Высказывания об инклюзии цитаты

Обновлено: 07.11.2024

Данная тема является очень интересной для анализа и размышления, так как в настоящее время с каждым годом увеличивается число детей нуждающихся в создании особых образовательных условий.

Несомненно, любой человек как социальное существо нуждается в получении образования, шанс на познание себя, других людей и окружающего мира. Именно процесс обучения дает такую возможность человеку.

Конечно, в получении образования для людей с ограниченными возможностями таятся многочисленные трудности, процесс учения не всегда дается им легко, изучение новых предметов в школах, отношение учителей и одноклассников, новая среда, правила и режим дня, все это каждодневное испытание на прочность. Многие нормально развивающиеся ученики не могут адаптироваться к таким условиям, а детям с ограниченными возможностями это дается еще сложнее.

Безусловно, дети с ограниченными возможностями независимо от причины, природы и серьезности отклонений, имеют неотъемлемое право не только на уважение их человеческого достоинства, но и на получение образования, наравне с их нормально развивающихся сверстников.

Поэтому значение инклюзивного образования в современном мире велико. Вообще, под инклюзивным образованием понимают процесс обучения, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования [2].

Инклюзивное образование имеет огромное значение по всему миру, важно в каждой стране. Данную систему образования необходимо развивать, так как в настоящее время появляется все больше детей, нуждающихся в особом подходе не только в получении образования, но социализации к общественной жизни. Для того чтобы любой ребенок с индивидуальными особенностями и возможностями мог обучаться в школе, получая должное образование и внимание, как и все дети, необходимы особые условия, условия нетипичные для наших школ, инклюзивное образование как раз таки дает возможность и условия для обучения детей с ограниченными возможностями [1].

Это условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность [3].

К сожалению, на сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. Общество стало гуманней и детей данной категории стали называть как «дети с особыми образовательными потребностями». С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику.

Инклюзивное образование позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя таким же, как сверстники, позволяет получать не только образование наравне со всеми, но и социализироваться, развиваться, общаться.

1. Бейсенбаева Б. Ж. Актуальность инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы / Б. Ж. Бейсенбаева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф.- Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. - С. 1-3.

2. Носова Т. М. Инклюзивное образование - стратегическое направление современного образования России / Т. М. Носова, В. Г. Шведов, Л. А. Колыванова // Молодой ученый. - 2016. - №16.1. - С. 37-41.

3. Огольцова Е. Г. Развитие инклюзивного образования в России / Е. Г. Огольцова, А. Э. Тимохина, Е. А. Сергеева // Молодой ученый. - 2017. - №50. - С. 249-252.

Публикации по теме:

Организация работы с родителями в современном ДОУ

Организация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Отчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группе

Отчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группе С 1 апреля по 5 апреля 2019года в средней билингвальной группе «Подсолнух» прошла Неделя инклюзивного образования «Равные возможности –.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права»

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права» Со 2 апреля по 6 апреля в младшей группе «Подсолнух» прошла неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». Целью данной.

Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования

Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие "Ловкий грамотей" как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет

Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять.

Эссе «Образ воспитателя в современном кинематографе» Эссе «Образ воспитателя в современном кинематографе» Назарова Т. А. Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его.

Следующая цитата

Сейчас происходят изменения в системе отечественного образования: возникают новые его формы – интегрированное и инклюзивное образование.

У них инклюзивное образование, это православный детский сад, платный.

Например: разъясняет правовое положение организаций, осуществляющих образовательную деятельность; вводит новые организационно-правовые формы образовательных организаций и их типы; определяет новеллы – инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа, присмотр и уход за детьми, конфликт интересов педагогического работника и др.

Следующая цитата

Еще одной серьезной проблемой Олег Смолин назвал отсутствие единой системы финансирования школ, практикующих инклюзивное образование. По его словам, в регионах различия в финансировании школ, где учатся дети с разными формами инвалидности, доходят до 10 раз. «На территории страны должна быть единая образовательная политика, государство обязано это контролировать», – уверен депутат. Здесь же очень важно соблюдение существующего закона, в котором говорится, что право выбора образовательного учреждения остается за родителями ребенка, идет ли речь об общеобразовательном или коррекционном учреждении. Однако нормы эти, хотя и прописаны формально, реально не исполняются, рассказал Смолин.

«Ключевая проблема – это псевдоинклюзия, то есть профанация инклюзивного образования, – заявил Олег Смолин. – Этого ни в коем случае допустить нельзя». На примере Москвы депутат рассказал, как сократилось число коррекционных учебных заведений, и сообщил, что в регионы было направлено письмо Минобразования о том, чтобы коррекционные учебные заведения не закрывались, а становились ресурсными центрами, помогающими общеобразовательным школам перейти к инклюзивному образованию. Смолин вновь напомнил девиз международного движения людей с инвалидностью – «ничего о нас без нас!». «Только с учетом мнения родителей детей с инвалидностью, общественных организаций людей с инвалидностью можно принимать какие-либо решения о ликвидации или реорганизации коррекционных школ, – сказал Олег Смолин. – Закрыть или реорганизовать коррекционную школу можно лишь с согласия родителей, по их доброй воле, а не чтобы отчитаться. Мы сейчас готовим соответствующие предложения в законопроект».
Говоря о необходимости специальных образовательных программ и специально подготовленных педагогах, депутат признал, что не все и не сразу будет получаться. « Однако опыт не появится, пока в школах не появятся дети с инвалидностью », – уверен Смолин.
Среди вопросов, которые были заданы ведущим первого модуля конференции, – о тьюторах, системе их подготовки и обучения. Евгений Сильянов сообщил, что Минтруд объявил конкурс на разработку профессионального стандарта этой деятельности, потом этот стандарт должен быть утвержден и лишь после этого начнется систематическая подготовка кадров. По мнению участников конференции, пока идет весь этот процесс, неплохо было бы поддержать инициативы общественников и родительских организаций, готовых уже сейчас предоставлять тьюторов тем, кто в них нуждается.

И еще много интересных высказываний у него.

Конечно, у людей должен быть выбор. То, что открываются ресурсные классы, это не значит, что всех поголовно детей с аутизмом нужно отдавать только туда. Возможно, какие-то родители решат, что ребенку будет лучше в коррекционной школе.

Олег Смолин прав.

Побольше бы таких депутатов, которые действительно что-то делают для общества, а не только ставят галочку, что "инклюзия благополучно введена".

Следующая цитата

С недавнего времени в нашем школьном образовании появилось такое понятие, как «инклюзия». Это такая штука, когда все дети, независимо от их физических, психических и интеллектуальных способностей, учатся в одних классах вместе со своими обычными сверстниками. Главная цель предоставление равных возможностей всем детям при получении школьного образования.

Инклюзия начала внедряться относительно недавно, до этого в каждой школе имелся т.н. коррекционный класс со специально обученным и подготовленным педагогом. Сейчас же такие классы упразднены, а все «особенные» дети распределены по обычным классам.

Инклюзия в Германии. Источник фото wertewandelblog.de Инклюзия в Германии. Источник фото wertewandelblog.de

Конечно, обеспечить всем равные возможности это благородная цель не нужно ущемлять человека только за то, что у него определённые проблемы со здоровьем. Но остаётся вопрос а эффективна ли сейчас организована т.н. инклюзия в наших российских реалиях и работает ли она как следует? Ведь это не так просто, так как согласно принципам инклюзивного образования:

  • Все «особенные» дети имеют право учиться в обычной школе в общем классе со сверстниками;
  • Все дети («особенные» и обычные) учатся на уроках одновременно ;
  • В помощь обычному учителю должен быть приставлен тьютор (tutor, в переводе с английского означает «наставник», «опекун»);
  • Также в школе должен иметься штат других специалистов: логопедов, психологов, дефектологов и других специалистов, готовых оказать помощь детям.

Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, я затронул эту тему с учительницей, отдавшей школе 50 лет, из которых 11 она преподавала в коррекционных классах. Как оказалось, к инклюзии её отношение строго негативное.

Перво-наперво всё упирается в «особенных» детей. Как правило, нет никаких проблем в обучении тех, кто имеет проблемы с физическим здоровьем, однако подавляющее большинство «особенных» это те, у кого имеются проблемы с психикой или интеллектом. И нахождение таких учеников в обычном классе это крайне рискованное дело:

  1. Их поведение часто сильно отличается от сверстников, и это может привести как к травле «особенных» детей, так и к террору в отношении «обычных». Как итог, «особенные» всё равно обосабливаются от остального детского коллектива и они не становятся его частью.
  2. Это вытекает из первого, «особенные» ученики дают плохой пример поведения на уроке и переменах для обычных детей. Мальчик Коля во время урока кричит, прыгает, «пускает пузыри», но при этом он «такой же, как все». Так почему ему можно, а мне нельзя?
  3. Поведение «особенных» зачастую мешает самому учителю вести урок, которому также нужно следить за всем классом.
  4. «Особенным» детям тяжело поспевать за школьной программой и учителю нужно готовить что-то отдельное и для них.

И тут может вмешаться сторонник инклюзии и сказать, что в помощь педагогу должен быть приставлен тьютор и психолог! И тут скрывается главная проблема, почему сейчас инклюзия в школе не эффективна — оторванность всех наших школьных реформаторов от реальной жизни.

Возьмёт для примера одну из двух моих школ: единственная в райцентре, около 250 учеников (30 лет назад было за 800). Острая нехватка учителей (о чём я уже неоднократно писал: раз два три ), а средний возраст имеющихся педагогов далеко за 50. В школе обучается примерно два десятка учеников, имеющих проблемы с психикой, размазанных тонким слоем по всем классам школы. Вопрос: где на всех этих детей найти тьюторов и психологов, если банально не хватает простых учителей?

Что до детей с проблемами физического плана, то для них тоже нет специалистов. И не только логопедов и дефектологов, в сельской местности уже банально нет обычных врачей.

В результате, учителю в одиночку надо успеть и за обычными детьми последить, и «особенному» что-то задать, и при этом вести документацию на обе группы детей. Разумеется, учитель не успевает делать качественно ни первое, ни второе. От такого страдают уже все ученики в классе.

Поэтому педагог с 50-летним стажем и жалеет, что закрыли коррекционные классы в школе. В них «особенные» ученики обучались отдельно, им никто не мешал, они тоже никому не мешали. Дети общались в своём кругу, дружили и помогали друг другу. Но такие «особенные» ученики не были в изоляции от остальной школы: например, они свободно участвовали в общешкольных мероприятиях.

Работающий с только с коррекционным классом учитель мог сосредоточиться только на «особенных» детях и учитывать специфику каждого из них. Такие классы эффективно работали: многие ученики стали достойными людьми, зарабатывающими на жизнь своим трудом. Инклюзивное образование такого результата дать не может.

Таково мнение педагога, много лет отдавшего школе и проработавшего 11 лет с коррекционными классами. Мне тут остаётся только согласиться. Раньше существовала советская система образования, со своими разработками, методиками, особым подходом и научными трудами. И вместо того, чтобы развивать такое уникальное наследие, всё выбросили на помойку, взамен внедряя разработки и методики западных стран без учёта российской действительности.

Прочитал несколько статей и материалов сторонников инклюзивного образования в российских школах. В том числе от людей серьёзных и при должностях. Много фантазий и выдавания желаемого за действительное, никак не пересекающихся с реальностью. Увы.

Поэтому сейчас от инклюзии в нынешнем её виде тяжко всем:

  • Учителя вынуждены делать двойную работу и разрываться между несколькими группами учеников;
  • Трудно «особенным» ученикам, так как они фактически лишены возможности получить адекватное образование;
  • В тяжёлом положении находятся и их родители (да, они тоже заложники ситуации!), потому что у них фактически нет выбора куда устроить своего ребёнка: коррекционные школы «оптимизированы» и закрыты, коррекционные классы упразднены, остаётся только вот такой их инклюзивный заменитель;
  • И обычным детям тоже трудно по понятным всем причинам.

Вот такой пока неутешительный итог ещё одной реформы в нашем образовании. Если бы реформаторы более адекватно оценивали реальность, то может быть всё сложилось по-другому.

Ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал! Спасибо за уделённое статье время, удачного вам дня!

Читайте также: