Баранкин будь человеком откуда фраза

Обновлено: 05.07.2024

Не секрет, что отношение к книгам, которые так нравились в детстве, с возрастом меняется. Одни начинают казаться откровенно слабыми, другие — напротив, открываются с новых, невидимых ранее, сторон. Обычно же в отношении книг детства сохраняется тёплое чувство ностальгии — сами вы их вряд ли будете перечитывать, зато с удовольствием прочтёте своим чадам…

Но случается и иное — когда, снятая спустя годы с полки, сказка читается практически с тем же удовольствием, что и в детстве. Лично у меня так произошло со сказочной повестью Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!».
Можно с уверенностью сказать, что почти все советские дети 1960-80-х годов Юру Баранкина знали хорошо – если не по книге, то по мультфильму. Настолько хорошо, что к старому выражению «Будь человеком» надолго прилипла фамилия книжного героя.

Валерий Медведев (1923-1997). Валерий Медведев (1923-1997).

Сам писатель вспоминал, что в детстве был изрядным проказником и не раз слышал от окружающих укоризненную фразу: «Ну, будь же ты человеком!». Её же постоянно слышат от своих одноклассников и герои книги — двоечники Юра Баранкин со своим другом Костей Малининым. В итоге они приходят к мысли, что быть человеком — незавидная участь. То ли дело воробьи или бабочки, который живут без забот и наставлений!

Рис. — Г. Вальк. Рис. — Г. Вальк.

И вот, чтобы увильнуть от дополнительных занятий во время летних каникул, парочка решает усилием мысли превратиться в «беззаботных» воробьёв, а затем — в бабочек. Довольно быстро выясняется, что и в новом облике жизнь — отнюдь не сахар. Воробьи заставляют двух оболтусов то плести гнёзда, то драться за скворечник. А уж опасностей в животном мире и вовсе — хоть отбавляй. За воробьями охотятся кошки и хулиганы с рогатками, а за бабочками — уже сами воробьи, да ещё и юннаты-коллекционеры.

В. Медведев «Баранкин, будь человеком»:
«– Сейчас мы его поймаем! – прошипела Фокина, качаясь на одной ноге и боясь спугнуть Костю. – Поймаем – и в морилку, потом в сушилку, потом в распрямилку…
Костя спал и даже не предполагал, какую страшную гибель готовила ему староста нашего класса Зинка Фокина».
Кадр из м-ф «Баранкин, будь человеком» (1963). Кадр из м-ф «Баранкин, будь человеком» (1963).

Последнее превращение и вовсе неудачное — сгоряча Баранкин и Малинин становятся муравьями, и теперь им приходится бороться с… инстинктом трудолюбия.

В. Медведев «Баранкин, будь человеком»:
«Каково же было моё удивление, когда, очутившись на муравьиной дорожке, мне вдруг ни с того ни с сего совершенно неожиданно ужасно захотелось приступить к работе вместе с тёмными и необразованными муравьями. Это желание было сильным и непреодолимым. Мне казалось, что если я сию же минуту не взвалю себе на плечо какой нибудь груз и не начну трудиться, как все муравьи, то я просто умру на месте.
…Честно говоря, работать под управлением инстинкта – дело малоинтересное и, я бы сказал, глупое. Голову твою всё время как бы сверлит одна фраза: «Давай, Баранкин! Давай! Тащи! Волочи! Перетаскивай, Баранкин! Ворочай, Баранкин. » А ЗАЧЕМ «тащи»? ДЛЯ ЧЕГО «тащи»? Ты ничего не соображаешь, а соображать тебе всё время что то не даёт и мешает, и от этого ты себя чувствуешь просто каким то дураком и даже кретином…».
Рис. — А. Шахгелдян. Рис. — А. Шахгелдян.

Несмотря на то, что главные герои сказки — лентяи и двоечники — они сразу вызывают симпатию. Допустим, Баранкин — прирождённый фантазёр и острослов. Медведев ещё во время службы в армии заметил, что компания солдат всегда собирается вокруг весёлого и жизнерадостного человека. Этим же неунывающим боевым характером писатель наградил и своего героя. Баранкина-лидера оттеняет его друг Малинин — более ведомый, чувствительный и острожный.

Сказка вообще очень динамичная и смешная, при этом умная и написанная хорошим языком. Лев Кассиль в своей рецензии на книгу так и писал: «…много ли весёлых и увлекающих ребят книг имеют свою философию, то есть глубокие мысли о жизни и месте человека в ней?» .

В. Медведев «Баранкин, будь человеком»:
«– Так… – сказал он. – Крылья у тебя маленькие, жёлтенькие с чёрными пятнышками. Понятно. Ты превратился в этого… во вредителя. Известного населению под названием капустник из семейства белянок…
– Вот тебе раз! А почему я превратился в капустника, а ты – в махаона?
– «Почему, почему «! Откуда я знаю! Наверное, потому что махаоны водятся на Дальнем Востоке, а я жил три года в Хабаровске. А ты водишься в средней полосе России».
Кадр из м-ф «Баранкин, будь человеком» (1963). Кадр из м-ф «Баранкин, будь человеком» (1963).
«– Ты что, ещё не проснулся, что ли?
– Сейчас, сейчас! – сказал Малинин. – Сейчас я наемся нектара и сяду за геометрию… А этому Мишке надо крылья оборвать…
– Какому Мишке?
– Яковлеву… из семейства отличников. Чтобы он не соглашался другой раз заниматься с нами в воскресенье…».
«– Знаешь, Баранкин! – сказал Малинин каким то противным голосом. – Я из-за тебя уже столько истратил сил на то, чтобы ничего не делать, что уж лучше бы я всё это время что-нибудь делал!».

Но герои подкупают читателя не только своим остроумием. Может, они и лоботрясы, но в критических ситуациях ведут себя более чем достойно — не только постоянно выручают друг друга из беды, но и готовы пожертвовать собой ради других.

В. Медведев «Баранкин, будь человеком»:
«Инстинкт! – мелькнуло у меня в голове. – Неужели в Косте Малинине заговорил инстинкт, и не только заговорил, но и погнал его на войну? Нет! Я слишком хорошо знал Костю Малинина, чтобы так подумать. Костя в жизни был не очень-то смелый, и никакой инстинкт не мог заставить его ввязаться в драку. Просто на этот раз в Косте заговорил ЧЕЛОВЕК, ведь в каждом же человеке должен заговорить человек, если на его глазах большие начинают несправедливо обижать маленьких».
«Ни ночью, ни днём Не хочу быть муравьём! Я хочу навеки, Быть Человеком!» (Рис. — Г. Вальк) «Ни ночью, ни днём Не хочу быть муравьём! Я хочу навеки, Быть Человеком!» (Рис. — Г. Вальк)

Летом 1962 года сказка впервые была напечатана в журнале «Пионер» и мгновенно принесла малоизвестному до этого писателю всесоюзную известность. С. Баруздин вспоминал, что «сам был свидетелем того, как зал в две тысячи человек, увидев его (Медведева — С.К.), заревел от восторга». За 6 лет тираж книги превысил миллион экземпляров, её перевели на 25 языков, включая даже японский.

Рисунок Ю. Владимирова и Ф. Терпецкого к первой публикации сказки в журнале «Пионер» (№6/1962 г.). Рисунок Ю. Владимирова и Ф. Терпецкого к первой публикации сказки в журнале «Пионер» (№6/1962 г.).

Уже в 1963 году на экраны выйдет одноименный мультфильм, снятый Александрой Снежно-Блоцкой в своеобразной «геометрически-аппликационной» манере. В детстве меня особенно впечатлил жутковатые коты с разными глазами. Ну, а, напавшие на чёрных мурашей, рыжие мирмики откровенно напоминали немецких фашистов.

Мультфильм «Баранкин, будь человеком!» получил приз и бронзовую медаль на XV Международном кинофестивале в Венеции.

Поначалу Медведев опасался, что останется автором одной знаменитой книги («Звезда весёлой и умной повести одиноко висела на моем небосклоне»). Кроме того, писатель очень хотел, чтобы его творчество волновало не только детского, но и взрослого читателя.

В. Медведев:
«Представьте, сижу на скамейке на берегу моря. Рядом папа с сыном, отец читает вслух «Баранкина». Жарко, и сынишка кричит: «Подожди, сбегаю выкупаться, но ты не читай без меня. »
Оглядываюсь на отца — тот ждёт, не перелистывая страницу. И я подумал: книга для сына есть, а для папы? У меня появилась почти фантастическая идея расположить книги, которые я написал, в порядке возрастов, чтобы стать спутником жизни читателя. Своего! Это очень важно.
Я все время думаю о так называемом «безразмерном романе», который можно читать до и после шестнадцати».

Впоследствии Медведев напишет ещё немало замечательных книг — «Капитан Соври-голова», «Свадебный марш», «Флейта для чемпиона» (последние две — вполне «взрослые»).

Не забудет он и про свой раскрученный «брэнд» — Баранкина. Я не зря употребил этот циничный термин. Следующая повесть про Юру — «Сверхприключения сверхкосмонавта» (1977) — будет разительно непохожа на сказку (хотя в ней достаточно необычных допущений), а главный герой – на того, которого мы знали. Более того, о том, что это — тот самый Баранкин — мы узнаём лишь к концу книги. Дело в том, что бывший двоечник не только взялся за ум, но и переусердствовал в этом начинании. Не желая вспоминать о том, кем он был, Баранкин переводится в другую школу и даже берёт фамилию матери.

В. Медведев «Сверхприключения сверхкосмонавта»:
«- А ведь было золотое время, было, и тройки получал, даже двоечки были. Мы всё ему говорили: «Юра, будь человеком, не получай двойки, не получай тройки». Вот и договорились! Был мой сын симпатичным недочеловеком, потом послушался нас, и в человека превратился, и учиться стал хорошо и вести себя тоже, а потом стал постепенно превращаться в какого-то перечеловека».

По сути, «Сверхприключения сверхкосмонавта» — это повесть о советском подростке, возомнившим себя сверхчеловеком – или, точнее, «Чедоземпром» («человеком, достойным земного притяжения») и «ПСИПом» («Полным Собранием Изобретений Природы»). «Новый» Баранкин действительно имеет основание свысока поглядывать не только на сверстников, но и на родителей с учителями. Он феноменально умён, физически крепок и уверен, что ему под силу практически всё.

Нет, он не злодей, не какой-то там Ставрогин Достоевского. Его мечты и устремления вполне советские — стать великим космонавтом и совершить множество полезных открытий. Однако за этими благими пожеланиями стоит холодное самолюбие, эмоциональная глухота и чёрствость (пульс героя никогда не превышает норму). Как результат, неумение ужиться в любом коллективе — будь то школьный класс или семья.

Тема превозношения разума над чувствами, эгоизма над коллективизмом, талантливой личности над остальным обществом, волновала тогда не одного Медведева. Нечто похожее затронут и Стругацкие в своём романе «Волны гасят ветер», где сверхлюди («людены») неожиданно оказываются бесполезными и обречёнными на одиночество.

Тот произошло и с Баранкиным, который обнаружил, что космоса ему не видать, ибо он «психологически несовместим ни с одним космонавтом». Свою лепту в преображение героя внесёт и авторитетный Чалз Дарвин, написавший о том, что однобокое развитие умственных способностей обедняет эмоциональные стороны личности, и первая любовь, пробившаяся сквозь скорлупу невозмутимой рациональности.

В 1985 году в газете «Пионерская правда» публикуется третья повесть про любимого героя Медведева — «Великая погоня, или И снова этот Баранкин» — своеобразный приквел к первой книге цикла, где события развиваются за год до «Великого Превращения».

Здесь Баранкин вполне узнаваем, как узнаваем и зачин повести. Снова двойки, снова отличник Миша Яковлев приходит на каникулах «подтянуть» одноклассников, снова они сбегают (на этот раз, затерявшись в массовом спортивном забеге) и снова переживают множество приключений.

Приключения, хотя и достаточно невероятные, ничего сказочного в них нет. На «будущие» превращения указывают лишь наклейки на стене комнаты Баранкина с изображениями воробьёв и загадочной надписью «Я уверен без забот…» (которая позже станет текстом волшебного заклинания).

Валерий Медведев скончался 18 февраля 1997 года, но его лучшие книги, как выяснилось, не слишком-то и устарели.

Читайте также: