Чрево тиамат чья фраза

Обновлено: 19.05.2024

Космогония Древнего Вавилона. Начала Иерархии

У древних народов Месопотамии существует сакральный религиозный текст “Энума Элиш”*. По мнению исследователей, поэма датируется второй половиной II тыс. до н. э.** и в ней описано Творение Мира. В этом источнике раскрыта структура Иерархии Охранителей Закона Неба и Земли. Там же говорится и о сотворение Человека…

Предлагая этот адаптированный текст в некотором сокращении, обратим внимание на моменты, которые будут наиболее интересны и полезны в рассмотрении выбранной темы:

Апсу первородный, всесотворитель,

Праматерь Тиамат, что все породила.

Воды свои воедино мешали.

Ничто не названо, судьбой не отмечено,

Тогда в недрах зародились боги.

Тревожат Тиамат, снуют, суетятся,

Чрево Тиамат они колеблют.

/Авт. Апсу беспокоили шумы и беспорядки в чреве Тиамат. Он был настроен погубить всё зарождённое в Ней и прекратить суету. Но небольшая часть зарождённых усыпила Апсу и придала его смерти… В честь этого покои свои Эйа назвал “Апсу”… И зарождены были младшие боги…/

____________________________

* King Leonard W. Seven Tablets of Creation, Luzac’s Semitic Text and Translation Series. London, 1902. / Семь таблиц творения: или Вавилонская и Ассирийская легенды о создании мира и человечества.

** По мнению Гвендолины Лейк (Gwendolyn E Leick. Cardiff Metropolitan University. UK) вавилоно-аккадский эпос о сотворении мира предположительно создан в эпоху II династии Исина, т.е. ок. 1156 — 1026 до н. э. (Leick G. Anunna(ki) // A dictionary of Ancient Near Eastern mythology. — New York: Taylor & Francis, 2003).

_____________________________

В светлом Апсу зарожден был Мардук.

Эйа, родитель, там его создал,

Дамкина, мать его, породила.

Сыночек-солнце! Солнышко божье!”

Нимб его — десяти богов сиянье!

Пятьдесят сияний его окружает!

[Боги] Зло задумали своим чревом,

Тиамат, праматери, так они молвят:

“Как Апсу любимого твоего убивали,

Не пришла ты на помощь, сидела молча.

Сразись, отомсти за Апсу и Мумму!

Порази врагов, преврати их в тени!”

Услыхала Тиамат — ей любы речи.

“Благо — совет ваш, ураган поднимем!

Уничтожим богов в разгаре битвы!

Сраженье устроим, богам отплатим!”

/ Авт. Мардука призывают вступиться за Младших Богов.

Он же требует признать его Верховным или Всевышним. /

“Если я мстителем за вас стану,

Чтоб Тиамат осилить и спасти ваши жизни, —

Соберите Совет, возвысьте мой жребий…

/Авт. Обе стороны готовы к битве. После победы над Тиамат, Мардук истребляет всё её воинство (антропоморфных и зооморфных тварей), берёт в плен Кингу (второго Её супруга и предводителя Её воинства) и отнимает у него Таблицы Судеб. Немного отойдя от битвы, всемогущий бог разрубает пополам тело поверженной Тиамат. Одну половину он поднял вверх и сделал Небом, а другую — Землёю. На небе он создал Эшарру — подобие земного жилища Апсу — и поселил там Анну*, Энлиля и Эа. Затем Мардук сотворил звезды на небе, дал сияние Луне и Солнцу, определил день и ночь…/.

Он устроил стоянки богам великим.

Звезды-планеты, подобья богов, он сделал.

Он год разделил — начертил рисунок:

Двенадцать месяцев звездных расставил он по три.

/Авт. Собрав совет богов, Мардук решает принести в жертву коварного Кингу, и все соглашаются на это. Кингу убивают, выпускают из него кровь, из которой Эа создает людей и возлагает на них бремя служения богам…/.

“Это Кингу устроил сраженье,

Взбаламутил Тиамат, затеял битву!”

Связали его, притащили к Эйе.

Объявили вину его, кровь излили.

Людей сотворил он на этой крови,

Дал им бремя божье, богам же — отдых.

/Авт. Далее следует создание божественной стражи и построение следующей ступени в “Иерархии”, для соблюдения и охраны Закона Всевышнего. /

Всех Ануннаков, дольних и горних,

К Анну* приставил — охранять решенья.

Триста на небе он выставил стражей.

Земле такую же долю назначил.

Шестьсот поселил их на земле и небе.

Собрались на Совет великие боги,

Укрепили, упрочили Мардука долю —

Над Богами небес и земли власть ему дали.

Подобье того, что на небе он создал, на земле да сделано будет.

Он, кто закрепил стоянки всем Игигам и Ануннакам!

____________________________

* Ану (шум. Ан) — в шумеро-аккадской мифологии — верховный бог неба, возглавлявший сонм богов. Наряду с Энлилем и Энки (отцом Мардука) входил в число старейших и самых могущественных богов месопотамского пантеона. Его титул — “отец богов”.

____________________________

/ Авт. Считается, что Игиги имеют статус выше, чем Ануннаки…/.

Людей, что он создал, дал им жизни,

Дал им бремя божье, а богам свободу —

Создать и разрушить, казнить и простить —

Воистину, то в его лишь власти,

Со страхом почтительным на него да взирают!

Он, кто радует сердца Ануннаков, успокаивает Игигов!

Доктор Уолис Бадж (Wallis Budge. London, British Museum) предлагает свой взгляд на сотворение Мира из перевода и интерпретации текста поэмы взятого из иного источника обозначенного как “Dragon-Myth”, где говориться, что Тиамат была Драконом:

5. Кто был дракон [. ]? / Who was the dragon…

6. Tiamat* был дракон [. ]! / Tiamat was the dragon…

Тиамат предположительно изображалась в виде Дракона или гидры с семью головами**. В символическом контексте, из этого следует, что Дракон это не какое-либо Зло или противник всего хорошего, а нечто обозначающее “Вечную Воду” или “Порождающее Море”, изначальную “Бездну”, “необъятные воды***, т.е. первозданный океан и первоматерию”.

В “Вавилонской истории” от Беросса /аккад. “Бел-уцур”/ (ок. 350/340 — 280/270 до н. э.), жреца бога Бэла в Вавилоне, в первом томе сочинения, указывается, что ранее (Авт. - вне Времён) властвовала “Оморка” (Авт. - “Оморка” / халд. "Талаттх" (Тиамат), на греческий язык переводится как “Море”, а в числовом выражении – “Луна”.

____________________________

* Форма имени тут используется Tаmtu , т.е. “море”.

** Тиамат. Мифы народов мира. Под ред. С. А. Токарева.

*** В китайской мифологии и культуре Дракон символ доброго начала и, в целом, прочно ассоциирующийся со стихией воды. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.

____________________________

В греческой гематрии, буквы слова “Оморка” имеют то же самое числовое значение, что и буквы слова “Селена”, с принадлежавшими ей чудными антропоморфными и зооморфными созданиями (потенциальными Стихийными и Природными Силами) и было это во Мраке и Воде (Авт. - до появления Света)..

Бэл (Авт. Мардук) разделил / разорвал Тиамат посередине / пополам, сделав из одной части землю (Авт. “Материю”, “Твердь”…), а из другой Небо (Авт. “Пространство”), в тот момент внутренние и подчинённые Тиамат твари исчезли (Авт. - “трансформировались”, т.е. состоялась иная Природа…).

Бел (Авт. Мардук), разделив Мрак посередине (Авт. – породил Свет), отделил землю и небо друг от друга, и устроил Космос. Животные же, не переносившие силу света, погибли.

Бел, видя, что земля пустынна и плодородна, приказал одному из богов, чтобы тот отрубил ему голову, и, смешав землю с хлынувшей кровью, создал людей и зверей, способных выносить воздух.

Как можно заметить из текста “Энума Элиш”, в Тиамат содержатся все зачатки Иерархии. Далее, при, выражении Иерархии и её дальнейшем выстраивании, происходит переход от богов “старших” к богам “младшим”, а при организации Вселенной, процессов материализации и выстраивании структур пространства, наступает этап производства или сотворения Человека, помощника богам или Силам Высшим. Существующий Закон от Анну и его соблюдение в новых условиях организованной материальной среды требует совершенствования иерархической структуры. Из уже имеющихся духовных сущностей создаётся “гвардия” (итал. guardia — охрана, защита). В её ряды призываются Ануннаки*, триста из которых осуществляют свои функции на Небе, а иные триста в пределах Земли. Стражи послушны своим прародителям и “трепещут” перед ними, но нигде не говорится, что какие-то из них лучше, а какие-то хуже. Нет в хранителях Закона на Небе и в просторах небесных преимущества перед хранителями того же Закона на Земле и в недрах её. Все, призванные следить за исполнением Закона и упреждать его нарушения, равные между собой. И нет между ними вражды и соперничества…

_________________________________

* Афанасьева В. К.. Ануннаки // Мифы народов мира : Энциклопедия в двух томах / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.,1991.

Читайте также: