Выберите цитаты нужные для характеристики героя
Обновлено: 06.11.2024
Простакова. Принцип говорящей фамилии.
Цитаты: Деспотична: "Я люблю, чтоб и чужие меня слушали", "то бранюсь, то дерусь: тем и дом держится". Необразованна: "Я могу письма получать, а читать их велю другому". Считает, что дворянин волен "слуги высечь".
Скотинин. Принцип говорящей фамилии (от слова "скот").
Цитаты: "Люблю свиней, сестрица". Деспот: "Сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду".
Митрофан. Избалованный, капризный. Невежда: "Не хочу учиться, хочу жениться". Цыфиркин о Митрофане: "Бьюсь с ним третий год: трёх перечесть не умеет".
Стародум: "От роду язык его не говорил "да", когда душа его чувствовала "нет". Добивается всего честно, своим трудом, "без подлой выслуги, не грабя отечества". Отношение к власти: "Великий государь есть государь премудрый". Отношение к богатству: не тот богат, кто прячет деньги "в сундук", а тот, кто помогает тому, "у кого нет нужного". Воспитание: отец говорил Стародуму: "Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время".
Правдин: говорящая фамилия. "Я называюсь Правдин, чтобы вы дослышали". Осуждает тех, кто "имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно".
Милон: жених софьи, храбрый офицер. По его мнению, судья, который "отдал справедливость беспомощному" - герой.
Софья: говорящее имя. В переводе с греческого - "мудрость".
Уважает старших: "Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться."
Прочти произведение
Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.
Следующая цитата
«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
«Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался».
Стремление к знаниям
« Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея».
«Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. Наказание превращалось в удовольствие. Меня еще подстегивало самолюбие: не получалось — получится, и получится — не хуже, чем у самых лучших. Из другого я теста, что ли?»
Нравственная стойкость (преодоление голода, упорство в учёбе и в играх и др.)
«Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой. Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня. При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной».
«Я добился того, что из десяти бросков три или четыре угадывали точно на деньги».
«Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит».
«Она сделала еще попытку посадить меня за стол — напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых".
Стремление к правде и справедливости
«Не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?»
«Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками».
«Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство - от противного».
Чувство собственного достоинства
« Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали. Меня зудило посмотреть, как отнесутся к моему появлению Вадик и Птаха и как смогу держать себя я».
«Лидия Михайловна уже ушла. Ничего, найдем, знаем, где живет, бывали. Значит, вот как: не хочешь садиться за стол — получай продукты на дом. Значит, так. Не выйдет. Больше некому».
«Мы договорились расплачиваться по окончании игры, но, если дело и дальше так пойдет, моих денег уже очень скоро не хватит, их у меня чуть больше рубля. Значит, за рубль переваливать нельзя — не то позор, позор и стыд на всю жизнь».
«Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш. Я никогда не напрашивался на игру, Лидия Михайловна предлагала ее сама».
Гордость и застенчивость
« От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное — от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся».
«И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать».
«Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит».
Терпение, умение переносить боль и обиды
«В конце концов я не выдержал и спустился к ним. Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали».
« Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду».
«Обида перехлестнула во мне страх ничего на свете я больше не боялся. За что? За что они так с мной о? Что я им сделал?»
« Я старался только не упасть, ни за что больше не упасть, даже в те минуты мне казалось это позором».
«…Нет, с таким позором и домой нельзя. Другое дело — если бы я сам бросил школу…Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел, а тут и вовсе меня станет чураться каждый. Нет, только не так. Я бы еще потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя».
Неприятие обмана и предательства
«Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И, только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи — так что слышал, наверное, весь поселок:— Переверну-у-ул!»
«И тут я неожиданно заметил, что Лидия Михайловна и не старается вовсе у меня выигрывать. При замерах ее пальцы горбились, не выстилаясь во всю длину, — там, где она якобы не могла дотянуться до монеты, я дотягивался без всякой натуги. Это меня обидело, и я поднялся.— Нет, — заявил я, — так я не играю. Зачем вы мне подыгрываете? Это нечестно".
«Вот это да! Учительница, называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да еще и смеется надо мной. За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподает, называется. Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется».
Цитаты
Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.
Следующая цитата
Одно из наиболее значимых умений по литературе - это умение давать характеристику литературному персонажу. Необходимым условием для этого является знание текста. Обязательно используйте цитаты в качестве аргументов. Не путайте характеристику с пересказом событий, в которых участвует герой произведения.
Примерный план характеристики
1. Внешний вид, возраст.
2. Социальное, материальное положение.
3. Занятия, привычки, образ жизни.
4. Яркие черты характера, поступки, отношения с людьми.
5. Мнения других персонажей об этом герое.
6. Особенности речи.
7. Свое мнение о персонаже.
1. Описывая внешность литературного героя, отметьте главные, яркие черты лица, фигуры; подумайте, с какой целью автор выделяет именно эти особенности внешности (например, глаза – это отражение внутреннего мира, «зеркало души»; внушительная фигура – солидный, значимый человек). Здесь можно увидеть и отношение автора к своему герою. Обратите внимание на одежду: она расскажет нам о социальном, материальном положении персонажа, о его профессии или занятии, некоторых привычках. Возраст можно указать приблизительно, если в тексте нет точных сведений.
2.Определите происхождение героя, из какой он семьи (дворянин, купец, мещанин, выходец из народа и т.д.); какое положение он занимает в обществе; каково его материальное положение (это накладывает отпечаток на его внешний вид, образ жизни, привычки, манеры и речь).
3. Образ жизни героя складывается из его профессии (ремесла), повседневных занятий, привычек; из того, где, как и с кем он проводит время. Социальное и материальное положение также влияют на образ жизни (например, беззаботная жизнь дворян зачастую показана бесцельной, пустой, приводящей к вырождению). Часто в тексте романов и повестей можно встретить подробное описание жизни персонажа или его прошлого; в пьесах герои сами рассказывают о своем прошлом, о каких-либо важных моментах в судьбе. Отметьте главные события в жизни героя, определите, как они отразились на его характере (например, из-за трагедии с близким человеком персонаж рано состарился, потерял вкус к жизни, не общается с людьми).
4. Описывая характер героя, обратите внимание на основные, определяющие черты, но не стоит пренебрегать и мелочами: некоторые детали могут рассказать о герое многое (например, любовь к поэзии свидетельствует о мягкости, чувствительности, романтичности, и это, в свою очередь, определяет такие качества характера, как нерешительность, безответственность, слабость). Некоторые поступки и их мотивы определяют суть литературного образа, позволяют понять замысел автора (например, лживость персонажа или его честность накладывают отпечаток на всю его жизнь, определяют его положение в семье и обществе).
Мечты и планы героя показывают его место в жизни, его отношение к жизни и людям, а также помогают понять его натуру (например, хочет принести пользу обществу – это человек благородный, бескорыстный, не эгоистичный).
Дела и поступки персонажа раскрывают его характер с разных сторон. Таким образом, чем полнее и многостороннее будет характеристика, тем глубже вы раскроете литературный образ и поймете идею автора.
5. Мнения других героев о персонаже помогут лучше охарактеризовать его, определить взаимоотношения действующих лиц, и, как следствие, осознать конфликт произведения (например, негативное мнение, насмешка, неприязнь приводят к ссорам, дуэли). На протяжении произведения мнения могут меняться, и это связано с изменениями самого персонажа. Противоречивые мнения – это отражение отношения разных героев к персонажу (отношения друзей или врагов, близких людей или малознакомых).
6. Чтобы понять особенности речи персонажа, необходимо выбрать из всего текста наиболее характерные высказывания, часто повторяющиеся или подобные слова и выражения. В них раскрываются различные стороны характера героя (например, много междометий, ласковых слов с уменьшительными суффиксами свидетельствуют об эмоциональности, впечатлительности; грубые слова, ругательства – о невысоком уровне образованности, неуважении к людям).
Работая над речевой характеристикой, не забудьте обратить внимание на знаки препинания, интонацию, темп речи; подумайте, какие чувства передаются с помощью восклицательных, вопросительных знаков, многоточия; что значит медленный и плавный темп речи или, наоборот, отрывистый и резкий. Отметьте стилистически окрашенную лексику (книжные слова, поэтические выражения, разговорные или просторечные средства); эмоциональную и оценочную лексику (например, воришка, недотепа, раскрасавица, личико и др.).
Речевая характеристика дополняет образ, по ней можно судить об образовании героя, о его взаимоотношениях с людьми, о его настроениях и чувствах. Как и внешний вид, речь персонажа – это его своеобразная визитная карточка.
7. Завершая составление характеристики, выскажите свое мнение о персонаже, проанализируйте его взгляды, поступки (какие из них, по-вашему, являются определяющими чертами его характера, за что его можно уважать, в чем можно упрекнуть и т.п.). Также отметьте взаимоотношения героя с другими действующими лицами, сделайте вывод о роли этого персонажа в развитии конфликта произведения.
Не бойся своих мыслей
Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.
Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Следующая цитата
Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.
Проанализируй и выбери самое важное
Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.
Что значит «характеристика литературного героя»?
Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.
Во время чтения произведения очень удобно иметь при себе карандаш и выделять ключевые места в тексте, которые понадобятся при анализе литературного героя. Если читаешь произведение в электронном варианте, достаточно помечать в блокнот номера страниц
Анализ героя литературного произведения: план характеристики
Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.
Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?
Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).
Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.
Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?
Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.
Взять хотя бы «говорящую» комнату Родиона Раскольникова
Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит
Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?
Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?
Мир чувств героя . Что можно сказать про отношения героя с окружающими его людьми? Какие у него внутренние переживания, чувства? Что вызывает у персонажа наиболее сильные эмоции?
Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?
Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.
Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?
Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие
Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.
Можем вспомнить Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя, который хоть и был помещиком, а больше походил на старуху-ключницу или и вовсе нищего, который с болезненной маниакальностью собирает у себя дома всякий хлам.
Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?
Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.
Анализ готов, приступаем к технической части.
Как написать сочинение-характеристику литературного героя
Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.
Читайте также: