Святые отцы о церковном пении цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Основанная Иисусом Христом Церковь христианская уже во времена святых апостолов имела собственное богослужение, хотя и очень несложное. В него вошли некоторые обычаи иудейской синагоги, которые были освящены светом новозаветной Христовой благодати. Все богослужение христианское, сообразно с заповедью Спасителя, было служением Богу «в духе и истине» ( Ин. 4, 24 ). По своим составным частям христианское богослужение в первое время приближалось к иудейскому. Первое, что было заимствовано из богослужебной практики иудейской церкви, это чтение Священного Писания. В иудейских синагогах, еще со времени вавилонского плена, каждую субботу читалось Священное Писание, именно закон и пророки ( Деян. 13, 14–15 ), разделенные для богослужебного употребления на отделы. Это было особенно важно тогда, когда еще не было собственно христианских писаний. Позже в богослужебное употребление вошли и появившиеся апостольские писания, которые передавались из одной церкви в другую для прочтения. Так, апостол Павел пишет к колоссянам, чтобы они, прочитав его послание, передали церкви Лаодикийской, чтобы и в Лаодикийской церкви его прочли ( Кол. 4, 16 ).

За чтением священного Писания в христианских богослужебных собраниях следовало его объяснение, оно имело характер слова, наставления ( Деян. 13, 15 ), и предлагалось преимущественно апостолами: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов», говорится в книге Деяний апостольских ( Деян. 2, 42 ), причем апостолы останавливались на местах Священного Писания, имеющих отношение к Новому Завету. Так, апостол Петр ( Деян. 1, 15–16, 20 ) объяснял псалмы: 40, 10; 68, 26; 108, 8.

Далее, в состав апостольского богослужения входили молитвословия. Христиане в своих богослужебных собраниях творили молитвы, частью взятые из Ветхого Завета, частью собственные ( Деян. 2, 42 ). Большая часть толковников соглашается, что в 1Тим. 2, 1 речь идет об открытом богослужении, которому благоприятствует и самая цель послания, и в таком случае молитвы богослужебных собраний были следующие:

1) молитвы преимущественно об отвращении зла и опасности;

2) прославление Бога и молитва о продолжении временной и достижении вечной жизни;

3) молитва о доставлении другим того, чего мы им желаем или в чем они нуждаются;

4) благодарение за благодеяния, полученные нами и нашими ближними. Эти молитвы творились за всех людей и особенно за «всех начальствующих» ( 1Тим. 2, 1–2 ). По времени их можно разделить на ежедневные ( Деян. 3, 1 ), совершавшиеся в храме и частных домах, и особенные, при чрезвычайных собраниях ( Деян. 1, 24; 20, 36 ); были также в употреблении особенные благословения в известных формулах, каковы: Рим. 1, 7 ; 1Кор. 1, 3 и др. Молитвы произносили чувствовавшие в себе присутствие Духа Божия ( 1Кор. 14, 16 ). – Другим выражением религиозных чувствований христиан были священные песнопения, частью взятые из ветхозаветных книг, частью оригинальные, новозаветные, которые при обилии даров духовных без труда могли слагать верующие ( 1Кор. 14, 26 ). О богослужебном употреблении песнопений говорит апостол Павел в послании «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными» ( Еф. 5, 18–19 ). Можно разуметь псалмы, содержащиеся в псалтири и употреблявшиеся у иудеев при богослужении. Но в псалтири были помещены не все ветхозаветные песни, там не было, например, песней Моисея и др. Эти последние песнопения, как думают некоторые ученые, и называются в вышеприведенном месте у Павла пениями. Третий род песнопений – песни духовные, под которыми разумеются песнопения, слагавшиеся верующими, одушевленными Духом Божиим, для назидания своих собратий.

. Чтение Священного Писания с изъяснением и наставлением, молитва, пение – все это, сходное с богослужением иудейских синагог, образовало первую часть апостольского богослужения. Вторая и главная его часть состояла в совершении таинства Евхаристии после вечери любви ( 1Кор. 10, 16–17, 21 ). На существование вечери любви с Евхаристией, как на обычай, уже установившийся, указывают слова апостола в 1 послании к Коринфянам ( 1Кор. 10, 20–22 ), равно как и увещание, которое делает апостол Павел Коринфянам, у которых иногда происходили беспорядки на вечери любви, как например, некоторые дозволяли себе неумеренность в пище и питии ( 1Кор. 11, 21 ). В чем же состояла эта Евхаристия? В книге Деяний апостольских говорится, что верующие пребывали в общении и преломлении хлеба ( Деян. 2, 42–46 ), это действие полнее описывается в 1Кор. 11, 24–25 . Из последнего места видно, что Евхаристия состояла в отделении хлеба и вина для таинства, благодарении Богу Отцу за искупление, почему и самое таинство было названо Евхаристией (благодарением), благословении хлеба и вина, раздроблении освященных даров и преподании их верующим. Других подробностей совершения этого Таинства в Новом Завете не встречается.

Что касается места богослужения, то Христос, а с Ним, разумеется, и апостолы, учили, что не местом освящается богослужение, а богослужением место ( Ин. 4, 21 ), и потому всякое место считали удобным для поклонения Богу. Но после Вознесения Христа преимущественным местом богослужения сделались дома, с которыми связаны были воспоминания о Вознесшемся, дома, где Он являлся апостолам по Воскресении. Скоро утвердился также обычай, чтобы богатые христиане отдавали свои дома для общественного богослужения. Такова была, например, церковь Акилы и Прискиллы ( Рим. 16, 3–4 ). Но, имея свои собственные места для богослужения, христиане не покидали ни храма, ни синагоги. Так, и Петр, и Иоанн ходили в храм на молитву ( Деян. 3, 1 ), где и проповедали о Христе ( Деян. 5, 20 ). Особенно любимым местом христиан в храме был притвор Соломонов, в котором они могли предаваться уединенной молитве ( Деян. 5, 12–13 ). Синагоги же апостолы посещали преимущественно г из целей миссионерских.

Между действиями, сопровождающими богослужение апостольского времени, из Нового Завета мы знаем о преклонении колен при молитве ( Деян. 9, 40;21, 5 ; Еф. 3, 14 и др.), воздеянии рук ( 1Тим. 2, 8 ), о братском поцелуе ( 1Пет. 5, 14 ; 1Кор. 16, 20 ). Относительно украшения мест богослужебных собраний известно только, что там возжигались многие светильники, как например, это было сделано в Троаде, в той горнице, где апостол Павел совершал Евхаристию ( Деян. 20, 8 ).

Что касается порядка богослужений, то он, с одной стороны, исключал мертвенность иудейского синагогального богослужения, с другой, устранял бесчинство языческого культа. Апостол Павел ( 1Кор. 14, 27 и др.) требует, чтобы в богослужебных собраниях говорящие на незнакомых языках говорили не, все вместе, а поочередно, и то только в том случае, если будет истолкователь. В противном же случае, говорящий языками пусть молчит в церкви. Точно так же и пророки должны поучать верующих по порядку. Женам в церкви : учить апостол Павел не повелевает. В христианские церкви имели доступ и неверующие, от которых скрывалось только совершение таинства Евхаристии ( 1Кор. 14, 23 ).

Относительно времени богослужения нужно заметить, что хотя апостол Павел заповедовал христианам молиться непрестанно ( 1Фес. 5, 17 ), однако для верующих, не имевших возможности по своим занятиям исполнять заповедь апостола, нужно было назначить определенные часы для богослужения. И апостолы установили определенные времена богослужения, частью, применяясь в этом случае ко временам иудейского богослужения, но сообщая им христианское значение, частью же, определяя новые. В апостольское время молитва падала на третий ( Деян. 2, 15 ), шестой ( Деян. 10, 9 ) и девятый часы ( Деян. 3, 1 ). Временем же для совершения таинства Евхаристии была преимущественно ночь ( Деян. 20, 11 ), когда было меньше опасностей от гонителей. Вот те семена христианского богослужения, которые в течение веков развились и стали ветвистым деревом. Апостолы положили твердое основание богослужению, на котором их преемники, руководствуясь Духом Божиим, воздвигли то великолепное здание, которое представляется нашим взорам и ныне (114, 152–156).

ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ

День и ночь песнославящим Бога отверзается сокровище небесных благ. Преподобный Нил Синайский (49, 394).

Господь, желая, чтобы мелодия была символом духовной гармонии, назначил петь псалмы мерно и читать их нараспев. Сопровождение псалмов пением означает не заботливость о благозвучии, а знак гармонического состояния души. Святитель Афанасий Великий (См. Филарет, архиепископ Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой церкви. Чернигов, 1864).

Текст для того сопровождается музыкой, чтобы благодаря приятному для слуха неприметно получить пользу от слов. Святитель Василий Великий (См. свящ. В. Металлов. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1900, с. 39).

Церковь сладкопением углубляет смысл сказанного, когда сама музыка раскрывает, насколько возможно, мысль, заключенную в тексте. Этой приправой, как сладостями, придается вкус пище уроков. Святитель Григорий Нисский (18, 15). Источник.

Не думай, что псалмопение нечто маловажное. Кажется, что оно только радует слух, но в действительности оно пробуждает душу. Святитель Иоанн Златоуст (40, 705). Источник.

Все, что согласовано с нашей природой, приятно ей. И музыка согласна с нашей природой. Поэтому великий Давид к мудрому учению о добродетелях присоединил сладкопение. В высокие догматы он влил как бы медовую сладость, при помощи которой наше естество излечивает себя. Исцелению нашего естества способствует гармоничность жизни, которой, по моему мнению, прикровенно способствует сладкопение. Может быть, оно призывает к высокому состоянию жизни, к тому, что нрав добродетельных не должен быть грубым, страстным, не издавать, как и струна, слишком высокого звука, потому что чрезмерно натянутая струна издает неверный звук. И, напротив, они не должны ослаблять свои силы сластолюбием, потому что душа, расслабленная таковыми страстями, становится глухой и немой. И строй души также нужно по временам повышать и понижать, чтобы в нравах всегда сохранялись гармония и добрый лад, без распущенности или чрезмерной натянутости. Святитель Григорий Нисский (18, 13).

Пение – праздник для радующихся, утешение для унывающих, укрощение для страстных. Оно помогает правде, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает Церковь. Святитель Иоанн Златоуст (См. Филарет, архиепископ Черниговский,с. 68).

Духовные песни обладают великой пользой, назиданием и освящением и служат руководством ко всякой добродетели, потому что слова их очищают душу и Дух Святой скоро нисходит на человека, поющего эти песни. Святитель Иоанн Златоуст (39, 152).

Нужно сказать, для чего псалмопение введено в нашу жизнь и почему самые пророчества произносятся с пением. Для чего употребляется пение? Послушай. Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и, желая сделать этот труд приятным и не утомительным, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, наслаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения. В самом деле, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет ее от уз тела, не располагает к размышлению и презрению ко всему житейскому, как согласное пение. Природа наша так услаждается песнями и стройными напевами и имеет к ним такую склонность, что и грудные дети, когда плачут и бывают неспокойны, усыпляются ими. Кормилицы, нося их на руках и ходя взад и вперед, напевают им какие-нибудь детские песни, и они засыпают. Часто и путешественники, в жаркий полдень погоняя вьючных животных, продолжают путь с пением, и этими песнями облегчают тягость путешествия. И не только путешественники, но и земледельцы, выжимая виноградный сок, собирая или очищая виноград, или делая что-нибудь другое, часто поют. И мореплаватели, работая веслами, делают то же. Даже и женщины, когда прядут и спутавшуюся пряжу расправляют гребнем, иногда каждая порознь, а иногда все вместе поют. Все они пением облегчают труд. Потому что душа имеет склонность к этому наслаждению, и чтобы злые силы не навязали ей своих скверных песен, Бог установил псалмы, от которых бывает и удовольствие и польза. Святитель Иоанн Златоуст (39, 151–152). Источник.

Христианское пение должно звучать в сердце, а не в одних устах, и каждый звук должен быть звуком сердца, выражением мысли, отзывом желаний. Бессмысленное пение недостойно христианина, каждое действие которого должно быть разумным. Святитель Иоанн Златоуст (См. Филарет, архиепископ Черниговский, с. 68).

Словом, а не древней псалтирью, трубою, тимпаном и флейтой должно чтить Бога. Если Бог и допустил в Ветхозаветной церкви пение, сопровождаемое игрой на музыкальных инструментах, то единственно из-за немощи, малодушия и беспечности иудеев. Святитель Климент Александрийский (См.: Свящ. В. Зиновьев. Исторические сведения о церковном пении. М., 1916, с.98).

Надо употреблять напевы скромные и целомудренные. Скромные перемены голоса обуздывают дерзость. Святитель Климент Александрийский (См. Филарет, архиепископ Черниговский, с. 83).

Духовные песни, внушаемые Святым Духом и располагающие ум к скромности в словах и мыслях, и самую душу делают скромной. Потому что душа, отзываясь на слова и мысли, приобретает навык во всем том, что составляет сущность духовной песни (39, 717).

В нашем хоре незримо участвуют и горнии силы, потому что и горнии хоры, херувимы и серафимы заняты тем же непрестанно воспевают Бога. Святитель Иоанн Златоуст (39, 91).

Источник: Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов «Настольной книги священнослужителя», издание Московской Патриархии.

Следующая цитата

Святые отцы VI Вселенского Собора закрепили решение по вопросу церковных певчих
в соответствующем соборном определении:

"Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, и не вынуждали из себя неестественного крика, и не вводили ничего несообразного и несвойственного церкви. Но с великим вниманием и умилением приносили [бы] псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо Священое Слово научало сынов Израилевых быть благоговейными" (Правило 75). В свете вышесказанного можно сформулировать основополагающие принципы богослужебного пения сответственно святоотеческой традиции:

1. Церковное пение является образом ангельского непрестанного славословия Божества. Будучи богословием в звуке оно, таким образом, предполагает зависимость текста от церковного вероучения, данного в Откровении и раскрытого церковными учителями на основе личного опыта богообщения, а, значит, и зависимость мелодии от текста.

2. Богослужебное пение является поэтому "плодом праведной жизни и само побуждает" к таковой. "Чистые сердцем Бога узрят" (Мф. 5:1).

3. В качестве канонически предписанного можно назвать пение молитвенное, внимательное, умиленное и благоговейное. Святоотеческая традиция характеризует его еще как смиреннное и тихое моление со страхом и трепетом.

4. Особенно подчеркивается недопустимость громкого пения, с возвышением голоса "без ума", с употреблением бесчиных воплей и неестественного надрывного исполнения. Это понятно, поскольку громкое пение часто происходит от желания выделиться отдельного певчего или даже всего хора, что является следствием тщеславия и неуместного превозношения.

Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Правила поведения поющих на клиросе

Брат, несущий послушание на клиросе, подошедши к оному, должен благоговейно положить поясной поклон пред иконой Спасителя (правый клирос), поклониться братии, стоящей на клиросе, и встать на свое место.

Церковь — земное небо. Стоящие в ней должны стоять с благоговением, чинно, подобно святым Ангелам, иметь глаза, обращенными к земле, а сердце, устремленное к небу. На стены не облокачиваться, держать руки опущенными, не складывать их вместе, не отставлять ног, но стоять на обеих ногах ровно, т.е. все «благообразно и по чину да бывает» (1 Кор. 14, 40).

Церковь — СУДИЛИЩЕ БОЖИЕ. Из нея можно выйти или оправданным, или осужденным (Лк.18, 14). И потому должно совершать чтение и пение со всевозможным вниманием и благоговением, никак не позволять себе празднословия, тем более смеха или шуток. Иначе выйдем из церкви осужденными, прогневив Царя Небесного неблагоговейным предстоянием Ему.

Петь должно природным естественным голосом, без напряжения, благоговейно, единым сердцем и едиными усты, внятно, величественно, просто, внимая умом словам — тексту, соединяя напев с движением сердца. При пении слушать друг друга, следить, чтоб голос не выделялся. Воспроизводя текст и мелодию, быть внимательным, собранным, всеусердно желать, чтобы наша жертва хвалы была благоприятна Богу, чтобы не оказалось, что мы приносим Богу один «плод устенъ (Евр. 13, 15), т.е. один внешний, пустой звук без внутреннего одухотворения его. «Плод устен» отвергается Богом как ненужная и малоценная жертва.

Клирики — певцы и чтецы, в своем служении подражают Ангелам и символически являют для верующих то состояние, в котором все должны пребывать, т.е. состояние непрестанной молитвы и славословия Богу. Необходимо, чтобы это состояние было исполнено ревностного служения. Певцы и чтецы отвечают за благоговейный настрой молитвы в храме, на их плечи ложится ответственность непосредственной организации всего Богослужения. Они своим пением отвечают Богу на Его Великий призыв к единой жизни. Необходимо, чтобы этот ответ был полон ревности и усердного желания наследовать жизнь вечную, жизнь в любви, единомыслии и благодарном пении.

Из сборника Богослужебных пений Православной церкви, какого-то украинского издательства. Правила, если не ошибаюсь, Киевско-Печорской лавры.

Нравится Показать список оценивших

Женщина на клиросе в наше время и 1500 лет назад
«Хоровое и регентское дело», 1915 г., № 9

Св. Исидор Пелусиот, ревностный ученик Иоанна Златоуста, писал к современнику своему, епископу Исидору: "Апостолы Господни, обучавшие нас благоустройству, с намерением прекратить пустые разговоры в церквах, благоразумно дозволяли в них петь женщинам. Но как все богоносныя постановления обратились в нечто противное (противоположное), так и сие учреждение для многих послужило к развращению и стало поводом ко греху. Не в умиление приходят они (т. е. многие) от божественных песнопений, но приятность пения обращая в средство к раздражению страстей, полагают, что оно ничем не выше зрелищных песен. Посему, если хотим взыскать того, что благоугодно Богу, и делать, что служит к общей пользе, то женщинам, как христопродавицам и божественное дарование обращающим в цену погибели, надлежит воспретить и пение в церквах и пребывание в городе". Таким образом, св. Исидор, называя пение женщин в церквах установлением апостольским, совершенно и решительно не одобряет театрального, "зрелищнаго" его характера, направленного исключительно к услаждению, к приятности и возбуждению страстных настроений, или, как теперь говорят, эмоций, переживаний. Нужно заметить, что во времена св. Исидора женщины в церквах стояли отдельно от мужчин и, чтобы не заниматься в церкви разговорами, должны были, по словам св. Исидора, петь. Теперь же распространяется обычай составлять смешанные хоры: из мужчин и женщин, стоящих на одном клиросе. Что бы сказал св. Исидор об этом обычае, если даже в необходимых разговорах с женщинами он советует (епископу Исидору) "говорить с ними, смотря вниз, потому что во многих, или и во всех, побежденных красотою женскою, сквозь окна взыде смерть" (Иер. IХ, 21). ("Прих. Чтение", 1915 г., №11)

Так было 1500 лет тому назад. А вот распоряжение высокопреосвященного Макария, митрополита Московского, данное им для церквей Московской епархии в настоящем году, всего несколько месяцев назад.

«До сведения моего дошло, что во многих церквах как г. Москвы, так и сельских, при богослужениях поют смешанные хоры из мужчин и лиц женскаго пола, причем многия из последних являются в церковь в неприличествующих месту их нахождения костюмах, чтобы показать таковые богомольцам, и тем вызывают недовольство и смущение среди последних. Кроме сего, некоторыми хорами как мужскими, так и смешанными, исполняются в храмах при богослужениях песнопения в таких композициях, которыя слишком уклоняются от церковных и обиходных напевов.

Все таковые явления крайне нежелательны, а посему предлагаю Московской духовной консистории сделать распоряжение по церквам как г. Москвы, так и уездным – городским и сельским, где существуют смешанные хоры: во-первых, о предложении оо. настоятелям церквей и церковным старостам прекратить принимать таковые смешанные хоры для церковных песнопений в храмах и, взамен их, – если в том имеется надобность, – приглашать мужской хор, а в крайнем случае, где не представляется возможности осуществить это, чтобы участвующие в смешанных хорах лица женскаго пола, являясь в храм, одевались скромно и покрывались прилично, и во-вторых, вменять оо. настоятелям церквей в обязанность следить, чтобы при богослужениях хорами исполнялись песнопения церковныя, согласныя с обиходными напевами. При этом рекомендуется пользоваться при богослужениях нотными книгами, одобренными Св. Синодом или училищным советом, а для одноголоснаго псаломщическаго пения рекомендуется книга "Спутник псаломщика", изданная в Новгороде, при канцелярии местнаго преосвященнаго. При этом наблюдение за вышеизложенным по отношению к хорам и исполнению ими песнопений при богослужениях в г. Москве поручается настоятелю Московскаго Казанскаго собора протоиерею Василию Металлову, по уездным, городским и сельским церквам – местным оо. благочинным».

Следующая цитата

Православная Церковь более 2000 лет хранит благоговение и благочиние на церковных богослужениях. 15-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в церкви» . Это каноническое правило в последнее время попирается не только обновленцами-кочетковцами, но и архиереями нашей Церкви.

В 2002 году, на декабрьском собрании клириков Московской области, которое прошло под председательством митрополита Ювеналия, была дана рекомендация о «настоятельном введении общенародного пения за богослужением». Инициаторами этого нововведения выступили изначально обновленческие приходы кочетковского толка. Этими защитниками и популяризаторами общенародного пения обычно выдвигаются следующие аргументы:

Аргумент первый: Слова «едиными усты и единым сердцем», произносимые священником на Литургии в конце Святого Возношения, перед просительной ектинией, якобы есть призыв к пению всем храмом – то есть общенародно.

Ответ: Но это далеко не так. В упомянутом прошении священнослужителя – «Даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа» – говорится о Вселенском единомыслии церковной молитвы. Святитель Николай Кавасила, архиепископ Фессалоникийский, так пишет об этом: «Испросив всем единомыслие, дабы едиными устами и единым сердцем славить Бога…» Не общенародное пение освящает Дары, как думают неразумные, но смиренно просим, чтобы Святые Дары сообщили нам освящение. «Ибо это значат слова молитвы: яко да Человеколюбец Бог, прием я, возниспослет нам благодать» (свт. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии).

Аргумент второй: Непосредственное, то есть пением, участие прихожан в богослужении заставляет их лучше понимать и вникать в смысл и структуру богослужения.

Ответ: На самом деле такая практика превращает храм в шумный базар. Кичливость знанием богослужебных текстов, ектений и возгласов священников приводит к тому, что человек теряет то, ради чего пришел в храм – смирение и благоговение. Более того, не все имеют слух и голос, способный искусно прославлять Творца.

Из-за этого возникает «козлогласование» (разноголосица, нестройное пение, – см. Краткий церковнославянский словарь Т.С. Олейникова), мешающее молитве и богослужению в целом. Наверняка многим воцерковленным христианам приходилось слышать на богослужениях это самое «козлогласование», когда стоящие рядом люди, пусть даже от души подпевающие клиросу, вносят нестроение в церковное благолепие. А когда во время всеобщего пения кто-то пытается что-то кому-то сказать, то все это превращается в вокзальный балаган.

Аргумент третий: Чем шире «пропасть» между прихожанами и клиросом, тем больше вероятности уклонения хора в манере его пения в сторону «концертности».

Каждый настоятель обязан следить за правильным пением церковного хора. А «пропастей» в процессе богослужения вовсе нет и быть не может. Каждый выполняет свое святое послушание. Священник служит и возглашает прошения, диакон ему прислуживает и возглашает ектении, клирос благоговейно поет, а верные христиане молча с благоговением молятся. Так было и так будет.

Никаких нововведений Церковь не принимала и не может принять. Все, что новое возникает в церковной среде, именуется у нас обновленчеством, которое мы отвергаем.

Ибо что принимали Святые Отцы наши, то и мы принимаем, – говорит святитель Феофан Затворник, – а что они отвергали, то и мы отвергаем».

Следующая цитата

Русская Православная Церковь Иркутская митрополия Иркутская епархия Иркутское городское благочиние

7 октября, Четверг (24 сентября по ст.ст.)

Первомц. равноап. Феклы (I).

Прп. Никандра пустынножителя, Псковского, чудотворца (1581). Прмч. Галактиона Вологодского (1612). Прп. Коприя (530). Св. Владислава, короля Сербского (после 1264).

Сщмч. Василия Воскресенского диакона (1918); сщмчч. Андрея Быстрова и Павла Березина пресвитеров, прмч. Виталия Кокорева и мчч. Василия Виноградова, Сергия Михайлова и Спиридона Савельева (1937).

Мирожской иконы Божией Матери (1198).

Еф., 216 зач., I, 1–9.Лк., 13 зач., IV, 16–22,и за пятницу (под зачало):Еф., 217 зач., I, 7–17.Лк., 14 зач., IV, 22–30.Первомц.:2_Тим., 296 зач., III, 10–15.Мф., 104 зач., XXV, 1–13.

Правило 75 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора.
Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли безчинных воплей, не вынуждали из себя неестественнаго крика, и не вводили ничего несообразнаго и несвойственнаго церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопение Богу, назирающему сокровенное. Ибо священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными ( Лев. 15:31 ).

Читайте также: