Библия величайшая сокровищница культуры продолжить фразу

Обновлено: 04.11.2024

1.Введение. Книга книг.

Библия - величайшая сокровищница духовного и культурного наследия –

оказала огромное влияние на развитие всей мировой культуры. Созданная в период с XIII века до н.э. по начало II века н.э., она до сих пор остается наиболее любимой и читаемой книгой.

Что же так привлекает нас в Библии? Прежде всего – идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству и вера в ценность человеческой личности. На протяжении двух тысячелетий многие свои помыслы и идеалы человечество связывает с личностью Иисуса Христа. В него искренне верили, свято чтили его поучения и заветы. Его слушали и восхваляли. Молились на него… Н. Гумилёв в «Фра Беато Анджелико» писал об этой неразделимой связи между Богом и Человеком так:

Есть Бог, есть мир, они живут вовек.

А жизнь людей мгновенна и убога.

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.
Бессмертный облик Христа пытались запечатлеть величайшие мастера в произведениях искусства. Трудно представить, сколько творений художников самых разных эпох, направлений и стилей посвящено библейским сюжетам и образам. Росписи в римских катакомбах и византийские иконы и мозаики, аскетически суровое средневековье и торжественное Возрождение…, Микеланджело и Эль Греко, Дюрер и А. Рублёв… На тему Священного писания создали свои музыкальные произведения великие П.Чайковский, С. Рахманинов…

То же можно сказать и о литературе. Редко кто из поэтов и писателей прямо или косвенно не обращался к сюжетам и образам Библии. Многих писателей она привлекала образностью, богатством и красотой художественного слова. В этом ряду Б. Пастернак, И. Бродский… Вот как передано отношение многих поэтов, художников и музыкантов к величайшей из Книг в стихотворении В.Я. Брюсова «Библия»:

О, Книга книг! Кто не изведал,

В своей изменчивой судьбе,

Как ты целишь того, кто предал

Свой утомлённый дух – тебе!

В чреде видений неизменных,

Как совершенна и чиста –

Твоих страниц проникновенных-

Не меркнут образы святые,

Однажды вызваны тобой:

Пред Евой – искушенье змия,

С голубкой возвращённой – Ной.

Резец и карандаш, и кисти,

И струны, и певучий стих –

Ещё светлей, ещё лучистей

Творят ряд образов твоих!

Какой поэт, какой художник

К тебе не приходил, любя:

Еврей, христианин, безбожник,

Все, все учились у тебя!

И сколько мыслей гениальных

С тобой невидимо слиты:

Сквозь блеск твоих страниц кристальных

Нам светят гениев мечты.

Ты вечно новой новой, век за веком,

За годом год, за мигом миг,

Встаёшь – алтарь пред человеком,

О, Библия! О, Книга книг!

Ты – правда тайны сокровенной,

Ты- откровенье, ты – завет,

Всевышним данный всей вселенной

Для прошлых и грядущих лет1

С самого начала своей истории, с XX столетия, к страницам Библии стал обращаться и кинематограф.

Библия – огромная книга. Она состоит из множества книг, написанных в разные времена и разными авторами. Поэтому становится понятным её перевод с греческого – «Biblia», т.е. книги.

Основную часть Библии составляют Ветхий и Новый Заветы. Ветхий Завет – древнейшая часть Священного писания – включает фольклорные тексты, мифы, предания, любовную поэзию, фрагменты исторических хроник, документы и законодательные памятники, религиозные и философские сочинения, в которых рассказывается о сотворении мира, начале земной жизни первых людей, мечтах о Земле Обетованной, о жизни иудейских пророков, судей и царей. Ветхий Завет, написанный на древнееврейском языке, является священной книгой как иудейской, так и для христианской религий.

Новый Завет повествует о земной жизни и учениях Христа,деяниях и посланиях апостолов, о распространении христианства учениками Иисуса после его смерти, о картине грядущего конца мира (Апокалипсисе). Основу Нового Завета составляют четыре Евангелия (от греч.- «благая весть») – от Марка, Матфея, Луки и Иоанна.

Следует отметить, что созданные на библейские сюжеты произведения искусства никогда не были простой иллюстрацией Священного Писания. Они несли в себе огромное духовное содержание и глубокий нравственный смысл.
Мир, который нас окружает, давно стал привычным и естественным. Но так было не всегда. Когда-то всё было погружено во мрак, день не приходил на смену ночи. В раскинувшемся над нами голубом небе не светило яркое солнце, на смену ему не приходила луна и звёзды. Не было ни деревьев и не пели птицы. А вся Вселенная была тьмой и хаосом. Но Бог не хотел, чтобы всё оставалось так вечно. Он наполнил мир гармонией и красотой.

Мы знаем, что само собой ничего не создаётся. Мир же сотворён был Словом Божиим. Вот почему говорится «В начале было Слово».

Поэт Н. Гумилёв так писал об этом:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо Своё, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.
И орёл не взмахивал крылами,

Звёзды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

2. Сотворение мира. Сюжеты и образы в русском искусстве.
Как же был сотворён мир? В первых строках Библии написано: « В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один».

До сих пор эти первые строки Библии будоражат наше воображение, приглашая образно представить картину сотворения мира и жизни на земле. Художников и поэтов, композиторов и скульпторов всегда привлекал этот библейский сюжет.

Жизнь первых людей на земле не была безмятежной и спокойной. Дьявольские силы, завидовавшие их счастью, захотели лишить их райской жизни. Один из дьяволов превратился в Змея и предложил Еве вкусить запретный плод с дерева познания добра и зла, которое росло посередине райского сада. Хитрый змей-искуситель сорвал красивое золотистое яблочко и подал его Еве. Соблазн был так велик, что Ева, забыв о запрете, сама вкусила яблоко и дала его Адаму. Так первые люди ослушались Бога и совершили грех.

В росписях Владимирского собора в Киеве сохранились две удивительные картины русского художника В.М. Васнецова «Блаженство рая» и «Искушение Евы змием» (й885-1896гг.). Первая из них изображает прародителей человечества, Адама и Еву, наслаждающихся райским блаженством. В мечтательных позах на фоне прекрасного сада они стоят у дерева познания добра и зла. Их окружают звери и птицы. Лев (символ мужского начала) стоит рядом с Адамом, а прижавшаяся к Еве лань воплощает её женственные черты. Лев и лань – двойники первых людей в подвластном им животном мире. Великолепная природа рая исполнена безмятежного спокойствия и гармонии. Ничто не предвещает беды. Кажется, именно эту картину В. Васнецова проиллюстрировал русский поэт И.А. Бунин в стихотворении «Искушение» (30 января 1916 г.):

В час полуденный, зыбко сливаясь по Древу,

Видит, тянется малой головкой своей,

Ищет трепетным жалом нагую смущённую Еву

И стройна, высока с преклонёнными взорами Ева,

И к бедру её круглому гривою ластится Лев,

И в короне Павлин громко кличет с запретного Древа

О блаженном стыде искушаемых дев.

Но вторая картина, где мы видим испуганную Еву, которую обольщает змей-искуситель. Исчез золотой нимб над её головой, волосы растрёпаны, отчаянный жест рук усиливает её смятение. Змей коварен и хитёр. Его огромное тело несколько раз причудливо обвило ствол дерева с прекрасными золотыми плодами. Запретный плод всегда сладок! И Ева неуверенно протягивает руку к золотому яблоку, нарушая заповедь Бога.

Из Библии мы знаем, как в дальнейшем будут наказаны первые люди земли. Но здесь художнику Васнецову важно было передать широкую палитру чувств: смятение и растерянность Евы, хитрость и коварство змея-искусителя.

Не менее интересна трактовка этого библейского сюжета в балете «Сотворение мира» на музыку А. Петрова, поставленного по сатирическим рисункам французского художника Ж. Эффеля на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1971 году балетмейстерами Н. Касаткиной и В. Василёвым.

По-новому зазвучала эта тема в балетном искусстве! Противоречия жизни и смерти, добра и зла, «божьего» и «дьявольского» - всё сумели передать актеры. Самыми яркими сценами балета были:

Звучит увертюра. Её первые аккорды тихи и прозрачны. Кажется, мы слышим неземную «музыку сфер». Но вдруг шквалом ударных и духовых в неё врывается тема разрушения, бесчисленных бед, грозящих человечеству.

Сцена сотворения Человека. Мы видим Адама, только что созданного Богом. Забавный большой младенец в растерянности рассматривает себя, ловит за пятки и удивляется собственной шевелящейся у носа стопе. С трогательным старанием лепит он куличи из песочка. Как боится он сделать первый шаг, как радуется второму, с удовольствием затем играет а «догонялки» с ангелами, подражает ужимкам и прыжкам чёрта! Он великолепно танцует, радуясь солнцу, цветам и небу. Утомленный, он засыпает под тихо звучащую колыбельную песню, в которой снова прорываются тревожные нотки. Сон первого человека не будет безмятежным…

А в это время Бог создаёт Еву из ребра Адама. Она тут же осознаёт себя хозяйкой положения. Ева просто очаровательна и в то же время любопытна. Вот она бесстрашно кладёт пальчик в удивлённо раскрытый рот Адама. Беспечные и весёлые, они играют и резвятся в Саду. Но вот Ева замечает яблоко – яркий красный плод. Ей просто не терпится достать его…

Интересна и сцена грехопадения. Огромное серое облако опускается на Адама и Еву, скрывая их от зрителей. В оркестре раздаётся торжественный адский хохот. Слабо брезжит свет, возникает движение внутри облака. Медленно мучительно медленно поднимаются герои. Начинается их возвращение к жизни. Люди «внутри облака» словно ищут самих себя. Они понимают, что смогут жить, если найдут друг друга. Серая ткань волочится

за ними, окутывает их тела, мешает им вырваться на волю, к свободе, к свету…

В финале звучит радостная и торжественная музыка. Жизнь прекрасна, никакие злодеяния, несчастья и войны не смогут побороть жизнь. Она будет продолжаться в их детях! В свободном полёте высокими прыжками счастливая пара пересекает сцену. Ликующее человечество заполняет всё пространство.

У авторов балета была своя концепция библейского мифа. Они создают художественное произведение во славу Человека – творца жизни. Адам и Ева познают любовь вовсе не потому, что вкусили от запретного плода. Они сами принимают решение покинуть Рай. Они сами расправляются с Дьяволом. Пройдя через все испытания, они побеждают. Всё меркнет перед их волей и разумом.

2. Начало земной жизни первых людей. Сюжеты и образы в русском искусстве.

После изгнания из рая Адам и Ева поселились к востоку от Эдема. Здесь и началась суровая и безрадостная жизнь первых людей. Вскоре у них родился сын, которого назвали Каином, затем второй – Авель. Много надежд возлагали родители на детей, но, увы, их метам не суждено было осуществиться. Рождение сыновей стало лишь началом новых страданий и горя.

Каин рос грубым и непослушным мальчиком, Авель, напротив, был кроток и добр. Каин обрабатывал землю, Авель пас стада овец. Однажды братья решили преподнести дары Богу. Каин принёс в жертву плоды земли, самоуверенно считая, что этим он заслужил Божью милость. Авель же, искренно молясь, смиренно преподнёс лучшую овечку из своего стада. Дар Авеля Бог радушно принял, а приношение Каина – отверг. Затаил обиду Каин на брата, стал ждать подходящего случая, чтобы отомстить ему. Однажды ему удалось заманить Авеля в поле. Там он убил его, совершив невиданное ещё злодеяние. Кровь первого умершего человека обагрила землю… Содеянное не смутило Каина, не вызвало в нём раскаяния и

мольбы о пощаде. Напротив, но вопрос Бога «Где твой брат Авель?», он дерзко ответил: «Не знаю, разве я сторож своему брату?»

Господь наказал Каина за грех и сделал его вечным изгнанником и скитальцем на земле.

К сюжету легенды о Каине и Авеле обращались многие художники XVI-XVII вв. Среди русских художников можно выделить картины А.П. Лосенко «Каин» (1769 г. ГРМ, Санкт-Петербург) и «Авель» (1768 г. Художественный музей, Харьков). Никто до Лосенко не рисовал Авеля и Каина раздельно, он же создал два полотна, две самостоятельные картины, тематически связанные между собой. Главная задача художника – показать сильного, страдающего человека – решена автором чрезвычайно убедительно.

В картине «Авель» мы видим упавшего навзничь человека с искаженным мукой и страданием лицом. Опущены его веки, крик боли и отчаянья замер в открытых устах. Его бледное, но всё еще прекрасное тело, пронизанное судорогами, полно внутреннего движения. Усиливает впечатление страдания то, что автор показал его распростёртым на яркой красной ткани, напоминающей цвет пролитой им крови В картине «Каин» перед нами совершенно другой художественный образ. Сильный обнажённый человек сидит на камне на фоне скалы. У его ног палка – орудие убийства. В общем движении фигуры, жесте руки, в приоткрытом рте чувствуются взволнованность и страх. Если Авель целиком «раскрыт» зрителю, то Каин, наоборот, замкнут. Тень, падающая на лицо Каина, как бы скрывает его от нас, отчего образ приобретает ещё большую выразительность и смысл. Тень подчёркивает злые помыслы и тёмное начало, владеющие душой Каина.

Обе картины были оценены русской публикой. Они долго служили эталоном для работ молодых, начинающих художников.

Прошло немало столетий, и на земле появилось множество людей – потомков Адама и Евы. Вначале они жили честно и благопристойно, но постепенно всё чаще стали грешить и совершать зло. Только один человек по имени Ной, оставался верным Создателю. Решил Бог покарать

человечество, поручив благочестивому Ною спасти лишь небольшую часть людей и животных. Стал Ной вместе с сыновьями строить корабль (ковчег). Люди же по- прежнему жили беззаботной, весёлой жизнью. Когда всё было готово к отплытию, Ной вместе с домочадцами погрузился на корабль…

Вдруг солнце стало быстро заволакиваться тучами, послышались испуганные крики, плач и стоны. Тьма мгновенно покрыла землю, толпа в ужасе бросилась к ковчегу, но было поздно…
Потоки хлынули…земли преступной нет;

Один, путеводим предвечного очами,

Возносится ковчег над бурными валами,

И в нём с Надеждою таится юный свет.

В.А. Жуковский «Библия»

Страшный ливень не прекращался сорок дней и сорок ночей. Долго плыл по водам Ноев ковчег. И вот, наконец, Ной решился открыть окно и посмотреть, не исчезла ли вода. Он выпустил ворона в надежде узнать, далеко ли земля. Полетав, но не найдя суши, ворон возвратился ковчег. Прошло ещё семь томительных дней, после чего Ной выпустил голубя, и тот уже не возвратился. Открыл Ной крышу ковчега, огляделся.…Увидел гору Арарат, залитую солнцем. И вспомнил он о земном рае, где жили его предки Адам и Ева. Но это был иной рай, где ему предстояло трудиться «в поте лица своего». Эту заповедь он хорошо помнил и свято чтил. «Начал Ной возделывать землю и насадил виноградник» Такова одна из самых поучительных историй Ветхого завета, к которой не раз обращались поэты и художники.

3. Призвание Авраама. Сюжеты и образы в искусстве.

Издревле христианское искусство изображало таинственное явление трех странников Аврааму. Три мужа в одеждах путников с посохами подошли к шатру гостеприимного старца. Хозяева подают угощение. По-домашнему, очень обыденно изображено это событие, но смысл его был необыкновенен и удивителен. Три странника явились, чтобы принести весть огромной значимости и важности. Это была весть о «завете», договоре Бога и человека. Древнерусское искусство создало образы огромной художественной глубины и духовной силы . Среди них заметное место принадлежит фреске « Троица» Феофана Грека в церкви Преображения в Новгороде. (1378г.) Перед нами три ангела, сидящие за столом с нехитрой трапезой. Средний ангел отличается величием и силой. Рядом, подножья Авраам и Сарра, изумленные чудесным видением ангелов. Иной смысл вложил в этот сюжет Андрей Рублев в своей знаменитой «Троице». Три лицак, три ангела… Но Бог един… Как осознать это человеку? Это трудно, как постигнуть идею о бесконечности пространства или вечности бытия. Создавая икону, Андрей Рублев знал: в ней не будет отвлекать от главного. Он оставил лишь необходимые предметы из сюжета: дом Авраама слева, Мамрийское дерево, гору, чашу с головой агнца – знак жертвы Авраама.

Как удивительно точно передает наши чувства поэт Леонид Андреев в стихотворении «Троица»:
Спокойные добрые лики,

На тканях небесные блики

И крылья неяркого цвета.

Вы помните?-«Троица» это.

И нимбов не надо Рублеву,

Чтоб я позавидовал снова

Простому открытому чувству,

Надежде, Добру и Искусству.

Глаза и улыбки погасли.

Мне грустно, но все же я счастлив.

Как будто бы сердце согрето

Неведомым словом и светом.

Для того, чтобы понимать русское искусство, неоходимо развивать в себе эмоциональную отзывчивость, надо знать священное писание, библейские сюжеты. Только зная основы православной веры, можно чудесным образом прочувствовать красоту и русской поэзии, и музыки, и живописи.

Читайте также: