Завтра была война характеристика героев в цитатах

Обновлено: 20.09.2024

В середине 80-х в Театре имени Маяковского состоялась премьера спектакля "Завтра была война" по одноименной повести Бориса Васильева в постановке Андрея Гончарова.

Вот что говорил сам автор этой невероятно сильной пьесы, который вместе с режиссером присутствовал на первых репетициях: "Есть темы, которые беспокоят человека всю жизнь. Все дело в том, что я принадлежу к поколению, которое оказалось самым малочисленным у нас в стране. Я принадлежу к поколению 1924 года рождения , и поэтому я все время пытаюсь рассказать людям, какие они были - девочки и мальчики, которые домой не вернулись. Поколение, выросшее тогда, оказалось героическим в самом прямом смысле этого слова , и это не красивые слова. Это - трагедия нашего народа, но и гордость нашего народа. Я хотел рассказать, из каких маленьких черточек сложился грандиозный пафос этого поколения" .

Кадр из телеспектакля "Завтра была война" (1990) Кадр из телеспектакля "Завтра была война" (1990)

Добавить к этому нечего. Надо просто садиться и смотреть. Это серьезный спектакль, пронзительный и настоящий. Мы подготовили для вас телеверсию 1990 года.

В ролях: Елена Мольченко (Искра Полякова), Татьяна Васильева (Полякова), Александр Лазарев-старший (Люберецкий), Галина Беляева (Вика Люберецкая), Андрей Болтнев (Ромахин) и другие актеры Театра имени Маяковского.

"Завтра была война". Часть 1 (1990)

"Завтра была война". Часть 2 (1990)

Гостелерадиофонд продолжит рассказывать о лучших телевизионных версиях спектаклей советского времени в новых публикациях. Подписывайтесь на наш канал, прошлое может вас удивить. Спасибо, что остаетесь с нами!

Следующая цитата

Всем комсомольский привет! Продолжая тему о юношестве, взаимоотношениях учеников и учителей, любви и дружбе одноклассников, особое внимание следует уделить фильму "Завтра была война" (1987), который был снят по повести Бориса Васильева молодым режиссёром Юрием Карой. История эта совсем не о войне.

Главная трагедия заключается не столько в беспощадной идеологии советского режима, когда граждан делят на преданных своей стране, или же несознательных,а то и вовсе объявляют "врагами народа", а сколько - в жестокости некоторых людей, которые могут уничтожить других одним только словом. В фильме осмысливаются такие понятия, как счастье, долг, чувства, истина и невиновность. Если подробнее рассматривать героев этой картины, то меня больше интересуют женские образы.

Девятиклассница Искра Полякова - замсекретаря комитета комсомола. Смелая, честная, открытая и добрая девушка, пример для всех и хороший друг. Судя по высказываниям Искры, она собирается посвятить себя служению народу и на благо страны, пока полностью отрицая иные радости жизни, замужество и материнство.

Искра и Вика. Кадр из фильма "Завтра была война" Искра и Вика. Кадр из фильма "Завтра была война"

Находясь под влиянием общепринятых убеждений, известных в отношении Есенина, Искра была уверена, что этот поэт справедливо отнесен к "упадническим". Но вскоре начинает чувствовать красоту и понимать искусство, благодаря его же стихам. Образ Искры олицетворяет истину, долг перед людьми и преданность высоким идеалам.

Товарищ Полякова - человек довольно жёсткий и очень принципиальный. О ней отзываются, как о "прекрасном партийной работнике". Мать Искры фанатично следует курсу партии и настолько предана идеям коммунизма, что почти всё время говорит социалистическими лозунгами. В её представлении не существует отдельной личности, а есть только общество с его "удобствами" и нормами. Своей дочери в бытовом плане она уделяет минимум внимания (молоко вместо ужина). Утверждать, что эта женщина не любит дочь, нельзя, ведь Искра - "самое дороге, что осталось" у товарища Поляковой. Данный персонаж - это боль и трагедия.

Валентина Андроновна, Валендра, завуч школы. Кадр из фильма "Завтра была война" Валентина Андроновна, Валендра, завуч школы. Кадр из фильма "Завтра была война"

Валентина Андроновна - самый отрицательный персонаж фильма. Ученики настолько её не любят, что называют Валендрой, она, в свою очередь, старается подчинить себе молодые и ещё неокрепшие умы школьников, стремится выявлять скрытых идеологических врагов государства, сопротивляется всем явным проявлениям женственности уже взрослеющих учениц (зеркала в каждой женской уборной), противостоя таким образом "буржуазной демократии". Мне кажется, Валентина Андроновна одинокий человек, у которого никого и ничего нет, кроме работы. Валендра символизирует собой жестокость и нетерпение.

Зиночка Коваленко - обычная привлекательная и лёгкомысленная девушка, которая не скрывает, как сильно озабочена она своей внешностью (что свойственно её возрасту), и как ей хочется нравиться мужчинам. Зина несознательная, но далеко не глупая. Образ Зины частично олицетворяет самое обычное, но очень желанное женское счастье.

Вика Люберецкая - самый женственный, благородный и человечный персонаж. Эта девушка заметно отличается от своих одноклассников зрелостью суждений, образованностью и начитаностью, отменным воспитанием. Именно Вике выпадает участь сражаться с чудовищной несправедливостью и бессердечием. Кто она? Жертва произвола режима и идеологии? Виктория является воплощением любви и добра.

Как оказалось, и людям, и комсомольской организации, и партии свойственно ошибаться.

Следующая цитата

Сюжетная линия основана на воспоминаниях Бориса Васильева о своем детстве. Героями повести стали ребята, которые учились в 9 «Б» классе вместе с автором. Люди, прошедшие революцию 1917 года, оказывали существенное влияние на формирование мировоззрения молодежи, а все происходящее в стране отразилось на жизни детей. Персонажами повести, помимо автора, стали:

Есть и взрослые персонажи повести «Завтра была война». Главными героями являются:

  • Мать Искры. Автор так и не смог вспомнить ее имя.
  • Андрей Коваленко — отец Зины.
  • Леонид Сергеевич — отец Виктории Люберецкой.
  • Николай Григорьевич — директор школы.
  • Валентина Андроновна — завуч.

Начало содержания повести

В повести Бориса Васильева «Завтра была война» отразилось множество его воспоминаний. Писатель описывает своих школьных товарищей, которым в момент обучения в 9 «Б» классе было по 16 лет. И хотя для ознакомления с этой книгой недостаточно опубликовать лишь пару отрывков из прозы, сжатого содержания глав повести будет достаточно для подбора аргументов к сочинению:

Продолжение пересказа

Зина и Искра решают никому не рассказывать об аресте отца Виктории. Однако когда они приходят в школу, уже все ребята знают о случившемся. Выясняется, что в этом виноват Юра, и товарищи хотят отомстить ему. Артем зовет парня в котельную, между ними начинается драка. После, школьники идут к Вике, чтобы морально поддержать ее в тяжелую минуту.

Саша говорит Искре, что Люберецкий — всеобщий враг, поскольку он продал фашистам чертежи советского самолета. Через 3 дня директор вызывает к себе Искру и Артема. Классная руководительница обвиняет юношу в том, что он подрался с Юрой по «политическим мотивам», а Искру просит провести собрание для исключения Виктории из комсомола.

Виктория зовет одноклассников провести время на природе, хотя послезавтра ей предстоит серьезное испытание. Они приезжают в Сосновку, на дачу к Люберецким. Но дом оказывается опечатанным, поэтому подростки разводят костер около реки. Вика догадывается, что Жора долгое время в нее влюблен и целуется с ним. Ребята весело проводят время. Скоро должно начаться собрание комсомола, на котором Виктории требуется отречься от собственного отца, но она не приходит. Классная руководительница посылает за ней Зину. Вскоре девушка возвращается и говорит, что Люберецкая «в морге».

Оказывается, Вика совершила самоубийство, выпив снотворное. Искра глубоко переживает смерть подруги. Комиссар Полякова осуждает Люберецкую за слабоволие и запрещает дочери проводить панихиду ее на похоронах. Родители Зиночки и Артема занимаются организацией похорон и сталкиваются с большой трудностью. Недостает машины. Тогда Николай Григорьевич на день закрывает школу и вместе со старшеклассниками несет гроб Виктории через весь город до кладбища на окраине. Несмотря на запреты комиссара Поляковой, Искра читает стихи у могилы одноклассницы.

Искре приходит посылка от Виктории, в которой находится письмо, а также сборники стихов Есенина и Грина. В письме говорится, что девушка приняла решение покончить жизнь самоубийством из-за того, что не могла предать отца.

Со временем жизнь начинает идти своим чередом, но неожиданно домой возвращается оправданный Люберецкий. Весь класс отправляется к нему, чтобы поведать о последних днях жизни дочери. Леонид Сергеевич глубоко разбит и почти не разговаривает, он только вздыхает «какой тяжелый был год». Зина думает, что вся проблема в том, что год был високосным, но «следующим наступает 1941».

В конце Борис Васильев рассказывает о будущем своих друзей, их судьбах спустя 40 лет. Школьный изобретатель Валя стал часовщиком, хотя товарищи и учителя пророчили, что тот будет великой личностью. Паша Остапчук на войне потерял ногу, а вместе с этим спорт и девушку, к которой он не смог «вернуться инвалидом».

Саша Стамескин стал директором авиазавода. Жора был летчиком, героем войны, но не вернулся с поля боя. Артем взорвался вместе с мостом, а Искру и комиссара Полякову повесило гестапо.

Идея и анализ

Ребята из 9 «Б» искренне думали, что в их жизнь пришли серьезные проблемы, однако они даже не помышляли, что всего через несколько месяцев произойдет в их стране. Проведя анализ «Завтра была война», ознакомившись с аннотацией и характеристикой персонажей, можно сказать, что эта повесть рассказывает о процессе взросления. Подростки, которых все еще считают детьми, уже лишились наивности, но еще не растратили непосредственность юности. При этом каждый из них стремится быть нужным обществу, ведет активный образ жизни.

Дети стремятся поступать по-взрослому, и все же в их действиях еще много ребячества. Искра хочет стать такой же, как и ее мать, которая не признает в людях слабости и считает ее «хуже предательства». Девушка пока не понимает, что сопереживание другим — это вовсе не порок. Поступок Виктории совершенно невозможно назвать обдуманным. Она выразила свой протест, посчитав такое действие символом преданности и решительности. На самом же деле, Люберецкая сделала глупость, попрощавшись с жизнью, впервые столкнувшись с серьёзной проблемой.

Автор не описывает войны. Об этой теме упоминается кратко, как о прошедшем и будущем событии, где-то за кулисами повести. Борис Васильев позволяет без отвлечения увидеть жизнь героев до и после самого страшного времени в истории ХХ века.

По повести «Завтра была война» был создан сценарий к фильму в драматическом жанре. Картина стала очень популярной среди широкого круга зрителей и получила множество рецензий и положительных отзывов, в том числе за выбор актеров на главные роли.

Следующая цитата

Среди череды фильмов о Великой Отечественной войне существуют такие, которые можно считать программными: их должен посмотреть каждый человек вне зависимости от возраста. К таким фильмам можно отнести многие старые советские картины: «Баллада о солдате», «Летят журавли», «В бой идут одни «старики» и т.д. Но особенно приятно осознавать, что в этом ряду есть фильмы, которые сняты намного позже – в перестроечное и постперестроечное время. И к ним, без сомнения, можно отнести фильм Юрия Кары «Завтра была война», созданный по одноименной повести Бориса Васильева.

Кадр из фильма "Завтра была война", режиссер Юрий Кара Кадр из фильма "Завтра была война", режиссер Юрий Кара

Борис Васильев – писатель, который знал о войне не понаслышке. Он ушел добровольцем на фронт в первые месяцы войны: уже в июле 1941 года истребительный комсомольский батальон, в состав которого вошел Васильев, попал в окружение под Смоленском. В октябре того же года Васильев сумел самостоятельно выйти из окружения, после чего его направили в полковую кавалерийскую школу, а затем – в пулеметную школу. По окончании учебы Васильев продолжал службу в десантных войсках. В 1943 году он был тяжело контужен, долгое время пролежал в госпитале, после чего будущего писателя демобилизовали. В течение следующих нескольких лет Васильев учился на инженерном факультете Военной академии бронетанковых и механизированных войск имени И.Сталина. Лишь в 1956 году он уволился из армии, имея на тот момент звание капитан-инженер.

Борис Васильев в молодости Борис Васильев в молодости

Естественно, опыт, полученный молодым человеком (на начало войны Васильеву едва исполнилось 17 лет), необходимо было выплеснуть: поделиться с кем-нибудь той болью, которую испытал в годы войны, отдать дань павшим друзьям… Так Васильев стал писать, сначала пробуя себя в драматургии. В 1954 году появилась его пьеса «Танкисты», которая была тут же поставлена, но в репертуаре продержалась недолго из-за остроты темы.

В течение нескольких лет Васильев активно писал пьесы и сценарии кинофильмов: достаточно сказать, что любимый миллионами фильм «Офицеры» снят как раз по сценарию Бориса Васильева. Вскоре автору стало тесно в рамках драматурга и сценариста, и он решил попробовать себя в прозе. Первая его повесть «Иванов катер» вышла в журнале «Новый мир» в 1970 году, хотя написана была за три года до этого. Через несколько лет после этого по мотивам повести был снят одноименный фильм, но его запретили и на экраны он вышел только в перестроечные годы.

В 1969 году в журнале «Юность» была напечатана повесть «А зори здесь тихие…», сделавшая писателя знаменитым. Он вспоминал, что Борис Полевой, который был в то время главным редактором «Юности», принял рукопись практически без замечаний: лишь заменил «шмайссер» на «автомат» и «еловый корень» на «выворотень». Именно тема Великой Отечественной войны и ее переосмысления становится ключевой в творчестве писателя. Достаточно назвать лучшие произведения Васильева о войне, чтобы не возникало сомнений в этом: «В списках не значился», «Неопалимая купина», «Вы чье, старичье?», - это немногое из того, что Васильев написал о войне.

Художник А. Лазарева, серия "Куда уходит детство" Художник А. Лазарева, серия "Куда уходит детство"

Автор, выступающий в этом произведении рассказчиком, делает себя одним из участников событий книги. Он – ученик того самого класса, о котором идет речь в повести. Было ли это в действительности или нет, на самом деле не важно. Даже если у Васильева не было таких одноклассников или были лишь некоторые из тех, о ком он рассказывает, - все персонажи настолько узнаваемы, что не требуется дополнительного подтверждения их «достоверности». Мы верим автору беспрекословно, потому что речь идет о целом поколении, и в учениках этого маленького класса мы узнаем всю страну: всех мальчишек и девчонок этого поколения.

Главная героиня Искра Полякова, прототипом которой стала супруга писателя Зоря Поляк, - непримиримый борец с несправедливостью и идейный лидер класса. Она живет вместе с мамой и искренне считает, что «высшее завоевание человечества – это наш Советский Союз». Неожиданно Искра сближается с Викой Люберецкой, дочерью директора авиазавода, которая мыслит совершенно иначе. Вика открывает Искре другой мир – мир поэзии и лирики, о котором ранее Искра даже не задумывалась.

Огромное впечатление на Искру производит и отец Вики, который заставляет ее задуматься над многими важными вопросами…

Илл. А. Лазаревой к повести Б. Васильева "Завтра была война", изд ЭНАС-КНИГА Илл. А. Лазаревой к повести Б. Васильева "Завтра была война", изд ЭНАС-КНИГА

Через некоторое время Люберецкого арестовывают как врага народа, а Вику заставляют отказаться от отца, что приводит к необратимой трагедии. Жизнь одноклассников разделилась на «до» и «после»: они начинают понимать, что на самом деле происходит в стране. Подростки впервые сталкиваются с предательством и видят, как система борется с обычными людьми. И огромное счастье, что рядом с ними все же оказываются такие честные и принципиальные люди как директор школы, который всегда готов помочь любому ученику…

Фильм по мотивам повести «Завтра была война» в 1987 году снял молодой режиссер, выпускник института кинематографии Юрий Кара. Мало кто знает, что фильм был дипломной работой режиссера, денег на него почти не давали, многие актеры снимались в фильме бесплатно. Тем не менее, все работали с энтузиазмом и сняли кино в рекордно короткие сроки. Именно отсутствием денег объясняется то, что половина фильма снята в черно-белом цвете: в результате же смена цветного и черно-белого кадров стала одним из приемов этого фильма, что позволило разграничить жизнь героев на счастливые моменты и обычную жизнь. Цветное кино – эта та жизнь, которой они достойны, но продолжительность которой подобно шагреневой коже уменьшается с невероятной быстротой.

Кадр из фильма "Завтра была война", режиссер Юрий Кара Кадр из фильма "Завтра была война", режиссер Юрий Кара

В фильме наряду с молодыми актерами, студентами и выпускниками, снимались известные актеры: Сергей Никоненко (директор школы), Вера Алентова (Валендра), Нина Русланова (мать Искры), Владимир Заманский (Люберецкий). И нужно сказать, что эти роли стали знаковыми в их карьере.

Кадр из фильма "Завтра была война", режиссер Юрий Кара Кадр из фильма "Завтра была война", режиссер Юрий Кара

Вероятно, проблема была в следующем: чиновники и подумать не могли, что студенческий фильм, к съемкам которого они не относились серьезно, войдет в золотой фонд отечественного кино. Они этого просто не представляли! А фильм сразу покорил зрительские сердца и получил множество наград на фестивалях как в России, так и в других странах. Безоговорочно принял этот фильм и сам Борис Васильев. Вот как вспоминала о его реакции после премьеры Ирина Чериченко, исполнительница роли Искры: «Перед тем как фильм вышел на экран, картину демонстрировали Борису Васильеву. Он пришел на киностудию Горького с женой. В зале, кроме них, никого не было. Все актеры сильно волновались и с замиранием сердца ждали вердикта. По окончании картины Васильев выбежал из зала с криками: “Где она, покажите мне ее!” — “Кого?” — испугались мы. “Искру!” Я вся тряслась, думала, сейчас Васильев набросится на меня с руганью. А он взял меня за плечи и сказал: “Спасибо тебе. Я даже не знал, что написал такую книгу”. В тот момент мне показалась, что свой российский “Оскар” я уже получила».

Читайте также: