Винсент из бове цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Vincent of Beauvais
Винсент из Бове
(1190 - 1264 гг.)
ИССЛЕДОВАНИЯ - КОММЕНТАРИИ - ССЫЛКИ
Винсент из Бове
Винсент из Бове известен потомкам прежде всего как энциклопедист. Его "Великое зерцало", представляющее собой систематизацию знаний того времени по различным вопросам, было самой значительной энциклопедией в Средневековье. Перу Винсента принадлежит и замечательный педагогический трактат "О наставлении детей знатных граждан" (около 1246).
Известно, что Винсент был монахом в цистерцианском монастыре неподалеку от королевской резиденции. Там он читал свои лекции, в которых стремился донести до слушателей лучшее из наследия античных и христианских писателей. Нередко слушала его и королевская чета. Именно королева попросила его помочь придворным учителям в воспитании своих детей. Откликаясь на эту просьбу, Винсент и написал упомянутый трактат.
Верный своей традиции, он собирался представить королеве антологию избранных, лучших пассажей из произведений античных, христианских писателей по различным аспектам образования и воспитания. Систематизировав цитаты, подчиняя их своему замыслу, а также сочетая цитаты с собственными заключениями, Винсент из Бове создал в итоге стройную, последовательную схему образования. Значение трактата Винсента из Бове для средневековой системы христианского образования трудно переоценить. Он был очень популярен в Средние века, и не только в высших слоях, но и в городской среде.
Источники Винсента очень разнообразны. Интересно, что к суждениям античных и раннехристианских писателей он обращается почти одинаково часто (соответственно 335 и 347 ссылок). Широко использует он и труды средневековых авторов (более 170 ссылок).
Трактат состоит из 51 главы. В представленных далее главах рассматривается ряд вопросов: как найти хорошего учителя, что мешает и что содействует обучению, о способе обучения, о преимуществах обучения в юном возрасте, о воспитании и обучении девочек и некоторые другие. Учитывая, что источник содержит множество однотипных цитат, мы сочли возможным часть их опустить.
Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II. Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. С. 111-112.
ХLII. О литературном и нравственном наставлении девочек и о нравственной чистоте
Тем временем, однако, пока родители указанным способом благородных девочек старательно охраняют [дома], надлежит их с помощью литературы обучать, а также наставлять в нравах. Обучать их, бесспорно, следует чтением, чтобы они, постоянно стремясь к этому достойному занятию, избегали бы вредных мыслей, а также уклонялись от телесного наслаждения и от пустословия. Поэтому говорит Иероним в письме Алетии о воспитании дочери: «Пусть твоя маленькая дочь земных песен не знает, не понимает непристойностей. Пусть нежный язычок приучается к пению сладостных псалмов. Пусть будет удалена от распущенных мальчиков. Пусть сделают ей буквы из самшита или слоновой кости. и пусть играет ими, чтобы и игра ее была обучением. Пусть будут у нее подружки по обучению, которым она бы завидовала и чьими успехами была бы уязвлена. И нельзя девочку наказывать, если она будет отставать, но следует поощрять ее ум, чтобы радовалась в случае победы и печалилась от неудач. Наконец, пусть любит твоя девушка вместо украшений божественные книги, в которых ценится не рисунок золотом или вавилонская кожа, а безукоризненный блеск веры. » Отсюда — он же пишет к деве Евстохии: «Чаще читай, изучай как можно больше. Пусть сон захватывает тебя, когда ты держишь книгу, и пусть лицо твое склоняется на святую страницу. » И чтобы не останавливалось и не прерывалось честное и полезное занятие подкрадывающимся отвращением, с чтением должны быть связаны и два других занятия — молитва и труд. Об этих трех упомянутых вещах, которые составляют честные занятия девочек, сказал в письме к Алетии Иероним: «Утром пусть поет она гимны. за молитвою последует чтение, за чтением — молитва. Пусть научится и держать решето. крутить веретено, прясть, пусть изготовляет такие одежды, с помощью которых можно спастись от холода, а не такие, которые обнажают тело».
Затем то же, что было сказано в отношении мальчиков, следует применять и к девочкам, а именно чтобы воспитывались они в добрых нравах и обычаях. Поэтому Иероним в том же письме говорит: «Остерегайся, чтобы дочь твоя в результате глупых женских ласк не стала бы сюсюкать, а также, чтобы не привыкала она играть в золоте и пурпуре. Одно из них мешает языку, другое — нравам. »
Следует воспитывать и обучать их преимущественно четырем добродетелям, а именно целомудрию, или нравственной чистоте, смирению, молчаливости, а также зрелости нравов и поступков.
Чтобы тщательно сохранить в девочке стыдливость, следует оберегать ее от всего враждебного скромности, и прежде всего от излишних плотских удовольствий и от дурного общества. Поясню: от излишеств в пище, сне, купании и украшениях.
ХLI. О надзоре за девочками и оберегании их от посторонних глаз
Выше мы разъяснили слова Иисуса, сына Сирахова, касающиеся обучения сыновей: «Есть у тебя сыновья? Учи их» и т.д. Там же добавлено и об обучении дочерей: «Есть у тебя дочери? Имей попечение о теле их и не показывай им веселого лица твоего. Имей попечение о теле их — говорю — в девическом возрасте, ибо возраст этот склонен к распущенности. [Следи], чтобы не ходили без разбору то на хороводы, то на представления, то в гости, а охранялись под надзором дома, дабы не вожделели они, слоняющиеся, и не вожделели бы их самих, В соответствии с этим сказано в ХЫ1 главе Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Дочь для отца — тайная постоянная забота, и попечение о ней отгоняет сон; в юности ее — как бы не отцвела, а в замужестве — как бы не опротивела; в девстве — как бы не осквернилась и не сделалась беременной в отцовском доме, в замужестве — чтобы не перешла границ дозволенного и в сожительстве с мужем не осталась бесплодною», а именно вследствие стремления ее к бесплодию, [достигаемому] или умерщвлением дитяти или слишком частым вступлением в половую связь. И если только, находясь под опекой отца, как уже сказано, девушка окажется беременной, то от родителей она заслуживает брань, от мужа — расторжения брака, для себя же по закону заслуживает смерти. О первом говорится в XXII главе Книги Иисуса, сына Сирахова: «Разумная дочь _ наследство мужу своему, бесстыдная — печаль родившему». И правильно называют ее «наследством» мужу, ведь она будто наследство, данное ему от Господа. В соответствии с этим в ХЬХ главе Книги Притчей сказано: «Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена — от Господа». И потому муж высоко ценит ее как хорошее наследство и не расстается с ней, разве лишь по причине смерти. И наоборот, та, которая изменяет мужу, заставляет его краснеть из-за того, что она лишена девственности, становится позором для своего отца, который, стало быть, плохо или небрежно воспитывал и охранял ее в собственном доме, и потому муж, в конце концов, возвращает ее с позором обратно отцу. И это есть [второе], а именно расторжение брака мужчиной. О третьем, т.е. о смертном приговоре, говорится в XXII главе Второзакония: «Если. не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти; ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудо-действовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя». Потому отец должен остерегаться всего этого в своей плотской дочери, как только может.
И поэтому Писание правильно убеждает родителей тщательно охранять дочь-девушку, а также воспитывать ее в строгости, чтобы не ослабли вожжи до распущенности и низменных страстей или чтобы не опозорила она как-нибудь случайно себя и родителей. Отсюда в XXVI главе Книги Иисуса, сына Сирахова, говорится: «Над бесстыдной дочерью поставь крепкую стражу, чтобы она, улучив послабление, не злоупотребила собой», т.е. не предалась бы блуду Об этом также сказано в XXII главе Книги Иисуса, сына Сирахова: «Дочь невоспитанная» — т.е. распущенная и легкомысленная — «рождается на унижение», т.е. уменьшит уважение к себе и родителям.
Такова женщина, болтливая и ветреная, не терпящая покоя, не желающая оставаться дома, но постоянно пребывающая вне его: то на улицах, то на перекрестках. В противоположность этому имеется пример о девушке воспитанной и уединенной, и этот пример — блаженнейшая Дева Мария.
Следующая цитата
Винсент из Бове известен прежде всего как энциклопедист. Его "Великое зерцало", представляющее собой систематизацию знаний того времени по различным вопросам, было самой значительной энциклопедией в Средневековье. Перу Винсента принадлежит и замечательный педагогический трактат "О наставлении детей знатных граждан" (около 1246).
Известно, что Винсент был монахом в цистерцианском монастыре неподалеку от королевской резиденции. Там он читал свои лекции, в которых стремился донести до слушателей лучшее из наследия античных и христианских писателей. Нередко слушала его и королевская чета. Именно королева попросила его помочь придворным учителям в воспитании своих детей. Откликаясь на эту просьбу, Винсент и написал упомянутый трактат.
Верный своей традиции, он собирался представить королеве антологию избранных, лучших пассажей из произведений античных, христианских писателей по различным аспектам образования и воспитания. Систематизировав цитаты, подчиняя их своему замыслу, а также сочетая цитаты с собственными заключениями, Винсент из Бове создал в итоге стройную, последовательную схему образования. Значение трактата Винсента из Бове для средневековой системы христианского образования трудно переоценить. Он был очень популярен в Средние века, и не только в высших слоях, но и в городской среде.
Источники Винсента очень разнообразны. Интересно, что к суждениям античных и раннехристианских писателей он обращается почти одинаково часто (соответственно 335 и 347 ссылок). Широко использует он и труды средневековых авторов (более 170 ссылок).
Трактат состоит из 51 главы. В представленных далее главах рассматривается ряд вопросов: как найти хорошего учителя, что мешает и что содействует обучению, о способе обучения, о преимуществах обучения в юном возрасте, о воспитании и обучении девочек и некоторые другие. Учитывая, что источник содержит множество однотипных цитат, мы сочли возможным часть их опустить.
По изд.: Антология педагогической мысли христианского Средневековья. Т. II. М.: АО "Аспект Пресс"., 1994
Перевод Н.В. Ревякиной и Т. Б. Рябовой
Следующая цитата
Главным трудом Винсента из Бове является крупнейшая энциклопедия средневековья: Зерцало великое / Speculum majus, содержащая 80 книг и 9885 глав и написанная в период с 1244 по 1260 годы. Энциклопедия была написана «. с целью сбора и организации в единую и удобную для читателя систему всей совокупности доступного в то время человеческого знания (как священного, так и мирского) и представляющая из себя компиляцию, составленную на основе более чем 400 как христианских, так и языческих (греческих, римских), арабских и еврейский источников, к которым полностью отрицающий свою оригинальность Винсент относится с глубоким уважением и неограниченным доверием. При этом основная задача энциклопедии заключается в том, чтобы показать людям путь от невежества, греховности и немощи к мудрости, добродетели и могуществу». Принцип объединения в одном сочинении как религиозных, так и естественнонаучных знаний восходил для Винсента из Бове. к словам апостола Павла: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес 5. 21). Первоначально данное произведение состояло из 3-х частей:
1) «Зерцало природы» («Speculum naturale» в 32-х книгах), являющееся фактически обширным комментарием на «Шестоднев» и рассматривающее большой круг естественнонаучных сведений о природных явлениях в порядке их сотворения Богом, затрагивая при этом вопросы космологии, астрономии, оптики, метеорологии, физической географии, геологии, земледелия, алхимии, биологии (интересно, что описания животных следуют у Винсента из Бове в алфавитном порядке), анатомии (в частности, воспроизводятся пропорции человеческого тела, предложенные в трактате «Об архитектуре» («De architectura libri decem» III, 1) Витрувия), физиологии, психологии, медицины и т.д.;
2) «Зерцало науки» («Speculum doctrinale» в 17-ти книгах), охватывающее не только теоретическое знание (теология, метафизика, физика, свободные искусства), но и практические дисциплины (этика, экономика, политика, механические искусства), и интересное, помимо прочего, содержащейся в нём разработкой теории четырёх свойств логических терминов - это обозначение (significatio), рассматриваемое как род, по отношению к которому видами являются подстановка (suppositio), связка (copulatio) и именование (appellatio);
3) «Зерцало истории» («Speculum historiale» в 31-й книге), излагающее хронику от сотворения мира до 1254 г. и включающее в себя также новейшую информацию, почерпнутую из рассказов средневековых путешественников, например, францисканца Иоанна Плано Карпини («Historia Mongalorum»), Симона Сен-Кантенского.
В 1310-25 гг. в состав энциклопедии анонимным автором была добавлена 4-я часть, «Зерцало морали» («Speculum morale»), в основном составленная на основе «Суммы теологии» Фомы Аквинского, благодаря чему все произведение получило второе название «Четверное зерцало» («Speculum quadruplex»)».
Переведенное на французский, каталонский, испанский, голландский, немецкий и др. языки и выдержавшее 6 печатных изданий за XV-XVII вв., «Великое зерцало» пользовалось популярностью, его хорошо знали итальянские гуманисты, к отрывку из хроники за 1223-1250 гг. (времени правления королей Людовика VIII и Людовика IX и жизни самого Винсента из Бове) как к достоверному источнику обращались позднейшие историки. В 1679 г. извлеченное из «Великого зерцала» сказание о пророке Мухамаде было переведено на рус. язык Симеоном Полоцким.1
Следующая цитата
Vincent of Beauvais
Винсент из Бове
(1190 - 1264 гг.)
О наставлении детей знатных граждан
1. Об обучении детей знатных граждан
Перевод с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner. Cambridge, 1938.
Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II. Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. С. 111-138.
Читайте также: