Анализ связного монологического высказывания при пересказе детьми литературных произведений

Обновлено: 22.12.2024

Владение связной монологической речью - одна из центральных задач развития дошкольников. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики. Она представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значимые части, связные между собой.

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, узловое образование, которое влияет на организацию речевого высказывания и соотносится с развитием связной речи.

В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу. На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, предполагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребёнка чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают его речевые умения.

Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, А. М. Бородич и других. Все авторы подчёркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат описания, которые вызывают интерес детей, формируют умения описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Подлинно художественные произведения развивают у детей эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей. Начиная со средней группы, программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию. Большое значение имеют индивидуальные и подгрупповые занятия, в процессе которых создаются условия для активного участия каждого ребёнка в пересказе.

На пятом году жизни ребенка уже достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата, что позволяет осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков. В высказываниях пятилеток существенно меняется содержание, на которое влияет общее развитие детей, развитие их способности наблюдать, сравнивать, обобщать, увеличение словаря и тому подобное. Высказывания пятилеток становятся более связными, объемными, информативными, они тематически завершены, есть все структурные компоненты, устанавливаются связи между отдельными предложениями.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение силы голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым,дети могут и сами достаточно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально волевое отношение к высказанному. Дети уже умеют не только говорить достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Они способны менять громкость голоса с учетом содержания высказывания.

Таким образом, возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяется. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире использовать интонационные средства выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно пересказывать тексты.

E.И. Тихеева не отрицала перефразировки литературного произведения как фактора, развивающего речевую речь детей, но придавала ему второстепенное место, на первый план выходила независимая история о ребенке, давая указания о том, как проводить пересказ, для которого она предложила, чтобы выбрать идеальные образы художественной литературы.И еще одно важное качество истории: должно быть четкое соотношение частей с четким определением начала, середины и конца. Если между частями существует четкое логическое соединение, одна часть ведет к другой и объясняет это. Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что пересказывание формирует представление ребенка о структуре связанного утверждения.

Ушакова раскрыла особенности построения пересказывания готового литературного текста и независимого заявления - на картинке, на игрушке, по теме, предложенной учителем. Всесторонний анализ словесных высказываний позволил сделать следующий вывод.

При пересказе текст известен как взрослым, так и ребенку. Передребенком ставится задача обучения: воспроизводить, пересказывать текст, чтобы научиться правильно говорить, хорошо рассказывать. Ребенок знает, что он не сообщает ничего нового для взрослого. Поэтому часто высказываниядетей носят чисто информационный характер: дети передают основное содержание сказки или истории и вообще не думают о форме выражения этого содержания.

С независимой историей педагог также ставит задачу, выполнение которой ребенком способствует развитию его речи, формированию его согласованности.Однако коммуникативная ситуация значительно меняется: содержание истории, которая является ребенком, неизвестно слушателю, они заинтересованы в прослушивании, и интересно рассказать оратору. Анализ детских рассказов, составленный независимо, показал, что связность высказывания в целом существенно зависит от уровня владения построением отдельного предложения, от формирования «программирования» речевых высказываний самой разнообразной сложности.

Эти выводы коррелируют с теми требованиями, которые привели к пересказу и самопознанию E.И. Tихеева. И ее предложение использовать окончание детей как историю, начало которой придумано учителем, по-прежнему широко используется в формировании представлений ребенка о структуре последовательного высказывания - описания или повествования.

Большое значение в работе с живым словом было приложено E.A. Флериной, полагая, что история самих детей развивает навыки мышления и речи ребенка. Успешный прием истории ребенка - его запись в качестве наставника и последующее чтение другим детям.

Е. А. Флерина дала довольно четкие инструкции о том,как учить историю и выбирать репертуар: определение предмета и основного ядра истории, проведение одной линии развития истории, т. е. должна быть четкая структура истории, и изображение должно быть ярко раскрыто и использовать язык простой, но звучный, ритмичный, красочный. Многие преподаватели по-прежнему руководствуются методологическими рекомендациями E.A. Флерина по художественному рассказу, использованию иллюстраций и пошаговому обучению в независимой компиляции согласованных утверждений.

В исследованиях О. С. Ушакова обнаружила, что наибольшая эффективность в преподавании когерентной речи достигается при условии, что работа выполняется не фронтально, а подгруппами и индивидуально. Индивидуальная работа направлена на развитие речевых способностей каждого ребенка. Руководство взрослого человека проводится в атмосфере естественного общения.

В детском саду дети преподают различные виды пересказа: подробные, близкие к тексту, избирательные, сгущенные, креативные.

В дошкольных учреждениях, начиная с младшего возраста, чаще всего используется парафраз, близкий к тексту. Это объясняется не только тем, что оно проще и проще, но и потому, что оно служит средством для исправления содержания чтения во всех деталях в памяти ребенка, а также для усвоения логики выборки и его язык.

Чтобы начать обучение детей дошкольного возраста с таким пересказом, следует из нормативного текста, имеющего четкий развлекательный сюжет, четкую композицию с четко определенной последовательностью действий со знакомыми персонажами с ярко выраженными чертами характера и понятными мотивами поведения и диалогов, доступным языком (без сложных грамматических форм, но с использованием ярких образных средств). Затем вы можете включить в обучающие элементы описания и рассуждения. Для пересказки выбраны народные сказки, истории КД. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Бьянки, Е. Чарушина, В. Сутеева, В. Осеева и другие.

Не рекомендуется пересказывать рассказы в стихах, лирических произведениях, поэтических баснях.

Селективный пересказ включает в себя работу над темой, выбирая из текста ту часть, которая соответствует узкой проблеме, конкретную тему. Отбор проб может выполняться из разных частей текста. Например, вы можете предложить пересказывать все, что относится к акту героя, или которое характеризует картины природы и т. д.

Можно использовать выборочный пересказ, начиная с более старой группы.

В работе с дошкольниками могут использоваться следующие типы выборочного пересказывания:

- пересказывание по указанию учителя - пересказ эпизода, сцены, пейзажного эскиза;

- пересказывание иллюстрации - воспроизведение только той части истории (сказки, которая изображена на картинке. В пересказе иллюстрация - это не только поддержка воспроизведения содержимого обычно небольшого текста, но и возбудителя эмоций, стимулятора творчества;

- парафраз в параллелях, когда, например, один ребенок пересказывает все, что связано Морозом красным носом, а другое - все о «Морозе голубом носе» (сказка «Два мороза»). Это создает проблемную ситуацию, оживляет оккупацию.

Для пересказки таких рассказов (сказок, в которых сюжетные линии (сказка «Морозко», рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» и т. д.) сравнительно легко подбираются.

Сжатый пересказ предполагает передачу только основного содержания текста без подробностей, деталей. Итак, в рассказе Л. Н. В «Птичке» Толстого можно опустить описание ловушки-ловушки устройства для птиц.

Этот пересказ порождает у детей способность вычислять главное, использовать необходимые языковые инструменты. Поскольку это представляет сложность для детей дошкольного возраста, элементы сжатого пересказывания вводятся только в подготовительную группу для школы.

Для сжатого пересказывания не рекомендуется использовать тексты, содержащие диалог. Лучше всего использовать когнитивные тексты, где действие легко прослеживается.

Сжатый пересказ является необходимым этапом в развитии речи. Однако чрезмерное увлечение разрезами может привести к сухости языка и отучить детей от художественных деталей. Поэтому необходимо провести четкую линию между подробными и краткими пересказами.

Творческий пересказ связан с обработкой литературного текста, когда детям специально поручено повторять или дополнять текст. Это творческий процесс мышления.

Работа мысли в пересказе заключается в анализе и обобщении фактов, в понимании связей и отношений семантического содержания, в формировании визуальных образов на основе словесного содержания.

В детских садах старших групп в пересказеиспользуются следующие варианты креативной реструктуризации и добавления:

- пересказывание от имени одного из героев;

- пересказ с «творческими дополнениями».

По словам Л. М. Гуровича, пересказ от имени героя активно ставит ребенка на место героя, помогает ему войти в изображенные события, поймать истинные отношения между персонажами, глубже проникнуть в смысл их действий и тем самым в смысл работы.

Этот пересказ предполагает интерпретацию всех событий с определенной точки зрения - с точки зрения этого героя. Например, русская народная сказка «Фокс и волк» дети могут проходить от имени лисы, волка или старика, и каждый раз контент будет реконструирован в соответствии с точкой зрения персонажа.

Позиция героя побуждает ребенка изолировать, «вытащить» монолитный авторский сюжет сюжета этого героя, изложить только те обстоятельства и события, свидетелем которых он может быть.

Одной из характерных особенностей пересказки детей от имени героя является явное участие в этих событиях, откровенный опыт ребенка для героя.

Таким образом, пересказ, как своего рода монологическое высказывание, занимает важное место в системе речевой работы в детском саду.

Его роль была высоко оценена многими исследователями, которые подчеркнули важность пересказывания психического, морального, эстетического развития ребенка. Художественный текст выводит ребенка из непосредственно видимого, знакомит с окружающим миром, явлениями, человеческими отношениями, расширяет горизонты детей.

При пересказе развивается способность слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, улучшается его структура, выражаются выразительные качества речи, ясность произношения. Однако эти возможности будут реализованы только в том случае, если пересказ систематически изучается.

При описании приобретения старшего дошкольного ребенка в отношении связной речи исследователи также указывают на типичные недостатки. В устной речи старшего дошкольного ребенка присутствует множество неуместных слов, фраз, принудительных необоснованных пауз; в неспособности сформировать и выразить мнение, придерживаться его во время разговора, сосредоточиться на теме выражения. Большинство детей не знают, как планировать свой монолог, организовывать его содержание, ориентироваться в контексте общения, находить необходимое для точного и выразительного выражения мысли и лингвистических средств, контролировать его. Таким образом, речь детей старшего дошкольного возраста довольно бедна, примитивна. Проблема развития когерентной речи у детей старшего дошкольного возраста недостаточно изучена и требует технологического развития.

В перспективе перспектива исследований проявляется в совершенствовании методологии для разработки согласованной речи для детей старшего дошкольного возраста, в частности его культурного уровня.

Пересказ, как своего рода монологическое высказывание, занимает важное место в системе речевой работы в детском саду.

Его роль была высоко оценена многими исследователями, которые подчеркнули важность пересказывания психического, морального, эстетического развития ребенка. Художественный текст выводит ребенка из непосредственно видимого, знакомит с окружающим миром, явлениями, человеческими отношениями, расширяет горизонты детей.

При пересказе развивается способность слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, улучшается его структура, выражаются выразительные качества речи, ясность произношения. Однако эти возможности будут реализованы только в том случае, если пересказ систематически изучается.

Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи» «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей» «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Ушинский К. Д.

Мастер-класс «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники» Подготовила: Езжалова Н. Н., учитель –логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области» г.

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3–4 лет Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3-4 лет[/b] Актуальность Массовое явление, связанное с низким уровнем.

Речевое общение со сверстниками как средство развития связной речи дошкольника Владение родным языком и невербальными средствами общения – это суть коммуникативной компетенции человека, которая включает знание языка.

Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников Воспитатель МБДОУ д/с № 7 Гущина И. Н. Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум,.

Консультация «Сказкотерапия, как средство развития связной речи» Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует.

Традиционные и нетрадиционные методы обучения детей с ОНР монологической речи. Пересказ Ситуация, сложившаяся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих.

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников Обучение детей творческому рассказыванию начинается в старшем возрасте. У детей уже развиты речевые навыки, умение самостоятельно выбирать.

Владение связной речью Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью,.

Читайте также: