Зависть цитаты в исламе

Обновлено: 19.09.2024

Что касается вреда самому себе, то человек изнутри вредит сам себе тем, что он нервничает и поддаётся эмоциям, когда завидует.

Это качество возникает тогда, когда у человека слабая вера и слабый тавхид (единобожие). Человек, видя у родственника, соседа, друга, знакомого, коллеги что-либо, начинает завидовать, желая, чтобы Аллах лишил его тех благ. Или он думает: раз не ему самому, значит, и не другим.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: « Три положения, от которого не спасётся ни один :

1) Предположение (про кого-нибудь).

3) Ат-Тыяра. (Суеверия, связанные с совой или сорокой)».

Пророка (мир ему и благословение) спросили: « А что спасёт от этого? », Он ответил: « Когда ты завидуешь, не совершай притеснение, когда предполагаешь, не констатируй (т.е. когда думаешь о мусульманине плохо, то не верь, пока не увидишь), когда услышал голос совы или сороки, не обращай на это внимание и иди своим путем » (Табарани).

Очень часто бывает зависть среди молодёжи, и из-за запретных чувств к противоположному полу и безответных чувств, которые сводят их с ума, они совершают необъяснимые, неразумные действия, вплоть до самоубийства или «убийства соперника» или «соперницы».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: « Не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, не оскорбляйте друг друга и будьте же рабами Аллаха, братьями » (имам аль-Бухари, № 6065; имам Муслим, № 2559).

Абу Ляйс ас-Самарканди сказал: «Нет из запретного хуже, чем зависть, ибо зависть навлекает на обладателя его пять мучений:

1) Печаль, которая не проходит (видя чужие блага).

2) Беда, от которой он не сможет избавиться.

3) Порицание, которое не приветствуется (т.е. он совершает грехи порицая и понося тех, кому он завидует).

4) На него гневается Аллах.

5) Для него закрыты двери помощи от Аллаха».

Сообщили, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «У благ, воздаваемых Аллахом, есть враги!», спросили: «Кто эти враги? О, Посланник Аллаха!». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Те, которые, завидуют людям, которых Аллах наделил благами» (аз-Зубайди, аль-Ираки).

Человеку нужно знать, что всё по воле Аллаха, нужно знать, что Аллах захотел дать кому-то, и это решение Аллаха. Люди даже клевещут на тех, кого Аллах одарил чем-либо, говоря: «Откуда ему это всё?» или «Наверно, он своровал это?». Т.е. человек поддаётся наущениям сатаны.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: « Шестеро войдут из-за шести качествм :

1) Повелители после меня войдут в ад из-за притеснения (т.е. притесняющие повелители, правители).

2) Арабы войдут в ад своим фанатизмом (здесь речь идет лишь о тех людях, которые впадают в крайности, фанатично следуя за заблуждениями).

3) Авторитетные личности войдут в ад своей гордостью.

4) Торговец войдёт в ад своим вероломством, обманом.

5) Богатые, обеспеченные войдут в ад из-за своего невежества.

6) Учёные войдут в ад из-за зависти (учёные, которые в поисках мирского, завидуют друг другу)» (ад-Дайлями, № 3491).

Аллах в Коране сказал: « Не желайте того, чем Аллах наделил некоторых из вас » (сура «ан-Ниса», аят 32), т.е. не нужно завидовать, желая то, что у другого. И Аллах также сказал: « Просите Аллаха из Его милостей » (сура «ан-Ниса», аят 32).

Не нужно желать то, что у брата по вере, себе, а нужно просто попросить Аллаха об этом, ведь только Аллах Дарующий.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: « Религия – это искренность » (имам Муслим, № 55), и мусульманин должен быть искренним в отношении брата по вере и должен быть рад, если ему (брату по вере) хорошо.

Следующая цитата


На пути очищения эго человека и облагораживания его нрава нужно руководствоваться двумя принципами: избавляться от нехороших качеств и приобретать новые. К тем качествам, от которых нужно избавляться и остерегаться, относится и зависть.

1. Зависть бывает двух видов

В хадисах Посланника Аллаха ﷺ говорится о запретной, черной зависти (хасад) и о дозволенной (гибта). В хадисе говорится:

ولا يجتمع في جوف عبد الإيمان والحسد

«…и не соберутся в сердце раба иман (вера) и зависть» (Ибн Хиббан, 4606).

В другом хадисе сказано:

لا حسد إلا في اثنتين: رجل آتاه الله مالًا فسلط على هلكته في الحق، ورجل آتاه الله الحكمة فهو يقضي بها ويعلمها

«Не следует завидовать никому, кроме тех, кто обладает двумя качествами: тому, кому Аллах даровал имущество и кто направил его на то, чтобы без остатка потратить его ради истины, и тому, кому Аллах даровал мудрость, и кто поступает сообразно ей и передаёт её другим» (Бухари, Муслим).

Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис, сказал: «Это значит, желать себе такого же благо, которым наделен другой, но при этом не желать, чтобы тот лишился этого блага» («Шарх Сахих Муслим», 6/97).

2. Первое убийство на Земле произошло из-за зависти

Кабиль, сын Адама (мир ему), пророка и первого человека, проявил зависть к своему брату Хабилю из-за того, что Всевышний принял пожертвование Хабиля, а жертву Кабиля не принял. В итоге Кабиль убил своего брата Хабиля.

3. Зависть часто ввергает человека в депрессию

Когда человек видит успехи своих конкурентов, соперников, и при этом у него самого никак не получается достичь их, его начинает мучить зависть, он желает, чтобы и у конкурентов не было успехов, однако они успешны, и это чувство постепенно приводит завистника к депрессии.

4. Многие адаты, противоречащие Шариату, появились из-за зависти

Сегодня распространены многочисленные обычаи, связанные со сватовством, свадьбой, рождением ребенка и даже с похоронами. Присутствует некое заочное соперничество, кто пышнее сыграет свадьбу, кто больше подарков принесет невесте на сватовство или кто раздаст больше милостыни за покойного. При этом малоимущие пытаются подражать богатым, а богатые желают отличиться от бедных. В итоге богатые страдают, что понесли много ненужных расходов, а бедные влезают в долги и всю жизнь их возмещают. Причина этому одна – зависть.

5. Зависть сжигает благие дела

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

اياكم والحسد، فان الحسد يأكل الحسنات كما تأكل النار الحطب

«Остерегайтесь зависти, воистину, она пожирает благие дела, подобно тому, как огонь пожирает дрова» (Абу Дауд, 4903).

6. У завистника не принимается мольба

Абу Ал-Ляйс Ас-Самарканди (да смилуется над ним Аллах) сказал: «У троих не принимается мольба: 1) у того, кто употребляет в пищу недозволенное; 2) у того, кто много сплетничает; 3) у того, у кого в сердце зависть к мусульманам». Одним из условий принятия мольбы является отказ от грехов и покаяние, а зависть – это грех, и пока человек не избавится от нее, его мольба не принимается.

7. Зависть приводит в ад даже ученых

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ستة يدخلون النار قبل الحساب بسنة قيل يا رسول الله من هم قال الأمراء بالجور والعرب بالعصبية والدهاقين بالتكبر والتجار بالخيانة وأهل الرستاق بالجهالة والعلماء بالحسد

«Шесть категорий людей войдут в Ад еще за год до отчета: правители – из-за несправедливости; арабы, которые гордятся своей родословной; богатые – из-за гордыни; торговцы – из-за обмана; жители небольших сёл – из-за невежества; учёные – из-за зависти» («Ихья улум ад-дин», 3/163).

8. Пакости и подлости зачастую совершаются из зависти

Когда у соперника или конкурента дела идут лучше, когда ему сопутствует успех, человека это гложет, он начинает искать пути, как бы перехватить клиентов, испортить торговлю конкурентам, начинает сбивать цены и делать прочие вещи, чтобы навредить им, даже если сам он от этого не получает пользы.

9. Завистник лишается уважения среди людей

Хатам аль-Асам (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тот, кто не желает людям добра, не является религиозным человеком. Тот, кто делает упрёки людям, не является поклоняющимся, праведным человеком. Сплетник и хулящий за спинами людей не является доверенным человеком. А завистник не получает помощи» («Минхадж аль-абидин»).

Завистник злорадствует, делает пакости, обесценивает чужие достоинства и с каждым проявлением своей зависти постепенно лишается уважения среди людей.

10. Зависть неприятна самому завистнику

Зависть – это качество сердца, и все, что скрыто в сердце, распознается тяжело. Даже сам завистник может называть свою зависть ненавистью, злобой, но не завистью. Быть завистником не хочет никто и не признается, что он завидует, даже если будет сгорать от зависти. Завистники ищут недостатки успешных людей, чтобы самоутвердиться и оправдать отсутствие своих успехов.

Мусульманину следует смириться перед мудростью Всевышнего Аллаха и Его судом, Аллах знает лучше, кого и скольким наделять, кого кем и чем наделять. И придет день, когда и вас Всевышний Аллах наделит таким же благом. Можно желать такого же блага, просите Всевышнего наделить тем же, что есть у вашего друга, товарища и т.д. Но не допускайте в сердце мысль, чтобы этот человек потерял то, что он обрёл. По сути, это дал ему Всевышний Аллах.

А тот, кто может стать объектом зависти, пусть скрывает свои блага и благодарит Всевышнего за то, чем Он одарил. Благодарите Всевышнего за блага и просите уберечь вас от сглаза, вреда и зла завистника.

Следующая цитата

zavist03

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Неужели они завидуют тому, что Всевышний даровал им из Своей щедрости?!» (сура «Ан-Ниса», аят 54).

«Не завидуйте друг другу; не отворачивайтесь друг от друга, а будьте, о рабы Аллаха, братьями!» («Аль-муджамуль-авса», № 7874).

В хадисе говорится: «…и не соберутся (не будут вместе) в сердце раба иман (вера) и зависть» («Сахих Ибн Хиббан», № 4606).

«Остерегайтесь зависти, воистину зависть поглощает (стирает, аннулирует) благодеяния подобно тому, как огонь поглощает дрова и траву» (Муслим).

«Люди не перестанут творить благое до тех пор, пока не станут завидовать друг другу» (Табарани).

«А те, которые клевещут на верующих мужчин и верующих женщин, воистину, они взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» (сура «Аль-Ахзаб», аят 58) (Аль-Хафиз, Аль-Мунзири).

«Ищите помощь в исполнении ваших нужд в их сокрытии, т. е. не рассказывайте другим то, что вы хотите совершить, воистину, всякому обладателю какого-нибудь блага завидуют» (Ас-Сахми).

«Не допускается зависть, кроме как в двух вещах: зависть по отношению к человеку, которому Всевышний даровал богатство и который расходует его во благо; и к человеку, которому Всевышний даровал знания, если тот следует им и обучает других» («Аль-муджамуль-авсат», № 1712).

«Завистник говорит не то, что есть, а то, что может причинить зло» (Публилий Сир).

«Если не хочешь страдать, не будь завистливым» (Абу-ль-Фарадж – Григорий Иоанн Вар-Эбрей).

«Клевета – орудие зависти» (Софья Сегюр).

«Губительным ядом, отравляющим наши души, является зависть» (Генри Филдинг).

«Как ржавчина съедает железо, так завистников – их собственный нрав» (Антисфен из Афин).

«Завистник не один раз умирает, а столько, сколько похвал слышит сопернику» (Бальтасар Грасиан-и-Моралес).

«Зависть для ума – что боль для глаза. От зависти ослепнуть может разум» (Абдуррахман Нуреддин ибн Ахмад Джами).

«И слова могут смертельно ранить, если они остро заточены тупой завистью» (Евгений Ханкин).

«Завистливым душам свойственно ненавидеть людей за то, что они якобы отнимают у них счастье» (Жорж Санд – Аврора Дюпен).

«Мы завистью губим всё прекрасное в нас» (Руслан Линэ).

«Зависть – признание себя побеждённым» (Александр Николаевич Скрябин).

«Завистник сам себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим» (Шарль Луи Монтескье).

«Зависть ещё непримиримее, чем ненависть» (Франсуа де Ларошфуко).

«Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, которые им заражены, не только огорчают самих себя, но и омрачают также радость других» (Рене Декарт).

«Люди малодушные завистливы, потому что им всё представляется великим» (Аристотель).

«Зависть – враг счастливых» (Эпиктет).

«Зависть есть ненависть, поскольку она действует на человека таким образом, что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот находит удовольствие в чужом несчастье» (Бенедикт (Барух) Спиноза).

«Зависть есть беспокойство души, вызванное сознанием того, что желательным нам благом завладел другой, который, по нашему мнению, не должен обладать им раньше нас» (Джон Локк).

«Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признаёт великое и возвышенное и радуется, что оно есть» (Георг Вильгельм Фридрих Гегель).

«Склонность к ссоре и зависти – спутник пустых людей» (Пиндар).

«Пустое дело – пытаться угодить завистникам» (Люк де Клапье Вовенарг).

«Невежество – мать злобы, зависти, алчности и всех прочих низких и грубых пороков, а также грехов» (Галилео Галилей).

«Скромность – это искусство не создавать себе завистников» (Михаил Драйшпиц).

«Зависть терзает и сама терзается» (Публий Овидий Назон).

«Ничто, кроме смерти, не может примирить зависть с добродетелью» (Фрэнсис Бэкон).

«Ничто не может успокоить завистника» (Люк де Клапье Вовенарг).

«Восстановить утраченную дружбу невозможно, она разбивается о зависть на мелкие брызги, как волна о скалу» (Франтишек Крышка).

«Друга алчного сторонись, ибо дружба его с тобой по алчности, не по истине, а с людьми завистливыми никогда не дружи, ибо завистники для дружбы неуместны» (Унсур аль-Маали (Кей Кабус)).


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Лечение этого порока

Самым лучшим лечением этих внутренних болезней является путь истинного суфизма, то есть вступление под опеку суфийского шейха, на путь очищения и приближения к Творцу. Подобное мнение разделяют очень многие учёные ахлю-сунны, такие как имам аш-Шафии, аль-Газали, ан-Навави и т.д.

Да убережёт нас Аллах от этого порока и да отдалит нас от огня ада.


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Следующая цитата


Передано от Убейи бин Кааба (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Научи своих рабов суре «Юсуф», потому что Аллах даст облегчение во время смерти всякому мусульманину, который обучил ей членов своей семьи и своих рабов. Она дает верующему силу воздерживаться от зависти».

В другом хадисе Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Избегайте зависти, потому что зависть уничтожает хорошие деяния подобно огню, уничтожающему дрова». (Джамиус-сагир)

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:«Не питайте друг к другу ненависти и зависти, не испытывайте алчности и не нарушайте правил торговли между собой. Живите как братья и будьте рабами Аллаха».

Ибн Вафа (рахматуллахи алейхи) сказал: «Ни в коем случае не завидуйте тому, кого удостоил Своей щедростью Всевышний Аллах – наделил благом и поднял его уровень выше вашего. Ибо из-за зависти вы можете навлечь на себя недовольство Аллаха. Тогда ваше положение может измениться, и вас ожидает печальная участь, подобная участи Иблиса, который из-за зависти к Адаму (алейхис салям) стал проклятым.О потомок Адама! До тех пор, пока ты будешь обладать хорошими чертами, ты не потеряешь первозданную чистоту человека. А если же ты растеряешь свои хорошие черты и приобретешь плохие, то твое человеческое лицо будет утеряно».

Один из мудрецов сказал: «Завистник противоречит Воле своего Господа в пяти пунктах:

1) Он недоволен благом Всевышнего, когда видит его у других.

2) Он недоволен распределением благ Всевышним Аллахом. Завистник как бы заявляет Творцу: «Почему Ты именно так распределил блага?»

3) Когда Щедрый Аллах в изобилии дарует свои блага другим, завистник, не желая этого, проявляет наивысшую жадность.

4) Он хочет унизить любимых рабов Аллаха, одаренных Им Своей милостью и щедростью.

5) Когда он завидует, он помогает своему врагу и «врагу Аллаха» – проклятому шайтану».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «У преподнесенных Аллахом даров есть враги. Это люди, завидующие тем, кого Аллах щедро наградил». (Табарани, от Ибн Аббаса)

«Не радуйся из зависти, когда твой брат в беде. Потому что Всевышний Аллах может сделать так, что вместо него окажешься ты». (Тирмизи)

«Я больше всего боюсь, что моя община из-за зависти к мерзкому богатству будет убивать друг друга». (Ибн Абид-Дунья)

Несколько советов очищения сердца

Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи) в своей книге «Ихья Улюмид-дин» пишет: «Знай, что одной из серьезнейших болезней сердца является зависть. Болезни сердца лечатся только знанием и соблюдением Шариата. Лекарством от зависти является знание того, что зависть лишь приносит ущерб, как в этом мире, так и в будущем. Человеку, которому завидуют, от нее нет никакого вреда в обоих мирах, а наоборот, быть может, есть некая польза. Если человек поразмышляет о вреде зависти, то поймет, насколько большой урон она наносит завистнику. Потому что через нее он становится врагом самому себе и другом своего врага».

Вред зависти для веры

Завидуя, ты проявляешь недовольство Предопределением Аллаха. Ты гневаешься на гармонию, существующую в мире людей, установленную Аллахом в соответствии с Его Знанием о скрытом. А это уже противоречит сути Единобожия. Это подобно стреле, пущенной в глаз веры. Тебе достаточно осознать это, и тогда тебе не потребуются никакие другие аргументы ее вреда.

Встав на путь зависти, ты оставляешь путь Пророков и праведников, основанный на любви к рабам Всевышнего. Радуясь бедам мусульман и утрате ими благ и милостей Аллаха, ты радуешь шайтана и неверующих. Это указывает на грязь в твоем сердце. Подобно тому, как огонь сжигает дрова, зависть сжигает твои благие деяния.

Вред зависти для жизни

Когда ты испытываешь зависть, в тебе пылает огонь. Ты грызешь самого себя, тебя как будто распиливают на части. Когда Аллах начинает еще больше одаривать того, кому ты завидуешь, его благосостояние растет, растет и твоя болезнь. Ты мечешься в муках, бродишь во мраке, твоя грудь сжимается, пропадает сон, и эта болезнь приводит тебя к постыдной смерти. А шайтан именно этого и желает.

Когда ты желаешь несчастья тому, кому завидуешь, на тебя самого обрушивается шквал бед. Твоя зависть никак не уменьшит чужого благополучия. Даже если человек не верит в Судный день и Отчет, осознав все вышеперечисленное, он должен отбросить зависть. Ведь она не несет никакой пользы. Ты же понимаешь, что в Судный день будет Отчет, и воздаянием за зависть явится наказание. Как же ты можешь жить с этим пороком и не стремиться искоренить его?

Разве есть что-либо безумнее стремления навлечь на себя недовольство Всемогущего Аллаха?! Объекту зависти от нее не будет никакого вреда, потому что она не может повлиять на блага и дары, предопределенные ему Господом. Он все равно получит то, что ему предначертано. А если ты все-таки думаешь, что своей завистью ты можешь уменьшить чужое благополучие, то это полная глупость с твоей стороны. Если было бы так, то ни у кого не осталось бы ни единого блага.

О, завистник! Если бы ты мог увидеть свое состояние во сне, ты бы впал в ужас. Когда ты завидуешь, ты уподобляешься человеку, который стреляет в другого, желая его убить. Но пуля, срикошетив, попадает ему самому в глаз. В гневе он снова стреляет, но вновь пуля возвращается, поражая его второй глаз. После третьего выстрела пуля, вернувшись, поражает мозг стрелявшего. А тем временем тот, кому он завидует, продолжает спокойно жить. Состояние завистника даже тяжелее этого. Потому что потерявший зрение мучается только в этой жизни, а завистник мучается и в этой жизни, и в будущей, так как будет отвечать за свой грех. Завистник навлекает на себя недовольство Аллаха, и, в конце концов, может попасть в Ад.

Быть слепым лучше, чем быть брошенным в Ад и страдать там от мучений. Вышеизложенное знание является лекарством от зависти. Если человек осознает это, он сможет погасить огонь зависти в своем сердце. Потому что он знает, что зависть уничтожает его, радует врага, становится причиной тревог и, в конце концов, навлекает недовольство Аллаха.

Знания огромны, их трудно охватить. Размышляя о Величии, Могуществе, Владычестве Аллаха, человек испытывает ни с чем не сравнимое наслаждение. Такому человеку ничто не сможет нанести урон. Размышляя об этом, он никому не будет завидовать. Его наслаждение не уменьшится, если появится еще кто-то другой, так же размышляющий, а, напротив, только увеличится круг его друзей. Наслаждение от размышлений о Могуществе Аллаха выше наслаждения обитателей Рая от любования его цветами.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

وَنَزَعْنَا مَا فِي صُدُورِهِم مِّنْ غِلٍّ إِخْوَانًا عَلَى سُرُرٍ مُّتَقَابِلِينَ

«И Мы исторгли из сердец людей (взаимную) ненависть, и они как братья восседают на ложах, обратившись друг к другу». (Аль-Хиджр, 15/47)

Вышеизложенное является их состоянием в этом мире, а каким же будет оно в Судный день, когда они увидят своего любимого Господа?!

Известно, что в Раю зависти нет, поэтому и в этом мире у людей, достойных его, ее нет и быть не должно. Познавшие Аллаха ни в этом мире, ни в будущем не завидуют.

Зависть – это удел тех, кто удаляется от Рая и приближается к Аду. Из-за зависти к Адаму (алейхис салям) шайтан стал непокорным. Если ты благоразумный человек, заботящийся о себе, ищи милости Аллаха – это дары без труда и наслаждение без горечи. Такое наслаждение в этом мире есть только в познании Всевышнего. Познать Аллаха через Его Атрибуты и Деяния – это значит познать тайны физического и духовного мира.

Всеведающий Аллах сказал в Священном Коране:

رِجَالٌ لاَّ تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَ لاَ بَيْعٌ عَن ذِكْرِ اللهِ

«Мужи, которым ни торговля, ни купля не являются помехой помнить Аллаха». (Ан-Нур, 24/37)

Другие же такого наслаждения не поймут. Не вкусивший не знает, незнающий не полюбит. Нелюбящий не ищет, не ищущий не найдет. Не нашедший останется ниже животных.

Уничтожение микроба зависти в сердце

Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи) в своей книге «Кимья саадат» писал:

«Сколько бы ты ни старался, все равно в твоем сердце в большинстве случаев не будет одинаковой любви к человеку, обидевшему тебя, и человеку, любящему тебя. Ты не будешь одинаково относиться к их желаниям и заботам. Быть может, тебе не нравится, когда твой враг живет в достатке и благополучии. Ты не можешь сразу изменить свою природу, потому что это не в твоих силах. Но ты отвечаешь за две вещи:

во-первых, ты не должен проявлять это ни на словах, ни в делах;

во-вторых, ты не должен одобрять это качество в себе, а должен хотеть избавиться от этой плохой черты, называемой завистью.

Если сделаешь так, то освободишься от греха зависти, потому что зависть запретна и является деянием сердца, а не тела.

Каждый, кто радуется чужому горю и огорчается чужому счастью, ответит за это. Но если ты не одобряешь и стараешься искоренить в себе эту плохую черту, ты не будешь отвечать за нее. Тот, кто изжил из себя зависть, – обладатель совершенной веры. У него нет ни друзей, ни врагов. Он на всех смотрит как на рабов Аллаха».

В книге «Риядун-насыхин» сказано, что зависть – это горечь от того, что кто-то что-то имеет, и желание того, чтобы он этого лишился. Завистник никогда не будет пребывать в умиротворении и счастье.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) об этом сказал: «Завистник никогда не бывает умиротворенным».

Ученые сказали, что эту болезнь не может излечить никакой врач. Есть три подобные болезни, худшая из которых зависть.

Поэтому Шейх Шибли (рахматуллахи алейхи) обращался к Всевышнему Аллаху: «О, мой Господь! Не дай мне быть из числа завистников».

Потому что завистник видит в том, кому завидует, такие совершенные качества, которых он не видит в себе.

Один из ученых сказал: «Завистник – человек без чести. Зависть в человеке подобна льву».

В тафсире «Мугни» сказано: «Алчный и ничтожный вредитель-завистник всегда в горести. Потому что он не осознает, что средства к существованию предопределены».

В тафсире «Мадарик» сказано: «Первый грех на земле был совершен из-за зависти. Кабиль от зависти убил Хабиля. Тем самым он впал в большой грех и стал отверженным. И вне земли первый грех также произошел из-за зависти. Иблис отказался поклониться Адаму (алейхис салям). По этой причине он стал проклятым».

В тафсире Суры «Аль-Фаляк» сказано, что если бы было что-либо худшее зависти, то в этой суре говорилось бы именно об этом. Однако в последнем аяте Суры «Аль-Фаляк» сказано:

وَمِن شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ

«(Ищу защиты у Господа рассвета) от зла зависти завистника». (Аль-Фаляк, 5)

Кому можно завидовать?

Пророк (мир ему и благословение) сказал: « Нельзя завидовать, кроме как двум :

1) Человеку, который знает Коран и читает его днём и ночью.

2) Человеку, которого Аллах наделил богатством, и он расходует это имущество днём и ночью (на пути Аллаха, для Ислама)» (аль-Бухари, № 7529; имам Муслим, № 815).

Пророк (мир ему и благословение) дозволяет завидовать этим людям, дабы человек имел страстное желание изучать Коран и следовать ему, а также иметь имущество, чтобы тратить на пути Аллаха. Такая зависть в народе называется «белой завистью». Здесь подразумевается такое чувство, когда ты себе желаешь каких-то благ, но при этом ни в коем случае не желаешь ничего плохого другим. Как мы наблюдаем, всё происходит наоборот, человек завидует чему угодно и кому угодно, и при этом черной завистью.

Абу Хурайра спросил Пророка (мир ему и благословение) об обязательстве мусульманина перед братом по вере. Пророк (мир ему и благословение) сказал: « Обязательств мусульманина перед мусульманином шесть . Это:

1) Когда встречаешь, то поприветствуй его.

2) Когда он позовёт тебя, ты ответь ему.

3) Когда находишься в дружбе, то делай назидание ему.

4) Когда тот чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, то ты ответь ему «ярхамукаллах».

5) Когда заболеет, то навещай его.

6) Когда он уйдёт из жизни, то сопровождай его тело».

Мудрецы говорят: « Завистник выявляется перед Аллахом в пяти состояниях :

1) Завистник гневается на блага Аллаха, подаренные другому.

2) Завистник не доволен судьбой. Он обращается к Аллаху: «Почему Ты ему дал это?».

3) Завистник скупится благами Аллаха. Т.е. Аллах дал ему блага, а он проявил жадность, не отдавая милостыню.

4) Принижает любимца Аллаха из-за зависти.

5) Помогает врагу Аллаха, т.е. иблису.

Говорят: « Завистник в обществе будет унижен, от ангелов он получит проклятие, в уединении он будет опечален, при смерти он получит сильную боль, в День Воскресения получит наказание и унижение, а в Аду только сильное пламя ».

Читайте также: