Зачитайте цитаты из дневника говорящие о чудовищной нелепице войны
Обновлено: 22.12.2024
Война — сначала Первая мировая, потом гражданская — антитеза мирной жизни. «Чудовищная нелепица войны» проходит по хуторам и станицам, принося горе в каждую семью. Семья становится зеркалом, своеобразно отражающим события мировой истории.
Трагический мотив эпиграфа из старинной казачьей песни перекликается со страницами III части романа. Впервые появляется дата: «В марте 1914 года. ». Этот год отделяет мир от войны.
Весть о войне застает казаков за привычной работой — косили жито. И на сходе у людей одна тревога — мобилизация, одна мысль — «они пущай воюют, а у нас хлеба неубратые!» Страшное слово «война» выразительной репликой старичка-железнодорожника по отношению к новобранцам: «Милая ты моя. говядинка!» (книга первая, ч. 3, гл. 4).
Первые смерти навсегда врезаются в память. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Сильнейшее потрясение вызывает у Григория убийство им австрийца (конец гл. 5 ч. 3). Это мучит его, не дает жить спокойно, ломает, калечит душу (ч. 3, гл. 10). Перемены разительны: его «гнула война, высасывала с лица румянец, красила его желчью».
Война в изображении Шолохова начисто лишена налета романтики, героического ореола. Люди не совершали подвига. Эту стычку обезумевших от страха людей «назвали подвигом» (см. ч. 3, гл. 9):: «А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались нравственно искалеченные. Это назвали подвигом».
Батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое — что война делает с человеком. Ярко выражен нравственный протест против бессмысленности, бесчеловечности войны: «Как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью, оттого прослыл храбрым — четыре георгиевских креста и четыре медали выслужил»
Убийство человека, даже врага в бою противоречит гуманной природе Григория. Любовью ко всему, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию — вот сущность характера шолоховского героя. Безумство войны, в которой погибают невинные люди (бессмысленные жертвы, положенные на алтарь чьего-то честолюбия) — вот о чем задумывается герой.
Изобразительные средства Шолохова, с помощью которых он описывает тяготы войны, разнообразны: он показывает, как казаки списывают «Молитву от ружья», «Молитву от боя», «Молитву при набеге»; приводит страницы дневника одного из казаков, письма с фронта; лирически окрашены сцены у костра — казаки поют «Поехал казак на чужбину далеку. »; в эпическое повествование врывается голос автора, обращающегося к вдовам: «Рви, родимая, на себе ворот последней рубахи! Рви жидкие от безрадостной, тяжкой жизни волосы, кусай свои в кровь искусанные губы, ломай изуродованные работой руки и бейся на земле у порога пустого куреня![2]» См. книгу 2, часть 5, главу 1.
Если героем военного романа был чаще всего интеллигент — честный, страдающий, растерянный, то у Шолохова на первом плане — сыны глубинной трудовой России, оторванные от неотложных дел на земле.
Шолоховская правда о войне — вот она. Русские воины трупами повисают на проволочных колючих заграждениях. Немецкая артиллерия выкашивает целые полки. Раненые ползают по жнивью. Глухо охает земля, «распятая множеством копыт», когда обезумевшие всадники устремляются в кавалерийские атаки и плашмя падают вместе с конями. Не помогает казаку ни молитва от ружья, ни молитва при набеге. «Крепили их к гайтанам, к материнским благословениям, к узелкам со щепотью родимой земли, а смерть пятнала и тех, кто возил с собою молитвы». Первые удары шашкой по человеку, первые убийства — это остается в памяти на всю жизнь.
Неизбывна боль и за землю: «вызревшие хлеба топтала конница», «там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали».
Всего лишь месяц войны, а как она искалечила людей. Стареют на глазах. Похабничают. Звереют. Сходят с ума.
Надо было очень близко к сердцу принять боль земли русской, чтоб вот так скорбно сказать об этом:
"Многих недосчитывались казаков, — растеряли их на полях Галиции, Буковины, Восточной Пруссии, Прикарпатья, Румынии, трупами легли они и истлели под орудийную панихиду, и теперь позаросли бурьяном высокие холмы братских могил, придавило их дождями, позамело зыбучим снегом."
В романе действуют монархисты, буржуазные демократы, сторонники военной диктатуры, сепаратисты, большевики. У всех свои взгляды, планы, программы. Материал романа как бы включается в наши современные размышления о судьбе Родины: что могло быть, если бы продолжалась власть монарха, если бы держался и дальше Керенский, если бы завершился победой корниловский путч, если бы осуществились планы сепаратистов вроде Ефима Изварина, если бы не произошли события 25 октября? Или вопросы иного порядка: если бы не покончили с собой генералы Марков, Каледин, не был убит в 1918 году Корнилов и не умер тогда же Алексеев?
По Шолохову реальна только та программа, которая не расходится с интересами большинства народа. Обстановка сложилась так:
"Близкий дыбился фронт. Армии дышали смертной лихорадкой, не хватало боевых припасов, продовольствия; армии многоруко тянулись к призрачному слову «мир»; армии по-разному встречали временного правителя республики Керенского и, понукаемые его истерическими криками, спотыкались в июньском наступлении; в армиях вызревший гнев плавился и вскипал, как вода в роднике, выметываемая глубинными ключами. "
Это настроение фронтовиков и большей части трудового народа в тылу, тянувшихся к миру, определило отношение к программам и лозунгам. Братание на фронтах свидетельствовало о том, что воины разных стран становились интернационалистами, искали «один язык», что им ненавистна война как пережиток варварства, что они за такой строй, который сохранит жизнь и даст свободу. Поэтому требование выхода из войны оказывалось народу ближе, чем призывы к ее продолжению до победного конца, да еще с угрозой применения смертной казни.
Сам Шолохов на стороне тех, кто боролся против милитаризма. Роман служит обличительным документом, картины кровопролития — а их очень много — даны во всех деталях и с такой убеждающей наглядностью, от которой содрогаешься.
Но мировая война для России — первый круг ада. Она пережила еще более неестественное — междоусобицу. Огромная территория находилась в огне. «Тихий Дон» — повествование о той трагедии. Свои убивали своих, придумывая для этого изощренные способы. Грабежи и насилия. Бандитские нашествия. Запои, расшатанная психика людей, вольное поведение жалмерок. Эпидемия тифа. Смерть вдали от родных очагов. Осиротевшие семьи.
Следующая цитата
Я иду на урок
Михаил СОЛОМИНЦЕВ
Михаил Михайлович СОЛОМИНЦЕВ (1967) — учитель литературы и русского языка Новохопёрской средней школы № 2 Воронежской области.
Чудовищная нелепица войны в изображении М.А. Шолохова
По роману «Тихий Дон»
Цель урока. Показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и значение «Тихого Дона» как романа, передавшего правду о Гражданской войне, о трагедии народа.
Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» среди книг о предреволюционных событиях, Гражданской войне выделяется своей самобытностью. Чем же покорила современников эта книга? Думается, что прежде всего значительностью и масштабностью событий, описанных в ней, глубиной и правдой характеров. Первая книга романа посвящена жизни и быту донских казаков до и в самом начале империалистической войны.
(Звучит запись казачьей песни, которая взята как эпиграф к роману.)
— Скажите, какова роль эпиграфа в этом произведении?
В старинных казачьих песнях, взятых автором эпиграфом к роману, предваряется рассказ о противоестественной, братоубийственной войне, о гибели казачьих родов, о трагедии народа, когда не тем вспахивается степь (“лошадиными копытами”), не тем засеяна (“казацкими головами”), не тем полита и не тот урожай собран будет. В песнях, сложенных казаками, обозначена противоречивость всего их несчастного племени — племени воинов и земледельцев одновременно, правдиво объясняющая и раскрывающая суть трагедии, произошедшей с потомками неизвестных авторов уже в XX веке. Кроме того, сам элегический строй казачьей песни сложен по формуле отрицательного параллелизма вначале (“Не сохами-то славная землюшка наша распахана… распахана наша землюшка лошадиными копытами…”) и продолжен одночленной параллелью, умалчиваемая часть которой слишком страшна (“А засеяна славная землюшка казацкими головами”). Это не обычные крестьянские будни, не посевная, а то страшное, отвратительное, что взрывает мирный уклад и наполняет волны “в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами”. Здесь не просто выписана атмосфера казачьего уклада, здесь предвосхищена главная идея всего произведения.
— Как эпиграфы связаны с названием романа?
(В данном случае тихий Дон — не величественно спокойная река, а земля Донщины, издавна засеянная казаками, не знающая покоя. И тогда “тихий Дон” — оксюморон, взаимопротиворечивое сочетание слов: именно об этом сложены старинные казачьи песни, взятые Шолоховым эпиграфом к роману.)
Рассмотрим, как изображена Первая мировая война в романе «Тихий Дон».
В духе старых поверий писатель рисует мрачный пейзаж, предвещающий беду: “Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пыщущую жаром горячечным, дождь, вхолостую палила молния… По ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище…
— Худому быть, — пророчили старики… — Война пристигнет”.
И вот резко нарушен устоявшийся мирный быт, всё тревожней и стремительней развиваются события. В их грозном водовороте кружатся, как щепки в половодье, люди, и мирный тихий Дон окутывается пороховым дымом и гарью пожарищ (это мы можем увидеть в сцене мобилизации — ч. 3, гл. IV).
Как трагедия пережита Григорием первая пролитая им человеческая кровь. Давайте посмотрим фрагмент кинофильма «Тихий Дон». А теперь прочитаем эпизод романа — душевные переживания героя (ч. 3, гл. X).
Убийство человека, даже врага в бою, глубоко противоречит гуманной природе Григория. Это мучит его, не даёт жить спокойно, ломает, калечит душу.
(Можно также прочитать отрывок из книги А.Воронцова «Шолохов», о прототипе Григория Мелехова — Харлампии Ермакове.)
Сцена столкновения казаков с немцами напоминает страницы произведений Л.Н. Толстого.
— Приведите примеры правдивого изображения войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Война в изображении Шолохова начисто лишена налёта романтики, героического ореола. Люди не совершали подвига. Эту стычку обезумевших от страха людей назвали подвигом. (Пересказ гл. IX, ч. 3.)
Шолохов в своём романе изображает не только казаков, но и их офицеров. Многие из них честные, храбрые, но есть и жестокие.
— Какого офицера можно отнести к жестоким? (Чубатого.) Охарактеризуйте его.
(Такая бесчеловечная позиция Чубатого, даже в условиях войны, оказывается для Григория неприемлемой. Поэтому и стреляет он в Чубатого, когда тот ни за что срубил пленного мадьяра.)
Война в романе представлена в крови, страданиях.
— Приведите примеры страданий героев романа на войне.
— Как война повлияла на Григория Мелехова?
(“. Крепко берёг Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы <. > джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, очерствело, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. ” — ч. 4, гл. IV.)
Шолохов изображает Григория Мелехова мужественным воином, вполне заслуженно получившим высокую награду — Георгиевский крест. (Пересказ эпизода — ч. 3, гл. XX.)
Но война сталкивает Григория с разными людьми, общение с которыми заставляет его задуматься и о войне, и о том мире, в котором он живёт.
Судьба сводит его с Гаранжой, который и перевернул жизнь Григория.
— Что можно сказать о Гаранже? (Прочитать его монолог из ч. 3, гл. XXIX.)
— Почему запали в душу Григория наставления Гаранжи?
Война принесла полное разочарование, хотелось вернуться к мирной жизни. Именно на эту благодатную почву и упали семена “большевистской правды”, обещание мира.
Здесь начинаются попытки Григория разобраться в сложном устройстве жизни. Здесь начинается его трагический путь к истине, к народной правде.
— Как показано изменение настроений воевавших казаков между двумя революциями?
Рассмотрим, как изображена Гражданская война в романе.
Учитель истории рассказывает о событиях на Дону после Октябрьской революции.
Мучительные вопросы задаёт Григорию Октябрьская революция, расколовшая весь мир, и казаков в частности, на своих и чужих. Шолохов снова ставит своего героя перед выбором, и снова разные люди внушают ему разную правду.
— Как влияет на Григория общение с Извариным и Подтёлковым?
(Сотник Ефим Изварин, человек хорошо образованный, был “заядлым казаком-автономистом”. Не верящий во всеобщее равенство, Изварин убеждён в особой судьбе казачества и выступает за самостоятельность Донской области. Мелехов пытается спорить с ним, но полуграмотный Григорий был безоружен по сравнению со своим противником, и Изварин легко разбивал его в словесных боях (ч. 5, гл. II). Неслучайно герой попадает под влияние сепаратистских идей.
Совсем иное внушает Григорию Фёдор Подтёлков, считающий, что у казаков общие интересы со всеми русскими крестьянами и рабочими, и отстаивающий идею выборной народной власти. И не столько образованность и логика, как в случае с Извариным, сколько сила внутренней убеждённости заставляет Григория поверить Подтёлкову. Эта сила отчётливо выражена в портретных деталях: Григорий ощущал “свинцовую тяжесть” подтёлковских глаз, когда тот “упирал в собеседника свой невесёлый взгляд” (ч. 5, гл. II). После разговора с Подтёлковым Григорий мучительно старался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить.)
Поиски правды для Григория — не абстрактная задача, но проблема жизненного выбора, ибо происходят они в момент острейшего противостояния различных политических сил, решающих судьбу казачества и всей страны. О напряжённости этого противостояния свидетельствует сцена приезда в Новочеркасск для переговоров с правительством Каледина делегации Военно-революционного комитета во главе с тем же Подтёлковым (ч. 5, гл. X).
После революции Григорий воюет на стороне красных, но выбор этот далеко не окончательный, и Григорий ещё не раз откажется от него на своём мучительном жизненном пути.
— Что повлияет на судьбу главного героя романа?
(Посмотрим фрагмент кинофильма «Казнь офицеров».)
— Что же переживает Григорий после этих трагических событий?
(“Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, всё было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идёт. Тянуло к большевикам — шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем. «Неужто прав Изварин? К кому же прислониться?» Об этом невнятно думал Григорий, привалясь к задку кошёвки. Но когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда… обсохнет земля, — выедет в степь; держась наскучавшимися по работе руками за чапиги, пойдёт за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозёма, ещё не утратившего пресного аромата снеговой сырости, — теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось” — ч. 5, гл. XIII.)
Неоправданная бесчеловечность оттолкнула Мелехова от большевиков, так как она противоречила его представлениям о совести и чести. Григорию Мелехову много раз приходилось наблюдать жестокость и белых и красных, поэтому лозунги классовой ненависти стали казаться ему бесплодными: “Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью враждебного и непонятного мира. Тянуло к большевикам — шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем”. Котлярову, увлечённо доказывающему, что новая власть дала бедным казакам права, равенство, Григорий возражает: “Казакам эта власть, окромя разору, ничего не даёт!”
Григорий спустя некоторое время начинает службу в белоказачьих частях.
Просмотр фрагмента фильма «Казнь подтёлковцев» или чтение фрагмента из романа (ч. 5, гл. XXX), из биографии самого писателя.
Перед просмотром зададим вопрос:
— Как воспринимает казнь Григорий?
(Он воспринимает её как возмездие, о чём свидетельствует его страстный монолог, обращённый к Подтёлкову.)
А вот тихий голос соседа: “Люди хуже хищных зверей — не знают жалости, ненависть ослепила”.
Прочитайте отрывок из романа Андрея Воронцова «Шолохов» и ответьте на вопрос: кто же виноват в разгорании войны на Дону?
“ Февральские дни 1919 года на Верхнем Дону стояли томительные, холодные, серые. Жители притихших хуторов и станиц с каким-то противным, сосущим чувством под ложечкой ждали наступления сумерек, прислушивались к шагам, визгу санных полозьев за стеной. Наступал час арестов, когда красноармейские команды оцепляли улицы, вламывались в курени и забирали в кутузку казаков. Из кутузки уже никто не возвращался живым. В то же самое время, когда новую партию арестованных привозили в холодную, из неё выводили старых, освобождали место. Не было на Дону просторных арестантских домов, не имелась в них нужда в прежнее время. Приговорённых к расстрелу выводили из подвала со связанными за спиной руками, били прикладами в спину, отчего они падали на сани, как мешки с мукой, укладывали, живых, штабелями и везли за околицу.
За полночь для обитателей куреней, в которых уже побывали чекисты, начиналась страшная пытка. За околицей заводил своё татаканье пулемёт — то короткими, но частыми очередями, то длинными, захлёбывающимися, истеричными. Затем наступала тишина, но ненадолго, она прерывалась сухо щёлкающими, как дрова в печке, винтовочными и револьверными выстрелами — добивали раненых. Нередко после этого на чьём-нибудь базу начинал выть пёс — чуял, видимо, гибель хозяина-кормильца. А в хатах подвывали ему, взявшись за голову, бабы, чей сын или муж мог принять лютую смерть этой ночью. До самой смерти своей помнил Михаил этот вой, от которого стыла кровь в жилах.
Выполнялась тайная директива о «расказачивании», подписанная 24 января 1919 года Яковом Михайловичем Свердловым. Трупным запахом потянуло на Тихом Дону, который за всю свою историю не знал ни вражеской оккупации, ни массовых казней.
Наутро снаряжались за околицы скорбные караваны. Родственники расстрелянных раскапывали их, кое-как присыпанных землёй, судорожно, с трудом одолевая дурноту и сдерживая рыдания, переворачивали тела, тянули покойников за руки, за ноги, отыскивая своих, вглядывались в белые лица со схваченными инеем волосами. Ежели находили, то тащили мертвеца к саням под микитки, а голова его с остановившимися навек зрачками моталась, как у пьяного. Лошади беспокойно ржали, косились большим глазом на страшный груз. Но и покойника заполучить родным в те дни кромешной скорби считалось за благо — букановский комиссар Малкин, например, оставлял казнённых лежать нагими в яру, а хоронить запрещал.
Чекисты в ту пору распевали частушку:
Вот вам честь в глухую полночь —
Быстрым маршем на покой!
Пусть гниёт под снегом сволочь,
С нами — молот-серп с звездой.
Шолоховы, как и все, с леденящим страхом ожидали наступления сумерек, жгли лампаду под образами, молились, чтобы не забрали Александра Михайловича. Жили они в ту пору на хуторе Плешакове, снимали половину куреня у братьев Дроздовых, Алексея и Павла. Павел пришёл с германской офицером. Братья, как только начались аресты, пропали неведомо куда. За ними уже приезжали из Еланской станицы чекисты, долго, с подозрением расспрашивали Александра Михайловича, кто он таков, потом ушли, перед уходом бросив: «Может, свидимся ещё. » А у отца были теперь основания бояться таких свиданий, даром что не казак. В самом начале 17-го года получил он наследство от матери своей, купчихи Марии Васильевны, урождённой Моховой, да не маленькое — 70 тысяч целковых. Служил в ту пору Александр Михайлович управляющим паровой мельницы в Плешакове, и решил он выкупить её вместе с просорушкой и кузней у хозяина, еланского купца Ивана Симонова. Между тем разразилась Февральская революция”.
— Прочитаем и проанализируем последний эпизод второй книги.
(“. А спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под мохнатым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих краплёных яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперённым крылом”.)
Финал второй книги романа имеет символический смысл. Как вы думаете, какой? Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы. Читая эти строки, мы невольно вспоминаем финал романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»: “Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной природы»; они говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной…”
Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить стихотворением Максимилиана Волошина «Гражданская война». Хотя политические взгляды и эстетические установки Волошина и автора «Тихого Дона» весьма далеки друг от друга, великая гуманистическая идея русской литературы связывает этих художников.
Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные тёмной волей
И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных,
Дворянских разорённых гнёзд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.
В других — лишённых всех корней —
Тлетворный дух столицы Невской:
Толстой и Чехов, Достоевский —
Надрыв и смута наших дней.
Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле.
В других весь цвет, вся гниль империй,
Всё золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
В тех и других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула.
А вслед героям и вождям
Крадётся хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Размыкать и отдать врагам;
Сгноить её пшеницы груды,
Её бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.
И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами”.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
(1919)
Следующая цитата
Цель урока: показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния ее на человека.
- обучающие: формирование у обучающихся целостного представления об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»; закрепление у обучающихся умений синтезировать полученную информацию и делать выводы по поставленной проблеме;
- развивающие: способствование развитию памяти, мышления, познавательной самостоятельности, грамотной речи учащихся; развитие у обучающихся умений работы с художественным текстом, разными источниками информации владения литературоведческой терминологией при анализе ; активизация познавательного интереса к изучению литературы,
- воспитательные: формирование представлений о русской литературе как духовной, нравственной и культурной системе; воспитание у обучающихся любви к отечественной литературе; приобщение учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-погружение.
Оборудование: мультимедийный проектор, диск с фильмом «Тихий Дон», презентация. Методические приемы : повторение изученного материала, анализ эпизодов, использование межпредметных связей с историей (Первая мировая война).
Организационный момент
Актуализация знаний, целеполагание
Звучит мелодия старинной казачьей песни «Не для меня…», на экране картины донской степи.
- Перед нами знаменитый роман М. Шолохова « Тихий Дон», каждая строка, каждая страница которого проникнуты антивоенной темой, призывом ко всему человечеству выступить против всякого рода войн. «Чудовищная нелепица войны» доказывается писателем на протяжении всей книги. Предлагаю эту фразу для определения темы сегодняшнего урока.
- Война — сначала Первая мировая, потом гражданская — антитеза мирной жизни. «Чудовищная нелепица войны» проходит по хуторам и станицам, принося горе в каждую семью. Семья становится зеркалом, своеобразно отражающим события мировой истории.
- Сегодня на уроке мы раскроем страницы романа, повествующие о жизни донского казачества в самые тяжёлые годы - годы Первой мировой и гражданской войн. Итак, март 1914 года. Первая страница романа открывается эпиграфом. Вдумаемся в его содержание. Какова роль эпиграфа в произведении? ( В старинных казачьих песнях, взятых автором в качестве эпиграфа, предворяется рассказ о противоестественной, братоубийственной войне, о трагедии народа, когда не тем вспахивается степь( лошадиными копытами). Не тем засеяна степь(казацкими головами), не тем полита и не тот урожай собран будет. В песнях, сложенных казаками, обозначена противоречивость всего их несчастного племени, племени воинов и земледельцев одновременно, правдиво объясняющая и раскрывающая суть трагедии, то страшное, которое омывается отцовскими и материнскими слезами).
3.Изучение нового материала.
- Вспомним, основные события Первой мировой войны.
А) Рассказ учащегося о некоторых событиях Первой мировой войны.
- Как же влияет война на людей, на их характеры? В центре романа Григорий Мелехов. Именно на его судьбе автор старается проследить судьбу народа, судьбу человека в самые драматические моменты в жизни донского казачества. Образ Григория Мелехова как типической личности как бы концентрирует в себе основной исторический конфликт в книге, именно через этот образ воспринимаем мы и судьбу народа, и судьбу человека в данную историческую эпоху.
- Что можно рассказать о Григории Мелехове , о его чертах характера до всех военных событий? (Это прежде всего хлебороб. Он искренен и честен в мыслях и поступках. У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания ( случай с утёнком на покосе). Он глубоко привязан к дому и к земле. « Моим рукам работать надо, а не воевать»,- говорит он.
И вот 1914 год. Фронт. Первые смерти, - нелепые, навсегда врезавшиеся в память. Никак не совмещаются понятия: растить хлеб – убивать. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Сильнейшее потрясение вызывает у Григория убийство австрийца).
Б) Комментированное чтение ( ч.3. глава 5. …Вдоль железной дороги…)
Убийство человека, даже врага в бою, глубоко противоречит гуманной природе Григория. Это мучит его, не даёт жить спокойно. Так, после расправы над австрийцем появилась на лице очень заметная борозда.
- Кто, на ваш взгляд, является антиподом Григория? ( Если уж говорить о то, как война калечит человека, переделывает его характер, то нельзя пройти мимо такой сцены, где автор рисует страшную
фигуру казака Урюпина по прозвищу Чубатый, который соглашается с тем, что война сделала его сердце волчиным).
- В романе немало батальных сцен. С какой целью автор изображает их?
( Шолохова волнует, что делает война с человеком? Здесь ярко выражен нравственный протест против бессмысленности, бесчеловечности войны.
В части 4 , главе 4 Шолохов пишет: « Как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он своей и чужой жизнью, оттого прослыл храбрым- 4 Георгиевских креста и 4 медали выслужил. Почему? Да потому что берёг свою казачью славу. Шолохов пишет: « Добрым казаком ушёл на фронт Григорий: не мирясь в душе с бессмыслицей войны, он честно берёг свою казачью славу»…
- Какие изобразительные средства использует автор? (Изобразительные средства Шолохова разнообразны: он показывает, как казаки списывают «Молитву от ружья», «Молитву от боя», «Молитву при набеге»; приводит страницы дневника одного из казаков, письма с фронта; лирически окрашены сцены у костра — казаки поют «Поехал казак на чужбину далеку. »; в эпическое повествование врывается голос автора, обращающегося к вдовам: «Рви, родимая, на себе ворот последней рубахи! Рви жидкие от безрадостной, тяжкой жизни волосы, кусай свои в кровь искусанные губы, ломай изуродованные работой руки и бейся на земле у порога пустого куреня!»).
В) Просмотр видеофрагмента «В госпитале».
- Какие качества Григория проявляются в сцене в госпитале? (Гордость, независимость, злость за все, что сделала война, вырвались у Григория в дерзкой выходке (ч. 3, гл. 23).)
- Как отражается война на жизни мирных жителей? Приведите примеры.
(«Чудовищная нелепица войны не щадит и невоенных. Мелеховы получают известие о том, что Григорий «пал смертью храбрых» — «незримый покойник ютился в мелеховском курене». Война разрушает и «незаконную» семью Григория и Аксиньи.)
- « Вот она, шолоховская правда войне. Казачьи воины трупами повисают на проволочных колючих заграждениях. Немецкая артиллерия выкашивает целые полки. Раненые ползают по жнивью. Глухо охает земля, распятая множеством копыт.
Первые удары шашкой по человеку, первые убийства - это остаётся в памяти на всю жизнь. Неизбывна боль и за землю». Вызревшие хлеба топтала конница; там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды».
Всего лишь месяц войны, а как она искалечила судьбы людей! Автор говорит: «Стареют на глазах. Похабничают. Звереют. Сходят с ума».
4. Рефлексия: запись выводов в тетради
Следуя традициям русской литературы, через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления (сцена у костра — солдатская песня) Шолохов ведет к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.
5. Оценивание работы учащихся, домашнее задание (по книге второй) ответить на вопросы:
1. Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков?
2. Новая власть и отношение к ней казаков.
3. Гражданская война как трагедия народа (подобрать эпизоды, подготовить комментарий).
Следующая цитата
В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» описываются две войны: Первая мировая и Гражданская. Обе они демонстрируются как бессмысленные войны, которые приносят людям только беды и несчастья.
Примечательно, что словосочетание «чудовищная нелепица войны» употребил сам Михаил Александрович Шолохов. Оно наблюдается в первой книге, третьей части, двадцать третьей главе романа-эпопеи «Тихий Дон». И на протяжении всего повествования автор будет доказывать, что войны действительно чудовищны и нелепы.
М.А. Шолохов демонстрирует, что многие участники мировой и Гражданской войны не могут понять истину. Они воюют, но не знают, за что борются. В этом проявляется нелепость войны, ведь участники войны должны знать, за что они отдают свои жизни. В то же время в этом заключается чудовищность ситуации: люди погибают, даже не понимая, за какие взгляды и идеалы.
В «Тихом Доне» показано, что многие участники военных событий оказываются втянутыми в войну. Они не хотят участвовать в ней, но обязаны сделать это. Гражданская война заставляет встать на какую-либо сторону, и многие люди, как Григорий Мелехов, мечутся от одних к другим, не имея права остаться в стороне от жестоких кровопролитных событий. Главный герой признается: «Я говорю… что ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться…». Григорий не знает, к кому ему «прислониться», потому что не понимает, на чьей стороне находится правда и истина. В этом незнании и в этом метании заключается нелепость войны.
Чудовищность войны заключается в том, что люди привыкают убивать. Сначала центральный персонаж всего произведения не может позабыть свое первое убийство, однако затем уже не считает количество убитых им. Люди придерживаются мнения, что на войне убитых считать не нужно. С Первой мировой и тем более Гражданской войной меняются нравственные ценности людей, а сами они становятся жестокими и равнодушными. Причем равнодушны они не только к жизням других людей, но и к собственным жизням.
М.А. Шолохов демонстрирует жестокость людей по отношению друг к другу. Когда начинается Гражданская война, сосед встает против соседа, друг – против друга, брат – против брата. Постепенно дружеские и родственные связи не оказывают на людей никакого влияния. Политические воззрения оказываются намного важнее. Люди считают, что убить родственника, который имеет противоположные взгляды, – легко и правильно. Страдают и мирные жители, которые в поте лица трудятся и отдают свои труды и сбережения противоборствующим сторонам. В повествовании подчеркивается, что сердца людей с каждым днем становятся все грубее и грубее, становятся более черствыми и жестокими. Многие пользуются беззаконием, воруют и грабят, убивают невинных женщин, детей и стариков. Подчеркивается, что с происходящими событиями человек «подешевел», что убить его намного проще, чем вшу.
Все вышесказанное подчеркивает чудовищность, жестокость, беспощадность военных действий, их бессмысленность и ненужность.
Читайте также: