Частное от деления стоимости товара или товарной группы на ее объем в натуральном выражении это

Обновлено: 05.11.2024

Цели: сформировать у студентов представление о методах статистического анализа информации, отражающей монетарные операции в наличной и безналичной формах в динамике и во взаимосвязи с показателями нефинансового сектора экономики.

Задачи: рассмотреть международные стандарты представления информации по денежно-кредитной статистике, систему показателей денег, денежного обращения, порядок наблюдения за ценами производителей и на потребительском рынке.

Оглавление

18.1. Источники статистической информации о денежном обращении

В качестве международного стандарта аналитического представления данных денежно-кредитной статистики выступает схема денежного обзора, разработанного МВФ. Эта схема предусматривает формирование основных денежно-кредитных агрегатов на основе бухгалтерских данных об операциях и запасах Банка России, Минфина России, кредитных организаций. Аналитические группировки представлены таким образом, чтобы, с одной стороны, показать денежно-кредитные обязательства указанных организаций, а, с другой стороны, показать их требования к российским предприятиям, организациям и населению, а также к внешнему миру. Такое представление данных позволяет решить следующие задачи:

  • характеристики денежной массы и ее структуры;
  • анализа взаимоотношений органов денежно- кредитного регулирования с другими секторами российской экономики и нерезидентами.

В отечественной статистике денежного обращения используются два подхода к исчислению показателей денежной массы:

  1. система показателей денежной массы (по методологии МВФ);
  2. система денежных агрегатов (национальное определение).

Система агрегатов денежной массы по методологии МВФ включает:

  • агрегат «Деньги», формируется как сумма денег вне банков и депозитов до востребования в банковской системе (без депозитов органов государственного управления), т. е. выпущенные в обращение Банком России все денежные средства, которые могут быть использованы в экономике страны как средство платежа;
  • агрегат «Квази-деньги», представляет собой ликвидные депозиты денежной системы, которые непосредственно не используются как средство платежа и обычно имеют меньшую скорость обращения, чем деньги, включает срочные и сберегательные депозиты и депозиты в иностранной валюте;
  • агрегат «Широкие деньги», или «Денежная масса» (по методологии денежного обзора), представляет собой совокупность агрегатов «Деньги» и «Квази-деньги».

Система денежных агрегатов в отечественной практике включает следующие показатели:

  1. Агрегат МО - наличные деньги в обращении, это наиболее ликвидная часть денежной массы, доступная для немедленного использования в качестве платежного средства.
  2. Агрегат M1=MO + средства предприятий на расчетных, текущих и специальных счетах в банках + средства населения в сбербанках до востребования + средства страховых компаний.
  3. Агрегат M2=M1 + срочные депозиты населения в сберегательных банках.
  4. Агрегат M3(«совокупная денежная масса») = M2+ депозитные сертификаты и облигации государственного займа (краткосрочные казначейские ценные бумаги).

Агрегат M2 - можно представить также в виде суммы наличных денег в обращении и безналичных денежных средств физических и юридических лиц.

В показатель денежной массы в национальном определении, в отличие от аналогичного показателя, исчисленного по методологии составления денежного обзора (как сумма агрегатов «Деньги» и «Квази-деньги»), не включаются депозиты в иностранной валюте.

В то же время в него включается часть депозитов, доступ к которым временно ограничен и которые при составлении денежного обзора выделяются в самостоятельный агрегат и не учитываются при расчете агрегатов денежной массы.

Источником информации для расчета денежной массы являются данные ежемесячного сводного бухгалтерского баланса действующих кредитных организаций Российской Федерации (в расчет берутся обязательства (остатки по пассивным статьям баланса) кредитных организаций перед хозяйствующими субъектами).

18.2. Показатели структуры, динамики и скорости обращения денежной массы

Для характеристики взаимосвязи денежного потока с ценами и реальным объемом производимой продукции рассчитываются показатели денежного обращения, вытекающие из уравнения обмена И.Фишера:

где M – номинальная денежная масса (количество денег в обращении);

V – скорость обращения денег;

P – уровень цен товаров и услуг;

Q – количество произведенной продукции (реальный объем производства товаров и услуг).

Уравнение обмена - это тождество, которое характеризует, что, с одной стороны, рост реального сектора экономики не возможен без роста денежной массы, а с другой- изменение величины денежной массы должно отражаться на номинальной величине валового внутреннего продукта.

Величину валового внутреннего продукта можно представить как произведение уровня цен на реальный объем производства, следовательно, в этом уравнении обмена PQ – валовой внутренний продукт (ВВП), а MV представляет денежный оборот. При таком обозначении уравнение обмена примет вид: MV =ВВП.

Используя уравнение обмена, необходимо различать два показателя – деньги как запас и деньги как поток, т. е. оборот за период. Денежный оборот MV – это поток денежной массы, т. е. совокупность денежных операций за период времени.

На основе уравнения обмена рассчитываются показатели, которые используются для международных сопоставлений. Прежде всего определяют отношение М к ВВП, которое называют коэффициентом монетаризации экономики. Коэффициент монетаризации экономики позволяет оценить запас денежной массы на 1 руб. валового внутреннего продукта.

Для характеристики количества товаров, произведенных на 1 руб. денежной массы, используется коэффициент покупательной способности национальной денежной единицы: 1/Р= Q/M.

Анализ динамики составляющих уравнения обмена предполагает использование системы индексов: JM JV = JPJQ.

18.3. Статистическое наблюдение за ценами. Система индексов цен

Уровень цены как выражение в денежных единицах стоимости за количественную единицу товара складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т. п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка, времени, места и способа заключения сделки и т. п.).

Для конкретного товара и товарных групп по различным территориям и рынкам рассчитываются средние цены путем деления стоимости товара или товарной группы на ее объем в натуральном выражении. Средние цены наряду с влиянием ценового фактора отражают влияние структурных сдвигов в составе товаров и товарных групп. Органы государственной статистики ведут наблюдение за уровнем и изменением цен, прежде всего, в производственном секторе и на потребительском рынке.

В рамках Федеральной программы, утверждаемой Правительством Российской Федерации, осуществляется наблюдение за изменением цен на основе системы соответствующих индексов цен. Индекс цен – относительный показатель, выраженный в коэффициентах или процентах, характеризующий изменение цен во времени (индекс динамики) или в пространстве (территориальный индекс.) Индивидуальный индекс цен представляет собой отношение цены конкретного товара отчетного периода времени к цене того же товара в базисном периоде. Сводный индекс цен представляет собой изменение агрегатной средневзвешенной величины, отражающей относительную роль составных частей ценообразования.

Органы государственной статистики ведут наблюдение за уровнем и изменением цен, прежде всего в производственном секторе и на потребительском рынке.

Индексы цен производителей промышленной продукции (ИЦП) характеризуют изменение цен во времени и могут быть использованы для сравнительного анализа изменения цен на предприятиях отдельных отраслей промышленности, при переоценке основных фондов, проведении приватизации и при пересмотре ставок арендной платы, индексирования задолженностей между промышленными предприятиями, а также выполнения экономических расчетов и прогнозирования на макроуровне, для оценки в неизменных ценах объемов промышленного производства и валового внутреннего продукта в условиях инфляции и т. д.

Построение ИЦП состоит из следующих этапов: отбор товаров-представителей и базовых предприятий для наблюдения; определение порядка регистрации и сбора ценовой информации; выбор системы взвешивания показателей и формулы расчетов.

Основным принципом отбора товаров для регистрации цен является представительность отобранных видов продукции для характеристики динамики цен по товарным группам, отраслям и подотраслям промышленности.

В качестве критерия репрезентативности отобранных для регистрации товаров может служить показатель удельного веса (примерно 50% стоимости отобранных видов товаров в товарном выпуске той группы продукции, которую они представляют).

Отбор опорных (базовых) предприятий производится в два этапа.

  1. Централизованно отбирается минимум крупных предприятий, имеющих значительный вес в промышленности России, и этот перечень доводится до сведения региональных статистических служб.
  2. Региональные статистические органы дополнительно вносят в этот перечень предприятия, отражающие специфику промышленности региона. Список базовых предприятий легкой, пищевой, лесозаготовительной промышленности, промышленности строительных материалов формируется региональными статистическими органами самостоятельно.

При отборе предприятий для включения в список опорных (базовых) рекомендуется руководствоваться следующим:

  • в перечне опорных (базовых) предприятий должны быть представлены предприятия, вырабатывающие виды продукции, включенные в список товаров и товарных групп, представляемых на федеральный уровень, и характерные для данного региона;
  • в список рекомендуется включать предприятия, наиболее типичные для данной отрасли промышленности (по технологическому процессу, используемому сырью и т. д.);
  • в составе опорных предприятий наряду с крупными предприятиями, играющими важную роль в промышленности региона, должны быть представлены также и небольшие предприятия. Это связано с тем, что динамика цен на предприятиях с различным масштабом производства может существенно различаться;
  • в составе опорных предприятий должны быть представлены предприятия различных форм собственности и организационно-правовых форм (федеральные, муниципальные, акционерные, кооперативные и т. д.).

Наряду с государственными предприятиями в обследование рекомендуется включать также и частные предприятия.

Сведения о ценах по наблюдаемым видам товаров представляются предприятиями, как правило, один раз в месяц в срок, установленный региональным органом статистики. Регистрацию цен на предприятиях рекомендуется проводить примерно в период с 17 по 27 число. Регистрации подлежат, как правило, фактические цены на произведенную и отгружаемую в текущем месяце на внутрироссийский рынок продукцию (без налога на добавленную стоимость, акциза и других налогов, не входящих в оптовую цену, франко-станция отправления).

Расчет индивидуальных индексов цен производится на основании полученных (рассчитанных) цен на отобранные для наблюдения товары по следующим формулам:

    к предыдущему месяцу:

где pt - цена товара в текущем месяце; pt-1 - цена товара в предыдущем месяце; it/t-1 - индекс цен текущего месяца к предыдущему; i t/d - индекс цен текущего месяца к декабрю; it-1/d - индекс цен предыдущего месяца к декабрю.

На базе индексов цен, рассчитанных по конкретным товарам-представителям (малым товарным группам), определяются сводные индексы цен по укрупненным товарным группам, подотраслям и отраслям промышленности.

Сводный индекс в целом по промышленной продукции рассчитывается на основании индексов цен по отраслям промышленности.

Для расчета сводных индексов цен производителей продукции используются два массива статистической информации:

  • индексы цен по наблюдаемым видам продукции;
  • структура весов базисного года (доля объема продукции в стоимостном выражении по товарам, товарным группам, отраслям и подотраслям промышленности).

В условиях резкого изменения структуры производства базисного и текущего периодов для расчетов сводных индексов используется модифицированная формула Ласпейреса с рекурсивной системой расчета стоимостных весов:

    к предыдущему месяцу:

где w0, (p0 q0) - стоимость продукции в базисном периоде; it/d – изменение цен;

Рекурсивная система расчета весов заключается в том, что для расчета индексов цен текущего месяца к предыдущему в качестве весов используются доли объемов выпуска продукции базисного периода в ценах предыдущего месяца (суммарная стоимость).

Главной целью наблюдения за уровнем цен и тарифов на потребительском рынке является сбор информации для расчета индекса потребительских цен как в целом по Российской Федерации, так и в разрезе отдельных территорий.

Расчет индекса потребительских цен (ИПЦ) производится на базе информации, полученной из двух источников: данные об изменении цен, полученные путем еженедельной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке; данные о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, которая рассчитывается на основе показателей выборочного обследования семейных бюджетов на территории региона.

Для определения удельного веса отдельных статей потребительского набора используется также дополнительная информация: данные о структуре розничного товарооборота, о производстве отдельных видов продукции, экспертные оценки и другие источники. Расчет сводного ИПЦ осуществляется в соответствии с формулой Ласпейреса:

, где роj – цена единицы товара (услуги) j в базисном периоде; рпj – цена единицы товара (услуги) j в отчетном периоде; qоj – количество товара (случаев получения услуги) j в потребительском наборе базисного периода.

Наряду с расчетом индекса потребительских цен, важной задачей является характеристика уровней цен на потребительские товары и услуги. Для осуществления этой задачи с 1995 г. введена ежемесячная регистрация цен на товары с конкретными потребительскими свойствами на потребительском рынке, позволяющая провести более подробный анализ изменения цен. Вместе с тем, эта информация является составной частью общеценовой информации, используемой при расчете ИПЦ, что определяет единство подходов к организации регистрации цен.

ИПЦ используются при пересчете показателей системы национальных счетов из текущих в постоянные цены. ИПЦ является одним из важнейших показателей уровня инфляции.

18.4. Обобщающие показатели инфляции. Характеристика уровня инфляции в отдельных секторах экономики

В мировой практике используются два основных показателя уровня инфляции: дефлятор валового национального продукта (ДВНП) и индекс потребительских цен (ИПЦ). Кроме того, для сравнения инфляционных процессов разных сфер экономической деятельности используются индексы цен производителей в отдельных секторах экономики.

Дефлятор ВВП большинстве стран, по агрегатной формуле Пааше:

где , анализируемого периода; , в ценах базисного периода.

Дефлятор ВВП является по существу индексом цен Пааше и, следовательно, может отражать в себе влияние не только изменения цен, но и изменений в структуре ВВП.

В отечественной практике дефлятор ВВП рассматривается ежеквартально и за год по всей совокупности произведенных товаров и услуг с выделением производства товаров и производства услуг.

Для определения уровня инфляции принято рассчитывать норму инфляции N:

Устранение влияния цен на макроэкономические показатели осуществляется различными методами: методом прямого дефлятирования (переоценка ВВП из текущих цен в цены предыдущего периода), методом двойного дефлятирования (отдельно переоцениваются в сопоставимые цены показатели валового выпуска и промежуточного потребления) и др.

Выводы

Порядок публикации отдельных показателей денежно-кредитной статистики определен Специальным стандартом распространения данных МВФ. Одним из важнейших финансовых агрегатов, который используется при разработке экономической политики и установлении количественных ориентиров макроэкономических пропорций, является показатель «Денежная масса (национальное определение)». Денежная масса определяется как совокупность денежных средств в валюте Российской Федерации, предназначенных для оплаты товаров, работ и услуг, а также для целей накопления нефинансовыми предприятиями, организациями и населением – резидентами Российской Федерации. Задача статистики – представление информации об объеме, структуре и динамике денежной массы.

Цены на промышленную продукцию предприятий-производителей регистрируются органами государственной статистики по выборочной сети опорных (базовых) предприятий.

Статистическое наблюдение за изменением цен и тарифов в потребительском секторе производится по выборке, куда включены важнейшие группы товаров и услуг массового спроса. Для измерения влияния инфляции на показатели результатов деятельности предприятий и организаций используется система индексов цен; на уровне экономики – индекс дефлятор ВВП и индекс потребительских цен.

Читайте также: