Женский разговор распутин цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Рабочая программа на основе Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)», а также Программа по литературе для 10-11 классов для общеобразовательных учреждений базового и профильного уровней (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, Ю.В.Лебедев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина) по учебнику Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под ред. В.П.Журавлева/. В 2-х частях.

-систематизация знаний о проблематике современной русской литературы;

-совершенствование навыков анализа толкования прозаического текста, в том числе через интегрирование предметов.

- воспитание нравственных качеств, отвечающих требованиям информационного общества.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал (распечатанные листы).

Следующая цитата

1)Утрата человеческих ориентиров в современном обществе.

2) Человек перед выбором.

4) Не потерять связь со своими корнями.

5)Нравственное возрождение человека.

В произведении "Женский разговор" автор затрагивает проблемы подрастающего поколения. Главное место отводится откровениям Натальи, которая повествует о нравственности, безгрешии, счастье. Эпитет "женский", использованный автором в названии, значит не в прямом значении разговор женщин, а речь идёт о женских темах посвященных любви, детям, замужеству. Внучка плохо понимает, о чем пытается сказать бабушка. Идёт противопоставление понимания мира главных героинь: женщина преклонных лет говорит о нравственном, а мир представителя молодого поколения Вики представлен реалистичным и распущенным. Разногласия появляются из-за разного представления о морали и назначении женщины.

Особым языком говорят героини распутинского рассказа. А сам писатель прекрасно чувствует тончайшие оттенки языка, и это позволяет ему создавать полные и красочные картины подлинно народной жизни. Откроем внутренний ритм первых фраз рассказа: «В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей доброй воле. В шестнадцать годочков пришлось делать аборт. Связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога. Бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась, закрутилась…пока хватились, выхватили из карусели- уже наживленная, уже караул кричи. Дали неделю после больницы отлежаться, а потом запряг отец свою старенькую «Ниву» и ,пока не опомнилась, к бабушке на высылку, на перевоспитание.» …..». И вот ночью между бабушкой и внучкой происходит женский разговор.

  • Как вы думаете, почему разговор происходит ночью?
  • Какой смысл вкладывает Распутин в слово «разговор»? (Синонимы: раздумье, беседа, диалог, размышление, исповедь и другие).
  • Давайте и мы поразмышляем. Почему вдруг заговорила бабушка Наталья? Какой вопрос не дает ей спать спокойно? («Надоело, входит, со мной со старухой?», «…еройство у тебя это было али грех?»)
  • Как вы думаете, понимают ли друг друга бабушка и внучка? (Нет)
  • Почему не понимают? (Разные поколения; говорят на разных языках; внучка городская, а бабушка деревенская)

У каждой из них своя правда жизни. Попробуем пройти путь поиска этой правды. В основной части рассказа современному миру противопоставляется необразованная женщина, которая пытается с высоты своих прожитых лет, оперируя опытом и мудростью, искоренить безнравственность. В построении композиции диалога четко прослеживается кольцевое обрамление. Описание природы призвано как-бы оттенить назревание конфликтного действия.

Лишь старушка по-настоящему беспокоится за внучку, для неё убийство ребенка является самым тяжелым грехом.

Женщина пытается вразумить внучку, донести до неё, что любовь - это святое. Рассказывает о своем поведении в молодости. Но Вика не понимает или не желает понимать, она перебивает и дерзит. В отличие от бабушки Вика нисколько не мучается совестью.

Во время разговора - исповеди Вика немного начинает слышать старушку, речь которой проста, диалектна, но зато по-настоящему мудра. В композиционной составляющей разговора важное значение имеет ряд разговорных и просторечных слов, которые также определяют среду и местность происходящего.

Открытым оставляет автор финальную часть рассказа. Ужасен мир, в котором живет каждый из нас, идёт разрушение ценностей: семьи, добра, духовности. Можно ли надеяться на изменение взглядов Вики? Можно предположить, что да, ведь ещё живут те женщины, которые дорожат ценностями.

Завершая рассказ, автор снова вводит описание природы. Человек по мнению Распутина это звено целого поколения, а цепь с множеством таких звеньев, крепко соединена с природой. Такая связь даёт Наталье силу, чтобы противостоять безнравственному разрушению

Хотелось бы верить, что ваша сверстница Вика найдет в своей жизни опору и будет счастлива. А истинную «правду жизни» ей предстоит обрести, пройдя свой жизненный путь. И пусть на этом пути ее «душа по капле собирает свет». Весь ход воспоминаний бабушки Натальи подводит нас к пониманию нравственных устоев жизни, основанных на традициях народной культуры, трудолюбии и сохранении материнского предназначения женщины на Земле. Любить одним человеком другого и тысячу лет назад значило то же самое, что и теперь. Но как любить? Что несет в себе это чувство? Чем оно обогащает? А что заставляет терять? Пока жив хоть один человек, он станет любить и ненавидеть по-своему. Валентин Распутин убеждает нас в том, что «без любви к ближнему никто обходиться не может…речь идет не о любви плотской и не о любви сердца, а о любви души и духа, то есть о добровольно принимаемом на себя. всей своей жизнью, всем своим житием, служения другим людям, которые в этом нуждаются». Может быть, поэтому так восторженно и высоко звучат последние строки рассказа: «С тихим звоном билась в стеклину звездная россыпь, с тихим плеском наплывал и холодно замирал свет. Стояла глубокая ночь, ни звука не доносилось из деревни. .И только небо, разворачиваясь, все играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость.»

2. 1. Дайте характеристику внучке Вике.(«Рослая девка, хоть сейчас можно отдать замуж», но это лишь внешние данные. А на самом делепо её лицу, взгляду видно, что она не далёкая умом, ничем не интересуется, книжек не читает, в кино не ходит. Распахнутые глаза на смуглом лице смотрят без прищура, что они видят, непонятно.В 16 лет девушка растерялась и потеряла интерес к жизни).

2.Какой вы представляете бабушку в молодости и старости?

(«Молодая совсем, аккуратная, улыбистая», «солнышко играет», «сноровистая, трудолюбивая, ласковая – это в молодости.В старости: «забавная, со своей философией жизни, работящая, суровая, много пережившая, одинокая, праведная.О себе бабушка говорит так: «Я древняя старуха, столько годов прожила, что на две могилы хватит

3.С какой интонацией говорит Вика «Всё теперь не так»? Есть ли у Вики своя правда? Какая она? Что имеет в виду Вика под понятием «целеустремлённая женщина»?

(В ответ на такое рассуждение бабушки Вика с насмешкой и уверенной интонацией говорит, что «всё теперь не так». «Сейчас важно, чтобы женщина была лидер», «она ни от кого не зависит, а от неё все зависят, все бегают за ней, обойтись без неё не могут».

Хотя Вика думает, что это её правда, но по словам автора: «Какая может быть правда у шестнадцатилетней девушки». «Упрямится, и только. Как и во всяком недозрелом плоду кислоты много»)

4.Что, с точки зрения бабушки, должно сохраняться в женской судьбе, не смотря на перемену всех устоев жизни?

(Женщина должна быть мудрой, целомудренной: она должна оставаться чистой, нетронутой. Должна оберегать себя для одного суженого). Бабушка говорит, что «целеустремлённые» были и в её время. Она их сравнивает с гончими, которым дадут понюхать цель, а они гонят и гонят её, покуда сами из себя не выскочат).

5.Цитаты со слов бабушки на тему любви и пояснения к ним.

1. «Всё честь по чести, по закону, по сговору, а не по обнюшке».

Это жизненный принцип бабушки.

2. «Рядом было то, что могла она сказать, искать не надо». «К нему прижаться потом надо, к родному – то мужику, к суженому – то». «Свой он и есть свой».

Желание объяснить внучке её большую ошибку. У каждой женщины должен быть свой единственный родной любимый.

3.»С лёжи супружьей поднялась искриночкой, звёздочкой, чтоб ходить и без никакой крадучи светить. Ты хозяйка там, сариса». «Чуть что не так – вспомнится ей, выкорится, что надкушенную взял. Будь она самая добрая баба, а раскол в ей…»

Рассуждения бабушки о женской честности.

4. «У нас в заводе не было, чтоб нежности друг дружке говорить. Взгляда хватало, прикасанья. Я его до каждой чутельки знала».

Только любящие супруги так могут понимать друг друга.

5. «Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушки, не собирала».

Особая любовь, когда нужно заботиться, отдавать, терпеть, сберегать и сохранять.

3.Домашнее задание.

Сочинение-рассуждение: «Какие нравственные уроки можно извлечь для себя, прочитав рассказ «Женский разговор»?»

Следующая цитата

3.Карточки с ключевыми словами «разговор», «любовь», «правда».

4.Плакаты с высказываниями философов, поэтов о любви.

5.Запись на доске: культурные ценности

6.Запись песни «Знаешь, что дальше?» (гр. «Вода»),

Chi Mai (исп. Ennio Morricone ).

Техническое оснащение:

компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Программное обеспечение :

Windows XP Professional, MS Office PowerPoint 2003.

План урока:

2.Работа над общими вопросами.

3. Работа в группах над эпизодами рассказа.

4. Определение домашнего задания.

5.Формулирование выводов по изученному материалу.

Слово учителя:

Сегодня урок мы начнем необычно. Хочу,чтобы вы послушали песню. Она будет эпиграфом к нашему уроку. А урок мы назовем строчкой из нее.

(Звучит запись песни «Знаешь, что дальше?»)

Что деньги часто

Для нас важнее счастья

Не верим в Бога.

Не знаем многого,

И не бываем дома по ночам.

Мы начинаем жить рано,

Пробуем все сразу…

И привыкаем быстро

Но это правда, мама.

Знаешь, что дальше , мама?

За двадцать лет, мама,

Сто раз менялись ценности…

Уже не действуют волшебные слова

«спасибо» и «пожалуйста».

Всего одна жизнь,

Занятая чем попало…

Но речь пойдет не о современной рэповой музыке, а о современной литературе. Просто мне показалось, что слова этой песни созвучны рассказу, о котором пойдет разговор…

Разговор о… «Женском разговоре» Валентина Распутина ( слайд 1).

Это песня-обращение к маме, в рассказе происходит разговор с бабушкой .А что, если мы не всегда решаемся поделиться своими проблемами с родителями и нет рядом бабки Натальи? Как разобраться в круговороте жизни?

«За 20 лет сто раз менялись ценности…» Но ценности могут оказаться фальшивыми, ложными. И что делать, если ты ошибся? Что дальше? (слайд 2)

Первая фраза рассказа задает внутренний ритм:

«В деревне у бабки Натальи посреди зимы Вика оказалась не по своей воле».

Писатель дает возможность смирить бешеный ритм городской жизни, понять, что разговор пойдет неспешный, несуетный – ведь он в деревне, посреди зимы, у бабушки.

И зима предстает по «белому полю нежной синевой», обдает холодом, завораживает с первой страницы, дает возможность поднять глаза к «звездному небу с юным месяцем».

? Почему разговор происходит ночью? В жизни каких литературных героев были такие разговоры? (слайд 3)

(Дети обязательно должны вспомнить разговор Татьяны Лариной со своей няней из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

А теперь послушайте отрывок из рассказа В.Шукшина «Горе» ( Чтение наизусть подготовленного ученика):

«Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит, тихо… Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже – не думается, что-то другое: чудится, ждется, что ли. Притаишься где-нибудь на задах огородов, в лопухах, - сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. Жалко, мало у нас в жизни таких ночей. Одна такая ночь запомнилась мне на всю жизнь».

Учитель:

Красота природы воспринимается в этом рассказе как что-то неизменное, вечное и потому дающее надежду.

Ключом к рассказу являются три слова-образа. Первое слово – «разговор» (слайд 4) Постройте ассоциативный ряд к слову «разговор», чтобы открыть его смысл (слайд 5)

(Беседа, диалог, обмен мнениями, мыслями, соразмышление, сопереживание).

? Почему бабка Наталья затеяла этот разговор? Какой вопрос не дает ей спать спокойно?

А какой вопрос больше всего волнует Вику? (слайд 6)

( «Что это вы такие расхлябы, без интереса к жизни?»)

( «А у вас как с дедушкой было?» Была ли любовь? И какая?)

? А любила ли Вика?

( Она не верит в любовь. А бабушка на вопрос Вики отвечает :«Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушка, не собирала.»)

Чтение наизусть подготовленных учеников.

Могло не быть Адама с Евою,

но спору нет, святая страсть –

с кого-то все же началась.

Я не разгадываю ребуса,

откуда есть она пошла.

Еще и смерти в мире не было,

когда любовь уже была.

Не любите кого-нибудь ,

Как-нибудь не любите,

Ждите самого лучшего ,

Ждите слова самого верного ,

Счастья самого вечного ,

Ждите самого первого,

Но не первого встречного.

Учитель:

-Второе ключевое слово – «любовь» (слайд 7)

? Что мешает понять друг друга бабушке и внучке? (слайд 8)

(Это разговор двух поколений, прошлого и настоящего, города и деревни)

? Какой закон «ранешной» любви открывает бабушка внучке?

(«Это я ему нужна, что без меня он долго не протянет » - это милосердие, поэтому заботиться, жалеть, отдавать, оберегать – значит любить. В народе говорят: «Жалеет – значит любит»).

-Цитата: « И - замолчали, каждая со своей правдой. А какая у девчонки правда? Упрямится и только. Как и во всяком недозрелом плоду кислоты много».

- Третье ключевое слово – «правда» (слайд 9)

? Есть ли у Вики своя правда? Какая она? (слайд 10)

( «Все теперь не так». Эта фраза звучит из уст Вики дважды. Найдите ее в тексте. Но во второй раз Вика произносит эти слова иначе).

? Как вы думаете, изменится что-то в жизни Вики после этого разговора? И что позволяет вам так думать? Знаете, что дальше?

Вика уже посапывала. Ее лицо, большое и белое, лежало на подушке в бледном венчике ночного света…Нет, не спокойно засыпала девчонка – подергивались, одновременно вздрагивая, плечи, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки»).

Работа по группам. Анализ эпизодов.

Разделимся на три группы, каждая из которых должна выполнить задание – прокомментировать отрывки, важные для понимания:

А) характера Вики (1-ая группа, или 1-ый ряд);

Б) философии бабки Натальи (2-ая группа);

В) позиций автора (3-я группа).

Карточка №1 .

В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей доброй воле. В шестнадцать годочков пришлось делать аборт. Связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога. Бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась, закрутилась… пока хватились, выхватили из карусели – уже наживленная, уже караул кричи. Дали неделю после больницы отлежаться, а потом запряг отец свою старенькую «Ниву», и, пока не опомнилась, к бабушке на высылку, на перевоспитание.

Девка она рослая, налитая, но умишко детский, несозревший, голова отстает. Все еще по привычке задает вопросы там, где пора бы с ответами жить. И вялая, то ли с ленцой, толи с холодцой. Скажешь – сделает, не скажешь – не догадается. Затаенная какая-то девка, тихоомутная. Распахнутые серые глаза на крупном смуглом лице смотрят подолгу и без прищура, а видят ли они что – не понять.

(Она еще ребенок, мало знающий о жизни. Вспомним строчку из Вяземского:

И жить торопится, /И чувствовать спешит.

Да, торопится жить, но нет никаких чувств, нет и любви. Ушла в себя, замкнутая.)

Карточка №2.

- Это правильно,- подтвердила Вика. А уж что подтверждала – надо было догадываться. – Женщина теперь сильнее. Она вообще на первый план выходит.

- Да не надо сильнее. Надо любе. Любее любой.

-бабушка, ты опять отстала, ты по старым понятиям живешь. Женщина сейчас ценится… та женщина ценится, которая целе-устремленная.

- Куда стреленная?

- Не стреленная. Целее-устрем-ленная. Понимаешь?

-рот разинешь, -кивала Наталья, так и стреляют, в самую цель. Об чем я с тобой всю ночь и толкую. Такие меткачи пошли.

Вика с досады саданула ногой по спинке кровати и ушибла ногу, утянула ее под одеяло.

- ты совсем, что ли безграмотная? – охала она. –Почему не понимаешь-то? Целе-устрем-ленная - это значит идет к цели. Поставит перед собой цель и добивается. А чтобы добиться, надо такой характер иметь…сильный.

Устраиваясь удобнее, расшевелив голосистые пружины кровати, Наталья замолчала.

- Ну и что,- сказала потом она. – И такие были. Самые разнесчастные бабы. Это собака такая есть, гончая порода называется. Поджарая, вытянутая, морда вострая. Дадут ей на обнюшку эту, цель-то, она и взовьется. И гонит, и гонит, свету не взвидя, и гонит, и гонит. Покуль сама из себя не выскочит. Глядь: хвост в стороне, нос в стороне и ничегошеньки вместе.

- Бабушка, ну ты и артистка! При чем тут гончая? И где ты видала гончую? У вас ее не может быть.

- По тиливизиру видала, смиренно отвечала Наталья. – К Гале, к соседке когда схожу вечером на чай, у ней тиливизир. Все-то-все кажет. Такой проказливый, прямо беда.

- И гончую там видала?

- И гончую, и эту, про которую ты говоришь, целее-устреленную…Как есть гончая на задних лапах. Ни кожи, ни рожи. Выдохнется вся при гоньбе – кому она нужна? Нет, Вихтория, не завидуй. Баба своей, бабьей породы должна быть.

- Все не о том ты,- задумчиво отвечала Вика. Все теперь не так.

(Бабка Наталья утверждает ( и мы должны согласиться с ней), что женщина должна быть не сильнее, а любее. Женщина-лидер, целеустремленная – самая разнесчастная баба: предназначение женщины в другом – быть матерью, быть женой.)

Карточка №3.

Наталья отлежала спину и со стоном повернулась на бок. Вика уже посапывала. Ее лицо, большое и белое, лежало на подушке в бледном венчике ночного света, склонившись чуть на бок, на подставленную руку. Наталья вгляделась: нет, неспокойно засыпала девчонка – подергивались, одновременно вздрагивая, плечи, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки.

С тихим звоном билась в стеклину звездная россыпь, с тихим плеском наплывал и холодно замирал свет. Стояла глубокая ночь, ни звука не доносилось из деревни. И только небо, разворачиваясь, все играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость.

( К слову «неотвратимость» можно подобрать синоним - «неизбежность».Обычно его используют, когда говорят о чем-то плохом. Например: крах был неизбежен. Автор нас предостерегает, старается объяснить, что может произойти нечто страшное, если к жизни будем относиться расхлябанно.)

Учитель:

? Так что же значит эпитет «женский»? Это разговор женщин или это разговор (о чем?)? Закончите предложение (слайд 11)

( Это разговор о сохранении материнского предназначения женщин на земле).

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на свободную тему ( по рассказу «Женский разговор» выразить свое отношение к поставленной проблеме. Придумать название, в качестве эпиграфа можно использовать предложенные высказывания (слайды 12-14 )

Учитель:

Автор наделяет главную героиню – бабку Наталью – особым, «своим» языком. И кажется порой, что рассуждает она смешно, по-детски наивно. Иногда ее речь похожа на сказочную или былинную.

Но бабка Наталья поднялась до высокого тона философских размышлений об устоях жизни: «Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдешь».

Весь ход ее воспоминаний подводит к пониманию нравственных устоев жизни – основанных на традициях народной культуры, трудолюбии, сохранении материнского предназначения женщины на земле.

( Фоновый звук.) Каждый человек хотя бы раз задумывался над вопросом: «Зачем я появился на свет?» Народная мудрость гласит: «Посади дерево, вырасти ребенка, построй дом». В простоте этой истины сокрыто глубинное понимание духовности и уже дан ответ на поставленный вопрос. «Построй дом» - не жилище, а храм своей души, выпусти на волю то божественное начало, которое заложено в тебе от рождения, не загуби его невежеством, эгоизмом, ненавистью, завистью, ленью, ложью, то есть бездуховностью.

Река жизни, по которой мы вместе проплываем в настоящее время, превратится в

застойное болото, если ее главный исток – духовность – будет замутнен ложными

ценностями и целями. Остановись, подумай! А как построить «дом», чтобы была у тебя «хорошая часть»? На память приходит «Домострой», памятник древнерусской литературы, где в главе «Наказ мужу, и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить» пишется: «…не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, не посягать на чужое, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла». Найдите ту опору в себе, которая не даст растерять лучшее «на дороге жизни».

Так мы вернулись к истокам народной мудрости. Не пренебрегайте тем, что проверено временем. Ведь должно же быть в жизни что-то неизменное, устоявшееся, вечное, как звезды…

Следующая цитата

Валентин Распутин
Женский разговор

Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

— Отшлёпать бы тебя за такие разговоры, — слабо возмутилась Наталья. — Так я тебе скажу, внученька.
Я древняя старуха, столько годов прожила, что на две могилы хватит. Источилася вся от жизни. И отсюда, с высокой моей горушки, кажется мне: не два мужика у меня было, а один. В одного сошлось. На войну уходил такой, а воротился не такой. Ну так а что с войны и спрашивать? Война и есть война. Ты говоришь. молоденькая, без подумы говоришь. Когда он прикасался ко мне. струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком. Чужой так не сумеет.
— Забавная ты, бабушка, — неопределённо сказала Вика и громко, со вкусом зевнула.
— Вот поживёшь с моё, и даст тебе Бог такую же ночку поговорить со внучкой. И скажет она тебе: забавная ты старуха. Не отказывайся: и ты будешь забавная. Куда деться? Ох, Вихтория, жизня — спаси и помилуй.
Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдёшь.
Наталья отлежала спину и со стоном повернулась на бок. Вика уже посапывала. Её лицо, большое и белое, лежало на подушке в бледном венчике ночного света, склонившись чуть набок, на подставленную руку. Наталья вгляделась: нет, неспокойно засыпала девчонка — подёргивались, одновременно вздрагивая, плечи, левая рука, ища гнезда, оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки.
. С тихим звоном билась в стеклину звёздная россыпь, с тихим плеском наплывал и холодно замирал свет. Стояла глубокая ночь, ни звука не доносилось из деревни. И только небо, разворачиваясь, всё играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость. Нравится Показать список оценивших

Я встретил розу – она цвела
И ароматом была полна.

Я эту розу сорвать готов,
Но побоялся ее шипов.

- О, роза, роза, - я закричал,
Зачем тогда я вас не сорвал?

О, парни, парни, мой вам совет:
Не рвите розы в семнадцать лет.

В нашу гавань заходили корабли. Пермь, "Книга", 1996.

Я встретил розу, она цвела,
И ароматом была полна.
Я эту розу сорвать готов,
Но побоялся ее шипов.

Я побоялся шипов твоих,
Теперь ты, роза, в руках чужих.
Сорвали розу, помяли цвет,
А этой розе семнадцать лет.

Ой, парни, парни, мой вам совет –
Не рвите розу в семнадцать лет.
Розы прекрасны, розы нежны,
И эти розы нам всем нужны.

Я встретил розу, она цвела,
И ароматом была полна.
Я эту розу сорвать готов,
Но побоялся ее шипов.

Две последние строки куплетов повторяются

Такун Ф. И. Славянский базар. – М.: «Современная музыка», 2005.

2. Я встретил розу…

И вот однажды я в сад вхожу,
И что, друзья, там я нахожу:
Сорвали розу, измяли цвет,
Шипов колючих уж больше нет.

Читайте также: