутся новыми. Также в учебнике есть толковый, этимологический, орфографический, орфоэпический словари, где можно быстро найти значение, произношение, происхождение такого слова. Так мы формируем у детей умение работать со словарем, а это важный шаг к полноценному чтению и пониманию текста. Постепенно можно знакомить детей с полноценными словарями.

Определяем тему и главную мысль текста. По результатам ВПР, именно формулировать главную мысль текста нашим детям особенно сложно. Это не типовая задача: ведь все тексты разные, значит, всякий раз ребенок применяет познавательное умение, ищет то главное, что будет выражать основную мысль.

  1. Читаем текст, предлагаем на выбор несколько возможных тем. Обсуждаем, какие темы более общие, какие звучат более конкретно, какая из тем максимально приближает нас к идеям, выраженным в тексте.
  2. Отличаем тему от основной мысли. Это задание для учителя: спрашивая, о чем этот текст, не ждите услышать основную мысль — скорее всего, дети в ответ дадут тему. А вот чтобы услышать возможную основную мысль, стоит задавать вопрос точнее: ради чего писался текст? Что именно хочет сказать нам автор? Какую самую важную идею он хочет до нас донести?
  3. Предлагаем по заголовку предположить, о чем будет текст. Пусть прозвучат самые разные предположения, даже противоречивые: неверных здесь быть не может. Так мы тренируем умение вчитываться в смысл заголовка текста и предполагать информацию.
  4. Пытаемся озаглавить текст. Важно почувствовать, что заглавия могут быть разные, нет единого верного решения. Вокруг возможных названий полезно организовать учебную дискуссию.
  5. Собираем связный текст из предложений. Сложность в том, что в младшей школе у детей пока только формируется представление о тексте как о единице речи. Для них неочевидна разница между набором предложений и связным текстом. Нужно как можно скорее открыть детям эти смысловые связи. В ВПР подобная задача дается детям сложно, в частности потому, что предложения пронумерованы: нумерация разрушает текст, сложнее собрать его воедино. Предлагается, во-первых, проигнорировать нумерацию, а во-вторых, задать себе вопрос: можно ли сложить текст из данных предложений? Вполне возможно, что они объединены общей темой, но не составляют связного текста.
  6. Сравниваем два текста со схожей основной мыслью.

Примечание. Поначалу полезно давать для таких заданий текст, хорошо знакомый детям. Только после этого можно переходить к работе над текстом, который детям незнаком. В рамках данных упражнений полезно замечать, как выстраиваются связки между предложениями в тексте, как используются синонимы, чем можно заменить ключевые слова. Делим текст на части, составляем план.

«Навыки работы с текстом по плану приобретаются легче, если мы помогаем ученикам «присвоить» учебную задачу. Обязательно обсудите: зачем план? Как он поможет пересказать, передать мысль, не упустить главного? Напомните, что и не применительно к тексту полезно использовать план: например, когда ребенку нужно рассказать важное, поделиться своими мыслями, убедить. То есть если мы задумываем свой собственный текст, то начинаем с плана».

Ольга Калинина Заслуженный учитель РФ, автор учебников и дидактических пособий по русскому языку системы УМК «Планета знаний»
  1. Сопоставить текст и план. Уже даны и текст, и готовый план. Задача — сопоставить пункты плана с частями текста. Эта работа позволит ученикам понять, какую работу им предстоит выполнить при составлении собственного плана. Формируется умение видеть начало и конец законченного фрагмента текста, делить текст на смысловые части.
  2. Разделить текст на смысловые части и подобрать заголовок к каждому отрывку. Это уже работа над собственным планом; удобно использовать упражнение, в котором, например, уже озаглавлены первые две части текста, а остальные пункты плана ученику предстоит озаглавить самостоятельно.

Учимся понимать информацию, данную в неявном виде. Здесь особенно полезно разбирать загадки, пословицы: эти жанры предполагают, что за первым очевидным слоем стоят другие.

  1. Работаем с пословицами. Разбирая пословицы, дети могут от буквальных смыслов перейти к аналогичным примерам, затем к логическому обобщению, выведению общего правила.
  2. Формулируем ответ на вопрос по итогам прочтения текста.Важно, чтобы в тексте не было дано прямого ответа: ученики должны проанализировать прочитанное и сами сформулировать ответ на вопрос.
  3. Находим в тексте доказательства приведенного утверждения.Учимся использовать текст для того, чтобы подтвердить, доказать или опровергнуть тот или иной факт. Здесь тоже важно, чтобы данные из текста не отвечали на вопрос напрямую — чтобы у ребенка оставалось пространство для истолкования, интерпретации.
    Учимся преобразовывать и интерпретировать информацию. Здесь в первую очередь идет речь об умении пересказывать — подробно и кратко, устно и письменно, формулировать выводы, сравнивать объекты, сопоставлять мнения, в конечном счете — создавать собственные тексты на базе прочитанного.

Читайте также: