Чтение с выражением упражнения
Обновлено: 04.11.2024
Учимся понимать прочитанное и искать информацию. Чтобы решить эти задачи, нужно, во-первых, заранее объяснить детям, какова конечная цель чтения текста. Зачем читаем? Что ищем? На какие вопросы хотим найти ответ? Во-вторых, нужно создать условия, при которых ребенок может остановиться на незнакомом слове: поднять руку и спросить, что обозначает слово, заглянуть в словарь. Совершенно неважно, какую именно работу он сейчас проводит: даже на ВПР уместно спросить, что означает то или иное слово.
Работаем со словарем. Многие слова в учебнике отмечены звездочкой: это слова, которые, вероятно, для многих детей окажутся новыми. Также в учебнике есть толковый, этимологический, орфографический, орфоэпический словари, где можно быстро найти значение, произношение, происхождение такого слова. Так мы формируем у детей умение работать со словарем, а это важный шаг к полноценному чтению и пониманию текста. Постепенно можно знакомить детей с полноценными словарями.
Определяем тему и главную мысль текста. По результатам ВПР, именно формулировать главную мысль текста нашим детям особенно сложно. Это не типовая задача: ведь все тексты разные, значит, всякий раз ребенок применяет познавательное умение, ищет то главное, что будет выражать основную мысль.
- Читаем текст, предлагаем на выбор несколько возможных тем. Обсуждаем, какие темы более общие, какие звучат более конкретно, какая из тем максимально приближает нас к идеям, выраженным в тексте.
- Отличаем тему от основной мысли. Это задание для учителя: спрашивая, о чем этот текст, не ждите услышать основную мысль — скорее всего, дети в ответ дадут тему. А вот чтобы услышать возможную основную мысль, стоит задавать вопрос точнее: ради чего писался текст? Что именно хочет сказать нам автор? Какую самую важную идею он хочет до нас донести?
- Предлагаем по заголовку предположить, о чем будет текст. Пусть прозвучат самые разные предположения, даже противоречивые: неверных здесь быть не может. Так мы тренируем умение вчитываться в смысл заголовка текста и предполагать информацию.
- Пытаемся озаглавить текст. Важно почувствовать, что заглавия могут быть разные, нет единого верного решения. Вокруг возможных названий полезно организовать учебную дискуссию.
- Собираем связный текст из предложений. Сложность в том, что в младшей школе у детей пока только формируется представление о тексте как о единице речи. Для них неочевидна разница между набором предложений и связным текстом. Нужно как можно скорее открыть детям эти смысловые связи. В ВПР подобная задача дается детям сложно, в частности потому, что предложения пронумерованы: нумерация разрушает текст, сложнее собрать его воедино. Предлагается, во-первых, проигнорировать нумерацию, а во-вторых, задать себе вопрос: можно ли сложить текст из данных предложений? Вполне возможно, что они объединены общей темой, но не составляют связного текста.
- Сравниваем два текста со схожей основной мыслью.
Примечание. Поначалу полезно давать для таких заданий текст, хорошо знакомый детям. Только после этого можно переходить к работе над текстом, который детям незнаком. В рамках данных упражнений полезно замечать, как выстраиваются связки между предложениями в тексте, как используются синонимы, чем можно заменить ключевые слова. Делим текст на части, составляем план.
Ольга Калинина Заслуженный учитель РФ, автор учебников и дидактических пособий по русскому языку системы УМК «Планета знаний»«Навыки работы с текстом по плану приобретаются легче, если мы помогаем ученикам «присвоить» учебную задачу. Обязательно обсудите: зачем план? Как он поможет пересказать, передать мысль, не упустить главного? Напомните, что и не применительно к тексту полезно использовать план: например, когда ребенку нужно рассказать важное, поделиться своими мыслями, убедить. То есть если мы задумываем свой собственный текст, то начинаем с плана».
- Сопоставить текст и план. Уже даны и текст, и готовый план. Задача — сопоставить пункты плана с частями текста. Эта работа позволит ученикам понять, какую работу им предстоит выполнить при составлении собственного плана. Формируется умение видеть начало и конец законченного фрагмента текста, делить текст на смысловые части.
- Разделить текст на смысловые части и подобрать заголовок к каждому отрывку. Это уже работа над собственным планом; удобно использовать упражнение, в котором, например, уже озаглавлены первые две части текста, а остальные пункты плана ученику предстоит озаглавить самостоятельно.
Учимся понимать информацию, данную в неявном виде. Здесь особенно полезно разбирать загадки, пословицы: эти жанры предполагают, что за первым очевидным слоем стоят другие.
- Работаем с пословицами. Разбирая пословицы, дети могут от буквальных смыслов перейти к аналогичным примерам, затем к логическому обобщению, выведению общего правила.
- Формулируем ответ на вопрос по итогам прочтения текста.Важно, чтобы в тексте не было дано прямого ответа: ученики должны проанализировать прочитанное и сами сформулировать ответ на вопрос.
- Находим в тексте доказательства приведенного утверждения.Учимся использовать текст для того, чтобы подтвердить, доказать или опровергнуть тот или иной факт. Здесь тоже важно, чтобы данные из текста не отвечали на вопрос напрямую — чтобы у ребенка оставалось пространство для истолкования, интерпретации.
Учимся преобразовывать и интерпретировать информацию. Здесь в первую очередь идет речь об умении пересказывать — подробно и кратко, устно и письменно, формулировать выводы, сравнивать объекты, сопоставлять мнения, в конечном счете — создавать собственные тексты на базе прочитанного.
Читайте также: