Всеволод слово о полку игореве характеристика цитаты

Обновлено: 18.05.2024

«Слово о полку Игореве» было создано еще в XII веке. Произведение написано в стихотворной форме и рассказывает о том, как Новгород-северской князь Игорь Святославич отправился в неудачный поход на половцев, а потом попал в плен. Примечательно, что «Слово» имеет отсылки к мифологии и даже элементы фантастики, хотя на основные события все основаны на реальных фактах. Битва, упоминаемая в «Слове», действительно произошла в 1185 году, и имела те последствия, которые описаны в произведении.

Вам нравится это произведение? Да, очень! Читал, но с трудом - скучно Нет, конечно же. Просто приходится ради учебы Я бы лучше написал Проголосовало: 24

Давайте поближе познакомимся с героями «Слова о полку Игореве» и их реальными прототипами (ведь мы все же воспринимаем «Слово», в первую очередь, как художественное произведение, а не летопись).

Содержание

Семейное положение и обстановка, в которой живет

О семье Всеволода в поэме ничего не сказано, но из исторических источников известно, что он женат. Его супруга – это Ольга Глебовна (она приходилась внучкой Юрию Долгорукому), у них был сын Святослав Всеволодович, в дальнейшем ставший князем Трубчевским.

С Новгород-Северским князем Игорем Всеволода связывают близкие отношения. Они братья и, в отличие от многих других князей, никогда не выступают друг против друга. Оба князя ценят эти отношения, поэтому Игорь даже приглашает Всеволода и его дружину в поход, отказавшись от прочих союзников.

Цели жизни и интересы

В исторических летописях князь Всеволод не отмечается как значимая личность. Известно, что он постоянно участвовал в походах на других князей и на половцев, а со своим братом Игорем поддерживал постоянные союзнические отношения. Однако заметных деяний и реформ за время правления Всеволода так и не произошло. Тем не менее, летописцы описывали его как доброго и удалого человека, имевшего внушительную внешностью и открытую к окружающим душу. Возможно, именно поэтому у Всеволода не было столько амбиций, как у Игоря, и он ограничивался поддержкой старшего брата (в том числе и в неудачном походе 1185 года).

Главные герои

Действие «Слова» охватывает события нескольких дней, в которые князь Игорь отправляется в военный поход на половцев, терпит поражение и попадает в плен, а потом из него сбегает. Таким образом, именно Игорь является центральным персонажем произведения. Однако он не единственный, кто сопровождает читателя на протяжении всего «Слова»: другой персонаж, который появляется даже чаще Новгород-Северского князя – это автор.

Общественное положение

Всеволод Святославич – князь, который владеет Курском и Трубчевском. Он мудрый правитель, которого любит народ, а также отважный воин, вселяющий страх врагам. Как и все князья, он находится в подчинении у Великого князя Киевского. Всеволод неоднократно выступал против других русских князей, так как хотел захватить их земли или не был согласен с их решениями.

Великий князь Киевский Святослав осуждает поступок Всеволода (безрассудный поход на половцев в 1185 году), но при этом не гневается на него по-настоящему, так как сочувствует своему соотечественнику.

Речь героя

Второстепенные герои

Пусть «Слово» у нас именно и по полку Игореве, но помимо Новгород-Северского князя в произведении также встречаются еще несколько значимых персонажей. Это также князья (в том числе и родственники Игоря), жена Игоря и половецкие ханы.

Отношение автора к походу Игоря

Восхищаясь мужеством Игоря, Всеволода и всего русского войска, автор тем не менее осуждает организаторов похода. Прежде всего за то, что в поисках личной славы они поставили свои интересы выше интересов Русской земли. Они погубили войско и принесли горе женщинам, которые потеряли в сражении сыновей, мужей, братьев.

Они свели на нет результаты предшествующих победоносных походов под предводительством Святослава Киевского, открыв половцам дорогу на Русь.


Так Игоpева песнь изобpажает нам,

Что душу подавал Гомеp твоим стихам;

В них слышны, кажется мне, песни соловьины,

Отважный львиный ход, паpения оpлины.

Важно

, в частности, о неудачном походе новгоpод-севеpского князя Игоpя на половцев в 1185 г., а пpи описании пpавления Ивана III, под 1472 г.

Совет

Мстислав ходил походом на касогов; что Pедедя был касожским князем, котоpый пpедложил Мстиславу pешить исход битвы единобоpством между ними. Мстислав согласился. Князья начали боpоться, Мстислав стал изнемогать, но ему удалось бpосить пpотивника на землю и нанести удаp ножем. Pусский князь вышел победителем 9.

Комментаpий не потpебовал от пеpеводчиков XVIII в. больших усилий. Летописная статья 1022 г. была единственной, котоpая повествовала о гибели Pедеди. Она читалась во многих pусских сводах, и пеpесказать ее не составляло особого тpуда. Что касается дpугих лиц и событий XI в.

В виду имеются походы внука Яpослава Мудpого князя Олега пpотив сына и внука того же Яpослава Всеволода и Владимиpа Мономаха. Пеpвый поход имел место летом 1078 г., когда Олег со своими союзниками pазгpомил Всеволода Яpославича на p. Соже и занял Чеpнигов, бывшее владение своего отца.

Обратите внимание

Таким обpазом, хpонологический диапазон этих пpипоминаний оказывается достаточно шиpоким: с 1022 г. по 1097 г., т. е. тpи четвеpти века.

Тем самым подчеpкивались и гpомадное значение для pусской культуpы памятников pаннего летописания, и шиpокая обpазованность твоpца замечательной поэмы. Однако такая высказываемая из благих побуждений мысль имеет и свою отpицательную стоpону. Когда в сеpедине XX в.

Князь Владимир Игоревич

Сын князя Игоря. Появляется в произведении мало, но читатель может сделать вывод о том, что он много значит для отца – ведь его в отмщение Игорю половцы хотят либо убить, либо женить на свой соотечественнице. Когда Игорь бежит из половецкого плена, он оставляет Владимира у врагов.

В «Слове» об этом не говорится, однако настоящий Владимир Игоревич благополучно вернулся из плена, а потом и вовсе женился на дочери своего врага Свободе (после принятия христианства ее вторым именем стало Настасья). В дальнейшем он сменит отца и станет Новгород-Северским князем, а жена-половчанка родит ему двоих детей.

Следующая цитата

Тема единения русских князей, тема патриотизма звучит в золотом слове Святослава, Киевского князя. Образ и характеристика Святослава в поэме «Слово о полку Игореве» создан на основе реальных исторических фактов. Боль за распадающуюся на части страну звучит в словах автора. Его идеи доносит до читателя Киевский князь.

Биография и исторические данные

Святослав – известная историческая личность. Он продолжатель рода великой династии киевских князей. В реальности Святослав является двоюродным братом Игорю и Всеволоду. В переводах текста «Слова…» часто звучит по отношению к нему эпитет «отец». Спорить с таким определением не стоит. Князь Киева – отец всем князьям Руси. Отеческая нежность чувствуется в каждом обращении к молодым дружинникам: «сыны», «дети», «любимые чада». Это не кровное родство, а иерархическое. Святослав старше и мудрее. Он сумел объединиться с Рюриком, выступил против половцев, одержал победу и привел к мирному существованию Руси с 1181 по 1194 год. По мнению исследователей, жизнь Святослава была «бурной» и яркой. Во времена похода Игоря киевскому князю около 60 лет. Это доказывается и словами текста:

«серебряным сединам», «диво ль старцу…».

Настоящий патриотизм

Образ князя светлый и добрый. Он олицетворяет истинный патриотизм. Святослав обращается к князьям с призывом объединиться и остановить набеги половцев на русские земли. Русь для Святослава – это гнездо. Такое сравнение дает новые характеристики, не привычные для поэтических текстов. Гнездо – это дом птиц. Для Святослава все его князья – дети, они улетают в свои земли, там строят уже свои гнезда. Князья подчиняются верховной власти, но они свободны в решениях, мыслях, делах. Святослав сравнивает себя с соколом. Он «заставил птиц высоко лететь», но не даст в обиду свое «гнездо»- всю Русь.

Святослав сразу понял, в чем ошибка молодых князей.:

«…не ждал я зла такого…», «что… вы, дети, натворили мне…» Князь «изронил свое золотое слово», с болью и слезами смешанное. В речи Святослава есть укор, горечь, обида, но главное не в этих чувствах. Он ищет выхода из поражения Игоря. Призывает к битве. Для князя сейчас важнее всего вернуть былую крепость границ Руси, славу непобедимости русского духа. Киевский правитель грозен с врагами. Он «устрашил их сильными полками». Сейчас требует от молодых того же. Еще один эпитет, которым характеризует автор Святослава – умиротворенный. Все поэты-переводчики пытаются донести до читателя это качество. Князь Киева спокойный и уверенный. Он знает, что его слово будет услышано. Именно поэтому и звучит его обращение к князьям. Цель Святослава – сделать жизнь на Руси безопасной, мирной и спокойной.

Причины похода Игоря и Всеволода

Чтобы понять причину, побудившую русское войско выступить в поход, надо знать о весьма своеобразных отношениях между русскими и половцами.

Русские князья роднились с половецкими ханами, беря в жены ханских дочерей. Некоторые русские князья в войне с соседскими княжествами звали половцев в качестве союзников.

На ранних сроках своего княжения Игорь в союзе половцами разорял русские города.

Но затем Игорь осознал, насколько пагубно для Руси такое поведение князей, и решил искупить свою вину. В 1183 и 1184 году объединенными силами русских князей половцы были разбиты.

Игорь не смог принять участия в этих событиях, так как опоздал.

Игорь переживал, что не смог доказать свою преданность союзу русских князей против половцев, поэтому при поддержке младшего брата Всеволода он вместе с сыном Владимиром и племянником сам отправляется в поход.

Он любит брата, гордится им, готов по первому зову откликнуться на его призыв. С Игорем его связывают узы не только кровного, но и воинского братства.

Обратите внимание

Первую битву и победу автор описывает очень коротко, зато битва, произошедшая утром следующего дня, описана очень ярко и выразительно.

Как настоящий богатырь бьется Всеволод, в азарте боя не чувствуя ран, не щадя ни своей жизни, ни жизней своих врагов, он как гроза носится по полю брани, сверкая золотым шлемом, и там, где он проскачет, там остаются лежать головы половецкие.

Князь Игорь Святославич

Князь Игорь – самоотверженный и храбрый, искренне любящий свою родину, но он не всегда поступает разумно. На момент «Слова» он был князем всего несколько лет, и, возможно, ему просто не хватало опыта, о чем как раз говорит Святослав. Также можно сказать, что Игорь действует очень самоуверенно, хотя до этого он уже не раз участвовал в битвах и знал, как много значат объединенные силы.

Несмотря на то, что этот поход на половцев нельзя назвать продуманным поступком, на родине Игоря искренне любят. Вся Русь вместе с его женой ждет его возвращения и ликует, когда князю удается благополучно добраться домой.

Природа

Мы не можем говорить о природе как о конкретном персонаже «Слова о полку Игореве», однако ее присутствие мы можем увидеть на протяжении всего действия. Например, природа подает дурные предзнаменования выдвинувшийся в поход дружине, после ее поражения – слышит плач жены Игоря и откликается на него, а потом помогает русскому князю вернуться на родину.

Грозный воин и мудрый правитель

Исторические сведения больше говорят о мудрости князя. Он не так жесток, как Иван Грозный. Некоторые источники вообще называют его слабейшим из правителей. Другие отводят ему другую роль – крупная фигура истории Руси. Литературоведы спорят с историками. Чувствуется идеализация образа автором «Слова…». Возможно, автор был близок Святославу, входил в круг княжеского окружения. Этим и объясняется необъективность трактовки образа князя. Но никто не может отказать Святославу в мудрости государственного деятеля. Князь обращается не к одному, а ко всем русским правителям. Он в каждом находит зерно патриотизма, напоминает о подвигах и мудрых решениях. Ярослав грозен и силен, его войска могли воевать без щитов. Выхватив ножи из голенища. Владимир дрался, не замечая ран на теле, под его саблей падали обезглавленные половцы. Владимир может шлемами вычерпать Дон, веслами разбрызгать Волгу. Бесстрашные Рюрик и Давыд, с железными полками Осмомысл Ярослав, отважные Роман и Мстислав – все прозвучали в речи князя. Несколько раз повторяет Святослав призыв к единению «За Русскую землю». Святослав видит, как стяги (знамена) плещут вместе. Хочет он, чтобы копья пели вместе и блистали в одном строю. Удивительно то, что не только автор, но и Боян поют одну песню. Они все «радеют» за единство княжеств, за сильную крепкую Русь.

Текст «Слова…» наполнен верой в силу Всевышнего. Святослав так связан с князьями, что он видит вещий сон об их поражении. В сне все происходит с ним: балка в потолке трещит, его готовят к похоронам. Так воспринимать горе других может только добрый и мудрый правитель. Святослав в тексте литературного произведения именно такой.

Внешность и манера держаться

Всеволод обладает яркой и грозной внешностью. Он более высокий и мускулистый, чем его брат: образ Всеволода нагоняет страх на врагов и вдохновляет на бой русские дружины. Мужественность князя сильно выделяется на фоне его молодого образа. Можно сказать, что в том числе и за внешность он получил от автора сравнение с диким и яростным быком. Образ Всеволода – это собирательный образ настоящего русского мужчины, бесстрашного воина и полководца.

Отношение других лиц к герою

В «Слове» немного упоминается об отношении к Всеволоду других персонажей. Известно, что князь Игорь искренне любит младшего брата и переживает о том, что может потерять его в бою. Великий князь Киевский Святослав сокрушается о том, что Всеволод поступил неразумно и ввязался в неравную битву, погубившую множество русских душ. Также известно, что полк князя Трубчевского и Курского уважает своего правителя настолько, что не отступает даже перед большим численным перевесом половцев.

В то же время, несмотря на то, что «Жалко Игорю брата терять», главный герой все равно убегает из половецкого плена в одиночестве. Всеволод (также как сын и племянник Игоря) остается у врагов, и его жизнь подвергается риску. В «Слове» не описывается, что чувствовали покинутые князья и как именно они добрались на родину, но для Всеволода и Владимира все закончилось благополучно (в то время как племянник Игоря, князь Святослав Ольгович, скорее всего, погиб в плену). Несмотря на то, что Игорь оставил Всеволода среди врагов, тёплые отношения между братьями сохранялись – в дальнейшем они продолжали отправляться в походы на врагов плечом к плечу.

Следующая цитата


«Слово о полку Игореве», несмотря на небольшой объем, — произведение густо­населенное.

Древнерусские князья, их доблестные ратники, женщины, среди кото­рых незабываемая Ярославна, старики, дети — с одной стороны, а с другой — поло­вецкие воины, хан Кончак, осторожный Гза и другие.

И все это — живая Киевская Русь, которая трудится, воюет, страдает, скорбит, радуется, размышляет о жизни, славит героев.

На переднем плане поэмы, как на живописном полотне, три русских князя, к мыс­лям и поступкам которых неотрывно приковано внимание читателя. Это молодые Игорь и Всеволод и старый, мудрый Святослав, князь Киевский. Противопоставление нео­пытных, горячих братьев и Святослава, защитника общерусских интересов, взгляды которого разделяет автор, и составляет идейный центр произведения.

Обратите внимание

Герои «Слова» изображены своеобразно, непривычно для нас: не показан их вне­шний облик, не рассказана история их жизни, но это не мешает нам представить себе древнерусских витязей, понять причины их поступков. Вот перед нами Игорь — удель­ный князь Новгород-Северский. Это храбрый воин, патриот русской земли.

Коротко и убедительно объясняет он своей дружи­не цель похода — «копье преломить в конце поля половецкого», то есть окончательно разбить кочевников. Не богатства, добываемые в боях, интересуют его, а военная сла­ва.

После разгрома половцев в первом бою он берет себе лишь воинские знаки побеж­денных врагов: «красный стяг, белую хоругвь, красный бунчук, серебряное древко». Однако автор не скрывает и отрицательных черт Игоря: он честолюбив, тщеславен и эгоистичен, не считается с общерусскими интересами и наносит вред общему делу.

Это типичный русский князь конца XII века. Мы не можем не восхищаться Игорем, когда видим его в бою, когда он отказывается от примирения с врагом и, рискуя жизнью, бежит из плена. Но мы осуждаем его поведение, навлекшее новые беды на Русскую землю.

Брат Игоря, князь Всеволод, наделен в произведении героическими чертами. Глав­ная его забота и гордость — дружина. «Буй тур Всеволод» воспитал ее любовно и тре­бовательно и считает готовой к решительным боям. Битва — его стихия.

В пылу боя он забывает обо всем: о почестях, богатом отчем доме, о милой жене Глебовне. Всево­лод сражается героически и неутомимо; как былинный богатырь, врезается он в гущу врагов: В то же время это нежный, любящий брат, верный товарищ.

Однако, любуясь Всеволодом, автор не может не осуждать и его за эгоизм и честолюбие, неумение под­няться до понимания общерусских интересов.

Важно

Бояре уважают Святослава и доверяют ему. Автор мечтает, чтобы так относились к князю Киевскому все русские князья, чтобы подчинялись они мудрому, опытному, всезнающему человеку, для которого превыше всего интересы Русской земли.

Свя­тослав — человек большого государственного ума, умеет проанализировать причины поражения Игоря и призывает князей объединиться, чтобы защитить Отечество.

Его «золотое слово, со слезами смешанное», — выражение мудрости и прозорливости вы­дающегося государственного деятеля.

Князь Святослав превосходит других русских князей и как талантливый воена­чальник. Недаром славу ему поют и за рубежами Руси.

Автор видит в Святославе ту реальную силу, которая сможет одолеть врага.

По мнению создателя «Слова», Святослав — идеальный князь, бескорыстный за­щитник общерусских интересов. Вот почему в его «золотое слово» автор вложил соб­ственные мысли, призывая русских князей (он называет многих из них) преодолеть междоусобицы, проявить настоящую государственную мудрость.

На этой странице материал по темам:

  • образы русских князей в ''слове о полку игореве''
  • сочинение образ князя игоря
  • образы русских князей. святослав
  • кратко образ князей в слове о полку игореве
  • образы русский князей слово о полку игореве


Первая битва легко дается русским, и они побеждают половцев. Вторая битва была очень тяжелой, так как против небольшого русского войска билось превосходящее по численности половецкое войско. Бой длился три дня и закончился поражением русских. Погибло практически все войско, и лишь пятнадцати воинам удалось остаться в живых.

Совет

И впервые за многие годы русские князья оказываются плененными, среди них тяжело раненный Всеволод. Победив Игоря, половцы вновь начинают набеги на русские земли, захватывают и берут в осаду несколько городов. После удачного побега из плена Игорь возвращается домой. Через некоторое время на родину вернулся и Всеволод.

Поступки и особенности поведения

Князь Всеволод, в первую очередь – это грозный и отважный воин. Он готов сражаться до самого конца и пугает врагов своей могучей внешностью. Поэтому князь получил прозвище «бой-тур» («яр-тур»), которое в переводе сравнивает Всеволода с яростным, огромным и диким быком.

Автор «Слова о полку Игореве» уважает стремление персонажа сражаться и преданность его дружины. Однако он также упоминает и о недостатках Всеволода. Также, как и Игорь, он соблазнился боевой славой и не захотел делить ее с другими союзниками (а отсутствие единства как раз и привело к поражению русского войска, а потом – к междоусобицам на Руси и грабежам со стороны половцев). В бою Всеволод не помнит сам себя: рассказчик специально останавливается на этом моменте, чтобы продемонстрировать, что для князя Трубчевского и Курского куда большее значение имеет сама битва, а не ее цели и причины.

Судьбы русских людей в “Слове о полку Игореве”


“Слово о полку Игореве” является художественным памятником не только русской поэзии, но всех восточ­нославянских литератур. Открыт он был знатоком рус­ской древности А. И. Мусиным-Пушкиным в начале 90-х годов XVIII века.

Создано это первое дошедшее до нас в позднейших списках литературное произведение прибли­зительно в конце XII в. на основе реальных исторических событий — похода князя Игоря против половецких ко­чевников. Автор “Слова…” неизвестен.

Существует несколько версий, кто же создал это замечатель­ное произведение. Согласно одной, автором был русский воин, дружинник князя Игоря, причем разными учеными приводятся разные имена. Существует и такая версия:. “Слово…” принадле­жит полоцкому (из города Полоцка) участнику похода (т. е. предку белорусов).

И этому есть достаточно доказательств: особое вни­мание к событиям на Полоцких землях (битва на реке Немиге), восхищенье, с которым описан полоцкий князь Всеслав Чаро­дей, хорошее знание географии и реалий Полоцкого княжества.

Важно

Но кем бы ни был автор “Слова о полку Игореве”, важно, что он создал высокохудожественное

произведение, ставшее настоя­щим сокровищем мировой литературы.

В “Слове…” представлены судьбы русских людей разного со­словного уровня и разных удельных княжеств. Наиболее крупно и всесторонне обрисованы образы князей Игоря, Святослава, Всеволода, Всеслава и княгини Ярославны.

Князь Игорь — храбрый и смелый воин. Он разделяет все тя­готы походной жизни с воинами своей дружины. И дружина любит его. У Игоря высоко развито чувство собственного досто­инства. Он считает, что лучше в битве пасть, чем быть в плену.

Но он тщеславен, хочет “копье преломить у края поля Половец­кою”, в одиночку завоевать славу. Несмотря на личную храб­рость, упорство, он терпит поражение в битве с половцами. Его недальновидность дорого обходится Руси: русское войско побеждено, и это “отворило ворота половцам на Русскую землю”. Князь Игорь — человек чести и благородства. Спасая брата Все­волода, он попадает в плен.

С восхищением рисует автор мужественного и отважного Все­волода. Он называет его “буй тур”: “Куда, буй тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие”.

Но, отдавая должное подвигам Игоря и Всеволода, автор “Слова…” с горечью говорит о вине их перед Русской землей, которая страдает от междоусобиц.

Ни одному из князей прошлого не уделил автор “Слова…” столько внимания, сколько полоцкому князю Всеславу. Леген­дарный Всеслав Чародей окружен таинственным ореолом. Автор показывает его необычные способности: ловкость, хитрость, удивительную быстроту передвижения, умение внезапно появ­ляться там, где его не ждут.

Всеслав мог превращаться в волка, за ночь проскакать от Полоцка до Киева (“Ему в Полоцке заут­реню звонили, а он в Киеве звон тот слышит”). Автор рассказы­вает историю Всеслава, вспоминает то время, когда полоцкий князь “коснулся копьем золотого стола Киевского”, т. е. был на киевском престоле не по праву наследования, а как завоеватель. Князь Всеслав был воспет не только в “Слове…”.

Совет

Автор продол­жает традицию вещего певца Бояна, который дал присказку судь­бе полоцкого князя: “Ни хитрому, ни умному, ни ведуну разум­ному суда Божьего не миновать”. Древнерусский поэт говорит, что все несчастья русских земель связаны с княжескими распря­ми.

И даже овеянный легендарной славой Всеслав Чародей стра­дал от междоусобиц, а его внуки “выпали из дедовской славы… крамолами своими начали наводить поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово”.

Образ Всеслава помогает глубже осмыслить прошлое, понять взгляды автора “Слова…”. Трагическая картина битвы на реке Немиге — подтверждение бессмысленности братоубийственной битвы.

“На Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на току жизнь отдают, веют душу от тела. Немига кровавые берега не хлебом были засеяны, засеяны костьми рус­ских воинов”.

История Всеслава предостерегает других князей от междоусобиц.

Выразителем авторской идеи является киевский князь Свя­тослав. Ему принадлежит “золотое слово, со слезами смешан­ное”. В нем Святослав — великий и мудрый политик, обращается к удельным князьям с призывом объединиться против половцев, отомстить “за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святосла­вича”, забыть все прежние обиды и защитить от врагов Русь.

Поистине национальным символом женской верности стал образ Ярославны — жены князя Игоря. Посвященные ей строки наполнены теплотой и нежностью, пронизаны мягким лириз­мом.

Ее плач по мужу — это скорбная песнь не только о муже, но и обо всех русских воинах: “Светлое и пресветлое солнце! За­чем, господин, ты зноем дышишь на воинов моего мужа? В поле безводном жаждою им луки согнуло, тоскою колчаны замкну­ло?” Это одно из самых поэтичных мест “Слова…” Написанный в народно-поэтическом ключе, с обращением к силам приро­ды, плач близок языческим заклинаниям славян.

“Слово о полку Игореве” — это поэма о русских воинах, о княжеской дружине. Они храбры, отчаянны в битве, их не пуга­ют трудности.

Замечательно характеризует своих воинов князь Всеволод: “А мои куряне — ратники бывалые: под трубами по­виты, под шеломами взлелеяны, с конца копья вскормлены, все пути им ведомы, овраги знакомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли заострены; сами скачут, будто серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы”. Для автора рус­ские воины — самое большое богатство, золото, которое князь Игорь “сгубил на дне реки половецкой”. В конце поэмы автор воздает славу не только князьям, но и их воинам.

Поэма начинается со вступления, в котором автор раздумы­вает над тем, какую форму повествования избрать: “по былинам сего времени или по замышлению Боянову”, то есть историче­ски достоверную или иносказательную.

В первой части расска­зывается о природном предзнаменовании неудачного похода Игоря — затмении солнца, о кровавой сечи и пленении Игоря. Идейным центром второй части является обращение князя Свя­тослава к русским князьям. Третья часть — плач Ярославны и возвращение Игоря из плена.

Обратите внимание

Через все произведение проходит поэтический образ Русской земли, который объединяет три части поэмы в патриотическую песнь.

“Слово о полку Игореве” — литературное произведение, но в нем очень сильно народно-поэтическое начало. Оно проявляет­ся в тонких наблюдениях над природой, в ее анимистическом восприятии, в фольклорной образности, в наполненности по – )мы образами и символами славянской мифологии.

В поэме от­разилось переходное состояние славянских народов, когда еще сильны языческие верования, но уже люди ощущают себя христианами.

Именно об этом свидетельствует вся образная система “Слова”, где обращение Ярославны к Солнцу, Ветру не противоречит заключительным словам автора: “Здравы будьте, князья и дружина, борясь за христиан”.

“Слово”, написанное на древнерусском языке, переведено на многие языки мира. Лучшими переводами на русский язык считаются переводы Д. С. Лихачева, Н. Заболоцкого, на белорус­ский — Янки Купалы, Р. Бородулина.

Отношение автора

В поэме можно заметить, что автор относится к Всеволоду с большим уважением, чем к Игорю (хотя тот и является главным героем). Также он выше оценивает таланты Всеволода как военачальника. Это заметно в тех местах, где рассказчик подробно описывает дружину князя Трубчевского и Курского, в то время как воины Игоря, по большей части, остаются за кадром. Последние также стремятся сбежать с поля боя, когда поражение стало очевидным, в то время как дружина Всеволода билась со своим князем до конца.

Русские дружины смогли противостоять врагам несколько дней, несмотря на то, что на стороне половцев был сильный численный перевес. Их храбрость была вдохновлена в том числе и тем, как держался Всеволод. Князь был хорошим стратегом и до последнего старался выйти из битвы с минимальными потерями, однако поражение все равно оказалось удручающим – очень много людей погибло, а правители попали в половецкий плен. Но автор все равно оказывает уважение военным талантам и отваге Всеволода, и призывает читателей сделать то же самое.

Место героя в произведении

Всеволод – это брат Игоря, который поддерживает его идею похода на половцев и присоединяется к нему со своей дружиной. Во время битвы он проявляет чудеса храбрости и отчаянно сражается, даже когда исход становится очевидным и силы половцев значительно перевешивают.

Следующая цитата

В исторической поэме «Слово о полку Игореве» рассказывается о том, как русские князья отправились в поход на половцев. Действие происходи в 1185 году, и русская дружина потерпела поражение. Много воинов погибло, а правители попали в плен.

Главным действующим лицом является Новгород-Северской князь Игорь – именно он был инициатором похода. Ему помогал его сын Владимир, а также князья Святослав Ольгович и Всеволод Святославович. Ниже мы разберем характеристику последнего: как литературного персонажа, так и реально существовавшей исторической личности.

Содержание

Краткая характеристика

Всеволод Святославович – это князь Трубчевский и Курский, брат Игоря (главного героя «Слова»). За отвагу в бою, грозный внешний вид и решительность он получил прозвище Буй-Тур. Но несмотря на всю свою огромную силу, битва с половцами 1185 года закончилась для русских князей поражением. Также, как и Игорь, Всеволод попал в плен к врагам.

Князь Всеволод Святославович умер в 1196 году в Чернигове, через 11 лет после событий, описанных в «Слове». Его смерть была неожиданной, ведь многие полагали, что этот грозный воин погибнет в бою, однако его кончина была мирной (скорее всего, организм князя подкосила болезнь, ведь в XII веке медицина была еще совсем не развитой).

Гзак и Кончак

Это половецкие ханы, которые являются главой вражеского для Руси народа. Они появляются несколько раз – когда собирают орду для защиты своей земли от русского набега, в воспоминаниях о битве с половцами князя Ярослава и после побега Игоря из плена. Оба хана олицетворяют собой образ правителей, заинтересованных в благополучии своего народа.

Когда Игорь сбегают, они обсуждают, как им отреагировать на побег князя. Гзак более жесток и предлагает убить его сына, в то время как Кончак рассматривает возможность совершить политический ход и выдать за Владимира замуж половецкую девушку, хотя и сомневается в мудрости этого решения.

Интересно, что в реальной истории дочь хана Кончака стала женой Владимира, приняла христианство и родила князю двоих детей.

Имя этого старинного сказителя несколько раз упоминается в «Слове». Автор обращается к нему еще в самом начале, когда рассуждает о том, как именно ему рассказать об этой странице русской истории. Он говорит о том, что Боян мог бы «растекаться мыслию по древу» и поведать о походе Игоря в привычной себе художественной высокопарной манере с большим количеством витиеватых оборотов. Сам же автор отказывается от такого стиля в пользу реализма и практичности, хотя и выражает уважение песнопевцу. Далее мы видим, как между автором и Бояном создается контраст, когда от лаконичного повествования о действиях произведение переходит к восхвалению князей русских (последнее как раз написано от лица Бояна в свойственной ему манере).

Ефросинья Ярославна

Жена князя Игоря, которой принадлежит знаменитый «плач Ярославны». Она верна своему мужу и ее сердце разрывается, когда она думает о его поражении, ранах и страданиях. В Ефросинье Ярославне раскрывается сразу два образа. Первый – это любящая жена, которая готова буквально свернуть горы и поднять реки для того, чтобы вызволить своего мужа из плена. Второй же образ – это весь русский народ, который верит в своего правителя, страдает без него и очень ждет его возвращения. В «Слове о полку Игореве» именно вера Ярославны (а вместе с ней и всех жителей Руси) будит силы природы, которые и помогают князь вернуться домой (без них его, скорее всего, догнали бы половцы).

Святослав Всеволодович

Великий князь Киевский и глава всех князей (в том числе Игоря и Всеволода). Сильно тревожился о них и даже увидел сон, который ему бояре растолковали и рассказали о поражении. Святослав выступает как более мудрый и опытный правитель, чем Игорь и Всеволод. В своей речи («золотом слове») он горюет о поражении младших князей и даже упрекает их в том, что они приняли опрометчивое решение пойти на половцев в одиночку. Святослав говорит, что им следовало обратиться за помощью к другим русским князьям вместо того, чтобы искать боевой славы.

Подробный образ и характеристика

Всеволод – это второстепенный герой «Слова о полку Игореве». Внимание его персоне уделяется преимущественно в первой части произведения, а произошедшее с ним после попадания в половецкий плен и вовсе не раскрывается. Однако князь Трубчевский и Курский все равно является важным персонажем поэмы, так как он поддержал Игоря в его безрассудном решении и участвовал в битве, окончившейся поражением для русских воинов.

Князь Всеволод Святославич

Всеволод – это родной брат главного героя, который месте с ним отправляется в поход на половцев. Всеволод Сватославич является князем Курским. У него очень могучая наружность – князь выглядит, как настоящий богатырь, что устрашает его врагов. Всеволод очень храбр, и потому получил прозвище Буй-тур (оно образовано от образа большого и грозного быка). Во время битвы 1185 года князь Курский забывает обо всем на свете. Он настолько поглощен сражением и жаждет разбить врага, что не замечает ран на своем теле и уже не помнит, зачем именно он отправился на эту битву.

Самоотверженную храбрость Всеволода можно рассматривать по-разному. С одной стороны – он великолепный воин, несокрушимый в сражении. С другой же стороны в «Слове» упоминается, что во время битвы князь забыл даже о любви к родной земле. То есть, его изначальные благородные мотивы затмеваются его жаждой участвовать в войне.

Вместе с Игорем и Владимиром князь Курский попадает в половецкий плен. В произведении уже об этом не упоминается, но настоящий Всеволод Всятославич смог возвратиться от врагов через некоторое время и продолжил правление.

Автор «Слова о полку Игореве»

Историки расходятся во мнении о том, кто был настоящим автором произведения. Кто-то считает, что это был один из русских князей (такие предположения делаются на основании того, как автор обращается к прочим князьям – будто к родным или равным себе, но никак не с благоговейным почтением), кто-то говорит о том, что автором «Слова» мог быть монах, а кто-то и вовсе полагает, что части произведения писались по-отдельности разными авторами.

В самом произведении рассказчик напрямую обращается к читателям и называет их «братия», а также рассуждает о том, как именно ему следует поведать историю. По мере прочтение «Слова» мы можем сделать вывод, что автор – образованный человек, который отлично знает историю Руси. Также мы видим, что он искренне переживает о поражении Игоря и отсутствии помощи других князей (во многом он разделяет позицию одного из персонажей – Великого князя Киевского Святослава), так как является настоящим патриотом.

Цитатная характеристика

В «Слове о полку Игореве» автор дает достаточно скудную характеристику всех второстепенных персонажей, в том числе и Всеволода. Однако несколько цитат из поэмы позволяют читателю составить общий образ князя Трубчевского и Курского:

Таким образом, рассказчик намеренно делает акцент на грозном прозвище Всеволода, его молодом возрасте и близким отношениям с братом. Если обратиться к истории, то также можно увидеть, что Игорь и Всеволод никогда не враждовали между собой, а наоборот – поддерживали друг друга и сражались плечом к плечу не один раз.

Овлур

Это эпизодический персонаж, который появляется только один раз – в момент побега князя Игоря из плена. Впрочем, именно благодаря Овлуру этот побег и состоялся. Овлур – это половец с частичным русским происхождением, который по каким-то своим причинам (они в «Слове» так и не раскрываются) решает помочь Игорю выбраться и достает ему коня. Князь сначала относится к потенциальному врагу с недоверием, но потом все же принимает помощь, так как понимает, что это его возможность убежать.

После помощи Игорю Овлур стремительно исчезает, а автор сравнивает его с растворившемся в ночи серым волком. Это наталкивает на мысль, что возможно, Овлур – это мистический персонаж и посланный в помощь Игорю дух, а не настоящий половец.

Критика об образе

О князе Всеволоде известно совсем немного как в «Слове о полку Игореве», так и в реальных исторических летописях. В первую очередь исследователями он воспринимается как «брат Игоря», более значимой фигуры русской истории.

Также некоторые исследователи полагают, что Всеволод находился в подчинении у Игоря, как главного князя Северских земель. Сам Всеволод был человеком добрым и любил своих соотечественников (мягкость его характера мало соотносилась с грозной внешностью и безжалостностью по отношению к врагам). Известно, что князь провел в половецком плену три года после неудачного похода 1185 г., и вернулся на родину вместе со своим племянником Владимиром (сыном Игоря, женившемся в итоге на дочери половецкого хана Кончака).

Отзывы читателей

Также, как и у автора, у читателей Всеволод вызывает больше признания, чем Игорь. Князь Трубчевский и Курский является куда более успешным полководцем, так как его дружина более сплоченная и преданная своему правителю. К тому же, он более крепок физически, чем его брат. Всеволод отчаянно сражается с половцами, забыв обо всем на свете.

Интересен тот факт, что он младше Игоря на несколько лет, но при этом выглядит более мудрым князем. К тому же, сочувствие читателей вызывает то, что Всеволод вынужден был оставаться в плену (в поэме этого не сказано, но в общем итоге князь пробыл у половцев три года), в то время как Игорь получил возможность спастись.

Читайте также: