Всех не перевешаете цитата
Обновлено: 06.11.2024
Как это было
Вопреки расхожему мнению, выход за линию фронта в конце ноября 41-го — не единственный в биографии Зои. В начале месяца она уже побывала с диверсионной группой в немецком тылу, после чего враг недосчитался нескольких сожженных машин. Что же касается событий в Петрищево, то почти все россияне старшего возраста знают эту историю. В то же время, правду об этом подвиге знают совсем немногие.
17 ноября, когда немцы стояли всего в 60 километрах от центра Москвы, И.В. Сталин подписал секретную директиву ? 0428 с приказом диверсионным отрядам уничтожать жилые дома, в которых находятся на постое вражеские солдаты. Поэтому 21 ноября две группы добровольцев по десять человек в каждой вышли за линию фронта с заданием совершить поджоги в ряде населенных пунктов Рузского района. Каждому бойцу выдали пистолет 'ТТ' или револьвер системы 'Наган', три бутылки с зажигательной смесью 'КС' (по другим данным, это был обыкновенный керосин), сухой паек на пять суток и бутылку водки. Попутно заметим, что в этом факте нет абсолютно никакого компромата, так как ночевать ребятам предстояло в лесу, когда морозы доходили до минус 25 градусов. Кроме того, 100 граммов водки в день полагались ВСЕМ солдатам и офицерам, находящимся на передовой (приказ председателя Государственного Комитета Обороны № 562 от 22 августа 1941 года).
Узнав о существовании директивы Сталина, немцы усилили караулы и организовали прочесывание подмосковных лесов. Несколько раз обе группы попадали под обстрел, из-за чего часть бойцов погибла, а некоторые заблудились или просто отстали от товарищей. В момент встречи обеих групп, произошедшей 25 ноября у деревни Усково, из двадцати человек в строю осталось всего восемь. Пятеро из них решили, что задание выполнить невозможно и надо возвращаться к своим. И лишь трое — Крайнов, Космодемьянская и Клубков — остались, чтобы все-таки совершить диверсию в деревне Петрищево.
В книге 'Повесть о Зое и Шуре' версия пленения девушки представлена следующим образом: 'Она подкралась к другой конюшне на краю села, там стояло больше двухсот лошадей. Достала из сумки бутылку с бензином, плеснула из нее и уже нагнулась, чтобы чиркнуть спичкой, — и тут ее схватил часовой. Она оттолкнула его, выхватила револьвер, но выстрелить не успела. Гитлеровец выбил у нее из рук оружие и поднял тревогу. '. Еще одна версия этого события родилась в череде громких 'разоблачений' советской истории, прокатившихся в начале 90-х годов. Тогда кто-то из борзописцев договорился до того, что будто бы фашистов в Петрищево в это время вообще не было и потому их пришлось вызывать из соседнего села.
Впрочем, и каноническая, и клеветническая версии этого события имеют мало общего с тем, как все происходило на самом деле. В действительности же Зою 'сдал' немцам третий член группы по фамилии Клубков. Об этом типе известно не так уж много: до войны он работал сортировщиком писем в одном из московских почтовых отделений. В плену его тут же перевербовали и, после окончания диверсионной школы под Смоленском, забросили за линию фронта. Вскоре после этого Клубков был арестован и по приговору военного трибунала Западного фронта от 3 апреля 1942 года расстрелян за измену Родине. Но перед тем как получить свою пулю, предатель по минутам рассказал о событиях той ноябрьской ночи.
Таня
Примерно в 2 часа утра 27 ноября Василий Клубков, Зоя Космодемьянская и Борис Крайнов вошли в Петрищево с трех сторон: с севера, в центре и с юга. Вскоре в двух местах заполыхали дома, рядом с которыми стояли немецкие грузовики. Клубков тоже бросил одну из бутылок, которая почему-то не разбилась. Увидев поблизости часового, он побежал к лесу, но был пойман двумя другими немецкими солдатами, которые и притащили его к своему командиру — подполковнику Рюдереру. Ему-то Клубков и рассказал, что по окончании операции должен был встретиться с Зоей и Борисом в лесу (последний по какой-то причине ушел в глубь леса, в то время как Зоя доверчиво ждала товарищей в условленном месте).
К сожалению, мы уже никогда не узнаем, почему Зоя не отстреливалась от посланных на ее поимку вражеских солдат. Может быть, в темноте была уверена, что к ней идут не двое немцев, а Клубков и Крайнов? Или от истощения сил просто заснула (напомним, что к тому времени ребята пробыли в зимнем лесу ровно неделю, притом что продукты им выдали лишь на пять суток)?
Кроме того, известен один неопровержимый факт: за несколько дней до гибели девушка поменялась оружием с Клавдией Милорадовой. Зоя взяла себе простой револьвер без самовзвода, а свой 'наган' ? 12719 Тульского оружейного завода отдала подруге. Вероятнее всего, когда Зоя поняла, что перед нею не свои, а немцы, она все-таки пыталась стрелять. Но слишком поздно вспомнила о том, что у такого оружия необходимо сначала взвести курок.
Остается открытым и вопрос о том, для чего все-таки немцы пытали Зою. Для того, чтобы выведать информацию о диверсионных группах? Но зачем это было делать, если к тому времени негодяй Клубков и так все рассказал старшему офицеру.
Лично мне представляется, что, когда немцы в течение трех часов били Зою ремнями и палками, прижигали ее лицо спичками и несколько раз выводили босиком на мороз, — это было не столько допросом, сколько истязанием беззащитной пленницы. Тем не менее, по свидетельству Евдокии Ворониной (хозяйки дома, в котором все это происходило), девушка не только отказалась 'узнать' Клубкова, но и себя назвала Таней. Более того, несмотря на все издевательства, она ни разу не попросила своих мучителей о пощаде.
За Родину или за Сталина?
Когда специальный уполномоченный ГКО на Западном фронте по диверсионной работе майор Артур Спрогис узнал обстоятельства гибели Зои, он написал в представлении о ее награждении: 'Космодемьянская Зоя Анатольевна умерла смертью героя со словами: 'Смерть фашистским оккупантам! Да здравствует социалистическая Родина! Да здравствует товарищ Сталин!'. Однако не будем торопиться осуждать этого человека за ложь во имя пропаганды, ведь он жил не в нашем, а в своем времени и вынужден был действовать по тогдашним законам. Поскольку немцы согнали на казнь Зои почти всех жителей деревни Петрищево, мы доподлинно знаем ее последние слова, которые она бросила в лицо своим палачам: 'Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас двести миллионов. Всех не перевешаете. Вам отомстят за меня!'. Зная, что наступают последние секунды ее жизни, она еще и подбадривала своих соотечественников: 'Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь. '
Дорога в никуда
На 86-м километре Минского шоссе, неподалеку от Петрищево, установлен памятник со словами: 'Зое, бессмертной героине советского народа'. Но сколько их было — таких же девчонок, которых в 41-м послали на верную смерть и которые САМИ пошли на нее? Совсем немногие знают о том, что за день до казни Зои не менее трагически погибла ее подруга из той же диверсионной группы — Вера Волошина. Фашисты жестоко избили девушку винтовочными прикладами, а затем повесили ее у деревни Головково. А ведь звание Героя России было присвоено Вере только в 1994 году, когда уже не существовало той страны, которую она защищала! Значит, монумент Зое Космодемьянской был задуман как напоминание о подвиге десятков и сотен ее сверстников, а она сама стала символом той эпохи, когда считалось нормой сначала думать о стране, а уж потом о собственном благополучии.
Между тем полгода назад журнал 'Деловой Урал' провел опрос среди школьников города Екатеринбурга на предмет, знают ли они о подвиге Зои Космодемьянской. Восемьдесят процентов (!) учащихся ответили, что 'не слышали о такой'. Но и остальные двадцать процентов тоже разошлись во мнениях: 'под пытками не выдала местонахождение русских войск', 'состояла в 'Молодой гвардии', 'подожгла немцев и сбежала', 'подкладывала мины под вагоны противника'.
Думаю, через 10-20 лет мы вполне можем оказаться перед фактом, что наши драгоценные чада вообще не имеют понятия о том, кто и против кого воевал в той войне. А потому как минимум наивно выглядят старания наших многочисленных президентов возродить здоровье нации путем пропаганды среди молодежи. физкультуры и спорта. Ведь физически абсолютно здоровый человек может быть неизлечимо болен в морально-нравственном плане. И еще неизвестно, какая из этих бед более опасна.
Следующая цитата
Со времени Великой Отечественной выражение «Всех не перевешаешь!» (или: «…не перевешаете!») чаще всего ассоциируется с Зоей Космодемьянской.
Зою нередко именуют партизанкой, хотя она была бойцом регулярной армии, точнее – диверсионно-разведывательной группы. 17 ноября 1941 года вышел приказ Верховного главнокомандования с требованием «разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск», чтобы выгнать немцев «на холод в поле». Исполняя этот приказ, 28 ноября группа под командованием Б. Крайнова подожгла три дома в деревне Петрищево Верейского (ныне Рузского) района Московской области. В эту группу входила и Зоя. Вечером ее обнаружил и выдал немцам местный житель.
На допросе Зоя назвалась Таней и не сообщила врагу никаких сведений, несмотря на многочасовые жестокие избиения. На другой день, перед повешением, Зоя произнесла речь, обращенную к жителям деревни и к немецким солдатам.
Первую запись этой речи сделал, после освобождения Петрищева, корреспондент «Правды» Петр Лидин (его записные книжки увидели свет лишь в 1999 году): «Эй, товарищи. Что смотрите невесело. Бейте фашистов, жгите, травите! За мою смерть отомстят. »
В знаменитом очерке Лидина «Таня», опубликованном в «Правде» 27 января, появилось много новых деталей, и прежде всего – многократное упоминание имени Сталина. А в последней речи Тани – то есть Зои – появились фразы:
– …Я не одна, нас двести миллионов, всех не перевешаете. (…) С нами Сталин! Сталин придет.
4 февраля 1942 года жителей Петрищева опрашивала специальная комиссия. В предсмертной речи Зои, включенной в отчет, упоминаний о Сталине нет, а заканчивается речь словами:
– …Всех не перевешаете, нас 170 миллионов.
Эта цифра была тогда верной, в отличие от округленных 200 миллионов.
В 1962 году Борис Слуцкий прочел Бенедикту Сарнову только что написанное им стихотворение «Зоя»:
Под виселицу белую поставленная, в смертельной окончательной тоске, кого она воспомянула? Сталина. Что он придет! Что он – невдалеке!После чего, рассказывает Сарнов, «разразился скандал».
– А вы что же, не верите, что так было? – спросил Слуцкий.
– Да хоть бы и было! Если даже и было, ведь это же ужасно, что чистая, самоотверженная девочка умерла с именем палача и убийцы на устах!
(Б. Сарнов, «Занимательная диалектика» в сборнике «Борис Слуцкий: воспоминания современников», 2005.)
Стихотворение Слуцкий печатать не стал.
Трудно сомневаться в том, что Зоя свято верила в Сталина, но все же перед смертью она, судя по наиболее достоверным свидетельствам, «воспомянула» не его, а 170 миллионов советских людей.
Выражение «Всех не перевешаешь» хорошо известно по крайней мере с начала XIX века. В романе Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (1829) местная власть приказывает повесить захваченных разбойников.
«Глухой ропот пробежал по всей толпе. (…) …Местах в трех раздались голоса:
– Как-ста не на виселицу. Много будет. Всех не перевешаешь. »
Политическую окраску этот возглас приобрел в годы народовольческого террора, когда впервые после восстания декабристов возобновилась смертная казнь через повешение. 1 марта 1887 года в Петербурге были арестованы революционеры, готовившие покушение на Александра III, в т. ч. Александр Ульянов. Несколько дней спустя начальник Симбирского жандармского управления фон Брадке докладывал в столицу:
«Когда 5-го марта в г. Симбирске была получена телеграмма Северного агентства о задержании в Петербурге, на Невском, трех студентов тамошнего университета, то эта весть быстро распространилась по городу (…). Один из служащих в Симбирском отделении государственного банка, прочтя телеграмму, выразился: “Таких людей следовало бы вешать”. Окружающие ответили ему: “Их много, всех не перевешаешь”».
Позднее этот возглас встречался в литературе о революции 1905–1907 гг. и о Гражданской войне – например, в пьесе Всеволода Иванова «Бронепоезд 14–69» (1927). Можно полагать, что из текстов подобного рода его и узнала Зоя Космодемьянская.
Наконец, в словарь Даля включена поговорка «Наших дураков отсель до Москвы не перевешаешь». Именно ее имел в виду Лев Толстой в первом варианте «Войны и мира»: «…этих до Москвы не перевешаешь, это всё дураки».
«Дураки» легко заменялись «родней», например: «Ведь у меня, дитятко, родни до Москвы не перевешаешь» (т. е. очень много). (А. П. Крюков, «Рассказ моей бабушки», 1832.)
Как эта поговорка возникла, можно только строить догадки. В России вплоть до первых десятилетий XVIII века основным способом казни было обезглавливание. Повешение также было нередким, но массовая казнь через повешение не практиковалась. А в 1743 году императрица Елизавета Петровна заменила смертную казнь за уголовные преступления каторгой (так что в этом вопросе мы очень долго были впереди планеты всей).
До революции 1905–1907 гг. массовые повешения применялись лишь в 1774–1775 гг., при подавлении восстания Пугачева. В каждом городе и во множестве деревень, принимавших мятежников, стояли виселицы с повешенными. Для пущей острастки виселицы устанавливали на плоты и пускали по рекам (отсылаю читателя к «Пропущенной главе» «Капитанской дочки»).
Уж не тогда ли и возникла поговорка о «наших дураках»?
Следующая цитата
61 год назад казнили Зою Космодемьянскую
61 год назад была казнена легендарная Зоя Космодемьянская. На дворе было 29 ноября 1941 года. Стояли страшные холода, и жители деревни Петрищева (в 70-ти км от Москвы), согнанные немцами на место казни, для устрашения, цепенели не только от мороза, но и от ужаса, видя, как ступает по снегу к своему эшафоту девочка, истерзанная пытками, поруганная, но сохранившая гордый человеческий дух. Это была Зоя Космодемьянская, или Таня, как она себя называла.
Московская школьница Зоя Космодемьянская добровольно поступила в разведшколу в поселке Кунцево (ныне — район Москвы), где готовили диверсантов для действий в тылу немецко-фашистских войск, подошедших к стенам столицы. Именно Зое принадлежат слова, которые она успела выкрикнуть уже находясь на эшафоте своим палачам: "Всех не перевешаете, нас двести миллионов! За меня отомстят товарищи! Советский Союз победит!". Эти слова потом стали крылатыми в армии и народе.
Недавно стало известно, что предал Зою "свой", парень из ее партизанской группы. Они пришли к Петрищеву втроем и разошлись по разным концам деревни с задачей поджечь немецкий штаб, конюшни, дома, где согревались, спасаясь от русской стужи, захватчики. Парня поймали сразу же, и он сообщил немцам о Зое и о третьем товарище (ему посчастливилось уйти).
Немцы без труда перевербовали "советского партизана" в свои агенты. Парень этот, позже был заброшен обратно, в советский тыл, но органы контрразведки быстро его "расшифровали". Предателя обстоятельно допросили, в результате чего и стали известны подробности трагической Зоиной судьбы. Это он рассказал, как били немцы в течение двух часов девушку-подростка резиновым дубинками, как она молчала, закусив до крови губы. По приговору военного трибунала этот парень родом тоже из Москвы был расстрелян. Без права не реабилитацию.
Тело юной партизанки больше месяца не разрешали снять с виселицы и захоронить, изуродовав его штыками. И только когда началось контрнаступление Советской Армии под Москвой, тело наскоро закопали.
Об этой истории военный корреспондент газеты "Правда" Петр Лидов узнал случайно от деревенского старика. Лидов отправился в Петрищево. И был потрясен услышанным. Хозяйка избы, в которой пытали партизанку, сообщила, что та родом из Москвы, назвалась Таней (Зоя не пожелала открыть врагу даже своего настоящего имени. А назвала себя Таней, поскольку восхищалась героиней гражданской войны в России Таней Соломахиной, замученной белогвардейцами, но выдавшей своих товарищей).
24 января 1942 года могила с телом Зои была вскрыта, однако опознать казненную не смогли. Лидов решил, что неважно, кто именно совершил подвиг, и 27 января в "Правде" появился очерк "Таня" с фотографией под текстом. Очерк перепечатали многие советские газеты, но кто такая Таня, долго оставалось неизвестным.
Однажды в комсомольскую организацию Темирязевского района Москвы пришел взволнованный паренек, Александр Космодемьянский. Он утверждал, что на снимке в газете его сестра — Зоя, ученица 201-ой московской школы. Так стало известно настоящее имя юной героини. Александр Космодемьянский тоже ушел на фронт и, как и его старшая сестра, посмертно получил звание Героя Советского Союза, пав в боях под Кенигсбергом (ныне город Калининград на самом западе России) в самом конце войны.
На примере Зои Космодемьянской воспитывались послевоенные поколения советской молодежи. О юной героине писались стихи, складывались поэмы, ее именем назывались улицы, молодежные организации.
И трудно было представить, что в адрес этой девочки, по сути, великомученицы, принявшей страшную смерть во имя Родины, может вдруг раздастся хула. И, тем не менее, в годы гласности на страницах ряда газет появились откровения неких свидетелей казни, которые бросали в адрес Зои упреки в том, что она, мол, сжигала дома, в которых они жили. А толку от этого ее "подвига" не было никакого!
". Судьба потомков священника Петра Космодемьянского известна всей России: его внукам посмертно присвоено звание Героев Советского Союза. О трагической судьбе своих детей рассказала их мать Любовь Тимофеевна Космодемьянская в книге "Повесть о Зое и Шуре".
Отцом Зои и Шуры, героически погибших за освобождение Родины от фашизма, был старший сын священника Анатолий Космодемьянский. Как и отец, он учился в Тамбовской Духовной семинарии.
.
В 1933 году тридцати трех лет от роду внезапно умирает Анатолий Петрович Космодемьянский. Беды не оставляют эту семью в покое. Осенью 1940 года тяжело, менингитом, заболела Зоя. После выздоровления, в октябре 1941 года, эта девочка добровольцем ушла защищать свое Отечество и погибла 29 ноября 1941 года. Добровольцем ушел на фронт и Александр Космодемьянский и пал смертью храбрых в боях за освобождение Кенигсберга в апреле 1945 года. Имена внуков сельского священника Петра Иоанновича Космодемьянского, Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских, стали легендарными.
В память великого подвига в центре Тамбова в 1947 году был установлен памятник Зое Космодемьянской, а в 1957 году памятник Зое Космодемьянской был установлен в Дорохове. В память 50-летия Победы в 1995 году памятник Зое Космодемьянской был установлен в тамбовском селе Осиновые Гаи, где за пять лет до ее рождения погиб ее дед — священник Петр Иоаннович Космодемьянский, не пожелавший отречься от своей веры.
Когда внуки Космодемьянского появились на свет, метрические книги уже были изъяты из Знаменской церкви и переданы волостным совдепам. Теперь уже нельзя узнать, крестил ли сын священника своих детей, ставших легендарными героями страны.
Памятника деду героев в селе Осиновые Гаи нет, но возле Знаменской церкви у могилы священника Петра Иоанновича Космодемьянского каждый приходящий испытывает чувство светлой радости и благодати. "
("Крестный путь сельского священника Петра Космодемьянского". —
Журнал "Божий мир", 2001, № 1)
Вставайте, граф, вас ждут великие дела!
Это изречение, как и множество других, в современной России прежде всего ассоциируется с Остапом Бендером:
«– Вставайте, граф! Вас ждут великие дела! – сказал он, расталкивая Балаганова» («Золотой теленок», гл. 32).
Нередко фраза цитируется по фильму «Золотой теленок» (1968): «…Нас ждут великие дела».
В усеченном виде этот оборот встречается в главе 18 «Золотого теленка»:
«Ровно в девять часов такой человек входит в учрежденческий вестибюль и, полный благих намерений, заносит ножку на первую ступень лестницы. Его ждут великие дела. Он назначил у себя в кабинете восемь важных рандеву, два широких заседания и одно узкое».
Далеко не каждый советский читатель знал происхождение этой фразы. В повести Виктора Конецкого «Начало конца комедии» (1978) читаем:
«На каютной переборке в ногах койки у Сережи – как крест у ожидающего воскресения православного покойника – изображено красным фломастером изречение: “Вставайте, граф! Вас ждут великие дела! С. Экзюпери”».
Сережа не ошибался только в одном: фраза действительно французская. Считается, что она принадлежит графу Анри де Сен-Симону, знаменитому социалисту-утописту. Сен-симонист Гюстав д’Эйхталь в очерке «О жизни и характере Сен-Симона» (1830) сообщает:
«Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» – такими словами он, в возрасте семнадцати лет, велел будить себя каждое утро.
Позднее нередко утверждалось, что этими словами Сен-Симон велел будить себя не в 17, а уже в 15 лет.
В энциклопедическом издании «Универсальное обозрение» («Revue universelle», 1832, т. 4, статья «Сен-симонизм») об этом рассказано чуть иначе:
Его слуги и домочадцы начали видеть в нем нового Мессию и настояли, чтобы каждое утро он, вставая с постели и беря чашку кофе или шоколада, повторял: «Вставайте, граф, вас ждут великие дела!»
Французский историк Максим Леруа, автор «Истинной жизни графа Анри де Сен-Симона» (1925), считал эту историю легендой. Анатолий Левандовский, автор советской биографии Сен-Симона (1973), с Леруа не согласен: «Вряд ли нужен подобный скепсис». Однако единственное его возражение сводится к тому, что эта фраза «вполне в духе Анри Сен-Симона». Возражение крайне слабое.
Историческая фраза Сен-Симона – была она сказана или нет – восходит к античности. В трактате Плутарха «К непросвещенному властителю» рассказывалось:
У персидского царя был слуга, обязанностью которого было по утрам входить к нему и обращаться с такими словами: «Вставай, царь, и позаботься о делах, о которых велел тебе заботиться великий Оромазд!»
(Перевод А. Аверинцева)
Оромазд – греческая форма имени «Ахурамазда»; так именовали верховного бога зороастрийского пантеона.
Следующая цитата
Январской ночью 1942 года во время боев за Можайск, несколько журналистов оказались в уцелевшей от пожара избе деревни Пушкино. Корреспондент «Правды» Пётр Лидов разговорился с пожилым крестьянином, возвращавшимся в родные места, в район Вереи. Старик рассказал, что оккупация настигла его в Петрищеве, где он видел казнь какой-то девушки-москвички:
«Её вешали, а она речь говорила. Её вешали, а она всё грозила им…»
Рассказ этого неизвестного старика так потряс Лидова, что он той же ночью ушёл в Петрищево. Шесть раз выезжал туда корреспондент. И не успокоился до тех пор, пока не переговорил со всеми жителями села, не разузнал все подробности гибели нашей русской Жанны д’Арк — так называл он Зою Космодемьянскую.
В те дни Лидов познакомился с партизаном из местного верейского отряда. Посмотрев на фотографию казнённой, боец узнал в ней девушку-диверсантку, встреченную им в лесу накануне разыгравшейся в Петрищеве трагедии. Та называла себя Таней. Под этим именем и вошла героиня в знаменитую статью Лидова (её фотокопию мы, к сожалению не нашли, поэтому просим помочь — через комментирование). Нашли только статью П.Лидова, написанную уже позже:
И лишь потом открылось, что это псевдоним, которым партизанка воспользовалась в целях конспирации. Но почему именно «Таня»? По словам матери Зои, так звали её любимую героиню Гражданской войны — Татьяну Соломаху, сельскую учительницу, большевичку, попавшую в плен к белым и героически погибшую после жестоких истязаний.
Настоящее же имя девушки-партизанки из Петрищева в начале февраля 1942 года установила комиссия МГК ВЛКСМ. Все показания были зафиксированы на бумаге и отправлены в Москву для дальнейшего расследования. После изучения этих и других материалов девушке было посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Приказ опубликовали все газеты, выходившие в СССР, и о Зое Космодемьянской узнала вся страна. Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, получившей звание Героя Советского Союза.
Интересно то, что в тот же самый день, одновременно с Зоей, всего в 10 километрах в стороне, вешали другую партизанку, Веру Волошину.
Там всё как у немцев и было положено: вешали уже эсэсовцы в чёрных мундирах. Такая деталь: под виселицей с петлёй на шее Вера стояла в кузове автомашины. Когда шофёру приказали тронуться и тем принять участие в убийстве, тот окаменел и отказался. Офицер выхватил пистолет и пригрозил расстрелом — и только тогда шофёр тронул машину.
Местные жители сообщили, что Вера была повешена немцами 29 ноября 1941 в совхозе Головково. Вот как описывала гибель разведчицы свидетельница казни:
«Так сейчас выглядит ива, на которой в 1941 году немцы повесили Веру. Привезли её, бедную, на машине к виселице, а там и петля болтается на ветру. Кругом немцы собрались, много их было. И наших пленных, что работали за мостом, пригнали. Девушка лежала в машине. Сначала не видно было её, но когда опустили боковые стенки, я так и ахнула. Лежит она, бедняжка, в одном исподнем белье, да и то оно порвано, и вся в крови. Два немца, толстые такие, с черными крестами на рукавах, залезли в машину, хотели помочь ей подняться. Но девушка оттолкнула немцев и, уцепившись одной рукой за кабину, поднялась. Вторая рука у неё была, видно, перебита — висела как плеть. А потом она начала говорить. Сначала она говорила что-то, видать, по-немецки, а потом, стала по-нашему.
«Я, — говорит, — не боюсь смерти. За меня отомстят мои товарищи. Наши всё равно победят. Вот увидите!»
И девушка запела. И знаешь, какую песню? Ту самую, что каждый раз поют на собраниях и по радио играют утром и поздно вечером.
Скорее всего это фотография казни Веры Волошиной
Только после отступления врага в середине декабря жители Головково сняли тело Веры с придорожной ивы и с почестями похоронили здесь же. Позднее её останки были перенесены в братскую могилу в Крюкове. 27 января 1966 тоже в газете «Правда» вышел очерк Георгия Николаевича Фролова о Вере «Орден дочери».
Всё очень похоже. Точно так же труп Веры провисел больше месяца, точно так же мимо проходили немецкие части — но никому из немцев не пришло в голову надругаться над трупом. Так что дивизия одна, возможно, и полк один — но на тело Веры не покушаются, а рядом с Зоей у мерзавцев крышу сносит. Не только рядом с живой, но и рядом с мёртвой. Отчётливая аномалия.
Рядом с Зоей крышу сносило не только у немцев. У русских из числа пожелавших остаться под оккупацией тоже сносило. Житель деревни Петрищево Свиридов донёс на Зою, в результате чего Зоя и была схвачена. За это немцы наградили Свиридова бутылкой водки, по другим сведениям только стаканом шнапса, а наши приговорили к расстрелу. Жительница села Петрищево Солина кинула в Зою чугунок с помоями, немцами не была ничем награждена, а наши приговорили её к расстрелу.
Жительница деревни Петрищево Смирнова, когда Зоя шла к виселице, ударила её дубиной по ногам. За усердие немцами награждена не была, а наши приговорили её к расстрелу.
Если уж договаривать о расстрелах, то расстрелян был и полковник Рюдерер, командир того самого 332-го пехотного полка, военнослужащие которого глумились над живой и мёртвой Зоей. Рюдерера захватили фронтовые чекисты в 1944-ом.
Распространена версия (в частности, это было упомянуто в фильме «Битва за Москву») , согласно которой, узнав о казни Зои Космодемьянской, И. Сталин приказал солдат и офицеров 332-го пехотного полка вермахта в плен не брать, а только расстреливать. Конечно, такого приказа не было, но вполне могли быть договорённости между солдатами в отношении тех частей, что участвовали в казнях — пленных не брать, а уничтожать, как это часто происходило с охраной концлагерей. Поэтому этот полк наши солдаты истребляли с воодушевлением. Помня о Зое.
Вот что писал военный корреспондент газеты «Вперёд на врага!» майор Долин 3 октября 1943 года:
Дело состоит как раз в том духовном воздействии, которое осуществила Зоя Космодемьянская по отношению как к своим товарищам, так и к немцам. Воздействия, которое произошло не потом, когда о подвиге узнали многие (оно только усилилось), а в сам момент поступка — на уровне духовном.
Вера не призывала окружавших её жителей села бороться, не предлагала немцам сдаться! Вдумайтесь только! Зоя, стоя с петлёй на шее, предлагает немцам сдаваться ей, поскольку ощущает, что за ней правда, что она на стороне Победителей! Вера тоже понимала это, но ей не хватило духа для того, чтобы призвать товарищей бороться, а немцев — сдаваться. Поэтому она вспомнила в свои последние минуты в общем-то троцкистский гимн «Интернационал», а Зоя — большевика Сталина.
Аналогичное поведение Веры показывает, что они с Зоей были в одном сценарии, только Зоя чувствовала и выразила его лучше, полнее и точнее, поэтому она стала первой женщиной — Героем Советского союза. Её подвиг состоял в переломном укреплении духа.
Слова Зои о Сталине, которые формировали товарищество, были услышаны. Спасённых Зоей — многие тысячи, десятки тысяч, если не сотни тысяч. А то, может быть, речь идёт о миллионах.
Положение тогда было критическое и такие акты самопожертвования (в области Божиего попущения) сделали тот вклад в укрепление духа, который требовался для Победы, для вхождения бойцов и работников тыла в состояние Победителей. Даже, если бы никто не узнал о поступке Зои, этот акт уже оказал своё воздействие на Русский дух.
Воздействие это столь велико, что и спустя и 50, и 60, и 70 лет Зоя Космодемьянская вызывает лютую ненависть у предателей Родины.
В девяностых годах прошлого столетия, в период так называемой «дикой десоветизации» (в СССР ничего хорошего не было, и подвигов никто не совершал, а уж народных героев и быть не могло), в прессе появилось множество «сенсационных» статей, в которых чернили всё и вся. Особенно они лили грязь на Зою Космодемьянскую. Борзописцы, потерявшие стыд и совесть, используя некоторые факты из биографии героини (происхождение из семьи церковнослужителей по отцовской линии, прохождение ею курса терапии в санатории, специализирующемся на лечении нервных болезней, после того, как она переболела менингитом, элементы максимализма в её поведении во время учёбы в школе, что приводило к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками), долго не думая, «доказали», что никакой героини не было, а была «шизофреничка», которая сожгла пару домов местных жителей в деревне, в которой и немцев то не было.
А вот почему именно на Зою было вылито столько «грязи», хорошо объяснил социолог С.Г. Кара-Мурза
«…Читал я лекцию в Бразилии перед обществом психологов. Тему они задали такую: «Технология разрушения образов в ходе перестройки». Я рассказывал факты, приводил выдержки из газет. А смысл слушатели понимали лучше меня. Особенно их заинтересовала кампания по дискредитации Зои Космодемьянской. Мне задали удивительно точные вопросы о том, кто была Зоя, какая у неё была семья, как она выглядела, в чём была суть её подвига.
А потом объяснили, почему именно её образ надо было испоганить — ведь имелось множество других героинь. А дело в том, что она была мученицей, не имевшей в момент смерти утешения от воинского успеха. И народное сознание, независимо от официальной пропаганды, именно её выбрало и включило в пантеон святых мучеников. И её образ, отделившись от реальной биографии, стал служить одной из опор самосознания нашего народа (выделено нами при цитировании)».
Антисталинисты в прессе в 90-е утверждали, что пожелавшие остаться под оккупацией, а в 90-е их называли истинными патриотами, били и предавали Зою, дескать, только потому, что она поджигала их дома. То, что это не так, доказать легко. Гитлеровцы сожгли полностью громадное число деревень и сёл в России, Украине, Белоруссии. Ещё большее число сожгли отдельных домов. По этой логике бабы и их аналоги из сожжённых сёл должны были начать мстить поджигателям. Должны были стать, как Зоя и Вера, партизанками. Но этого не произошло. Бабы предпочли, как и прежде, предаваться страданиям. Есть такой приём: страдать — вместо того, чтобы делом заниматься. Так что Зою бабы обливали помоями, кидали чугунок и били дубиной, глумились над ней, не за то, что она поджигала их дома, дескать, оставила бездомными. Это была их на Зою непосредственная реакция. Вне связи с поджогом домов. Здесь другая причина, иной мотив. Зоя изобличала своим поведением их предательство, оголяла его перед ними.
Преображений другого рода, облагораживающих, было много, очень много. Командир самоходки, на которой была надпись «За Зою!», был удостоен звания Героя Советского Союза. И не он один. В бой шли с именем Зои — и побеждали.
Есть! Пятый фриц! За Зою! Снайпер! Я не промахивалась! За Зою!
В боях против 197-й гитлеровской пехотной дивизии участвовал и брат Зои, лейтенант-танкист Александр Космодемьянский. Вот что писал в другой армейской газете «Уничтожим врага!» военный корреспондент майор Вершинин:
«Части Н-ского соединения добивают в ожесточённых боях остатки 197-й пехотной дивизии… Опубликованные в газете «Правда» пять немецких фотоснимков расправы гитлеровцев над Зоей вызвали новую волну гнева у наших бойцов, командиров. Здесь отважно сражается и мстит за сестру брат Зои — танкист, гвардии лейтенант Александр Космодемьянский. В последнем бою экипаж его танка «KB» первым ворвался во вражескую оборону, расстреливая и давя гусеницами гитлеровцев».
И так было до конца войны, святую, праведную месть несли на своих штыках советские воины, освобождая от ненавистного врага — гитлеровских убийц и палачей — свою родную землю и народы порабощенной Европы. В мемуарах люди вспоминают, что с ними происходило, когда они, скажем, в трамвае, прочитывали первую статью о Зое. Это было ещё до того, как Зою опознали, до того, как она стала кавалером Золотой Звезды, Героем Советского Союза, первой из женщин в Великую Отечественную. Читали о Зое, тем самым настраиваясь на её голос, понятно, не только в трамваях, а повсюду. При настройке на голос Зои преображения случались и спустя годы.
Посмотрите эпизод в школе из фильма «Сельская учительница» (1947 года), следующий после сборов на фронт:
Посмотрите, что произошло с теми, кто был задействован в съёмках этой сцены. Такое не сыграешь.
Так что две диаметрально противоположные реакции: в обоих случаях очень сильные. Даже спустя много десятков лет после смерти Зои ненависть к ней предателей не ослабевает. В 90-е годы антисталинисты объявили её сумасшедшей поджигательницей домов мирных жителей. Всё очень чётко: аномалии вокруг Зои объясняются тем, что она была Человеком — в полном смысле этого слова.
История Великой Отечественной знает примеры, из которых ясно видно, что всё решает не количество и качество оружия, и даже не выучка бойцов, а только сила их воли, порождаемая единением в духе, тем, что называют товариществом или соборностью.
Возникает вопрос: если так можно сражаться, то чем занимались многие другие, попавшие в плен, перебежавшие и сдавшие свои позиции врагу? Вот из-за обличительного характера этого боя 33-х о нём вспоминать не любят, как и о бое панфиловцев под Москвой.
И подвиг Зои состоит в том, что даже известия о нём, настраивали людей на такой лад Победителей, на формирование духа товарищества, единства и соборности в праведной, священной войне против врага, что Победа оказалась за нами.
Читайте также: