Детство образ деда с цитатами

Обновлено: 06.11.2024

Маленький герой повести М Горького «Детство» после смерти отца попадает в семью своего деда. Это был суровый человек, всю жизнь «копивший копейку».

Дед Каширин занимался торговлей. У него была довольно большая семья — два сына и дочь — мать Леньки. Сыновья дрались из-за отцовского наследства и очень боялись, что что-то достанется их сестре. Дед даже боялся, что они пойдут на самое страшное — «изведут Варвару».

Ленька попадает в семью деда тогда, когда дела у Каширина еще идут неплохо. Семья живет в достатке, и дед пока всем доволен. Вот как Ленька описывает его в то время: «Весь он был складный, точёный, острый. Его атласный, шитый шелками глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей…»

Дед очень переживает из-за поведения сыновей, он видит, что они ни перед чем не остановятся в погоне за деньгами.

Каширин выделял Леньку из всех своих внуков, чем-то он нравился ему больше, чем все остальные. Но спуску мальчику не давал, также сек его за провинности. Причем иногда дед был очень жесток с Ленькой.

Этот человек был запальчив и гневен. Разойдясь, он мог запороть внука до потери сознания. И такое было, когда за мальчика вступались бабушка и мама. Каширин не терпел, когда ему перечили, особенно в его доме.

Именно Леньке рассказывает дед историю своей жизни. В молодости Каширин был бурлаком: «своей силой супротив Волги баржи тянул». Он рассказывает внуку, какое это трудное занятие. Человек выбивается из последних сил, буквально истекает потом и кровью. Но деваться некуда — надо тянуть: «Вот как жили у бога на глазах, у милостивого господа Исуса Христа. »

Каширин говорит, что он Волгу вымерял три раза туда и обратно — многие тысячи верст. Но были в этой жизни и приятные моменты, когда на отдыхе вся артель запевала бурлацкую песню. Каширин говорит, что у него «аж мороз по коже дернет, и будто Волга вся быстрей пойдет, — так бы, чай, конем и встала на дыбы, до самых облаков».

Постепенно семья Кашириных разоряется. Дед стареет. В конце повести мы уже видим, что это больной и дряхлый человек. Материальное положение деда значительно ухудшилось. Доходило до того, что бабушка ходила просить милостыню. Дед, так боявшийся потерять деньги, под конец жизни превратился в почти нищего человека.

Мы видим, как он изменился: «дед ещё более ссохся, сморщился, его рыжие волосы посерели, спокойная важность движений сменилась горячей суетливостью, зелёные глаза смотрят подозрительно».

Нехватка денег очень угнетает Каширина. Он даже отделяется от своей жены, чтобы не содержать лишнего рта: «Даже масло для лампадки пред образом каждый покупал своё, — это после полусотни лет совместного труда!» Он попрекает бабушку и Леньку: «- Опиваете вы меня, объедаете до костей, эх вы-и…» И это несмотря на то, что внук и так практически жил на улице.

В конце повести дед выгоняет Леньку на улицу. У мальчика умирает мать, и дед говорит ему: «- Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди…

И пошёл я в люди».

Судьба деда Каширина трудна и неоднозначна. Из преуспевающего купца он превратился в нищего и одинокого старика. Важно, что своих родных он «разогнал» сам: поссорился с сыновьями, разошелся с женой, выгнал внука, обрекая его на самостоятельное выживание.

«Детство» — повесть Горького, что была написана в 1913 году. Эта работа стала автобиографической, ведь писатель в своей поэме рассказал многие эпизоды со своего детства. Герой повести – Алексей Каширин, который остался без родителей и его к себе забирают старики Каширины. Как раз бабушки и дедушки Кашириных нам и нужно дать, при этом образы стариков: бабушки и дедушки Каширина очень разные и противоположные.

Предыстория

История жизни деда Каширина занимательна и поучительна одновременно. Однако начнём мы не с неё, а с того, каким образом Алёша Пешков оказался в приземистом, крашеном грязной охрой одноэтажном доме Кашириных. Мать его вышла замуж без благословения родителей. Потом родился Алёша. Жили они дружно и весело, пока отец не умер, а мать от горя едва не лишилась рассудка. Тогда к ним приехала бабушка Акулина Ивановна, чтобы отвезти осиротевшее семейство в родовое гнездо — Нижний Новгород. Именно с этого момента как читателям, так и главному герою становится интересной история жизни деда Каширина.

«Домик Каширина»

В Музее на Почтовом съезде можно увидеть обстановку среднестатистического небогатого мещанского дома конца 19 века

. Сам дом – обычный одноэтажный сруб постройки конца 18 века, в котором находится 5 комнат.

Русская печь

,
палати
, красный угол с иконами, кровати с горками из подушек,
ухваты
и
коромысла
— все переносит в атмосферу того далекого дореволюционного времени.

Сени Домика Кашириных


Сени

Первое, что видит посетитель – это сени

, из которых попадаешь в
прихожую
с умывальником.

В Прихожей Домика Кашириных, фотография


В Прихожей

Отсюда можно пройти прямо – на кухню или налево в Комнату

Алешиного дяди –
Михаила
, в которой находятся диван и стол с самоваром. Как во всех домах того времени, печь является центром домашнего мира, вокруг которого размещаются комнаты и крутится вся жизнь.

Комната дяди Михаила


Фотография комнаты дяди Михаила

Проходим мимо чугунного рукомойника, замоченных в кадке розг, лоханей и прочего и попадаем на кухню (она же столовая). Кухня

с длинным общим столом с самотканной скатертью и низкими скамейками занимает большую угловую часть дома.

Печка Домика Кашириных в центральной части дома


Печка Домика Кашириных в центральной части дома

Вся семья из 16 человек

собиралась за этим столом на трапезы. Сегодня здесь можно увидеть деревянную посуду, стоящую на столе, и множество бытовых хозяйственных предметов, которые давно уже вышли из употребления (ухваты, кочерга, горшки, утюги, туески и прочая утварь).

В кухне проходила основная часть семейной жизни. Здесь ели, проводили вечера (иногда с песнями под гитару, иногда с драками и руганью), общались, здесь же пороли детей. За этим же столом и работали, здесь же игрались дети. Над кухней находятся полати, где дети спали. А в кухне спал второй сын Кашириных – Яков, чья гитара висит на стене.

Кухня-столовая Домика Кашириных


Кухня-столовая

Сегодня посетители тоже могут посидеть за этим столом и оставить свои отзывы о музее.

Кухня непосредственно соседствует с Комнатой деда

— Василия Каширина. Здесь хранится все самое ценное – в сундуке дорогие вещи, а в горке – посуда для праздничных случаев. Огромная связка ключей, висящая на стене, подчеркивает недоверчивость деда и полную его диктатуру при ведении хозяйства. На вешалках весят предметы дедовой одежды – парадный кафтан с бархатным жилетом и енотовая шуба.

В комнате Василия Каширина


В комнате Василия Каширина

Далее расположена Комната бабушки

– Акулины Ивановны. Здесь тоже присутствует горка, сундук, предметы по рукоделию. На кровати множество подушек. А на сундуке, что позади кровати, спал иногда маленький Алеша, которому бабушка перед сном рассказывала сказки или пела народные песни. Все предметы, представленные в экспозиции, подлинные.

Комната Акулины Ивановны


Комната Акулины Ивановны

Сени довольно большие и заставлены различной хозяйственно-бытовой утварью. Из сеней можно спуститься на цокольный этаж — подклеть

, где жил после приезда из Астрахани Алеша с матерью. Об этом напоминает детский стульчик на колесиках. А до них там жили сезонные наемные рабочие.

Подклеть - комната Алеши с матерью


Подклеть — комната Алеши с матерью

Во дворе находятся хозяйственные сарайные строения в виде красильни, каретника и прочее.

Дворовый каретник


Дворовый каретник

Как напоминание о трагической смерти Цыганка у выхода на улицу лежит деревянный надмогильный крест.

Надмогильный крест во дворе Домика Кашириных


Надмогильный крест во дворе Дома Кашириных

Таким образом, прогулка по малочисленным комнатам Дома Каширина возвращает не только в мир маленького Алеши Пешкова, но и в обстановку повести «Детство», которую после посещения музея хочется вновь перечитать. А во дворе посетителей встречает и провожает Памятник
Алеши Пешкову
.

Памятник Алеше Пешкову во дворе Домика Кашириных


Памятник Алеше Пешкову во дворе

Посетить этот музей можно в любой день, кроме вторника и среды. Работает «Домик Каширина» с 9.00 до 17.00.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Характеристика бабушки и деда Каширина

Работая над сочинением на тему: «Дед и бабушка Каширины», хочется сначала дать их описание. Бабушку автор изобразил «круглой, большеголовой» у нее были огромные глаза и рыхлый нос. Бабушка имела длинную косу, а двигалась она, несмотря на свой вес, как кошка. Дед, глазами автора, «небольшой сухонький старичок, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками».

Дед Каширин – строгий, с суровым нравом. Может по любому поводу, даже при малейшей провинности, отпороть со всей строгостью. Со своими детьми не ладит и у него с ними напряженные отношения, да и с внуками они не лучше, ведь очень часто он прибегает к такому наказанию, как порка. Хотя, иногда проявляются у него и добрые чувства. Так, он сам пришел мириться с Алешей после порки, рассказывая много интересных историй из жизни, да и грамоте начал мальчика учить.

Сравнивая деда Каширина и бабушку, то видим, что старушка напротив была доброй, отзывчивой, всегда готова стать на защиту. Женщина приветливая, сильная и в самых разных жизненных ситуациях не впадает в панику. Именно бабушка для мальчика стала заступницей, тем светом и теплом, который согревал мальчика, бабушка дарила радость и любовь.

Если говорить об отношении деда Каширина к бабушке, то видим, что он и на нее мог поднять руку. Мало того, на старости лет и вовсе сошел с ума, становясь скупее и жаднее, в связи с чем, даже бабушку отказывался кормить, а далее и вовсе разделили хозяйство, где каждый жил сам по себе.

Повесть А. М. Горького «Детство» относится к лучшим образцам отечественной прозы. Она рассказывает не только о «свинцовых мерзостях» русской жизни провинциального мещанства, простого люда — полуграмотного, а потому дикого, духовно скудного, ожесточённого и оскотинившегося в ежеминутной борьбе за «копейку». В центре внимания автора — чистая детская душа главного героя, проходящего через жестокие этапы становления, а также светлые и добрые характеры тех героев, которые скрасили тяжкие минуты обид и несправедливостей, коих видел он в доме деда немало.

Глава семейства

Василий Васильич Каширин, как называет его автор, внешность имеет совершенно невнушительную, скорее, комичную. Это маленький сухонький старичок с острой, золотисто-рыжей бородкой, суетливый, с зелёными глазами и птичьим крючковатым носом. Личность довольно колоритная, но особенно нелепость его бросается в глаза рядом с крупной, даже большой и слишком полной, но как-то плавно-степенной женой Акулиной Ивановной. Впрочем, история жизни деда Каширина наглядно показывает, что не от внешности зависит судьба человека, а от черт его характера. И от обстоятельств, в которых он жил.

Биография деда Василия Каширина в цитатах

Дед владеет красильной мастерской, где работают его сыновья и другие работники:
". он, дядья и работники приходили в кухню из мастерской, усталые, с руками, окрашенными сандалом, обожженными купоросом. "

Дед - цеховой старшина, то есть самый уважаемый красильщик в городе:
". это вот Василья Каширина, цехового старшины, внук. "

Бабушка начинает сама зарабатывать себе на жизнь плетением кружев:
". Бабушка, сидя под окном, быстро плела кружева, весело щелкали коклюшки, золотым ежом блестела на вешнем солнце подушка, густо усеянная медными булавками. "

Внешность деда


У деда тонкие пальцы:
". постукивая костями тонких пальцев по столу, внушал он. "
". Он дробно стучал тонкими пальцами по столу, блестели окрашенные ногти, шевелились золотые брови. "

У деда сухое старческое тело:
". Привалившись ко мне сухим, складным телом. "
". превращаясь из маленького, сухого старичка в человека. "
". грозя бабушке маленьким сухим кулаком. "
". бил с размаху в сухую, гулкую грудь. "

У деда зоркие и острые зеленые глаза:
". Его зеленые глаза ярко разгорелись. "
". дед следит за мною умными и зоркими зелеными глазами. мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз. "
". спрашивал дед, искоса острыми глазами ощупывая воз. "

Внешность деда после разорения - в конце повести (глава XIII):
". А дед еще более ссохся, сморщился, его рыжие волосы посерели, спокойная важность движений сменилась горячей суетливостью, зеленые глаза смотрят подозрительно. "

СТАРКА

В целом ОБРАЗ ДЕДА МОРОЗА — ЭТО ЯЗЫЧЕСКИЙ ОБРАЗ, УХОДЯЩИЙ КОРНЯМИ В ГЛУБОКУЮ ДРЕВНОСТЬ. И вот почему.

Чтобы понять фигуру Деда Мороза, надо посмотреть на неё в причинно-следственной связи её возникновения в народной, устной литературной, а затем литературной письменной культуре. Нужно ответить на ряд других вопросов: А ЗАЧЕМ ВООБЩЕ было появляться некоему «Деду Морозу» в народной культуре? Кто его вообще придумал? Получается была некая центробежная сила, внедрившая или внедрявшая, формировавшая этот образ, что он стал принят повсеместно? Каким образом это произошло?

«Дед Мороз» — ЭТО НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (Олицетворение-Обожествление) Зимы как Силы Природы с характерными проявлениями этого периода: холод, снег и так далее. Поэтому характер «Деда Мороза» в языческой традиции и соответствовал этому сезону.

Так устроен наш мозг, поэтому человек стремится наделить даже пока непознаваемые Силы-Категории, например: Душа, Бог, Вечность, Любовь, Удача — узнаваемым и понятным для нашего восприятия образом. Так Силам Природы и Явлениям придаётся устойчивый, часто АНТРОПОМОРФНЫЙ (человекоподобный) ОБРАЗ.

И, очевидно, собирательный образ зимних вьюг, позёмок, заснеженных елей, морозов, свисающих с крыш и крутых берегов сосулек, сугробов и стужи и олицетворился в образе достаточно строгого, своенравного и в то же время во многом доброго и щедрого седого деда, с густыми усами и бровями, заросшего бородой.

М. Захаров, Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция ⋆ СТАРКА ⋆

Далеевся инфомация проекта Википедия: Народная Энциклопедия

Дед Мороз. Картина-графика ВИктора Михайловича Васнецова

Дед Мороз. Картина-графика Виктора Михайловича Васнецова

КАК ОБРАЗ ДЕДА МОРОЗА СФОРМИРОВАЛСЯ В ЛИТЕРАТУРЕ как отражение народных верований _________________ … В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году — с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович», в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода.

Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки — не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако, как пишет исследователь:

Мороз Иванович (Владимир Фёдорович Одоевский, сказка)


Мороз Иванович (Владимир Фёдорович Одоевский, сказка)

… образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку… В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) — единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые о, и к началу XX века уже складывается знакомый образ Деда Мороза[10]. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозко становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз» (англ. King Frost).

ЭТО ФАКТ _________________________________________________________________ Образ Деда Мороза использовался в антинацистской пропаганде во время Великой Отечественной войны

Дед Мороз Великой Отечественной: открытка СССР


Дед Мороз Великой Отечественной: открытка СССР

ДЕД МОРОЗ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ: кто он ____________________________________________ После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений.

В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года, после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики. Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло очень скоро. В первом в СССР Харьковском Дворце пионеров (открыт в 1935 году) 30 декабря 1935 прошла первая в СССР после «реабилитации» официальная новогодняя ёлка. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов.

В формировании нового образа Деда Мороза важную роль сыграл и советский кинематограф.

Следующая цитата

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика деда в повести "Детство" Горького: описание характера и внешности дедушки, портрет и биография в цитатах.

Смотрите:
- Краткое содержание повести "Детство"
- Все материалы по повести "Детство"

Следующая цитата

Одним из второстепенных персонажей автобиографического произведения является дедушка главного героя Алеши Василия Васильевич Каширин.

Писатель представляет его в образе небольшого, сухонького старичка, одетого в темную длинную одежду, имеющего рыжеволосую бороду, отливающую золотом, нос в виде птичьего клюва и зеленые глазки.

Несмотря на поношенную, выцветшую, измятую одежду, Василий Васильевич выглядит лучше и опрятнее своих сыновей, которые носят модные пиджаки, шелковые косынки, повязанные под манишками на шее.

Отличительными характерными чертами деда являются своенравие, упрямство, суровость и завистливость. В разговорах он надменно и насмешливо относится к собеседникам, стараясь раздразнить и рассердить окружающих. Говоря вдумчиво, осторожно негромким голосом. Живущие в доме деда домочадцы ощущают мрачную и тяжелую атмосферу, поскольку нрав Василия Васильевича жесток, яростен и немилосерден.

Дед обожает нахваливать собственную персону, при этом высказываясь горячо с использованием хвалебных фраз.

Старик безразлично относится к своим близким, жене, детям, внукам, выделяя лишь одного сына Якова. Не гнушается дед и применением физического насилия над домашним, начиная от кулаков и заканчивая поркой розгами, считая это хорошим воспитанием. Для внуков, которым дед устраивал порку в субботние дни, Каширин представлялся самодуром и узурпатором. В доме часто происходили ссоры и даже драки.

Иногда у старика бывают моменты просветления и доброты, он общается с внуком, рассказывая ему свои детские воспоминания, давая уроки грамоты и письма по церковной литературе. Заболев, дед, обладая сильным и властным характером, становится капризным ребенком, неспособным переносить и терпеть боль.

С годами, приблизившись к восьмидесяти годам, дед становится ужасно скупым, подозревая всех вокруг в воровстве и нежелании экономить, из-за этого постоянно злясь, раздражаясь и беснуясь. А в один момент дед делит расходы на домашнее хозяйство с бабушкой, не желая большее ее содержать. Акулина Ивановна вынуждена начать зарабатывать на питание, вышивая и плетя узоры.

В финале повести, совсем постарев, дед становится нищим и жалким стариком, заставленным судьбой клянчить милостыню и морящим голодом всех своих домочадцев.

Описывая образ деда, писатель акцентирует внимание на сложность человеческого существования во времена детства главного героя.

Характеристика деда в повести "Детство" Горького, образ, описание

Сочинение про Дедушку Каширина

Алексей Максимович Горький написал автобиографическое произведение-трилогию, первая часть которого рассказывает о детстве писателя в семье деда, Василия Васильевича Каширина.

Каширин – отец матери писателя. Василий Васильевич был маленького роста худощавым старичком, нос его от старости стал похож на птичий клюв, но маленькие живые глаза сохранили свой яркий зеленый цвет. Одежда его красовалась многочисленными цветными заплатами, но была аккуратной, и он выглядел чище и достойнее своих сыновей, одетых в красивую богатую одежду. Старик Каширин был отцом троих детей, у него было два сына, и дочь Варвара, мать писателя.

Василий Васильевич по-разному относился к своим детям: дочь он немного побаивался, а сыновей и вовсе недолюбливал. Михаил и Яков думали лишь о том, как завладеть отцовским наследством, лишив такого права свою сестру. Стяжательские наклонности сыновей, мечтающих о богатстве, и их жажда наживы были не по душе Каширину, который с раннего детства трудился не покладая рук, и всего добился своим горбом. Свое предпочтение Василий Васильевич отдавал больше своему приемному сыну, Цыганку. Цыганок умел и любил трудиться, и старик в нем видел достойного продолжателя своего дела. Несчастный случай и желание сыновей избавиться от сильного конкурента, рано унесли жизнь молодого Цыганка, о чем Каширин глубоко сожалел.

У деда была своя мастерская. В доме постоянно толкалось много народа: собственные дети, внуки, работники. Старик держал всех своих домочадцев в строгости, вынося наказание за любую провинность. Но Василий Васильевич был честным и справедливым человеком, ему претила человеческая подлость и подхалимаж, и он сурово боролся с этими пороками обитателей своего дома. Алеша был ему ближе других внуков, он учил его читать, много рассказывал о своей нелегкой жизни, о жизни других людей, учил справедливости. Алексей, как и другие жильцы, не избегал порки деда, но это воспитало в нем стойкость и силу духа. Пример деда, властного и жестокого, его отношение к окружающим, оставили неизгладимый след в душе будущего писателя.

В старости Каширин часто задавал вопрос Акулине Ивановне, почему у них выросли такие подлые сыновья. Все это привело к тому, что Каширин разорился и пошел по миру, оставшись в нищете.

И все равно, образ Каширина – это образ сильного и мужественного человека, оставившего свой след на земле.

Следующая цитата

В повести «Детство» М. Горький рассказал нам, как он попал в дедову семью, которая жила по суровым правилам, установленным дедом – узурпатором.

Это был сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками. Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а все-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носиших пиджаки, манишки и шелковые косынки на шеях.

Дед был весьма своенравен, жаден, упрям, суров и завистлив. Со всеми он говорил насмешливо и обидно, поддразнивая и стараясь рассердить всякого. Василий был неблагодарным и безразличным человеком, он бросает своего верного помощника - мастера Григория, когда тот ослепнет. Детей он любил неровно, дед любил сына Якова больше, чем сына Михаила. Он любил хвалить себя, дед говорил негромко, осторожно, задумчиво, а про себя - горячо, быстро и хвалебно. По субботам Василий порол внуков, если те хоть немного перед ним провинились, также он не ладил со своими детьми. С дочерью Варварой, матерью Алёши, у него были напряженные отношения, так как он не давал согласия на ее брак.

Внук Алёша видел в дедушке самодура и узурпатора. Хотя бывали и моменты просветления. Например, когда он выпорол внука, то сам пришел мириться, рассказывал ему истории про свое детство, а впоследствии и учил грамоте по церковным книгам. С возрастом дед становился все скупее, он разделил имущество с бабушкой и отказался содержать ее. ". Даже масло для лампадки пред образом каждый покупал свое, – это после полусотни лет совместного труда. "

Позже, дед обеднел. Жалким, просящим милостыню, морящим голодом бабушку и внука, предстаёт он перед нами в конце повести. И надрывно-щемящей нотой зря промученной жизни раздаётся в наших ушах его тоскливое «Эх, вы-и-и…»

Характер и личность деда

Дед - умный человек:
". Он умный, дедушка. "

Дед - суровый человек:
". сейчас обычная суровость деда тает в нем. "

Дед - завистливый человек:
". Может, за то бил, что была она лучше его, а ему завидно. Каширины, брат, хорошего не любят, они ему завидуют, а принять не могут, истребляют. "
Дед совершает злые, жестокие поступки:

". Мне казалось, что дед злой; он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого. "

Дед жестоко сечет розгами Алексея (главного героя) до потери сознания:
". Мне до слез трудно было вспоминать, что это он так жестоко избил меня, но и забыть об этом я не мог. " ". Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели. "

Дед со всем любит точность:
". Любя во всем точность, дед строго спрашивает. "

Дед - чистоплотный и аккуратный человек:
". как бы становится всё тоньше, суше, чистенький такой, аккуратный и требующий. "

Дед читает молитвы твердо и точно, как будто рассказывает урок:
". золотистая борода торчит горизонтально; он читает молитвы твердо, точно отвечая урок: голос его звучит внятно и требовательно. "
". Теперь он крестится часто, судорожно, кивает головою, точно бодаясь, голос его взвизгивает и всхлипывает. Позднее, бывая в синагогах, я понял, что дед молился, как еврей. "

Читайте также: