Воскресенье малая пасха цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Почему именно в воскресенье в Православии принято обязательно ходить в храм? Какова история воскресенья? Связаны ли воскресенье и Воскресение? Почему этот день мы считаем днем отдыха и радости? Как и почему этот день называют в других странах?

Воскресенье – день субботний?

У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу.

Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42). Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – дня, когда Господь был в аду. И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9).

Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

В этот день свершилось все то, что ждали люди Ветхого завета – поэтому в почитании Воскресения нет забвения четвертой заповеди, а есть ее переосмысление: день, посвященный Богу теперь тот, в который свершилось Спасение.

День рождения воскресенья как выходного дня

Статус праздничного выходного дня воскресенье получило благодаря святому императору Константину Великому. Именно он издал Миланский эдикт о веротерпимости, согласно которому христианство обрело статус государственной религии.

7 марта 321 года император Константин издал указ, по которому воскресный день (в римской языческой традиции это был день Солнца) стал днем отдыха. Теперь в этот день нужно было отложить все мирские дела: рынки закрывались, государственные учреждения прекращали свою работу. Только земельные работы не облагались никакими ограничениями.

Важность воскресного дня подтверждалась и дальнейшими указами. В 337 году принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии. Позже императором Феодосием был издан эдикт, запрещавший устраивать публичные зрелища по воскресеньям. Этот указ не сохранился, но эдикт 386 года запретил судопроизводство и торговлю по воскресеньям.

Кто как называет воскресенье?

Место воскресенья в календаре

В настоящее время в большинстве стран Европы воскресенье считается завершающим днём недели. Существует международный стандарт ISO 8601, согласно которому первым днём недели является понедельник, а воскресенье — последним. Однако воскресенье официально продолжает оставаться первым днём недели в Польше, США, Израиле, Канаде и некоторых африканских странах.

Воскресенье – малая Пасха

Каждое воскресенье для христианина – это малая Пасха. Главное дело этого дня – присутствие на литургии в храме. Именно с этим связно правило не делания (см. выше происхождение слова неделя) обычных житейских дел в этот день – они не должны помешать молитве. Воскресенье – всегда праздничный день. При этом в православной традиции сохраняется память и о особом статусе субботы.

Праздничность этих дней отражается в церковных канонах. Некоторые из них неизвестны даже многим воцерковленным людям – так, например, в воскресенье и субботу не положено делать коленопреклоненные поклоны.

Наиболее ярко это видно на примере порядка богослужений в Великий пост, главной тональностью которых становится покаяние.

Воскресные и субботние дни выделяются из дней Великого Поста. В них совершается праздничное, не постовое богослужение. Служится полная Литургия, а не литургия Преждеосвящённых даров, не читается покаянная молитва Ефрема Сирина, не делаются земные поклоны.

Следующая цитата

сайт создан по благословению ПИТИРИМА, епископа Сыктывкарского и Воркутинского

Воскресение Христово – центр жизни христианина не только в течение 40 дней пасхального периода, но и каждый день всего года. Лучшее доказательство тому приводит великий русский язык, ведь только в нем еженедельная Малая Пасха получила название «воскресенье».

Действительно, в основных европейских языках этот день называется совсем по-другому. Sunday, Sontag – «день солнца» в английском и немецком, Dimanche, Domenica – «Господень» («День Господень») – во французском, испанском и других языках романской группы, как и в греческом – Kiriaki. Именно так называли его первые христиане – День Господень – день, когда Господь воскрес, когда мы собираемся вместе и совершаем Евхаристию.

Место воскресной службы в недельном круге православного богослужения можно сравнить с местом Воскресения Христова в жизни каждого христианина. По слову апостола Павла, без Воскресения «тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). И воскресная служба, конечно же, занимает в богослужении исключительное положение. Как Пасха — это вершина всего года, центр года, ни с чем не сравнимый праздник, так воскресная служба является началом и вершиной недельного круга православного церковного богослужения. В этот день воскрес Господь наш Иисус Христос, в этот день Церковью установлено совершать литургию – драгоценную диадему, которой венчается весь круг суточного богослужения. Воскресный день вновь говорит нам о победе Господа в великий день Его Воскресения; в тот же день совершается Евхаристия, и таким образом он также напоминает о будущем возвращении Господа на землю со славой.

Сегодня в православных храмах вне времени Великого поста Божественная литургия может совершаться каждый день. За два тысячелетия христианской традиции Церковь прославила тысячи святых, имена которых мы можем найти на каждый день церковного календаря, и именно в их память теперь мы каждый день можем совершать литургию. Первые христиане совершали литургию только в День Господень – в воскресенье, и огромная важность этой традиции неоднократно подчёркивается в творениях святых отцов.

Святой Василий Великий называл воскресенье «истоком дней», «ровесником света». Святой Григорий Палама так говорит о воскресенье: «В этот день произошло воскресение Иисуса Христа, которое по своей сути является восьмым воскресением в истории человечества. Три воскрешения совершились в Ветхом Завете и четыре воскрешения в Новом Завете».

Воскресный день — это малая Пасха, которую мы имеем счастье праздновать каждую неделю, которая нас не покидает целый год. Вспоминается нам и преподобный Серафим Саровский, который праздновал Пасху каждый день. Пасхальная радость никогда не оставляла его. Приходивших к нему людей он каждый день года приветствовал словами «Христос воскресе, радость моя!».

Почему я иду в храм в воскресенье?

Некоторые из нас нередко пренебрегают возможностью вновь прославить Воскресение Христа, придя на службу в воскресный день, забывая, что по церковным правилам нарушитель этой заповеди сам изгоняет себя из Церкви Христовой. Согласно восьмидесятому правилу VI Вселенского Собора, мирянин, который не будет на воскресной литургии три раза подряд, отлучается от церковного общения. Это правило показывает, насколько значима воскресная литургия в жизни христианина.

Во время литургии человек соединяется со Христом, Господь наполняет собой всё наше естество, дарит нам силы, необходимые для жизни. Поэтому не страх перед наказанием должен побуждать нас быть на воскресной службе, а опасение за свою жизнь и ее духовное качество.

Весь закон Божий сводится к двум заповедям: любви к Богу и любви к ближнему (Мф. 22, 37-40). Но разве можно эти заповеди исполнить без посещения храма? Если мы любим человека, то разве не стремимся чаще встречаться с ним? Разве можно представить себе, чтобы влюбленные избегали встреч друг с другом? Так и человек, любящий Бога, стремится к Нему.

Храм – это место, назначенное Самим Богом для нашей встречи с Ним, а Божественная литургия – время, когда Господь освящает нас. Но мало того, что в храме Господь защищает нас и дает нам силы, Он еще и учит нас. Ведь все богослужение – это истинное училище Божьей любви. За литургией мы слышим Его слово и слова Его учеников, мы вспоминаем Его чудесные дела, узнаем о будущем. Перед нашими глазами проходят подвиги мучеников, победы подвижников, мужество царей и священников. Мы узнаем о таинственной природе Бога, о том спасении, которое дал нам Христос. Тут мы радуемся светлому Христову воскресению. Часто нам кажется, что все вокруг ужасно, страшно и безнадежно, но воскресная служба говорит нам о нашей Надежде.

Воскресная служба – лучшее средство против тех бесчисленных депрессий и печалей, которые обитают в «сером быте». Это – сверкающая радуга Божьего завета среди туманов всеобщей суеты. И это та малая Пасха, которая так необходима всем нам.

Дмитрий Антошков,
студент 1-го курса
Минской Духовной Семинарии

Следующая цитата

«Само Божество, воплотившись, соединилось «неслитно и нераздельно, неизменно и неразлучно» с естеством человеческим. Тайно родился Христос от Пречистой Девы в Вифлееме, на Юге Святой земли. О рождении Его на земле проповедовали Небеса, но эта проповедь была величественной и молчаливой, потому что устами их была звезда» -священномученик Илларион (Троицкий).

Великая радость присутствует во всем мире о святом событии, случившемся 2020 лет назад, которое потрясло всю вселенную и положило начало новой эры «от Рождества Христова». Каждое сердце чувствует и воспринимает радость о вновь пришедшем на землю Богомладенце Господе нашем Иисусе Христе!

В этот светлый праздник даже взрослые становятся детьми: «Ведь Рождество – это малая Пасха! Ведь если бы не было рождения Христа – не было бы Воскресения!

Вся вселенная Христу Спасителю поет благодарственный гимн, который первыми услышали пастухи: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех – благоволение»!

Торжественное богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Владимир Ратькович, в сослужении: протоиерея Димитрия Авсиевича, иерея Георгия Вайсковича, диакона Георгия Пугача, хора, сестричества и всего прихода храма.

В своем поздравительном слове отец Владимир сердечно пожелал всем присутствующим: радости, душевной чистоты и света, мира, добра и любви, возрастания в вере и укрепления в трудах во славу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Также настоятель поблагодарил всех за совместную молитву, за труды милосердия и благотворительности, за помощь в подготовке подарков и участие в ежегодной акции «Радость Рождества», когда руками прихожан были изготовлены бумажные ангелы, которые на праздник украсили храм, а после будут подарены одиноким людям, находящимся в социальных учреждениях.

Следующая цитата

Понять смысл и значение главного православного праздника важно для каждого верующего человека. Для помощи в этом мы подобрали слова Отцов Церкви, старцев, духовных писателей и проповедников Православной Церкви о Христовом Воскресении.

1

Святитель Григорий Богослов

Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; настолько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды.

2

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Христос есть Жизнь! Он много раз говорил о Себе именно как о носителе жизни и воскресения, как источнике жизни вечной, нескончаемой для тех, кто будет верить в Него. Христос воскрес! — и да возрадуется душа наша о Господе. Христос воскрес! — и исчезает страх перед смертью. Христос воскрес! — и наши сердца наполняются радостной верой, что вслед за Ним воскреснем и мы.

3

Святитель Иоанн Златоуст

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из Гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь».

4

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Потому именно так велик для нас, такой радостью наполняет сердца наши праздник Воскресения Христова, что Христос Своим воскресением удостоверяет, что будет и всеобщее воскресение, ибо Он был первым из воскресших. Первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его. Такова наша вера. Этим объясняется и светлая радость наша в великий день Воскресения Христова.

День Солнца

В языках многих народов день, соответствующий воскресению, носит название дня Солнца. Это традиция наглядно видна в языках германской группы. В Древнем Риме название дня — dies Solis — «день Солнца» было заимствовано от греков и является дословным переводом греческого heméra helíou. Латинское название в свою очередь перешло к германским племенам. Так, по-английски воскресенье будет «Sunday», а по-немецки – “Sonntag”, на датском и норвежском — “søndag”, на шведском — “söndag”, что дословно и значит «день Солнца».

В большинстве языков Индии воскресенье именуется — Равивар (от «Рави») или Адитьявар (от «Адитья») — происходящих от эпитетов солнечного божества Сурьи и одного из Адитьи.

В китайском для обозначения всех дней недели используются иероглифы, обозначающие числа от одного до шести, а воскресенье пишется с иероглифом «солнце».

В Японии дни недели также именуют при помощи иероглифов, при этом значение их связано скорее с традициями, бытом, историческим прошлым японцев, чем с какой-то конкретной системой (пятницу пишут с иероглифом «деньги», а субботу – с иероглифом «земля»). Однако в написании воскресенья, как и у китайцев, присутствует иероглиф «солнце».

В ряде языков дни недели называются по порядку и сохраняется традиция почитания воскресенья как первого дня. На иврите воскресенье называют «йом ришон» - день первый.

День «неделя»

В других же славянских языках сохранились названия, происходящие от славянского ne dělati «не делать» и тем самым знаменуют «день отдыха»: на украинском этот день называется «неділя», на белорусском - «нядзеля», на польском - «niedziela», на чешском – «neděle». Подобные названия существуют во всех славянских языках. В русском языке такого значения за словом «неделя» не сохранилось, однако оно присутствует в церковном обиходе: когда мы говорим «Неделя о Блудном сыне», «Фомина неделя» и т.п. – подразумевается как раз день недели.

5

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Воскресение Христово — это победа любви; оно нам говорит, о том что, любовь, которая принимает смерть, тем самым делается бессмертной, делается сильнее смерти.

6

Протоиерей Александр Шмеман

Христос воскрес, и Его воскресение мы будем праздновать в пасхальную ночь. Но для нас, в этом мире живущих, наступила с Христом и как бы сквозь всю нашу жизнь продолжается Великая Суббота. Она продолжается и для усопших.

Мы ждем Воскресения мертвых и жизни будущего века. Мы знаем и верим, что смертью Христовой «жало смерти» разрушено, и смерть перестала быть безнадежным концом, распадом и разлукой навсегда.

От воскресшего Христа, от Его жизни, воссиявшей из гроба, мы все время «наполняемся бесконечной Его жизнью, нас­лаждаемся неистощимой Его пищей.

7

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Пасха, двери райские нам от­верзающая», — поем мы в Пасхальном каноне. Не бывает, дорогие мои, радости светлее, чем наша пасхальная радость. Ибо мы радуемся тому, что в Воскресении открылась наша вечная жизнь.

Наша радость пасхальная — это радость о преображении (изменении) всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте.

День Господа

В греческом все названия дней понедельника, вторника, среды, и четверга переводятся как «второй», «третий», «четвертый» и «пятый». Воскресенье когда-то именовали «началом», но сегодня за ним закрепилось название «Кирьяки», то есть «день Господа». Так же и в армянском – понедельник – уже «второй день», а воскресенье – «кираки».

Выделяется и группа наименований, которые происходят от латинского слова Dominica (Господь). Так, на итальянском воскресенье звучит как «la domenica», на французском – «dimanche», а на испанском – «domingo».

В русском языке день недели «воскресенье» назван в честь Воскресения Иисуса Христа. Слово произошло из старославянского въскрьсениѥ, въскрѣшениѥ и в русский язык пришло через церковнославянский.

8

Протоиерей Георгий Флоровский

Пасха — день вселенской радости и мира. Торжествует и радуется весь мир, всякое дыхание и вся тварь. Ибо Господь победил и разрушил смерть, упразднил «державу смертную» — власть смерти. И с Воскресением Христовым надо всем творением уже занялась и загорелась заря грядущего всеобщего Воскресения, — его же чаем: «и жизни будущего века».

Пасхальная радость беспредельна, в ней растворяется всякая скорбь и сомнения. Забываются обиды и огорчения: «и нена­видящим нас простим вся воскресением». Ни облачка грусти и темных воспомина­ний не должно затенять све­тозарное небо светоносной пасхальной ночи.

Христос воскрес!

9

Каждая минута жизни истинного христианина должна быть наполнена Пасхальной радостью. Я есмь воскресение и жизнь, сказал Господь, верующий в Меня, если и умрет, оживет.

Воскресение Христово даровало нам подлинную свободу и наполнило бытие человека смыслом и надеждой. Самое же главное — оно открыло путь в Жизнь Вечную всякому верующему во Христа и пребывающему в Церкви.

Поэтому нет причин для отчаяния, уныния, страха у тех, кто любит Христа и следует за Ним во всех обстоятельствах своего земного пути, ибо Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

10

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Святая Мария Магдалина была самой ревностной проповедницей Евангелия Христова. Ее сердце пылало такой безмерной отвагой в этом великом деле, что не побоялась она в день Пасхи предстать пред лицом самого императора римского Тиверия; она поднесла ему красное яичко и приветствовала: «Христос воскресе!» Она проповедовала императору о Христе, и ее проповедь была так сильна, что он уверовал во Христа.

Проповедями вы блистать не можете, но проповедовать о Христе жизнью своей и хотя бы слабыми словами своими вы все можете. Подражайте же все святым женам-мироносицам.

11

Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Во что бы мы тогда верили, если бы не воскрес Христос? Как могли бы веровать в вечную правду, в Божию абсолютную справедливость? Если бы Христос не воскрес, то вся проповедь апостолов о Христе не имела бы силы. Вера наша в Него была бы тщетной, безнадежной, ибо «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес».

Если не верить воскресению мертвых, то и Христа Бог не мог бы воскресить, поэтому умершие во Христе погибли бы.

Читайте также: