Автор высказывания все есть число

Обновлено: 04.07.2024

Рождение и судьба Пифагора были предсказаны жрицей храма Аполлона в Дельфах Пифией. Она предрекла, что он превзойдет всех других в красоте и мудрости и принесёт столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесёт в будущем никто другой. Имя Пифагор возникло неслучайно, оно как будто повторяет имя жрицы («тот, о ком объявила Пифия»).

До нас дошло мало достоверных сведений о Пифагоре. Жизнь и труды великого ученого древности воспроизводились в основном по сочинениям других античных авторов, большей частью пифагорейцев. Известно, что Пифагор родился приблизительно в 570 году до нашей эры на острове Самос в Малой Азии. До 18 лет он жил на Самосе, затем поселился на острове Лесбос, где учился у философа Ферекида. Через два года Пифагор переехал в город Милет (Малая Азия), где изучал математику и небесную механику под руководством Фалеса и Анаксимандра – известных ученых того времени. Потом Пифагор оказался в Египте, где прожил более 20 лет, проникая в премудрости и тайны жрецов этой страны. После вторжения в Египет войск персидского царя Камбиза Пифагор вместе с другими жрецами был уведен в плен и оказался в Вавилоне, где прожил 12 лет.

Позже Пифагор основал в Кротоне (греческой колонии на юге Италии) свою этико-религиозную школу – Пифагорейское братство, где преподавались различные науки: арифметика, геометрия и астрономия – и были сделаны важнейшие открытия.

Центром всех идей великого ученого стала наука чисел. Пифагор пришел к выводу, что в основе мироздания лежит число.

Тетрада - так именовался ряд первых четырёх целых чисел 1, 2, 3, 4, действие которого, по убеждению пифагорейцев, заложено во всех явлениях природы и жизни человека, а значит, тетрактис руководит также многими явлениями в арифметике, геометрии, музыке и астрономии.

Греч. Τετρακτύς — треугольная фигура, составленная десятью точками в форме пирамиды. Знаменитый мистический символ пифагорейцев.

Треугольное число 10 (1+2+3+4=10) Треугольное число 10 (1+2+3+4=10)

В основе пифагорейской теории музыки лежит следующий закон:

Две звучащие струны дают консонанс лишь тогда, когда их длины относятся как целые числа, составляющие треугольное число 10, т.е. как 1:2, 2:3, 3:4. исходя из закона целочисленных отношений для консонансов и учения о пропорциях, пифагорейцы блестяще справились с задачей математического построения различных музыкальных ладов, то есть нашли их музыкальный строй. С тех пор четвёрка чисел 1, 2, 3, 4 - тетрада, лежащая в основе закона консонансов, а значит, и всей теории музыки, была наделена пифагорейцами магическими свойствами и считалась ниспосланной людям богами.

Вслед за этим пифагорейцы стали находить тетрактис в основе всего мироздания.

Четыре геометрических элемента - точка, линия, поверхность, тело;

Четыре физических элемента: огонь, воздух, вода, земля .

Четыре вида взаимоотношений в обществе: начало и единица - человек, двойка - семья, тройка - селение, четвёрка - город.

Ещё один тетрактис : являясь аналитическим и умозрительным, он - мысль - 1, знание - 2, представление - 3 и чувствование - 4.

Тетрактис, из которого составлено живое существо: душа и тело. Части души - разумная, страстная и волевая, а четвёртая часть - тело, в котором существует душа.

Тетрактис времён года: весна, лето, осень, зима.

Тетрактис возрастов: детства, юности, зрелости, старости .

Вернёмся к музыке. Интервалы, выражаемые данными пропорциями, являются "началом" интервальной системы. Например, два интервала, пропорциональные выражения которых образуются из чисел тетрактиса, а именно квинты 3:2 и кварты 4:3. Как оказалось, кварта и квинта не только хорошо воспринимаются слухом, но и обладают некими другими особенностями, которыми пользуются почти все музыканты-практики. Все музыканты настраивают свои струнные инструменты именно при помощи кварт и квинт. Все струнные инструменты классического симфонического оркестра обладают квинтовым (скрипки, альты и виолончели) и квартовым (контрабасы) строями. Такая тенденция обусловлена тем, что квинта и кварта обладают определёнными акустическими свойствами, помогающими хорошо (чисто) настроить инструмент: размеры акустической зоны этих интервалов сведены до минимума. Интервалы, полученные пифагорейцами экспериментально (октава, кварта, квинта), именовались симфониями ("созвучия"), а все остальные - диафониями ("разнозвучия").

Тот самый треугольник с его гипотенузой и катетами у Пифагора - больше чем геометрическая фигура. Это ключ ко всем зашифрованным явлениям нашей жизни.

Читайте также: