Женские образы в романе тихий дон цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Казачка Астахова Аксинья - один из главных женских персонажей шолоховского романа о сложной судьбе народа в период смены власти.

Образ и характеристика Аксиньи в романе «Тихий Дон» помогают понять, как чувствуют себя женщина, преданная и влюбленная, но, волею судьбы, оказавшаяся женой другого человека.

Внешность Аксиньи

Об Аксинье все говорят, что она красива. Полного описания внешности не найти. Все складывается из деталей, ярких и точных. Внешность бросается людям в глаза, Женщину сложно не начать рассматривать. Возможно, поэтому автор говорит, что красота Аксютки губительна и порочна. Она меняет судьбу, вносит только сложность и проблемы. Красота женщины такая вызывающая, что ей завидуют соседки. Ее не меняет возраст, беременность.

Что особенно нравится в ее облике:

    губы: «бесстыдно-жадные, пухловатые», «вишневые», «порочно-жадные»;

Нежной прелести добавляют завитки кудрявых волос, крупные пушистые кольца, спадающие на шею. Глаза казачки поражают. Они полыхают пламенем, мерцают синевой. Блеск черных глаз заливают слезы, но влажные капли не застилают глубины чувств. К Аксютке чувствуется нежность и любовь автора. Казачка даже к седине относится шутливо: выдергивает сединки на висках, любуется своим прекрасным лицом уже на закате жизни.

Характер Аксиньи

Женщина с непростой судьбой горда и вынослива. В жизни Аксютки совсем мало радостных событий. Даже от молодости в памяти почти не осталось счастливых дней. Она началась с изнасилования отцом, затем замужества и жизни с человеком, который бил и не ценил душевных качеств пылкой казачки.

Какие черты развила в себе красавица:

Гордость. Аксинья всегда остается собой, не теряет рассудка, не унижается. Когда любимый человек решает отказаться от нее, она не навязывается, жалко и растеряно улыбается, не показывает отчаяния, не истерит, не кричит.

Честность. Астахова не скрывает от мужа связи с Григорием. Она понимает, что разговор закончится избиением, но не меняет поведения, не врет мужу. Влюбленная, не таясь, говорит, что на ней грех. Степан бьет жену сильно, без разбора. Она кричит и плачет, но не просит пощады и прощения.

Смелость. Казачка умеет дать отпор, постоять за себя. Она не боится разговаривать с мужчинами старше. Встретив отца Григория, смело отвечает ему на оскорбления. Аксинья пытается добиться своего несколько раз, идет на бесчестье, лишь быть рядом с мужчиной, которого любит.

Хозяйственность. Женщина умеет вязать, шить, готовить. Умело работает по хозяйству: косит, белит. Казачка не боится мужской работы: сама кроет крышу соломой, гонит быков.

Трудолюбие. Аксинья встает с зарей, доит коров. Она старается постоянно работать, чтобы не думать, спрятать под заботами чувства и тягостные мысли.

Доброта. Казачка добра к окружающим. Редкие сцены Аксинья не отвечает заботой близким и соседям. Сцена встречи с Натальей – наверно, единственная. Женщина добра к мужу, к матери Григория, к соседским детям.

Многогранность характера

Казачка мечтает о любви, семейном счастье, детях. Она подчиняется традициям, выполняет волю матери. Став женой, терпит побои, унижения, не перечит свекрови. Но никто не догадывается, какая сила таится внутри. Покладистая казачка меняется, преображается, когда приходят настоящие чувства. Страсть растет и расцветает. Женский образ реален, потому что неоднозначен. Каждый читатель воспринимает характер по-своему. Отношение к Аксинье меняется с возрастом читателя. Молодые девчонки многое не поддерживают в поведении женщины, зрелые начинают сочувствовать, сопереживать.

Другое отношение у тех, кто терпит и прощает измену. Сколько читателей, столько и мнений. Судьба меняет характер Аксиньи. Она становится более чувственной и открытой. Казачка не боится опасностей, презрения, она гоняется за счастьем, надеясь, что оно все-таки будет рядом. Счастье – это дни с любимым, за минуту близости с ним Астахова готова пожертвовать собой. Преданность просто поражает.

Страстность и преданность любви

Одна из основных сюжетных линий романа – это любовь Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой. Понять чувства сложно. Их могут понять только пережившие настоящую любовь. Чаще их связь критикуют. Замужняя женщина поддается любви так безудержно, будто теряет голову. Но осуждать всегда легче, чем понять. Аксинья полюбила мужчину за нежный взгляд, приятные заигрывания и необыкновенные новые чувства по отношению к ней. Связь молодых людей открыта всем хуторянам. Аксинья полюбила Григория на всю жизнь. Она готова идти за ним на край света. Судьба женщины такая сложная, что даже часть ее могла бы прожить редкая казачка. Аксинья живет душой, она несколько раз теряет любимого и вновь обретает. Смутные времена схожи с мятежностью в душе женщины. Как казаки переходят от белых к красным, меняют банды и атаманов, так и женщина мечется между мужчинами.

Степан. Астахов осознал, что любит жену, когда потерял. Он сумел простить ей измену, но ведет себя по отношению к ней, как хозяин. Истинные чувства скрыты так глубоко, что их сложно рассмотреть.

Евгений. Богатый барчук воспользовался слабостью женщины. Повергнутая в горе после смерти дочери женщина не смогла дать отпор хозяину, оказалась в руках умелого ловеласа. Но здесь в отношениях нет чувств, только голый расчет и пользование своей властью над красивой казачкой.

Григорий. Страстная пылкая натура Аксиньи покорила сильного мужчину. Даже отказавшись от своей любимой, женившись на другой, он не сумел забыть ее, полюбить Наталью. Любовь преследует казака всю жизнь.

Аксинья умирает на руках у любимого человека. Григорий теряет смысл своего существования. Он скитается бесцельно, теряет себя и возвращается на хутор к сыну, к маленькому человечку, связывающему его с живущими в сложном мире.

Любовь – сложное чувство. Редкой женщине оно дарит только счастье. Аксинья – не исключение. Для нее любовь к Григорию – это благо, радость, тепло. Счастливые моменты перемешиваются с горестными. Любовь становится проклятием, приводит к гибели.

Следующая цитата

Пожилая казачка Ильинична является матерью главного героя романа, Григория Мелехова.

Следующая цитата

Шолоховская эпопея – это война, смерть, измена, революция, власть. Множество слов женского рода – основа сюжета. Одни женские образы в романе «Тихий Дон» являются основными. На примере их судьбы можно понять проблемы, которые хочет донести до читателя автор. Другие персонажи второстепенны. Но без них не понять характера донского казачества, разнородность и многоликость русской женщины.

Образы женщин, являющимися основными персонажами романа, вы найдете по ссылкам, представленным ниже:

Елизавета Мохова

Дочь купца Сергея Мохова Лизавета – девушка с ореховыми глазами. Впечатление от девушки нельзя назвать одинаковым. Для одних она «дьявольски хороша», видная недурная собой девушка. У других вызывает невыгодное впечатление: неприятные глаза, мокрая ладонь. Купчиха окончила гимназию. Воспитанием ее занимается мачеха, ее нервный нрав оказал свое действие. Лиза вращается среди кухарки, не отличающейся благонравием и скромностью. Распутство меняет всю жизнь избалованной барышни. Автор сравнивает ее с кустом дикой волчьей ягоды, свободной и опасной.

Лиза, понадеявшись на себя, пошла на рыбалку с Митькой Коршуновым. Он изнасиловал девушку, по деревне быстро поползли слухи. Парень хотел взять Лизавету в жены, но отец отсылает дочь на учебу. Первый сексуальный опыт не сделал девушку скромной, наоборот, к 21 году она стала «испорченной», разложившейся морально особой. Лиза живет с доктором-венерологом. Читатель может пофантазировать о такой связи. Девушка меняет партнера, она сама предлагает казаку Тимофею жить вместе. Такое поведение для описанного века – редкость. Отношения длятся недолго, девушка легко меняет партнеров. К отцу девочка относится потребительски, ей нужны деньги, подарки. Привязанности и искренности дочерней в характере нет.

Какие черты свойственны Лизавете:

    взбалмошность: злословие, грубость, избалованность;

Образ Лизаветы – пример барского воспитания, потеря связи с корнями, распутство и пустота. Но следует понимать, что отсутствие таких женщин – приукрашивание реалий жизни.

Образ матери Григория (Василиса Ильинична)

Анна Погудка

Женщина-большевичка Анна Погудка помогает проникнуть внутрь сложной судьбы революционерок. Здоровая, физически крепкая девушка выглядит нелепо в солдатской одежде: ватная теплушка, большие сапоги, платок. Форма портит внешний вид девушки, скрывает женские прелести. Автор по-доброму описывает внешность, но его нельзя сравнить с другими женскими образами. Здесь смесь мужских характеристик с женскими:

«Посвист пуль, жалкий заячий вскрик Анны». Героиня умирает на руках у любимого (главная героиня также умирает на руках), но здесь у писателя другие чувства. Бунчук увидел смерть в глазах любимой, ее образ крепко засел в душе и тускнел от времени.

Ольга Горчакова

Женщина, которая стала женой Листницкого и причиной его смерти, - Ольга Горчакова. Высокая женщина с золотыми волосами, с ладной фигурой. Возраст героини – за 30. В ее облики много противоречий: жаркие губы – розовые щеки, низкий голос – срезанные мелкие зубы. Евгению она показалась настоящей красавицей. Он просит Аксинью уехать из имения, когда привозит туда свою жену. Ольга вызывает тяжелое плотское влечение барина. Автор вообще не говорит о чувствах Ольги. Поступками она напоминает Елизавету Мохову. Оставшись вдовой, быстро находит утешение в Листницком. Затем связывается с генералом Покровским. Понятно, что это не последний мужчина в ее жизни, но читатель благодарен ей за вмешательство в судьбу Евгения: не выдержав измены, он застрелился. Эта расплата за грех и свое распутство.

Следующая цитата

Донская красавица Наталья Коршунова (в девичестве) – один из главных персонажей шолоховской эпопеи.

Образ и характеристика Натальи Мелеховой понимается читателем неоднозначно. Мнение читателей меняется с возрастом. Особое отношение к женщине у тех, кто пережил измену и предательство мужа, сохранял семью ради детей.

Внешность девушки

Казачка появляется на страницах романа в возрасте 18 лет. Девушка красивая, славная,

«дюже красивая». Умеет нарядно одеться, чтобы выглядеть в толпе, привлекая к себе восторженные взгляды.

    глаза: смелые серые;

Красота остается у женщины после попытки самоубийства. С покривленной шеей ее щеки, рот остаются свежими и молодыми.

Достоинства характера

Наталья одарена множеством достоинств. Девушка из самой богатой семьи хутора могла выбрать жениха из любой фамилии, но она остановилась на Григории Мелехове. Красивая, скромная, немногословная, трудолюбивая женщина обидно ошибается, возможно, это пример любви с первого взгляда.

Черты характера казачки:

Послушание. Девушка уважает отца и сестер. В семье три дочери, Наталья – старшая. Она слушается отца, воспитана в казачьих традициях послушания старшим. Не грубит и не говорит, не обдумав свои мысли.

Трудолюбивая. Семья – одна из богатых, но отец приучал детей к труду, понимая, что в жизни может произойти разное. Умение трудиться у богатого казака – основа достатка.

Хозяйственность. Наталья умеет вязать, шить. Она не гнушается кропотливой работы: чинит казачьи шаровары и рубахи.

Доброта. Девушка заботится о своем деде – Гришаке. Она потихоньку подсовывала ему хорошие куски еды за столом, стирала и кропала одежду.

Скрытность. Женщина горюет потихоньку. Ни с кем не делится своими переживаниями, можно только догадываться о том, что происходит в ее голове. Девушка решается покончить жизнь самоубийством. Способ страшит – острая коса. О такой смерти страшно даже думать.

Серьезность. Наталье не подходит поведение распутных красавиц, гулящих с чужими мужиками. Она строго блюдет себя, ждет возвращения мужа. На любые приглашения Дарьи, пойти с ней погулять, отвечает брезгливостью и отказом. Она жалеет Дарью, относится к ней с сочувствием.

Женские качества

В книге Наталья и Аксинья – два противоположных типа женственности и чувствительности. Понять, почему так расставил образы автор, сложно. Здесь придется искать причины в подтексте. Наталья живет без матери, может, поэтому в ней не развились черты, нужные девушки в браке. Возможно, в этом виноват и Григорий. Сравнивая двух женщин, он не помогает Наталье раскрыться, а сразу отказывается от жены в пользу другой. В романе есть строчка, которая предлагает другое объяснение, -

«при рождении мать наделила девушку равнодушной и медлительной кровью». Григорий говорит о жене, что она «леденистая». Отсутствие страстности, медлительность чувств стали одной из причин измен Григория и несчастий казачки.

Судьба женщины

Наталье сразу понравился Григорий. Она, воспитанная в семье старого казака, надеется на крепкую семью и надежные отношения. На деле все получается по-другому. Муж стал изменять, и открыто заявил, что жена ему «не люба». Не выдержав такого положения в чужой семье, она возвращается к отцу. По хутору пошли слухи о порче на Наталью, парни говорят гадости почти в спину женщины. Брошенная жена решается на самоубийство. Попытка покончить собой завершилась неудачей. Шея становится кривой, внешность меняется, но Наталья все равно хороша собой. Отец не простил дочь, он горд и не понимает унижения перед Григорием. Невестка возвращается в дом Мелеховых. Решение о переходе обратно в семью мужа пришло к Наталье не сразу. Мирон Григорьевич стыдит дочь, покрикивает на нее. Девушка и дома начинает чувствовать себя чужой. Надежды женщины оправдываются: Григорий приходит в семью. У Мелеховых рождается двойня – мальчик и девочка. Женщина благодарит судьбу за такой подарок и всю себя посвящает детям. Наталья становится еще краше, даже Григорий замечает, как диковинно расцвела и похорошела жена. Но отношение к ней он не меняет, любви и ласки казак ей не подарил. Он стал добрее, внимательнее, причиной были дети. Измена привела женщину к гибели, она идет на аборт и умирает. Удивляет сила любви и крепость души Натальи. Перед смертью она просит передать мужу свое прощение. Последняя ее просьба, чтобы Григорий пожалел детей. Такие слова запали в сердце казака, он корил себя за совершенные поступки, но ничего не мог сделать со своей любовью к Аксинье.

Читайте также: