А п усова высказывания

Обновлено: 21.11.2024

Игра – ведущий вид деятельности детей в период с 3 до 7 лет. Об этом еще говорили Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леотьев и другие отечественные психологи и педагоги. Игра пронизывает все сферы деятельности дошкольников, обеспечивая им ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений. Игра позволяет детям дошкольного возраста наиболее полно реализовать себя «здесь и сейчас», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенного на свободном общении равных.

Усова Александра Платоновна – известный советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию, член-корреспондент АПН, доктор педагогических наук.

В своей педагогической деятельности занималась основными проблемами детского сада. Областью её исследований были: обучение дошкольников, сенсорное воспитание, игра, народное творчество, организация педагогического процесса

А.П.Усова родилась в Иркутской губернии на прииске «Надежденский». Педагогическую деятельность начала в 1921г. в Иркутске учителем начальной школы.

1922 – 1938г.г. обучение в ЛГПИ им. А.И. Герцена и работа там же в качестве преподавателя.

С 1938 г. по 1941 г. заведовала кафедрой в педагогическом институте им. Н.К.Крупской. С 1942 г. по 1945 г. была заведующей Центрального научно-методологического кабинета по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. С 1945 г. работала в НИИ теории и истории педагогики.

Александра Платоновна внесли значительный вклад в разработку проблем детской игры. Она считала, что игра важна прежде тем, что способна организовать жизнь ребенка.

Критиковала типичные ошибки воспитателей, которые предоставляли детям полную самостоятельность и никак не вмешивались в детскую игру, либо, наоборот, подвергали игру чрезмерной регламентации и контролю.

Считала, что в руководстве игрой решающее значение приобретают косвенные методы педагогического воздействия, основанные на предварительном изучении интересов, потребностей и склонностей детей. Педагог должен умело направлять детскую игру, помогать развивать её, наполнять содержанием. В противном случае игра детям будет не интересна.

Александра Платоновна подвергала критике и не правильный подход педагогов к детской игре, которые оценивали ее только как средство воспитания. На самом деле, считала А.П.Усова, детская игра – это форма организации детской жизни и деятельности. Неправильное отношение к ней со стороны педагогов приводило на практике к вытеснению игры детей занятиями, организацией питания. За счет игры в детском саду вносились поправки в режим дня.

В своих исследованиях Александра Платоновна выявила и проанализировала специфический пласт процессов и отношений - отношений по поводу игры (реальные социальные взаимодействия, которые возникают на фоне собственно игровых отношений, продиктованных избранным сюжетом и ролью).

А.П.Усова впервые определила психологические особенности взаимоотношений на фоне игры и их влияние на формирование личности, становление детского коллектива. Она считала, что именно в игре как форме организации жизни и деятельности детей отражаются все существующие оттенки взаимоотношений, и педагогу следует это учитывать, пользуясь игрой организовывать воспитание общественных качеств (дружба, умение жить вместе, действовать совместно и др.) и личных качеств (жизнерадостность, справедливость, смекалка и др.).

Говоря об Александре Платоновне, нельзя не упомянуть о её вкладе в разработку дидактики дошкольного образования. Благодаря её исследованиям понятия «дидактика детского сада» и «обучение детей в детском саду» приобрели отчетливость, конкретность. Александра Платоновна разработала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Она исследовала пути улучшения подготовки дошкольников к школе.

Благодаря исследованиям и публикации в 1958 году книги «Обучение в детском саду А.П.Усова доказала целесообразность обучения дошкольников на занятиях и необходимости программы обучения. Александра Платоновна выявила сущность явления необучаемости у детей, объяснив это несформированностью учебной деятельности у них.

Читайте также: