Весенняя ночь белов цитаты

Обновлено: 18.09.2024

воспитывать любовь к родине и родной природе, формировать нравственно-эстетические представления учащихся.

Планируемые результаты:

предметные умения: знать содержание рассказа В.И.Белова «Весенняя ночь», уметь определять тему и идею произведения, а также художественные особенности рассказа;

познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД : нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: портрет автора, учебник, доп. карточки.

І. Организационный момент.

2. Формулируем тему урока.

Первые три иллюстрации – прилагательное, связанное со временем года.

Вторые 2 иллюстрации – сущ., связанное со временем суток.

Соедините два слова и получите произведение, которое изучим на уроке.

Весенняя ночь.

3. Формулировка целей урока.

(Прочитать произведение. Узнать об авторе. Проанализировать рассказ. Ответить на вопросы).

4. Рассказ о В. И. Белове.

Василий Иванович Белов - прозаик. Он родился в 1932 году в вологодской деревне Тимонихе в семье крестьянина, погибшего на войне. Рано, еще мальчишкой, начал работать в колхозе, помогая матери поднимать младших четверых детей. Окончив сельскую семилетнюю школу, уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность плотника и столяра. Потом освоил специальность моториста, а позже - и электромонтера. Во время службы в армии выучился на радиотелеграфиста.

Но очень скоро обнаружилось, что подлинным его призванием была литература, писательский труд. Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи, поступил учиться в Литературный институт им. М. Горького. Поэтом Белов не стал, хотя его первой книгой, появившейся в 1961, был сборник стихов "Деревенька моя лесная. Окончив институт, вернулся в Вологду, отдавая все силы и время литературному творчеству.

В. Белов не оставил публицистику, в своих статьях он выступа в защиту небольших русских деревень, боролся за сохранение величайшего национального достояния - русского языка. Широко известна благотворительность Белова. Близ своей деревни Тимонихи он восстановил разрушенную церковь Успения. Собственноручно настилал полы, сделал по всем канонам престол, иконостас. В течение трех лет вкладывал свои сбережения в восстановительные работы.

Жил последнее время Василий Белов в Вологде, но часто и подолгу бывал в родной Тимонихе. Умер 4 декабря 2012 г.

5. Обращение к учебнику.

6. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.

7. Анализ рассказа В.Белова «Весенняя ночь». Работа с текстом.

Выявление первоначальных впечатлений. Беседа по содержанию.

Понравился ли вам рассказ В.Белова «Весенняя ночь»? О чем этот рассказ?

Где случилась весенняя ночь? Обоснуйте свои предположения.

Исследовательская работа с текстом.

Какие весенние явления описывает автор? (Становится тепло, на деревьях набухают почки, появляются первые листочки, весенняя гроза, птицы поют, поднимаются испарения от земли, солнце поднимается быстро).

А какие звуки раздаются в весеннем лесу? (Гром гремит, птицы поют взахлеб, земля продолжает «сопеть и попискивать»)

А как Белов описывает весенние запахи? (Земля пахнет корнями, прошлогодними листьями и травой).

Каким чувства испытывает автор, описывая весну? Найдите в тексте строчки, содержащие ответ на вопрос. Каким настроением проникнуты эти описания? «Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения: да не будет конца свободе и радости!»

Почему долгожданная весна названа «радостно-страшной»?

8. Практическая часть. Работа в парах. Сочно, красочно изображает Василий Белов в своем рассказе весеннюю ночь, используя яркие, неожиданные метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения…Они позволяют увидеть весну живым существом со своеобразным характером.

Задание: перед вами средства выразительности, использованные В. Беловым при описании весны. Назовите их. (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).

Весь мир и вся Вселенная встают на дыбы

Жизнь и земля со всей природой выходят из своих берегов

Земля продолжает сопеть и попискивать

Золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах, словно добрые призраки

Маленькие, в детский ноготок, листья

Сшиблись широкими лбами темные облака

Ушла…поверженная апрелем зима

Жирной травой - эпитет:

зелень полян теряет свежесть - метафора

ленивеют и толстеют облака - олицетворение

нежный лист, опаловые облака, кровожадного гнуса - эпитеты

бородатые мхи - эпитет, олицетворение:

проползают грибницы - олицетворение

разнузданное пиршество лета - метафора

ниш грибных дождей сшивают самобраную июльскую скатерть - развернутая метафора

засыпает, будто в похмельном сне - сравнение

сковано ледяными цепями - метафора.

Стр. 193.

Работа с учебником. Чтение статьи «В мире художественного слова В.И.Белова».

- Назовите отличительные признаки стихотворения в прозе.

Отсутствие ритма и рифмы, членение текста на небольшие абзацы, ослабленный сюжет, обращение к чувствам лирического героя, выражение личных переживаний и впечатлений.

VI. Закрепление.

Вопросы – тесты

Внимательно ли вы, ребята, читали, узнаете, ответив на вопросы.

Выберите правильный ответ

I. Но там, за чередою весенних дней, земля уже обрастает…

1.зеленой травой; 2.жирной травой; 3. нежной травой.

II. Где – то в невидимом …небе сшиблись:

1.лбами темные облака; 2. грудью темные облака; 3. головами темные облака

III. Пахнущая земля: 1.кашляет; 2. сопит; 3. вздыхает

IV. Столбы испарений: 1. серебряные; 2. золотые; 3. прозрачные

V. На восходе легко и неторопливо выпрастываются из почек листочки:

в детскую ладошку;

в детский ноготок;

в детский мизинчик

VI. Нежный березовый лист покрывается:

VII. Ползут по веткам:

VIII. Тут и там поднимаются:

красные шапки мухоморов;

красные колпаки мухоморов;

красные кепки мухоморов

IX. Еще не стихло зеленое, разнузданное

празднество лета; 2. пиршество лета; 3. буйство лета

X. Нити грибных дождей уже напрасно сшивают:

XI. Ушла, изморилась вконец поверженная

апрелем зима; 2. мартом зима; 3. февралем зима

1.На уроке я работал

с удовольствием/ без удовольствия

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Материал урока мне был

Домашнее задание .

Выберите правильный ответ

I. Но там, за чередою весенних дней, земля уже обрастает…

1.зеленой травой; 2.жирной травой; 3. нежной травой.

II. Где – то в невидимом …небе сшиблись:

1.лбами темные облака; 2. грудью темные облака; 3.головами темные облака

III. Пахнущая земля: 1.кашляет; 2.сопит; 3.вздыхает

IV. Столбы испарений: 1.серебряные; 2.золотые; 3. прозрачные

V. На восходе легко и неторопливо выпрастываются из почек листочки:

1. в детскую ладошку; 2. в детский ноготок; 3. в детский мизинчик

VI. Нежный березовый лист покрывается:

1. маленькими пузырьками; 2. мелкими пупырышками; 3.жесткими бородавками

VII. Ползут по веткам:

1.усатые мхи; 2.бородатые мхи; 3.волосатые мхи

VIII. Тут и там поднимаются:

красные шапки мухоморов;

красные колпаки мухоморов;

красные кепки мухоморов

IX. Еще не стихло зеленое, разнузданное

1.празднество лета; 2.пиршество лета; 3.буйство лета

X. Нити грибных дождей уже напрасно сшивают:

1. июльскую скатерть; 2. июльскую рубашку; 3. июльскую накидку

XI. Ушла, изморилась вконец поверженная

1.апрелем зима; 2.мартом зима; 3.февралем зима

Выберите правильный ответ

I. Но там, за чередою весенних дней, земля уже обрастает…

1.зеленой травой; 2.жирной травой; 3. нежной травой.

II. Где – то в невидимом …небе сшиблись:

1.лбами темные облака; 2. грудью темные облака; 3.головами темные облака

III. Пахнущая земля: 1.кашляет; 2.сопит; 3.вздыхает

IV. Столбы испарений: 1.серебряные; 2.золотые; 3. прозрачные

V. На восходе легко и неторопливо выпрастываются из почек листочки:

1. в детскую ладошку; 2. в детский ноготок; 3. в детский мизинчик

VI. Нежный березовый лист покрывается:

1. маленькими пузырьками; 2. мелкими пупырышками; 3.жесткими бородавками

VII. Ползут по веткам:

1.усатые мхи; 2.бородатые мхи; 3.волосатые мхи

VIII. Тут и там поднимаются:

красные шапки мухоморов;

красные колпаки мухоморов;

красные кепки мухоморов

IX. Еще не стихло зеленое, разнузданное

1.празднество лета; 2.пиршество лета; 3.буйство лета

X. Нити грибных дождей уже напрасно сшивают:

1. июльскую скатерть; 2. июльскую рубашку; 3. июльскую накидку

XI. Ушла, изморилась вконец поверженная

1.апрелем зима; 2.мартом зима; 3.февралем зима

зелень полян теряет свежесть

ленивеют и толстеют облака

нежный лист, опаловые облака, кровожадного гнуса

разнузданное пиршество лета

ниш грибных дождей сшивают самобраную июльскую скатерть

засыпает, будто в похмельном сне

сковано ледяными цепями

зелень полян теряет свежесть

ленивеют и толстеют облака

нежный лист, опаловые облака, кровожадного гнуса

разнузданное пиршество лета

ниш грибных дождей сшивают самобраную июльскую скатерть

засыпает, будто в похмельном сне

сковано ледяными цепями

зелень полян теряет свежесть

ленивеют и толстеют облака

нежный лист, опаловые облака, кровожадного гнуса

разнузданное пиршество лета

ниш грибных дождей сшивают самобраную июльскую скатерть

засыпает, будто в похмельном сне

сковано ледяными цепями

зелень полян теряет свежесть

ленивеют и толстеют облака

нежный лист, опаловые облака, кровожадного гнуса

разнузданное пиршество лета

ниш грибных дождей сшивают самобраную июльскую скатерть

засыпает, будто в похмельном сне

сковано ледяными цепями

зелень полян теряет свежесть

ленивеют и толстеют облака

нежный лист, опаловые облака, кровожадного гнуса

разнузданное пиршество лета

ниш грибных дождей сшивают самобраную июльскую скатерть

засыпает, будто в похмельном сне

сковано ледяными цепями

Тема урока: «В. Г. Распутин «Век живи – век люби».

Цель: познакомить с рассказом «Век живи – век люби», с её автором В.Г. Распутиным.

пособствовать формированию последовательного, логического мышления, устной и письменной речи, воли и самостоятельности, умения работать в группе.

формирование навыков выразительного чтения, лексической работы, анализа произведения.

способствовать формированию толерантности, уважения к окружающим и самоуважения, атмосферы свободного выбора и доверительности.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Оборудование:

Слово учителя . Рассказ «Век живи – век люби» - это маленькая частичка большого и интересного творческого пути В.Г. Распутина. Я думаю, вам будет интересно узнать о том, что хотел сказать автор своим рассказом.

Работа с учебником. Чтение рассказа. Стр. 194-201 .

Анализ отрывка повести В. Распутина «Век живи – век люби»

Назовите героев рассказа.

Является ли природа действующим лицом произведения? Какую роль она играет?

- Человек немыслим без природы не только как неотъемлемая часть ее, но и как совершенно уникальная субстанция, которая способна соединить разум и то, что этот разум питает; осуществить связь между малой частью планеты и необозримыми просторами Вселенной. природа живет самостоятельно, независимо, вольно и в то же время - предвосхищая или поясняя происходящее с человеком.

Прочитаем строчку . «Это была первая Санина ночь в тайге — и какая ночь! — точно взявшаяся показать ему один из своих могучих пределов». Что это за «могучие пределы»?

Предел - граница, край, черта. «Ночь, точно взявшаяся показать ему один из своих могучих пределов» - условная черта, отделяющая ночь от какого-то другого состояния. В сочетании с эпитетом «могучих» наоборот придает ночи всеохватность, бесконечность, бескрайность. У ночи есть предел где-то. Но этот предел так могуч, что его практически невозможно увидеть, установить.

Что увидел и почувствовал Саня в таёжном лесу? На основании этих наблюдений сделайте вывод о характере мальчика.

Саня впервые оказался ночью в тайге, один на один с природой. Сначала он ощущает себя маленьким и одиноким, его душа смята величественной н могучей красотой, окружающей его. Ему кажется, что он представляется жалким, беспомощным и игрушечным у своего костерка посреди безмолвной ночи. Он слышит вздох тайги, ее зов сливается с природой, начинает лучше ее понимать. Поутру он ступает легко и высоко, словно пытаясь удержаться, на земле и не взлететь, его все приводит в восторг, он чувствует себя, и только счастливым и спокойным открывшегося ему знания, что его распирает от этого чувства, он острее и четче видит, замечает все по-особенному ярко и свежо, размышляет о таком, что и словами то трудно передать.

Все это характеризует мальчика как чуткого, доброго, думающего человека .

Что заставляет Саню удивиться? Найдите в тексте строчки, содержащие ответ на вопрос:

«Увидев, что дядя Володя направляется к шалашу, Саня пошёл вслед за ним и хотел высыпать из своего бидона в его далеко не полный горбовик, но дядя Володя неожиданно грубо и резко не позволил. Саня, очень удивлённый, отступил и поставил бидон на землю рядом с рюкзаком».

Герой удивлён грубым и резким отказом дяди Володи.

Внимательно ещё раз перечитайте последнюю фразу. В каких словах переданы ощущения Сани?

6. Итог урока.

На что похоже необычное название?

Почему повесть В. Распутина называется «Век живи – век люби»?

Это название звучит как наказ автора беречь в себе доброе отношение к людям и миру вопреки всем невзгодам.

Следующая цитата

Там простой шум ветра, треск поленьев в печи, шорох дождика, плеск озерной воды, шелест осинок – все ненавязчиво, сдержанно, не говоря уж о ласточкином чириканье. Там, в тишине можно поставить и пластинку с записью Глинки, Чайковского, Моцарта. Или прекрасного церковного пения. Какая это радость для человека!

«Ни Богу свечка, ни черту кочерга

Чисто русское это свойство – жалеть об упущенной возможности.

Человечество словно бы задалось целью механизировать, автоматизировать да и вообще ликвидировать мускульные усилия. Комфорт и удобство стали главным критерием благополучия… Между тем физический труд (не путать с физкультурой и спортом) – одно из главных условий выживаемости человека. Да и нарастания общественного эстетического и материального богатства вряд ли возможно без такого условия. Труд, каким бы он ни был тяжелым или грязным, всегда духовная категория.

Нравственные противоречия между честными и жуликами, между трудолюбием и ленью большевистская пропаганда выдавала за классовую борьбу в городе и в деревне.

Следующая цитата

воспитывать любовь к родине и родной природе, формировать нравственно-эстетические представления учащихся.

Планируемые результаты:

предметные умения: знать содержание рассказа В.И.Белова «Весенняя ночь», уметь определять тему и идею произведения, а также художественные особенности рассказа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Межпредметные связи: русский язык, развитие речи, окружающий мир, краеведение.

Оборудование: компьютерная презентация, проектор, учебник.

І. Организационный момент. Включение в деятельность.

II. Мотивация к учебной деятельности.

Просмотр фото учащихся на фоне природы, акцент на время года.

III. Этап целеполагания.

Я не случайно решила показать вам эти фотографии, все эти интересные события проходили на лоне природы. Дома вы должны были прочитать рассказ русского писателя, нашего современника – В. Белова. Рассказ называется «Весенняя ночь». Какова будет цель урока? Попробуйте сформулировать. Цель урока – выявление художественных особенностей и идеи рассказа. В конце урока мы должны ответить на вопрос: «зачем же, ради чего была тогда и весна?»

ІV. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Рассказ о В. И. Белове. В. И. Белов – подвижник. (Индивидуальные задания).

Василий Иванович Белов - прозаик. Он родился в 1932 году в вологодской деревне Тимонихе в семье крестьянина, погибшего на войне. Рано, еще мальчишкой, начал работать в колхозе, помогая матери поднимать младших четверых детей.

Окончив сельскую семилетнюю школу, уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность плотника и столяра. Потом освоил специальность моториста, а позже - и электромонтера. Во время службы в армии выучился на радиотелеграфиста.

Но очень скоро обнаружилось, что подлинным его призванием была литература, писательский труд. Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи, поступил учиться в Литературный институт им. М.Горького. Поэтом Белов не стал, хотя его первой книгой, появившейся в 1961, был сборник стихов "Деревенька моя лесная. Окончив институт, вернулся в Вологду, отдавая все силы и время литературному творчеству.

В.Белов не оставил публицистику, в своих статьях он выступа в защиту небольших русских деревень, боролся за сохранение величайшего национального достояния - русского языка.

Широко известна благотворительность Белова. Близ своей деревни Тимонихи он восстановил разрушенную церковь Успения. Собственноручно настилал полы, сделал по всем канонам престол, иконостас. В течение трех лет вкладывал свои сбережения в восстановительные работы.

Жил последнее время Василий Белов в Вологде, но часто и подолгу бывал в родной Тимонихе. Умер 4 декабря 2012 г.

Комментарий учителя . В одном из интервью В. Белов поделился такой мыслью: «Но жить все равно придется, и жить по-человечески. Вернее, по-божески. ». А после его смерти коллеги-писатели сказали: « Вот и стало в Русском Доме - России ещё одним подвижником меньше …»

Лексическая работа слово «подвижник» - самоотверженный труженик, тот, кто самоотверженно борется за достижение высоких целей на каком-л. трудном поприще. Активный, самоотверженный деятель, борец.

Василий Белов - настоящий писатель-подвижник, через творчество которого приходит к простым людям в России православный русский дух.

V. Анализ рассказа В.Белова «Весенняя ночь». Работа с текстом.

Выявление первоначальных впечатлений. Беседа по содержанию.

Понравился ли вам рассказ В.Белова «Весенняя ночь»? О чем этот рассказ?

Где случилась весенняя ночь? Обоснуйте свои предположения.

Какие смысловые части можно выделить в рассказе? Одинаковы ли они по объему?

Исследовательская работа с текстом.

Какие весенние явления описывает автор? (Становится тепло, на деревьях набухают почки, появляются первые листочки, весенняя гроза, птицы поют, поднимаются испарения от земли, солнце поднимается быстро).

А какие звуки раздаются в весеннем лесу? (Гром гремит, птицы поют взахлеб, земля продолжает «сопеть и попискивать»)

А как Белов описывает весенние запахи? (Земля пахнет корнями, прошлогодними листьями и травой).

Каким чувства испытывает автор, описывая весну? Найдите в тексте строчки, содержащие ответ на вопрос. Каким настроением проникнуты эти описания? «Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения: да не будет конца свободе и радости!»

Почему долгожданная весна названа «радостно-страшной»?

- Какой смысл автор вкладывает в выражение «безжалостное счастье»?

«Это тогда постигают многие люди, что нет нигде ни конца, ни начала».

Комментарий учителя . Ночь, когда весна полновластной хозяйкой вступает в свои права, изменяет мир вокруг. Эти перемены могут быть и радостными, и пугающими своей неизвестностью. Человек осознаёт величие природы, возрождающейся к новой жизни, и собственную беспомощность перед лицом вечности.

Практическая часть. Работа в парах. Сочно, красочно изображает Василий Белов в своем рассказе весеннюю ночь, используя яркие, неожиданные метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения…Они позволяют увидеть весну живым существом со своеобразным характером.

Задание: перед вами средства выразительности, использованные В. Беловым при описании весны. Сгруппируйте их следующим образом: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

… первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром. Будто раскатилась каменка нездешней, какой-то сказочно богатырской бани.

Весь мир и вся Вселенная встают на дыбы

Жизнь и земля со всей природой выходят из своих берегов

Земля продолжает сопеть и попискивать

Золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах, словно добрые призраки

Маленькие, в детский ноготок, листья

Зелень полян теряет свою свежесть

Ленивеют и толстеют в небе облака

Меж миллионов корней, враждующих и борющихся за ее кровь

Все умирает, засыпает, будто в похмельном сне

Сшиблись широкими лбами темные облака

Ушла…поверженная апрелем зима

Продолжение исследовательской работы с текстом.

Найдите в тексте слова и словосочетания, передающие описание лета. Какие изменения произошли в природе? (Трава стала жирной, зелень потеряла свежесть, листья покрываются жесткими бородавками, облака становятся толстыми и ленивыми, а громы – грубыми, появляется гнус, разрастается мох, появляются грибы, ощущается запах гнили).

Как автор относится к этому времени года? (Сожалеет о потерянной

свежести, о том, об утраченной свободе и радости).

Какие глаголы передают состояние осенней и зимней природы? (Все

умирает, засыпает, оцепенело, сковано-прич.) Сравните эти глаголы с глаголами из 1и 2 предложений. О каком средстве выразительности идет речь?

- Какой ответ даёт автор на вопрос: «Зачем же, ради чего была тогда и весна?»

Работа с учебником. Чтение статьи «В мире художественного слова В.И.Белова».

- Назовите отличительные признаки стихотворения в прозе.

Отсутствие ритма и рифмы, членение текста на небольшие абзацы, ослабленный сюжет, обращение к чувствам лирического героя, выражение личных переживаний и впечатлений.

Следующая цитата

 Урок литературы в 5 «А» классе

 Урок литературы в 5 «А» классе

1 слайд Описание слайда:

Урок литературы в 5 «А» классе


2 слайд Описание слайда:

Василий Иванович Белов. (1932-2012г.г)

3 слайд Описание слайда:

Василий Иванович Белов. (1932-2012г.г)

 Художественные особенности и идея рассказа Василия Белова «Весенняя ночь»

4 слайд Описание слайда:

Художественные особенности и идея рассказа Василия Белова «Весенняя ночь»

Работа в группах 1 группа- звуки в рассказе 2 группа- цвет З группа- запахи 4

5 слайд Описание слайда:

Работа в группах 1 группа- звуки в рассказе 2 группа- цвет З группа- запахи 4 группа- описание дождя


6 слайд Описание слайда:

Художники отразили в своих произведениях весну во всём ее многообразии. А. Са

7 слайд Описание слайда:

Художники отразили в своих произведениях весну во всём ее многообразии. А. Саврасов «Грачи прилетели» И.Левитан «Март» И.Левитан «Весна. Большая вода»

«Вот и в Ургал пришла весна»

8 слайд Описание слайда:

«Вот и в Ургал пришла весна»

Домашнее задание. Напишите мини – сочинение «от имени» первого подснежника, р

9 слайд Описание слайда:

Домашнее задание. Напишите мини – сочинение «от имени» первого подснежника, разбуженного ручейка, солнца. Представьте, о чем они могли бы поведать во время своего пробуждения.


10 слайд Описание слайда:

Выбранный для просмотра документ Рабочий лист ученика.docx

библиотека
материалов

Рабочий лист ученика:

В. Белов «Весенняя ночь»

Найдите в отрывке Выразительные средства эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения)

Рейтинг материала: 5,0 (голосов: 1)

Выбранный для просмотра документ Синквейн.docx

библиотека
материалов

Синквейн- творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения , состоящую из нерифмованных строк

с у щ., выражающее главную тему синквейна

два прилаг. Выражающ. Главную мысль

три глагола ,описывающих действия в рамках темы

4 Фраза, несущая определенный смысл

Сущест, ( ассоциация с первым словом)

Расцветает, живет, поет

Дает всем жизнь и радость

Греет, тает, распускается

Прохладная весна в этом году

Приходит, оживляет, воодушевляет

Чудесная пора жизни

Растет, цветет, пахнет

Пробуждается от спячки

Рейтинг материала: 5,0 (голосов: 1)

Выбранный для просмотра документ Урок литературы в 5 классе.docx

библиотека
материалов

Конспект урока литературы в 5 классе

Кузменкина Ирина Валентиновна , учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 им. А.А. Абрамова Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского района Хабаровского края

Тема урока: Художественные особенности и идея рассказа В.И.Бело ва «Весенняя ночь»

выявить идеи и художественные особенности рассказа;

формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником, навыки выразительного чтения; развивать творческие способности учащихся

воспитывать любовь к родине и родной природе, формировать нравственно-эстетические представления учащихся.

Планируемые результаты:

предметные умения : знать содержание рассказа В.И.Белова «Весенняя ночь», уметь определять тему и идею произведения, а также художественные особенности рассказа;

познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД : нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Межпредметные связи : русский язык, развитие речи, ИЗО, музыка, окружающий мир, краеведение.

Оборудование: компьютерная презентация, проектор, учебник , рабочие листы для обучающихся

І. Организационный момент. Включение в деятельность. С каким настроением вы пришли на урок? ( Перед вами листочки с радугой, закрасьте цветами вашего настроения первую часть радуги)

II. Мотивация к учебной деятельности.

Просмотр фото учащихся на фоне природы.

III. Этап целеполагания.

Я не случайно решила показать вам эти фотографии, все эти интересные события проходили на лоне природы. Какое время года изображено? Весна, Какие ассоциации возникают при этом слове?( На доске составляется ассоциативная карта)

Дома вы должны были прочитать рассказ русского писателя, нашего современника – В. Белова, с биографией которого мы познакомились на предыдущем уроке. Рассказ называется «Весенняя ночь». Какова будет цель урока? Попробуйте сформулировать. Цель урока – выявление художественных особенностей и идеи рассказа.

ІV. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

V. Анализ рассказа В.Белова «Весенняя ночь». Работа с текстом.

Выявление первоначальных впечатлений. Беседа по содержанию.

Понравился ли вам рассказ В.Белова «Весенняя ночь»? О чем этот рассказ?

Где случилась весенняя ночь? Обоснуйте свои предположения.

Какие смысловые части можно выделить в рассказе? Одинаковы ли они по объему?

Исследовательская работа с текстом.

Какие весенние явления описывает автор? (Становится тепло, на деревьях набухают почки, появляются первые листочки, весенняя гроза, птицы поют, поднимаются испарения от земли, солнце поднимается быстро).

Какие чувства испытывает автор, описывая весну? Найдите в тексте строчки, содержащие ответ на вопрос. Каким настроением проникнуты эти описания? «Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения: да не будет конца свободе и радости!»

Практическая часть. Работа в группе. Сочно, красочно изображает Василий Белов в своем рассказе весеннюю ночь, используя яркие, неожиданные метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения…Они позволяют увидеть весну живым существом со своеобразным характером

Задание: .В отрывке от слов «Весной в родимом лесу…» и до слов «Да не будет конца» найдите эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

… первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром. Будто раскатилась каменка нездешней, какой-то сказочно богатырской бани.

Весь мир и вся Вселенная встают на дыбы

Жизнь и земля со всей природой выходят из своих берегов

Земля продолжает сопеть и попискивать

Золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах, словно добрые призраки

Маленькие, в детский ноготок, листья

Зелень полян теряет свою свежесть

Ленивеют и толстеют в небе облака

Меж миллионов корней, враждующих и борющихся за ее кровь

Все умирает, засыпает, будто в похмельном сне

Сшиблись широкими лбами темные облака

Ушла…поверженная апрелем зима

Почему долгожданная весна названа «радостно-страшной»?( новое выразительное средство Оксюморон-стилистическая фигура,( сочетание слов с противоположным значением( сочетание несочитаемого)

Комментарий учителя . Ночь, когда весна полновластной хозяйкой вступает в свои права, изменяет мир вокруг. Эти перемены могут быть и радостными, и пугающими своей неизвестностью. Человек осознаёт величие природы, возрождающейся к новой жизни, и собственную беспомощность перед лицом вечности.

- Какой смысл автор вкладывает в выражение «безжалостное счастье»? «Это тогда постигают многие люди, что нет нигде ни конца, ни начала».

Какие чувства испытывает автор, описывая весну? Найдите в тексте строчки, содержащие ответ на вопрос. Каким настроением проникнуты эти описания? «Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения: да не будет конца свободе и радости!

Работа в группах:

1 группа: А какие звуки раздаются в весеннем лесу? Запишите в свой лист (Гром гремит, птицы поют взахлеб, земля продолжает «сопеть и попискивать») (Звучит фрагмент из альбома П.И.Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник)

2 группа: Какие краски использует автор в описании весны ?( обращение к слайду «Весна на полотнах Исаака Левитана и Алексея Саврасова; иллюстрации к рассказу, нарисованные учениками школы)

3 группа: А как Белов описывает весенние запахи? (Земля пахнет корнями, прошлогодними листьями и травой).

4 группа: В рассказе присутствует образ дождя. Какой он весной, летом и осенью?

Продолжение исследовательской работы с текстом.

-Найдите в тексте слова и словосочетания, передающие описание лета. Какие изменения произошли в природе? (Трава стала жирной, зелень потеряла свежесть, листья покрываются жесткими бородавками, облака становятся толстыми и ленивыми, а громы – грубыми, появляется гнус, разрастается мох, появляются грибы, ощущается запах гнили).

-Как автор относится к этому времени года? (Сожалеет о потерянной

свежести, о том, об утраченной свободе и радости).

-Какие глаголы передают состояние осенней и зимней природы? (Все

умирает, засыпает, оцепенело, сковано-прич.) Сравните эти глаголы с глаголами из 1и 2 предложений- Какой прием использует автор?

-Что можно сказать об авторской позиции и об авторе этого произведения? ( Автор очень любит природу, он очень внимателен и наблюдателен, чувственный и эмоциональный человек. Позиция его такова – нужно любить природу, радоваться её изменениям, видеть прекрасное даже в самом казалось бы обычном).

Какой ответ даёт автор на вопрос: «Зачем же, ради чего была тогда и весна?»

VI. Закрепление. Рефлексия

Письмо по кругу на тему «Вот и в Новый Ургал пришла весна» ( Чтение творческих работ)

Что мы делали на уроке, чему научились, что нового узнали

Домашнее задание .

Составьте мини – сочинение «от имени» первого подснежника, разбуженной реки, солнца. Представьте, о чем они могли бы поведать во время своего пробуждения.

Выставление оценок

С каким настроением вы уходите с урока? Раскрасьте вторую часть радуги

Читайте также: