5 как вы понимаете фразу ахматовой я научила женщин говорить
Обновлено: 04.11.2024
В стихотворении «Эпиграмма» А.А. Ахматова утверждает: «Я научила женщин говорить…». Как же понимать эти слова?
В русской литературе еще с XVIII века выделяются написанные мужчинами стихотворения, в которых отражаются чувства и переживания именно мужчин, их понимание окружающего мира. А.А. Ахматова была одной из первых женщин, чьи лирические произведения стали популярными. Она писала не от мужского имени, как это делали некоторые женщины до этого. Она показала современному ей обществу, что поэтической деятельностью может заниматься не только мужчина, но и женщина, что в поэзии нет пола. Теперь у читателей появилась широкая возможность прочитать стихотворения от лица женщины, увидеть ее взгляд на мир в целом и на отдельные его проявления, рассмотреть женские чувства, эмоции и переживания. А.А. Ахматова отказалась от звания «поэтессы» в пользу «поэта» лишь для того, чтобы ее творчество воспринималось серьезно.
В стихотворении «В последний раз мы встретились тогда» внимание уделяется расставанию лирической героини с возлюбленным. Эту крайнюю встречу лирическая героиня называет «последней из всех безумных песен». Из-за чего же расстаются персонажи? Возлюбленный лирической героини утверждает, что «быть поэтом женщине – нелепость». Лирическая героиня крайне не согласна с такой позицией, она выступает за право женщины творить, писать лирические произведения и демонстрировать в них собственные чувства и эмоции всего женского пола. Своим стихотворением «В последний раз мы встретились тогда» А.А. Ахматова обращается к женщинам, показывает, что они имеют полное право на свободное творчество, на свободное высказывание собственных мыслей и переживаний.
А.А. Ахматова в стихотворениях на любовную тему продемонстрировала чувства женщин, что для русской литературы до того времени было весьма не характерно. В стихотворении «Песня последней встречи» продемонстрирована история любви лирической героини, которой пришлось расстаться со своим возлюбленным. Автор уделяет особое внимание внутреннему состоянию лирической героини, которое раскрывается через множество образов и деталей: «беспомощно» холодеющая грудь, надетая на правую руку перчатка с левой руки, три ступени, которые показались лирической героине множеством ступеней, готовность умереть вместе с кленом. В стихотворении «Сжала руки под темной вуалью», где показаны результаты ссоры между возлюбленными, раскрываются чувства лирической героини при помощи следующих деталей: сжатые руки, бледная кожа, невозможность забыть, как возлюбленный уходил из дома, побег за ним «до ворот», «перил не касаясь», «задыхание», «крик».
Заслуга А.А. Ахматовой была также в том, что она была женщиной-поэтом, ставшей голосом всего русского народа. Это особо ярко прослеживается в стихотворении «Мужество», где лирическая героиня утверждает, что во время военных событий каждый представитель народа ради спасения Родины был готов «остаться без крова» и даже «под пулями мертвыми лечь». В стихотворении «Так не зря мы вместе бедовали» выделяются последние строки, ставшие позже эпиграфом к поэме «Реквием», где рассказывается трагичная история женщин в «годы ежовщины»: «Нет! и не под чуждым небосводом // И не под защитой чуждых крыл – // Я была тогда с моим народом, // Там, где мой народ, к несчастью, был». А.А. Ахматова показала, что мысли всего народа может выражать не только мужчина, но и женщина.
Читайте также: