Желание помочь матери и сестре раскольникова цитаты

Обновлено: 15.05.2024

На каждого человека семья влияет с самого рождения. Достоевский не проигнорировал эту истину, показывая родных Родиона бедными, но порядочными. Семья Раскольникова является колыбелью характера персонажа, и именно благодаря своему воспитанию у героя есть шанс спасти свою душу после страшного преступления.

Раскольников

Родион Раскольников, насмотревшись на горе, на разбитые судьбы обыкновенных («маленьких») людей — обитателей петербургских трущоб, решает действовать, так как смиренно наблюдать безобразную окружающую жизнь более не в силах. Он делит всех людей на обыкновенных и необыкновенных:

«Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям.»
— Часть 3, глава V.

Образ Раскольникова как «маленького человека» в «Преступлении и наказании» обозначается его низким социальным положением, которое толкает его на убийство старухи-процентщицы. Именно его нищета и невозможность заработать денег, обеспечить себя и свою семью ломают главного героя. Кроме этого, из-за своей бедности Раскольников не в силах помочь сестре, которая в итоге вынуждена выйти замуж за богатого мужчину, жадного и расчетливого, как окажется потом. Уже совсем отчаявшись в своем положении, Раскольников делает решающий шаг — соглашается с самим собой на убийство. Несмотря на то, что изначально такая мысль пришла к герою исключительно из-за бедности, в конце концов Родион приходит к выводу, что он это сделал не для того, чтобы помочь семье или самому выйти из бедственного положения. Раскольников признается, что убийство, за которое только он в ответе, он совершил исключительно для самого себя.

Внешность

Возраст Дуни — около 22 лет. Она младше брата на 1-2 года:

«Ведь вам уже двадцатый год был тогда, как последний-то раз мы виделись: характер-то ваш я уже понял.»
— Часть 1, Глава IV. О событиях, происходивших 2-3 года назад

Автор описывает Дуню как высокую, стройную девушку. При этом он отмечает, что лицом она похожа на своего брата Родиона:

«Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у ней был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, — единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность. Выражение лица ее всегда было более серьезное, чем веселое, вдумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный!»
— Часть 3, Глава I

У Дуни большие черные сверкающие глаза — гордые и в то же время иногда очень добрые:

«Дуня подняла револьвер и, мертво-бледная, с побелевшею, дрожавшею нижнею губкой, с сверкающими, как огонь, большими черными глазами, смотрела на него…»
— Часть 5, Глава V. Во время встречи с Свидригайловым

О схожести Дуни с ее братом говорит и Разумихин:

«А знаете, Авдотья Романовна, вы сами ужасно как похожи на вашего брата, даже во всем!»
— Часть 3, Глава II. Разумихин о Авдотье Романовне

Но по словам их матери Пульхерии Александровны, Родион все же красивее:

«И какие у него глаза прекрасные, и какое всё лицо прекрасное. Он собой даже лучше Дунечки…»
— Часть 3, Глава III. Слова матери

Многие мужчины в романе отмечали необыкновенную красоту Дуни:

«Заметив еще при входе, как ослепительно хороша собою Авдотья Романовна, он тотчас же постарался даже не примечать ее вовсе»
— Часть 3, Глава I. О Зосимове «Однако, какая восхитительная девочка эта Авдотья Романовна! — заметил Зосимов, чуть не облизываясь…»
— Часть 3, Глава I «И вот мечта стольких лет почти уже осуществлялась: красота и образование Авдотьи Романовны поразили его»
— Часть 4, Глава III. О Лужине «Черт возьми, зачем же она так хороша?»
— Часть 6, Глава IV. Слова Свидригайлова

Мать Раскольникова

Семья для любого человека является основой воспитания, именно в семье закладываются все качества и характер человека с малых лет. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» показывает семью Раскольникова порядочными и честными людьми. Бедность вынуждает их работать не покладая рук, но от этого они не стали злыми или завистливыми. Все члены семьи Раскольникова сохраняют веру в добро, следуют принципам, которые помогают им жить правильно.

Пульхерия Александровна Раскольникова – женщина средних лет. Несмотря на возраст, она сохранила свою красоту. Автор подчеркивает, что именно за счет положительных качеств характера женщина может сохранить красоту лица даже в преклонном возрасте. Пульхерия Александровна предстает перед читателем в самом положительном свете. Она кроткая и спокойная, местами слишком уступчивая. Но когда дело доходит до принципов, по которым она живет согласно человеческой доброте и порядочности, чести – она никогда не предает себя. Ей удалось воспитать своих детей, сохранить с ними хорошие взаимоотношения даже в их взрослой жизни. На Родиона Пульхерия возлагает большие надежды: она верит, что когда сын получит образование, он поможет выбраться им из нищеты. А пока она делает все, чтобы помочь детям. Этот человек жертвенен: она может отдать последнее для своих детей. Даже имея плохое зрение, Пульхерия Александровна старается работать, чтобы заработать дополнительные копейки. Она шьет косыночки и фартучки, хоть это и не приносит большого дохода.

За сына мать переживает очень сильно. Сразу после убийства Пульхерия почувствовала что-то не ладное. Ей до последнего момента не говорят, что случилось с Родионом, но материнское сердце все чувствует. После ареста Раскольникова его мать впадает в легкое безумие и в последствии умирает.

Сестра Раскольникова

Описание Дуни Достоевский также представляет читателю в положительном свете. Сестра младше Родиона на несколько лет. Она имеет приятную внешность, твердый характер и большое открытое сердце. Дуня также готова на все ради своей семьи, старается заработать хоть какие-то деньги, чтобы помогать матери и брату.

Дуня работает гувернанткой у богатых людей. Но ее хозяин Свидригайлов начинает приставать к ней. Она не выдерживает позора, не поддается на его провокации, из-за чего вынуждена уволиться. После чего ей делает предложение богатый человек по фамилии Лужин. Он открыто говорит, что хочет жениться на бедной девушке, чтобы чувствовать себя благодетелем и покровителем, а она не смела ему перечить. Дуня понимает все это, но готова выйти замуж по расчету, чтобы помочь матери и брату материально. Родион не принимает такого решения. Между братом и сестрой складываются очень доверительные отношения. Они могут советоваться друг с другом по различным вопросам. Дуня играет большую роль в произведении, делает роман и описание характера героя более полным.

Отец Раскольникова

О Романе Раскольникове мы знаем немного. Он умер за несколько лет до происходящих событий, но в Родионе он успел заложить качества, которые выводят героя на истинный путь.

Характеристика семьи Раскольникова говорит о том, что в хорошей семье может вырасти хороший человек. Он не застрахован от проступков, тем более в такое тяжелое время. Возможно, именно благодаря семье и воспитанию, Раскольников имеет шанс на спасение души после своего преступления.

Следующая цитата

Семья Родиона Раскольникова играет важную роль в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Члены семьи Раскольникова являются центральными персонажами произведения.

    — главный герой романа, бедный студент. (Цитаты)
    — сестра Родиона, бедная, но образованная девушка. (Цитаты)
    — мать Родиона, добрая, честная, но бедная вдова
    — отец Родиона, умерший за несколько лет до событий, описанных в романе.

Родион Раскольников

Родион Романович Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание». Бывший студент-юрист Петербургского университета.На момент повествования Родиону Раскольникову исполнилось 23 года, из которых 3 он проживает в Петербурге. За несколько месяцев до событий, описанных в романе, из-за нехватки средств вынужденный оставить учёбу на юридическом факультете Петербургского университета:

«Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти.»
— Часть 5, Глава IV

Находясь в крайней нищете, из-за которой страдала вся его семья, Раскольников заручившись своей теорией решается на преступление - убийство старухи-процентщицы с целью ограбления:

«Дверь за собой забыл притворить, а убил, двух убил, по теории. Убил, да и денег взять не сумел, а что успел захватить, то под камень снес.»
— Часть 6, глава II. Следователь Порфирий Петрович

Родион Раскольников в сериале «Преступление и наказание»


Владимир Кошевой в роли Раскольникова в сериале «Преступление и наказание» (2007)

Дуня — сестра Раскольникова

Авдотья (Дуня) Романовна Раскольникова — младшая сестра Родиона Раскольникова. 22-летняя девушка, с привлекательной внешностью. Не смотря на то, что героиня находится на положении бесприданницы, желающих обладать рукой и сердцем этой стройной, черноглазой и темноволосой девушки с гордым взором хоть отбавляй.

«Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности.»
— Часть 3, Глава I

Она пережила унизительные домогательства женатого помещика Свидригайлова, когда жила в его имении в качестве гувернантки, и агрессивные преследования того же, но уже овдовевшего Свидригайлова в Петербурге:

«. осмелился сделать Дуне явное и гнусное предложение, обещая ей разные награды и сверх того бросить всё и уехать с нею в другую деревню или, пожалуй, за границу.»
— Часть 1, Глава III. О Свидригайлове, из письма матери Раскольникову

Желая вытащить из бедности мать и помочь брату окончить учёбу в университете, Дуня почти решилась выйти замуж по расчёту за скользкого типа Лужина, желающем жениться на девушке которая будет «обязана» ему.

«. красота и образование Авдотьи Романовны поразили его; беспомощное положение ее раззадорило его до крайности. Тут являлось даже несколько более того, о чем он мечтал: явилась девушка гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и развитием выше его (он чувствовал это), и такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет безгранично и всецело владычествовать. »
— Часть 4, Глава III. О Лужине

В финале романа разрывает помолвку с Лужиным и становится женой Дмитрия Прокофьича Разумихина, верного друга брата.

Дуня Раскольникова в сериале «Преступление и наказание» (2007)


Катерина Васильева в роли Дуни Раскольниковой в сериале «Преступление и наказание» (2007)

Пульхерия Александровна — мать Раскольникова

Раскольникова Пульхерия Александровна — одна из ярких второстепенных героинь романа «Преступление и наказание» Достоевского. Мать Родиона Раскольникова и Дуни. Нуждающаяся вдова и беззащитная женщина 43 лет. У нее был еще один ребенок, но он умер в младенчестве.

«Несмотря на то что Пульхерии Александровне было уже сорок три года, лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости.»
— Часть 3, глава I

На момент повествования она с дочерью перебирается в Петербург. Хотя Пульхерия Александровна получает пенсию по смерти мужа в 120 рублей в год, она вынуждена подрабатывать, занимаясь мелкой работой, вышивая нарукавники, продавая косыночки.

«Косыночки она там зимние вяжет, да нарукавнички вышивает, глаза свои старые портит. Да ведь косыночки всего только двадцать рублей в год прибавляют к ста двадцати-то рублям.»
— Часть 1, глава IV

При этом Пульхерия Александровна из последних сил помогает сыну-студенту. Она посылает ему львиную долю своей пенсии и влазит в долги ради сына. Женщина надеется, что Родион, получив образование юриста, поможет семье выбраться из нищеты:

«. такая мамаша есть, что из стадвадцатипятирублевой своей пенсии, хоть сама есть не будет, а уж Роденьку выручит. »
— Часть 1, глава III

После суда над Раскольниковым женщина заболевает и умирает.

Пульхерия Александровна в сериале Преступление и наказание


Елена Яковлева в роли Пульхери Александровны Раскольниковой

Соня Мармеладова

Соня Мармеладова — главная героиня романа — внешне очень похожа на традиционного «маленького человека», который смиренно подчиняется обстоятельствам, безропотно идёт к гибели. Чтобы спасти таких людей, как Соня, Раскольников и придумал свою теорию, но, оказывается, Соня только на первый взгляд слабый по характеру человек, а на самом деле она сильная личность: увидев, что её семья дошла до крайней нищеты, она приняла тяжёлое решение и спасла хотя бы на время своих родственников от голодной смерти.

«Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!»
— Часть 5, глава III.

Несмотря на свою позорную профессию, Соня сохраняет душевную чистоту. Она с достоинством переносит издевательства окружающих по поводу своего положения в обществе. Более того, благодаря своей душевной стойкости, именно она смогла поддержать убийцу Раскольникова, именно она помогает ему найти правильный, сточки зрения Достоевского, выход из морального тупика: через искреннее покаяние и страдание вернуться к нормальной человеческой жизни. Она и сама искупает свои невольные грехи, и поддерживает Раскольникова на каторге.

Роман Раскольников — отец Родиона Раскольникова

Роман Раскольников, отец Родиона Раскольникова, умер за несколько лет до событий, описанных в романе «Преступление и наказание». Вероятно, он был мелким чиновником или военным. Известно, что его вдова Пульхерия Александровна, получала пенсию по смерти мужа в размере 120 рублей в год:

«…прибавляют к ста двадцати-то рублям, это мне известно.»
— Часть 1, Глава IV

Он умер, когда его сыну Родиону было не меньше 7 лет (во сне о лошади Родион Раскольников видит именно тот период, когда ему 7 лет и отец еще жив):

Следующая цитата

Авдотья (Дуня) Романовна Раскольникова — младшая сестра Родиона Раскольникова, главного героя романа «Преступление и наказание» (1866) Ф. М. Достоевского. 22-летняя девушка, с привлекательной внешностью. Не смотря на то, что героиня находится на положении бесприданницы, желающих обладать рукой и сердцем этой стройной, черноглазой и темноволосой девушки с гордым взором хоть отбавляй.

Она пережила унизительные домогательства помещика Свидригайлова, когда жила в его имении в качестве гувернантки, и агрессивные преследования того же Свидригайлова уже в Петербурге.

Желая вытащить из бедности мать и помочь брату окончить учёбу в университете, Дуня почти решилась выйти замуж по расчёту за скользкого типа Лужина. В финале романа разрывает помолвку с Лужиным и становится женой Дмитрия Прокофьича Разумихина.

Катерина Васильева в роли Дуни Раскольниковой


Катерина Васильева в роли Дуни Раскольниковой в сериале «Преступление и наказание» (2007)

Цитатная характеристика Дуни Раскольниковой

Характер Дуни Раскольниковой

Авдотья Романовна отличается не только красотой, но и умом:

«…красота и образование Авдотьи Романовны поразили его…»
— Часть 4, Глава III. О Лужине

Ее мать считает, что Дуня, как и ее брат Родион, угрюма, вспыльчива, высокомерна, но при этом великодушна:

«…оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные…»
— Часть 3, Глава IV. О Раскольникове и его сестре «Это девушка твердая…»
— Часть 1, Глава III. Мать о Дуне

Окружающие также отмечают гордость и твердость характера Дуни, которые сочетаются с искренней добротой и великодушием:

«Ты знаешь характер сестры твоей, Родя. Это девушка твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем… Конечно, ни с ее, ни с его стороны особенной любви тут нет, но Дуня, кроме того что девушка умная, — в то же время и существо благородное, как ангел, и за долг поставит себе составить счастье мужа, который в свою очередь стал бы заботиться о ее счастии…»
— Часть 1, Глава III «…явилась девушка гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и развитием выше его…»
— Часть 4, Глава III. О Лужине «Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости…»
— Часть 1, Глава III «Гордячка!»
— Часть 3, Глава III. Раскольников о сестре

Дуня — целомудренная, чистая девушка с широким умом:

«Авдотья Романовна целомудренна ужасно, неслыханно и невиданно. (Заметьте себе, я вам сообщаю это о вашей сестре как факт. Она целомудренна, может быть, до болезни, несмотря на весь свой широкий ум, и это ей повредит)…»
— Часть 6, Глава IV. Свидригайлов «…вы источник доброты, чистоты, разума и… совершенства!»
— Часть 3, Глава II. Разумихин

Авдотья Романовна является храброй, непугливой девушки:

«Нечего и говорить, что вы храбрая девушка…»
— Часть 6, Глава V. Свидригайлов «Авдотья Романовна хоть и не пугливого была характера, но с изумлением и почти даже с испугом встречала сверкающие диким огнем взгляды друга своего брата»
— Часть 3, Глава I

Дуня является девушкой с бесценным сердцем, по словам ее матери. Она очень любит своего брата Родиона и ради него готова на любые жертвы:

«Люби Дуню, свою сестру, Родя; люби так, как она тебя любит, и знай, что она тебя беспредельно, больше себя самой любит. Она ангел…»
— Часть 1, Глава III «…чтобы ты знал, как любит тебя Дуня и какое у нее бесценное сердце…»
— Часть 3, Глава III «Дуня, кроме того что девушка умная, — в то же время и существо благородное, как ангел…»
— Часть 3, Глава III

Дуня и Свидригайлов

Свидригайлов влюбляется в Дуню, когда та работает гувернанткой в его доме. Будучи женат, он даже предлагает ей бежать с ним, но девушка отказывается. Возможно, Свидригайлов отравляет ядом свою жену Марфу Петровну в надежде быть с Дуней.

«Представь себе, что этот сумасброд давно уже возымел к Дуне страсть, но всё скрывал это под видом грубости и презрения к ней. Может быть, он и сам стыдился и приходил в ужас, видя себя уже в летах и отцом семейства, при таких легкомысленных надеждах, а потому и злился невольно на Дуню. А может быть, и то, что он грубостию своего обращения и насмешками хотел только прикрыть от других всю истину. Но наконец не удержался и осмелился сделать Дуне явное и гнусное предложение, обещая ей разные награды и сверх того бросить всё и уехать с нею в другую деревню или, пожалуй, за границу.»
— Часть 1, Глава III

После смерти жены Свидригайлов приезжает вслед за Дуней в Петербург, чтобы отговорить ее от брака с Лужиным и выбрать его.

«Я вас также люблю… Я вас бесконечно люблю. Дайте мне край вашего платья поцеловать, дайте! дайте! Я не могу слышать, как оно шумит. Скажите мне: сделай то, и я сделаю! Я все сделаю. Я невозможное сделаю. Чему вы веруете, тому и я буду веровать. Я все, все сделаю! Не смотрите, не смотрите на меня так! Знаете ли, что вы меня убиваете…»
— Часть 6, Глава V

Однако Дуня отвергает Свидригайлова, при этом чуть не застрелив его из револьвера.

«…Авдотья Романовна! Да где это вы револьвер достали? … Да револьвер-то мой! … Наши деревенские уроки стрельбы, которые я имел честь вам давать, не пропали-таки даром…»
— Часть 6, Глава V

Окончательно поняв, что его чувство любви безответно, Свидригайлов вскоре кончает жизнь самоубийством.

Дуня и Свидригайлов


Дуня Раскольникова и Свидригайлов в сериале «Преступление и наказание» (2007)

Дуня и Лужин

Чтобы спасти мать от нищеты, и помочь брату окончить учёбу в университете, Дуня почти решилась выйти замуж за обеспеченного господина Лужина:

«…я выхожу за Петра Петровича… потому что из двух зол выбираю меньшее…»
— Часть 3, Глава III «Если я погублю кого, так только себя одну… Я еще никого не зарезала. »
— Часть 3, Глава III

Ее брат Родион Раскольников понимает, что она идет на этот шаг не ради личной выгоды, а жертвует собой ради близких:

«Ты не можешь уважать Лужина: я видел его и говорил с ним. Стало быть, продаешь себя за деньги, и, стало быть, во всяком случае поступаешь низко, и я рад, что ты, по крайней мере, краснеть можешь!»
— Часть 3, Глава III. Раскольников о браке сестры с Лужиным

Дуня не способна из личной выгоды быть с человеком, которого не уважает, однако она способна «продать себя» ради счастья близких людей, по мнению ее брата Родиона:

«Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст. »
— Часть 1, Глава IV. Раскольников о Дуне «…сестра моя скорее в н***гры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает и с которым ей нечего делать, — навеки, из одной своей личной выгоды. »
— Часть 1, Глава IV. Раскольников о Дуне

Незадолго до свадьбы Дуня понимает, что ее жених Лужин — подлец и негодяй, и разрывает помолвку с ним. Она сожалеет, что польстилась на его деньги. Позднее Дуня выходит замуж за Разумихина, друга своего брата:

«…я польстилась на его деньги, но, клянусь, брат, — я и не воображала, чтоб это был такой недостойный человек. Если б я разглядела его раньше, я бы ни на что не польстилась! Не вини меня, брат. »
— Часть 4, Глава III

Роль в сюжете

Образованной и утончённой Дуне приходится работать гувернанткой в богатом доме, чтобы как-то сводить концы с концами, пока её брат находится на обучении. Раскольникова знает себе цену и ведёт себя достаточно смело, несмотря на своё бедственное положение.

Она твёрдо решает «продать» себя замуж за нелюбимого Лужина, чтобы помочь семье, но её брат против таких жертв. После долгих споров и уговоров, Дуня, наконец, понимает кого, на самом деле, представляет из себя её потенциальный жених — редкого скупердяя, готового удавиться за каждую копейку. Она отказывается от бессмысленного приношения себя в жертву.

Обманным путём Свидригайлов, также желающий заполучить девушку, заманивает Раскольникову в свой дом и рассказывает ей, что её брат совершил ужасное преступление. Подлец рассчитывает заполучить благосклонность желанной девушки. Но Дуня непреклонна, отбиваясь от назойливого ухажера, она без колебаний стреляет в него, но промахивается. Героиня теперь точно осознаёт, что не сможет быть ни с кем из выгоды. Она твёрдо заявляет своему мучителю о свое нелюбви к нему. Обескураженный поведением решительной девушки, Свидригайлов после мучительных раздумий отпускает её.

К концу повествования Авдотья выходит замуж по любви. Её избранником становится достойный человек — друг брата Разумихин, который после ареста Раскольникова обещает защиту и заботу и Дуне, и её матери.

В «Эпилоге» сообщается, что Авдотья Романовна с мужем твёрдо решили через три-четыре года, скопив необходимый капитал, перебраться в Сибирь, в город, где отбывает каторгу Родион Раскольников (вероятно — Омск, где отбывал каторгу сам Достоевский) и «всем вместе начать новую жизнь».

Разумихин

Совсем непохож на традиционного «маленького человека» друг Раскольникова Разумихин — очень привлекательный, цельный герой. Несмотря на то, что он так же беден, как и все другие герои книги, он все же не отчаивается и пытается справляться со своими трудностями. Мужество, здравый смысл, жизнелюбие помогают Разумихину выдержать все невзгоды:

«Он был ещё тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его.»
— Часть 1, глава V.

Верный товарищ, Разумихин ухаживает за больным Раскольниковым, приглашает к нему доктора Зосимова; зная о подозрениях Порфирия Петровича насчёт Раскольникова, пытается выгородить главного героя, объясняя странные поступки друга болезнью. Сам нищий студент, он опекает мать и сестру Раскольникова, искренне влюбляется в бесприданницу Дуню.

Таким образом, Разумихин не может быть отнесён к «маленьким людям» потому, что постоянно сопротивляется несчастьям и не сгибается под ударами судьбы.

Следующая цитата

Тема «маленького человека» является одной из основных в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, так как связана и с социальным, и с философским содержанием. У Достоевского в «Преступлении и наказании» эта тема прозвучала ещё сильнее и трагичнее, чем у Пушкина в «Станционном смотрителе» и у Гоголя в «Шинели».

Местом действия своего романа Достоевский выбрал самую бедную и грязную часть Петербурга — район Сенной площади и Кузнечного рынка. Одну за другой разворачивает писатель мрачные картины беспросветной жизни «маленьких людей», оскорблённых и униженных бессовестными «хозяевами жизни». Чего только стоит сцена встречи Раскольникова с пьяной пятнадцатилетней девочкой в порванном платье. Эта страшная картина вызывает горькие мысли у главного героя. Он знает, чем и как закончит жизнь эта растоптанная с юных лет человеческая душа:

«Бедная девочка. Очнется, поплачет, потом мать узнает… Сначала прибьет, а потом высечет, больно и с позором, пожалуй, и сгонит… А не сгонит, так все-таки пронюхают Дарьи Францевны, и начнет шмыгать моя девочка туда да сюда… Потом тотчас больница (и это всегда у тех, которые у матерей живут очень честных и тихонько от них пошаливают), ну, а там… а там опять больница… вино… кабаки… и еще больница… года через два-три — калека, итого житья ее девятнадцать аль восемнадцать лет от роду всего-с…»
— Часть 1, глава IV.

В романе более или менее подробно описаны несколько героев, которые безусловно могут быть отнесены к традиционному типу «маленьких людей»: сестра старухи процентщицы, Лизавета, которая у Достоевского становится символом «маленького человека», мать Раскольникова Пульхерия Александровна, жена Мармеладова — Катерина Ивановна. Однако самым ярким образом в этом ряду является, конечно, сам Семён Захарович Мармеладов, рассказывающий свою историю Раскольникову в трактире. В этом герое Достоевский объединил пушкинскую и гоголевскую традиции в изображении «маленьких людей».

Семен Захарович Мармеладов

Мармеладов Семен Захарович — титулярный советник, отец Сонечки. Мармеладов лишился места в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить.

«Это был человек лет уже за 50,… с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто безумие».
— Часть 1, Глава II.

Горький пьяница, пропивающий последние чулки жены, теряющий службу из-за своего порока, Мармеладов дошел до последней ступени человеческого падения:

«От него не доходы, а только мука была. Ведь он, пьяница, всё пропивал. Нас обкрадывал да в кабак носил, ихнюю да мою жизнь в кабаке извел! И слава богу, что помирает! Убытку меньше!» — говорит Катерина Ивановна.
— Часть 2, Глава VII.

Жалкая арендная комната в которой Мармеладов проживал со своей женой и детьми — типичный приют столичной бедноты. При виде этой комнаты, нищеты обитателей понятной становится та горечь, с которой ее хозяин несколько часов назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни:

«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый.»
— Часть 1, глава II

Мармеладов жалок и ничтожен, бессилен изменить свою жизнь (покончить с пьянством):

«Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу. Не веселья, а единой скорби ищу… Пью, ибо сугубо страдать хочу!»
— Часть 1, Глава 2. Мармеладов о своей зависимости «Жалеть! зачем меня жалеть! — вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов. — Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! И тогда я сам к тебе пойду на пропятие, ибо не веселья жажду, а скорби и слез. Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез, и вкусил, и обрел; а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия.»
— Часть 1, Глава 2.

Он несчастлив и, сознавая своё безвыходное положение, восклицает:

«Ну-с, я пусть свинья, а она дама! Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, — особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь. Пусть, пусть я подлец, она же и сердца высокого, и чувств, облагороженных воспитанием, исполнена. А между тем… о, если б она пожалела меня! Милостивый государь, милостивый государь, ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! А Катерина Ивановна дама хотя и великодушная, но несправедливая…»
— Часть 1, Глава II.

Из-за того что Мармеладов не мог содержать семью его дочь Соня была вынужденна пойти торговать собой:

Лежал я тогда… ну, да уж что! лежал пьяненькой-с, и слышу, говорит моя Соня (безответная она, и голосок у ней такой кроткий…

белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое), говорит: «Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?» … «А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, — чего беречь? Эко сокровище!»
— Часть 1, Глава II.

Семён Захарович переживает из-за горькой судьбы своей дочери, поэтому его последние слова обращены к Соне — единственной опоре для Катерины Ивановны и детей:

«Соня! Дочь! Прости!» — крикнул он и хотел было протянуть к ней руку, но, потеряв опору, сорвался и грохнулся с дивана…
— Часть 1, Глава VII.

Но сам порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознанием обездоленности, приниженности, которые приносит ему нищета:

«Милостивый государь, — начал он почти с торжественностью, — бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же — никогда и никто».
— Часть 1, Глава II.

В своих мечтах он возвращается к нормальной жизни и вытащит семью из этой бедности:

«Ибо я все это могу чувствовать. И в продолжение всего того райского дня моей жизни и всего того вечера я и сам в мечтаниях летучих препровождал: и то есть как я это все устрою и ребятишек одену, и ей спокой дам, и дочь мою единородную от бесчестья в лоно семьи возвращу… И многое, многое…»
— Часть 1, Глава II.

Катерина Ивановна Мармеладова

Катерина Ивановна внешне непохожа на традиционного «маленького человека», безропотно принимающего страдания.

Она, по отзыву Мармеладова, «дама горячая, гордая и непреклонная» (1, II), она хлопочет перед генералом за мужа, устраивает пьяному супругу «воспитательные» скандалы, доводит Соню упрёками до того, что девушка идёт на панель, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи:

«А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, — чего беречь? Эко сокровище!» Но не вините, не вините, милостивый государь, не вините! Не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле… Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает.
— Часть 1, Глава II.

Но по сути Катерина Ивановна, как и все «маленькие люди», сломлена жизненными неудачами. Она не может сопротивляться ударам судьбы. Её беспомощное отчаяние проявляется в последнем безумном поступке: она с маленькими детьми выбегает на улицу просить милостыню и умирает, отказавшись от последней исповеди. Когда ей предлагают пригласить священника, она отвечает:

«Что? Священника. Не надо… Где у вас лишний целковый. На мне нет грехов. Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала. А не простит, так и не надо. »
— Часть 5, Глава V.

Эта сцена свидетельствует, что «маленький человек» у Достоевского доходит даже до бунта против Бога.

Лизавета

Лизавета — сводная сестра старухи-процентщицы. Елизавете было 35 лет, фигура ее была нескладная, а ноги будто вывернуты назад. Вид у нее всегда был опрятный, хотя носила она старую и заношенную одежду. Вот как автор описывает внешность Лизаветы:

«…девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмачках, и держала себя чистоплотно.»
— Часть 1, Глава VI.

Характер у героини был покладистый и безотказный, она день и ночь работала на сестру, которая позволяла себе физическое насилие по отношении к бедной женщине. Лизавета готовила, стирала и убиралась, стараясь угодить своей привередливой старшей сестре.

«…бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои.» — Часть 1, глава V «…у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка…»
— Часть 1, глава VI «Она работала на сестру день и ночь, была в доме вместо кухарки и прачки и, кроме того, шила на продажу, даже полы мыть нанималась, и всё сестре отдавала.»
— Часть 1, глава VI

При этом, старуха даже в своем завещании не оставила Лизавете «ни гроша»:

«Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души.»
— Часть 1, глава VI

Лизавета поддерживает квартиру в идеальной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки:

«Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; всё блестело. „Лизаветина работа“, — подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. „Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота“, — продолжал про себя Раскольников»
— Часть 1, глава I

Лизавета слабоумна, глупа и наивна. Мужчины пользуются тем, что девушка страдает умственной отсталостью, поэтому она постоянно беременна:

«Да, смуглая такая, точно солдат переряженный, но знаешь, совсем не урод. У нее такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство — многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на всё согласная. А улыбка у ней даже очень хороша.»
— Часть 1, Глава VI «Главное же, чему удивлялся и смеялся студент, было то, что Лизавета поминутно была беременна…»
— Часть 1, глава VI

Как и старшую сестру, Лизавету убивает Родион Романович Раскольников, главный герой произведения. Данная трагедия произошла из-за неудачного стечения обстоятельств. Родион был уверен, что Лизавета уйдёт из дома и Алёна Ивановна останется одна, но девушка неожиданно вернулась раньше, чем должна была и стала невольным свидетелем преступления.

Пульхерия Александровна Раскольникова

Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Родиона Раскольникова и Дуни. Нуждающаяся вдова и беззащитная женщина 43 лет. У нее был еще один ребенок, но он умер в младенчестве. Она робкая и понимающая женщина, которая не умеет врать или притворяться. Ее муж умер много лет назад, когда Родион был еще ребенком:

«…еще когда мы с отцом жили и бедовали, ты утешал нас одним уже тем, что был с нами, а как я похоронила отца, — то сколько раз мы, обнявшись с тобой вот так, как теперь, на могилке его плакали.»
— Часть 6, глава VII

Судя по всему, супруг Пульхерии Александровны был мелким чиновником, за что теперь женщине полагается пенсия в 120 рублей в год. Это очень маленькие деньги, которых едва хватает на жизнь:

«Что ж она, на кого же надеется: на сто двадцать рублей пенсиона…»
— Часть 1, глава IV

На момент повествования она с дочерью вынужденно перебирается в Петербург, чтобы быть поближе к сыну. Героиня вынуждена подрабатывать, занимаясь мелкой работой, вышивая нарукавники, продавая косыночки. Они с Дуней (Авдотьей Романовной) кое-как зарабатывают на жизнь и помогают деньгами сыну Родиону, чтобы он не бросал учебу:

«Косыночки она там зимние вяжет, да нарукавнички вышивает, глаза свои старые портит. Да ведь косыночки всего только двадцать рублей в год прибавляют к ста двадцати-то рублям, это мне известно.»
— Часть 1, глава IV «…я все-таки тебе на днях вышлю денег, сколько могу больше.»
— Часть 1, глава III

Эта женщина, несмотря на зрелый возраст, сохранила былую красоту. Одевалась она хоть и бедно, но всегда выглядела опрятно и достойно.

«Несмотря на то что Пульхерии Александровне было уже сорок три года, лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости…»
— Часть 3, глава I «…бедность костюма даже придавала обеим дамам вид какого-то особенного достоинства, что всегда бывает с теми, кто умеет носить бедное платье…»
— Часть 3, глава II

Пульхерия Александровна любит своего сына Родиона и возлагает на него все свои надежды. Она надеется, что сын, получив высшее образование, выберется из нищеты и будет помогать семье:

«Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше всё, вся надежда, упование наше.»
— Часть 1, глава III.

После суда над сыном она всерьез заболела, расстройством рассудка. Бедная женщина догадывается, что с сыном произошло что-то страшное, но боится расспрашивать об этом Дуню:

«Болезнь Пульхерии Александровны была какая-то странная, нервная и сопровождалась чем-то вроде помешательства, если не совершенно, то, по крайней мере, отчасти.»
— Эпилог, Глава I «…ей приходила мысль, что мать, пожалуй, предчувствует что-нибудь ужасное в судьбе сына и боится расспрашивать, чтобы не узнать чего-нибудь еще ужаснее. Во всяком случае, Дуня ясно видела, что Пульхерия Александровна не в здравом состоянии рассудка.»
— Эпилог, Глава I

После семи месяцев болезни, Пульхерия Александровна заболевает горячкой и умирает:

«…в ночь она заболела и наутро была уже в жару и в бреду. Открылась горячка. Чрез две недели она умерла. В бреду вырывались у ней слова, по которым можно было заключить, что она гораздо более подозревала в ужасной судьбе сына, чем даже предполагали.»
— Эпилог, Глава I

Условно «маленькие люди»

К «маленьким людям» часто относят и ярких героев романа — Родиона Раскольникова, Дмитрия Разумихина и Соню Мармеладовы. Но все трое, не смотря на то, что оказались в бедственном положении, не теряют волю действовать и способны на поступки. Так, Соня согласившись на позорную профессию жертвует собой ради семьи, Разумихин — делает все возможное чтобы помочь Раскольникову и его семье, а сам Раскольников убивает старуху-процетщицу не столько из-за денег, сколько из желания доказать самому себе, что он не «маленький» человек.

Одежда

Дуня Раскольникова носит очень бедное платье и делает это с особенным достоинством:

«Одета она была в какое-то темненькое из легкой материи платье, а на шее был повязан белый прозрачный шарфик. По многим признакам Разумихин тотчас же заметил, что обстановка обеих женщин до крайности бедная. Будь Авдотья Романовна одета как королева, то, кажется, он бы ее совсем не боялся; теперь же, может, именно потому, что она так бедно одета и что он заметил всю эту скаредную обстановку…»
— Часть 3, Глава II «…Дунечка тоже оделась. Перчатки на ней были не только заношенные, но даже изодранные, что заметил Разумихин, а между тем эта явная бедность костюма даже придавала обеим дамам вид какого-то особенного достоинства, что всегда бывает с теми, кто умеет носить бедное платье.»
— Часть 3, Глава II

При этом у нее на шее висели «золотые часы с эмалью» на венецианской цепочке:

«…господи! Одиннадцатый час! — вскрикнула она, взглянув на свои великолепные золотые часы с эмалью, висевшие у ней на шее на тоненькой венецианской цепочке и ужасно не гармонировавшие с остальным нарядом. „Женихов подарок“, — подумал Разумихин…»
— Часть 3, Глава II

Читайте также: